Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.1 Понятие воображения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Условия развития воображения на уроках изобразительного искусства в начальной школе 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 20
2.1 Исследование уровня развития воображения у младших школьников 20
2.2 Опытно - экспериментальная работа по повышению уровня развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 27
2.3 Анализ развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства 30
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение А Результаты на констатирующем этапе исследования 42
Приложение Б Результаты на контрольном этапе исследования 47
Проблема развития воображения младших школьников является актуальной. Нововведения в социальной и экономической области наталкивают на необходимость к формированию творческих личностей, которые найдут выход из любой ситуации при помощи нестандартного мышления.
Проблема развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства привлекает к себе особое внимание различных ученых, которые изучают педагогику и психологию. Вместе с развитием образовательной практики развиваются и задачи в ее исследовании. Одной из таких задач является изучение особенностей процесса развития воображения, потому что именно этот процесс влияет на творческую деятельность детей, а в последствие и на их общее поведение.
Таким образом, в образовательных учреждениях одной из целей является развитие творческого потенциала нового поколения. Воображение играет важную роль в жизни каждого ребенка с раннего детства. Воображение опирается на образы и жизненный опыт, которого у детей в силу возраста не так много. При помощи воображения можно испытать море эмоций, на время отстранится от пространственных и временных ограничений, отправится в прошлое или будущее, а также создать что-то несуществующее. Благодаря воображению процветает познание и творчество, которые так необходимы в любой деятельности.
Конечно, воображение учеников начальной школы может развиваться во время активных игр, на разных уроках, во внеурочной деятельности, но самое сильное воздействие на развитие оказывают уроки изобразительного искусства. Благодаря этому предмету у учеников развиваются различные навыки и умения: зрительная память, мышление, художественные способности, чувство эстетики, воображение, формирование мировоззрения. На этих уроках дети учатся целенаправленности, самостоятельности, инициативности, аккуратности, трудолюбию, настойчивости, а также развивают мыслительную деятельность и эстетическое отношение к действительности.
На данный момент научной проблемой становится процесс развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования: развитие воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: развитие воображения у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства будет успешен, если:
• педагог в учебном процессе использует разнообразные техники и художественные материалы;
• учитель в определённые моменты даёт ученикам свободу выбора и самостоятельные работы.
Задачи исследования:
• изучить и проанализировать проблему развития воображения;
• определить уровень сформированности воображения у младших школьников;
• разработать и внедрить комплекс уроков, направленный на развитие воображения на уроках изобразительного искусства;
• проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос, беседа.
База исследования: 4«А» и 4«Б» классы МБУ «Школы с углубленным изучением отдельных предметов №41».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее программа может быть использована в работе учителей начальных классов.
В любое время человек с отлично развитым воображением считается двигателем прогресса. Конечно, и в наши дни такие люди очень востребованы. Они могут найти нестандартный подход к любой ситуации, решать самые сложные задачи и идти в одном ритме с современной жизнью. Люди с развитым воображением могут добиться успеха не только в искусстве, но и в различных других областях. Поэтому так важно начинать активизировать процесс воображения еще с детства.
Дети в начальной школе очень восприимчивы, активны и открыты к новой информации. Именно в этот период важно помочь ребенку направить энергию в нужно русло и помочь начать развить свою фантазию.
Изучение зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по теме развития воображения учеников начальной школы позволило понять, что данная проблема была актуальна во все времена. Различные ученые поднимали эту проблему, проводили анализ понятия «воображения», проводили эксперименты, но, тем не менее, в настоящее время, проблема развития воображения учеников начальной школы все еще актуальна и требует современных подходов к ее решению.
Благодаря работам таких ученых как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.Н. Шацкая, Я.А Каменского, И.Г. Песталоцци, Н.А. Ветлугина и многих других, в наше время можно подробно изучить становление проблемы развития воображения в начальной школе на уроках изо.
После проведения констатирующего, формирующего и контрольного этапа исследования и проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что низкие результаты уровня воображения обусловлены следующими проблемами педагогической работы:
- не разработаны педагогические условия развития воображения в начальной школе;
- не утверждена определённая методика для проведения уроков по изобразительному искусству, направленная на развитие воображения младших школьников.
Результаты констатирующего эксперимента подтверждают наличие проблем с развитием воображения у учеников начальной школы. Им необходима педагогическая помощь в преодолении этих трудностей.
Во время формирующего эксперимента в начальной школе были разработаны и реализованы уроки изобразительной деятельности по знакомству, созданию и росписи каргопольской игрушки. Проведение данной работы позволило увидеть положительный результат на контрольном этапе исследования. У учеников появился интерес к творческой деятельности, а также оригинальность и новизна в решении поставленных задач.
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М. : Образование, 2017. 231 с.
2. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. 2003. № 4. С. 80-81.
3. Акаева Н. Б. Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого -педагогические науки. 2014. № 2 (27). С. 22-27.
4. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. М. : Просвещение, 2009. 111 с.
5. Ананьев Б. Г. Вопросы дидактики и психологии начального обучения. М. : Просвещение, 2011. 98 с.
6. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. 2015. № 4. С. 78-80.
7. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Просвещение, 2016. 375 с.
8. Борисов, В. Ю. Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену: учебно-методическое пособие. М., МИГУ, 2018. 80 с
9. Брушлинский А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1997. - С. 17-22
10. Волощенко П. С., Колчанова Е. А. Работа с графическими материалами как средство активизации творческого воображения учащихся // Конструктивные педагогические заметки. 2020. № 8-2 (14). С. 151-166.
11. Володичева Н. В. Творческое воображение младших школьников // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. № 4. С. 84-87.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
13. Гаврина С. Е. Большая книга развития творческих способностей. М. : АСТ, 2013. 323 с.
14. Гилфорд Дж. Психодиагностика / Дж. Гилфорд. - СПб.: Питер, 2011. - 384 с.
15. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий - Смоленск, 1974. - 153 с.
...