Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций 8
1.1 Особенности развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы 8
1.2 Игры-драматизации как средство развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций 20
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы 20
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций 35
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы 44
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Характеристика выборки исследования 60
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 61
Приложение В Картотека игр-драматизаций в соответствии с показателями развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы 63
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 68
Согласно Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2021 годы отмечается, что характерной чертой российского образования становится преодоление негативизма в эмоционально -волевой сфере, мышлении дошкольников. В целях реализации программы, педагогам необходимо развивать эмоциональность подрастающего поколения как основной элемент социального потенциала общества. Развитие эмоциональности у дошкольников является проявлением гуманного отношения к себе и окружающим. Эмоциональная сфера личности становится актуальной проблемой различных наук: психологии, педагогики.
Особую важность и актуальность развитие эмоциональной сферы приобретает в дошкольном возрасте. Эмоции - это психические процессы, проходящие в виде переживаний человека. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает систематизировать информацию, получаемую от внешнего мира, вследствие чего активно развивается мышление. Дети уже могут использовать воображение для того, чтобы применить его образы в процессе мышления. Их логические навыки также активно развиваются. У старших дошкольников под влиянием коллектива группы начинает формироваться особый тип социальной направленности личности, характерных для любого индивида, живущего осознанными интересами коллектива.
Именно игра в дошкольном детстве является основным видом деятельности ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев).
Однако в практике дошкольной образовательной организации, в целях развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы, чаще всего используются дидактические игры, тогда как игры-драматизации, ввиду их трудоемкости и сложности подготовительной работы, остаются недостаточно востребованными педагогами.
Игра-драматизация - это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения. Участвуя в таких играх ребенок как бы входит в образ, примеряет на себя роль того или иного персонажа, перевоплощается в него и живет его жизнью. Игры- драматизации в процессе развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы дают положительный опыт общения, позволяют проявить себя как активную, творческую личность, расширить свои представления об окружающем мире. Дети в процессе игры оживленно общаются с педагогом и друг с другом. Во время таких игр будут развиваться любознательность, самостоятельность и ответственность, а также активно развивается эмоциональная сфера.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы и недостаточным использованием игр-драматизаций в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности игр-драматизаций в развитии у детей 5-6 лет эмоциональной сферы?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие у детей 5-6 лет эмоциональной сферы будет возможным, если:
• подобраны игры-драматизации в соответствии с показателями развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы;
• поэтапно реализована совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты с применением игр-драматизаций (когнитивный, эмоциональный, деятельностный этапы).
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр- драматизаций.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого - педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
• концепции возрастного развития детей 5-6 лет, описанные в трудах О.А. Карабановой, Г. Крайга, Ф. Райс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
• положения исследований эмоциональной сферы детей 5-6 лет О.В. Дашкевич, Т. Гоббса, Е.П. Ильина, В.К. Калина, Т. Рибо, Е.О. Смирнова, О.А. Черникова;
• результаты исследований о возможностях игр-драматизаций в развитии у детей 5-6 лет эмоциональной сферы Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» с. Бажир Иркутской области. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны игры- драматизации в соответствии с показателями развития у детей 5 -6 лет эмоциональной сферы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности использования игр -драматизаций в развитии у детей 5-6 лет эмоциональной сферы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана поэтапная совместная деятельность педагога и детей с применением игр-драматизаций, которая может быть использована педагогом-психологом, воспитателями в процессе развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 наименований) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 12 рисунками. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
Изучив теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций, мы выявили, что эмоции - это психические процессы, проходящие в виде переживаний человека. Старшие дошкольники еще очень эмоционально реагируют на то, что происходит вокруг них. У них все еще есть склонность быть честными и выражать свои чувства и мысли искренне. Анализ поведения других людей у старших дошкольников еще не развит, что приводит к проблемам в толковании эмоций взрослых и сверстников. Драматизация - одна из групп театрализованной игры. Игры -драматизации в процессе развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы дают положительный опыт общения, позволяют проявить себя как активную, творческую личность, расширить свои представления об окружающем мире, активно развивается эмоциональная сфера.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы (35%) детей. Ребенок не может установить связь между своей эмоцией и действием. Низкий уровень развития понимания эмоционального состояния другого человека. Ребенок не может определить эмоциональное состояние лица, изображенного на картинке. Не демонстрирует навыков сопереживания: не понимает эмоций другого человека, не откликается на них, не различает эмоционального состояния. У ребенка в целом негативный эмоциональный фон, тревожность повышена. Ребенок неверно изображает большинство эмоций.
Средним уровнем развития у детей 5 -6 лет эмоциональной сферы обладают 55% детей. Ребенок может ответить на большинство вопросов, однако эмоция и действия, связанные с ней, не всегда соответствуют друг другу. Ответ краткий. Средний уровень развития понимания эмоционального состояния другого человека. Ребенок может частично определить эмоциональное состояние лица, изображенного на картинке, но часто ошибается. Навыки сопереживания сформированы частично: в целом понимает эмоций другого человека, но не откликается на них, не различает нюансы эмоционального состояния. У ребенка в целом нейтральный эмоциональный фон, тревожность повышается ситуативно. Ребенок неверно изображает 1-2 эмоции, навык изображения эмоционального состояния сформирован частично.
Нами было доказано, что развитие у детей 5-6 лет эмоциональной сферы будет возможным, если: подобраны игры-драматизации в соответствии с показателями развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы; поэтапно реализована совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты с применением игр-драматизаций (когнитивный, эмоциональный, деятельностный этапы).
С помощью контрольного среза нами было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы стал ниже на 25 %. Так, если констатирующем этапе он был выявлен у 35% детей, то на контрольном - только у 10 % детей. Средний уровень вырос на 15%, с 55% на констатирующем, до 70% на контрольном этапе эксперимента. Высокий уровень развития у детей 5-6 лет эмоциональной сферы на контрольном этапе поднялся на 10%, что отражает успешность проведенной нами работы. Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты практически не изменились. Низкий уровень был выявлен 35% детей, средний уровень - у 55%. Проанализировав полученные результаты, можно констатировать, что разработанное содержание работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной сферы посредством игр- драматизаций является эффективным. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Акименко Г. В., Михайлова, Т. М., Валиуллина, Е. В. Возрастная и педагогическая психология. Кемерово, 2017. 196 с.
2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. М. : «БХВ- Петербург», 2019. 288 с.
3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии, 2016. № 5. С. 57-65.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : МПСИ, 2018. 352 с.
5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2016. 143 с.
6. Гоулман Д. Эмоциональная саморегуляция. М. : АСТ: АСТ М. : Хранитель, 2020. 478 с.
7. Иванова Е. С. Особенности эмоций в дошкольном возрасте // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 264-267.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2019. 783 с.
9. Калин В. К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 2018. С.34-39.
10. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы в период детства: учебное пособие. Ярославль, 2018. 59 с.
11. Карпова С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. : Издательство Московского Университета, 2016. 279 с.
12. Ковалец И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М. : Владос, 2020. 136 с.
13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж : «Модэк», 2015. 384 с.
14. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональной саморегуляции. М. : Институт психологии РАН, 2019. 135 с.
15. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М. : Российское педагогическое агентство, 2019. 374 с.
...