Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методического сопровождения процесса овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями 12
1.1 Методическое сопровождение музыкальных руководителей в
условиях дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема 12
1.2 Информационно-коммуникативных технологий, их характеристика . 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование реализации методического сопровождения процесса овладения информационно-коммуникативными технологиями музыкальными руководителями 30
2.1 Выявление уровня овладения музыкальными руководителями
информационно-коммуникативными технологиями 30
2.2 Организация и осуществление методического сопровождения
процесса овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями 45
2.3 Изучение динамики уровня овладения музыкальными
руководителями информационно-коммуникативными технологиями 66
Выводы по второй главе 76
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Приложение 91
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка программ и проектов, способствующих формированию человека современного общества.
В информационном обществе изменяются требования к образовательным системам, они должны стать эффективными и инновационными, что позволит каждому педагогу реализовать заложенный в нем потенциал. Ранее существовавшая модель «образование на всю жизнь» должна трансформироваться на основе информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) в новую модель образования: "образование через всю жизнь» [20].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе [58].
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва утвержден «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в котором изложены требования для музыкального руководителя по использованию информационно-коммуникативных технологий: «основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами» [27].
В соответствии с приведенными нормативными документами музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) должен использовать и самостоятельно разрабатывать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии обучения и воспитания. Но, к сожалению, как показывает практика, не все педагоги владеют информационно-коммуникативными технологиями. Отсутствуют специальные программы и методические пособия, которые помогут музыкальному руководителю в дошкольной организации грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
На научно-теоретическом уровне в процессе изучения теоретических основ овладения информационно-коммуникативными технологиями у музыкальных руководителей ДОО были определены ведущие положения Л.С. Выготского, Сирадж - Блэтчфорд и др. В своих исследованиях Л.С. Выготский различал технический, психологический инструментарий и отмечал, что примерами сложных психологических систем могут служить, различные счисления и формы нумерации, произведения искусства, схемы, диаграммы, всевозможные условные знаки и т.д.
В научных трудах Л.С. Выготского ИКТ - инструменты используются для изменения внешних объектов и являются «техническими». Они хорошо интегрируются психологическими инструментами. Л.С. Выготский считал, что, «...будучи включено в процесс поведения, психологическое орудие также видоизменяет все протекание и всю структуру психических функций, определяя своими свойствами строение нового инструментального акта, как техническое орудие видоизменяет процесс естественного приспособления, определяя форму трудовых операций.» [12].
В исследованиях Джона Сираджа - Блэтчфорда рассматривается вопрос о возможности интеграции ИКТ в образовательный процесс. Автор считает, что наиболее востребована и адекватна модель учебного плана та, что формируется интегрированного подхода в ИКТ обеспечивает детям широкие возможности развития во всех сферах обучения. [21].
В своих работах Ю.М. Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Поддъяков, Б.Ф. Ломов Т.Н. Гринявичене, Т.Ф. Габай, Е.В. Зворыгина, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, И.Ю. Пашилите, Г.П. Петку, и др. отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании несомненный фактор, повышающий эффективность процесса обучения. Человек, умело и эффективно владеющий информационно-коммуникативными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности [17]. ИКТ - компетентность педагога рассматривается, «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникативные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [56].
При реализации методического сопровождения процесса овладения ИКТ музыкальными руководителями нами выявлены следующие недостатки:
1. Отсутствие специальных программ для музыкальных руководителей в области информационно-коммуникативных технологий.
2. Отсутствие методических пособий для музыкальных руководителей, которые нужны в профессиональной деятельности современного педагога.
3. Неэффективные формы взаимодействия с организациями в системе повышения квалификации.
Наряду с разработанностью проблемы на научно-теоретическом уровне анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующие противоречия между:
- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности музыкальных руководителей и низкой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
- повышением готовности музыкальных руководителей к овладению ИКТ и отсутствием методического сопровождения данного процесса.
Выявленные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования, какое влияние окажет методическое сопровождение на уровень владения ИКТ музыкальными руководителями?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость методического сопровождения процессом овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями.
Объект исследования: процесс овладения музыкальным руководителем информационно-коммуникативными технологиями.
Предмет исследования: методическое сопровождение процесса овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями возможен, если:
- раскрыта сущность процесса овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями в системе взаимосвязанных педагогических понятий с учетом специфики работы;
- дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки уровней овладения музыкальным руководителем информационно-коммуникативными технологиями;
- разработано и реализовано методическое сопровождение процесса
овладения музыкальными руководителями информационно¬ коммуникативными технологиями.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями, степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно - категориальное поле исследования.
2. Определить критерии, показатели и уровни овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями.
3. Экспериментальным путем апробировать методическое сопровождение процесса овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
- теоретический анализ музыкально-педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
- наблюдение за деятельностью музыкальных руководителей через работу окружного методического объединения и анализ продуктов деятельности. Беседа, опрос, анкетирование, решение проблемных ситуаций, качественный и количественный анализ полученных данных, методы математической обработки и графическая обработка результатов.
Теоретическо-методологической основой исследования являются положения об овладении информационно-коммуникативными технологиями (Ю.А. Кузнецов, М.П. Гершунский, В.Г. Житомирский, Г.В. Рубина, Ю.А. Первин и др.); теории, раскрывающие проблемы применения в современных условиях информационных средств в обучении (Е.П. Велихова, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, В.А. Каймина, B.C. Леднёва, Е.Д. Маргулиса, В.М. Монахова, Ю.О. Овакимяна, И.В. Роберт, В.В. Рубцова, А.Я. Савельева, O.K. Тихомирова, С.И. Шварцбурда) и другие.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга», окружное методическое объединение музыкальных руководителей центрального округа.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- обоснованы и разработаны содержание, структура методического сопровождения процесса овладения музыкальным руководителем информационно-коммуникативными технологиями;
- созданы информационные образовательные ресурсы: мультимедийные технологии, средства демонстрационной графики, методические пособия для интерактивной доски с учетом работы музыкального руководителя.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие «методическое сопровождение процесса овладения
музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями»;
- определены критерии и показатели с целью оценки эффективности разработанного методического сопровождения процесса овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями.
Практическая значимость исследования определяется тем, что возможна разработка и перенос осмысленного в работе теоретико-практического опыта методического обеспечения информационной компетентности музыкального руководителя дошкольной образовательной организации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования будет обеспечена исходными теоретическими и методологическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, воспроизводимостью и репрезентативностью полученных опытно - экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования и его результатами.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на протяжении всего периода исследования. Основные положения диссертации представлены на международных, региональных и городских научно-практических конференциях, семинарах и фестивалях:
- Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» (г. Тамбов, 31 октября 2015 года); международной научно-практической конференции «Современные технологии в мировом научном пространстве» (г. Томск, 25 января 2016года); XI международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки молодых ученых» (г. Новосибирск, 10 марта 2016 года); XXIV международной научно - практической конференции «Актуальные вопросы науки» (г. Москва, 10 марта 2016 года); VIII международной научно-практической конференции «Инфо-стратегия 2016. Общество. Государство. Образование» (г. Самара, 21-24 июня 2016 года); международной заочной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОС» (г. Тольятти, 7-28 ноября 2016 г.); международной заочной научно-практической конференции «Информационные и компьютерные технологии в дошкольном образовании» (г. Москва, 20 апреля 2016года); международной конференции «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как фактор сохранения всемирного природного наследия» (г. Отрадный, ноябрь 2016 года); XVI международной конференции и стажировки для педагогов дошкольных учреждений «Модульное построение образовательного процесса. От идеи к воплощению» (г. Ульяновск, 27-29 марта 2017 года);
- Всероссийской научно-практической конференции «Воспитатель нового поколения» (г. Чебоксары, 12 февраля 2016 года); XV всероссийской конференции «ФГОС ДО: ключи к успеху. Технология формирования основ инженерного мышления у дошкольников» (г. Ульяновск, апрель 2016 года); II межрегиональной научно-практической конференции "Дошкольное образование: ОТК - 2015 - Образование. Технологии. Качество" (г. Жигулёвск, 23 декабря 2015года); VI межрегиональном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования в секции «Художественно-эстетическое развитие», победитель в номинации «Лучшая презентация» (г. Кинель, 21 апреля 2016 года); VII межрегиональном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования в секции «Художественно-эстетическое развитие», победитель в номинации «Открытое занятие» (г. Кинель, 21 апреля 2017 года);
- Региональном фестивале педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы» (г. Жигулёвск, февраль 2016года); региональном фестивале педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы» (г. Жигулёвск, февраль 2017года);
- Городской научной студенческой конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 14 апреля 2016года); V студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (, г. Тольятти, 28 марта-12 апреля 2016 года); научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ», секция «Актуальные проблемы образования», (г. Тольятти, 6 апреля 2017 года), 2 место; окружной научно - практической конференции «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и пути решения», (г. Сызрань, март 2017 года).
Результаты проведенного исследования докладывались на заседаниях педагогического совета и окружного методического объединения для музыкальных руководителей.
Материалы исследования нашли свое отражение в 17 публикациях в виде статей и тезисов в международных, всероссийских, региональных и вузовских сборниках, сборниках трудов по итогам очных и заочных научно-практических конференций.
На защиту выносятся следующие положения
1. Информационно-коммуникативные технологии рассматриваются нами как разновидность педагогических технологий, использующих специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, инструментальным, печатным) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.
2. Овладение музыкальными руководителями ДОО информационно - коммуникативными технологиями характеризуются степенью самостоятельности, проявлением мобильности, умением работать с разными информационными источниками и обеспечиваются методическим сопровождением данного процесса.
3. Методическое сопровождение включает разработку содержания, организацию, координацию и управление овладением музыкальными руководителями ИКТ в условиях дошкольной образовательной организации.
Структура магистерской диссертации: магистерская диссертация соответствует логике исследования и включает введение, две главы, выводы по ним, заключение, список используемой литературы, включающий 87 наименований. Текст содержит 8 таблиц, 10 рисунков, 5 приложений.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:
1. В ходе исследования было установлено, что проблема организации методического сопровождения процесса овладения музыкальными руководителями информационно-коммуникативными технологиями является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций и требует дальнейшего теоретического осмысления.
2. В соответствии с выделенными показателями был осуществлен подбор
диагностического инструментария для выявления уровня овладения музыкальным руководителем информационно-коммуникативными технологиями.
3 Анализ научно-педагогической, музыкально-педагогической литературы позволил уточнить понятие «методическое сопровождение», которое представлено в виде учебно-методического комплекса, включающего разработку содержания, организацию, координацию и управление овладением музыкальными руководителями информационно-коммуникативными
технологиями в условиях дошкольной образовательной организации.
4. Экспериментальным путем апробировали методическое сопровождение процесса овладения музыкальным руководителем информационно-коммуникативными технологиями. В процессе исследования обогатили все компоненты методического сопровождения аспектов процесса овладения ИКТ музыкальными руководителями, в него входит организация методической поддержки: консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, методические объединения, педагогические советы, мастер-классы, круглые столы.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу, согласно которой процесс овладения музыкальным руководителем информационно-коммуникативными
технологиями был осуществлен, так как:
- раскрыта сущность процесса овладения музыкальным руководителем
информационно-коммуникативными технологиями в системе взаимосвязанных педагогических понятий с учетом специфики работы;
- дано опытно-экспериментальное обоснование критериального
аппарата, необходимого для объективной оценки уровней овладения музыкальным руководителем информационно-коммуникативными технологиями;
- разработано и реализовано методическое сопровождение процесса овладения музыкальным руководителем информационно-коммуникативными технологиями.
Проведенное исследование не исчерпывает всех возможных аспектов методического сопровождения процесса овладения информационно-коммуникативными музыкальными руководителями. Дальнейшая работа может быть посвящена поиску педагогических условий по изучению сопровождения процесса овладения информационно-коммуникативными технологиями музыкальными руководителями.
1. Актуальные проблемы современного образования: учебно - метод. пособие: сборник [Текст] / Отв. ред. C.B. Алексеев, В.Г. Воронцова, - СПб.: СПбГУП, 2002. - 198 с.
2. Анисимова, Н.С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства : Монография [Текст] / Н.С. Анисимова; Под ред. Г.А. Бордовского; Рос. гос. пед. университет им. А.И. Герцена, 2002. - 89 с.
3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. - №12. - С.14 - 17.
4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). [Текст] / В.П. Беспалько - М.: МПСИ, 2002.
5. Битянова, М.Р. Практическая психология в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 296 с.
6. Болотов, В.А Размышления о педагогическом образовании [Текст] / В.А. Болотов // Педагогика. 2007. - №9. - С. 3 - 11.
7. Большой энциклопедический словарь. / А.М. Прохоров. - Издательство: Советская энциклопедия, Фонд «Ленинградская галерея» , 1993 -1563с.
8. Бондаренко, Е.А., Журин, A.A. О состоянии медиаобразования в
России: Аналитический доклад [Текст] / «Лаборатория ТСО и
медиаобразования РАО. 2003 - 2009. [Электронный ресурс], режим доступа http://www.mediaeducation.ru/
9. Бурмакина, В.Ф., Зелман, М.А, Фалина, И.Н. Большая Семёрка (Б7) [Текст] / Информационно - коммуникационная - технологическая компетентность. Метод, рук-во для подготовки к тестированию учителей. МБРР. НФПК.
10. Введенский, В.Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования [Текст] / В.Н. Введенский // Стандарты и мониторинг. - №4. - 2003. С.41 - 44.
11. Вишнякова, A.B. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся [Текст] : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 // A.B. Вишнякова; Оренбург, 2002. - 105 с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Высшая школа, 1982 - 1984г.
13. Выготский, JI.C. Психология развития человека [Текст] /
JI.C. Выготский.— М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 145 с.
14. Глуханюк, Н.С. Психология субъектной профессионализации
педагога [Текст] / Образование и наука. - 2003. - № 5 (23). - С. 64-79.
15. Глушкова, Е.К., Леонова Л.А. и др. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. [Текст] // Информатика и образование. - 1990. - № 6. - с.102 - 104.
16. Горбунова, JI.H., Семибратов, A.M. Виртуальное консультирование как инновационный образовательный ресурс в повышении квалификации педагогов [Текст] / JI.H. Горбунова, А.Н. Семибратов // Информатика и образование, №8. 2005. - С. 105 - 108.
17. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. [Текст] / Ю.М. Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Поддъяков. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. -328 с.
18. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. [Текст] / Ю.М. Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Поддъяков. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 304 с.
19. Горюнова, М.А. Распределённая модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий, автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.08 [Текст] / М.А. Горюнова; СПб,: 2006. - 22 с.
20. Государственная программа Российской Федерации
"Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815 - р.
21. Градова, Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением. [Текст] / Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании», - 2010 - № 6. - С. 44 - 45.
22. Гузеев, В.В. Какая модернизация нужна системе повышения квалификации в образовании [Текст]. / В.В. Гезеев - Народное образование. - 2009. № 6. С. 69-71.
23. Добудько, A.B. Профессиональная компетентность учителя в
информационном обществе [Текст] /. : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 /
A. B. Добудько; Самара, 2000. 163 с.
24. Дробышева, И.В. Информатизация образования - 2007.
[электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: //
й11р://’№тйо’№.ейи.ги/гезоигсе/003/56003и (дата обращения т26.05.2013).
25. Дуброва, В.П., Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст]. / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с.
26. Дыбина, О.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя дошкольной образовательной организации [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2 - 1 (32 - 1). С. 154 - 160.
27. "Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих», Приказ от 26 августа 2010 года №761н об утверждении.
28. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. [Текст] / И.Г. Захарова - М.: ИЦ «Академия», 2003 г, 13 - 25 с.
29. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2012 года. - Пенза - Ереван - Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 388 с.
30. Казакова, Е. И. Теоретические основы развития обще образовательной школы (системно-ориентационный подход) : автореф. дис. ... пед. наук [Текст] / Е. И. Казакова. - СПб., 1995. - 32 с.
31. Калиновский, Ю.И. Развитие социально-профессиональной
мобильности педагога в контексте социокультурной образовательной политики региона. Дис. д.пед.наук [Текст] / Ю.И. Калиновский - С.Пб., 2001.
32. Карагодина, О.С. К проблеме внедрения информационно - коммуникативных технологий в деятельность музыкального руководителя [текст] / О.С. Карагодина // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов международной научно-практической конференции (31 октября 2015 года, г. Тамбов), Тамбов: Консалтинговая компания ЮКОМ, 2015. - С. 50-52.
33. Карагодина, О.С. Разработка и использование электронных книг в
работе музыкального руководителя в программе «Kvisoft FlipBook Maker Pro» [текст] / О.С. Карагодина // Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей международной научно-практической
конференции (25 января 2016года, г. Томск), Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 120¬122.
34. Карагодина, О.С. Разработка и использование электронных голосовых книг по ознакомлению детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра для педагогов и родителей ДОО [текст] / О.С. Карагодина // Воспитатель нового поколения: сборник всероссийской научно-практической конференции (12 февраля 2016 года, г. Чебоксары), Чебоксары: Образовательный центр «INCEPTUM», 2016. - С. 267-268.
35. Карагодина, О.С. О проблеме практического использования ИКТ в работе музыкальных руководителей [текст]/ О. С. Карагодина // Научные исследования и разработки молодых ученых: сборник XI международной научно-практической конференции (10 марта 2016 года, г. Новосибирск), Новосибирск: Из-во НГТУ, 2016. - С. 55-58.
36. Карагодина, О.С. О проблеме практического использования ИКТ в работе музыкальных руководителей / О.С. Карагодина // Актуальные вопросы науки: сборник XXIV международной научно-практической конференции (10 марта 2016 года, г. Москва), М.: Издательство «Спутник+», 2016. - С. 86-88.
37. Карагодина, О.С., Белоусова Т.В., Стороженко А.Ф., Игровые авторские комплекс с использованием ИКТ [текст] / О.С. Карагодина, Т.В. Белоусова, А.Ф. Стороженко // Инфо-стратегия 2016. Общество. Государство. Образование.: сборник VIII международной научно-практической конференции (21-24 июня 2016 года, г. Самара), Самара, 2016. - С. 289-291.
38. Карагодина, О.С. Создание интерактивных публикаций в интернет сервисе Calameo дляя использования в работе педагога / О.С. Карагодина // Информационные и компьютерные технологии в дошкольном образовании: сборник международной заочной научно-практической конференции (20 апреля 2016года, г. Москва), Москва, 2016. - С. 281-284.
39. Карагодина, О.С. Авторская электронная игра «Музыкальный паровозик» - влияние на развитие чувства ритма у дошкольников / О.С. Карагодина // Научный обозреватель. - г.Уфа,ООО «Инфинити» -2017. - №4 (76) - С. 29-30.
40. Кирдянкина, С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С. В. Кирдянкина. - Хабаровск, 2011. — 26 с.
41. Кочегарова, Л.В. Особенности ИКТ компетентности педагога в условиях информационно - образовательной среды [Текст] / Л.В. Кочегарова // Новые информационные технологии в образовании: Материалы междунар. научн.-практ. конф. , Екатеринбург, 26-28 февраля 2008г.: / Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-т. Екатеринбург, 2008. Ч. 2. 288с. С.225 - 227.
42. Кыверялг, А.А. Вопросы методики педагогических исследований. [Текст] / А.А. Кыверялг// - Таллинн: Валгус, 1971. 134 с.
43. Лашкова, Л.Л. Коммуникативная компетентность в структуре профессиограммы педагога дошкольного образования [Текст] / Л. Л. Лашкова// Педагогика. - 2008. - № 12. - С.49-55.
44. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.
45. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н. Лосев// - М.: Твор. центр, 2004. - 156 с.
46. Ляудис, В.Я. Инновационное обучение и наука [Текст] /
В .Я. Ляудис. М., 1992. -52 с.
47. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности
педагога ДОУ: методическое пособие [Текст]/ А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
48. Мардахаев, Л.В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - С. 7-10.
49. Меденников, В.И., Сальников, С.Г. Научно-методическое
сопровождение процесса информатизации [Текст] / В.И. Меденников, С.Г. Сальников //Материалы конференции ВИАПИ, 2006. - Электронный
ресурс. Режим доступа http://www.viapi.ru/files/Naikor Med Sal Ol.pdf.
50. Милованова, Н.Г. Продуктивность образования: поиски и решения [Текст] / Н.Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, С. В. Кривых. - СПб. : Экспресс, 2013. - 365 с.
51. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учебное пособие [Текст] /
A. В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2000. - 200 с.
52. Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность[Текст] / В.В. Нестеров, А.С. Белкин - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с.
53. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 978 с.
54. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: А-Я [Текст] / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им.
B. В. Виноградова. Москва : ИТИ Технологии, 2005. - 907 с.
55. Осипова, О.П. Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе [Текст]./ О.П. Осипова. - Челябинск : Образование, 2009. - 133 с.
56. Осипова, О.П. Формирование ИКТ - компетентности учителя начальных классов [Текст] / О.П. Осипова // Дополнительное образование. 2006. - № 6. - С. 34 - 39.
57. Полат, Е.С Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368с.
58. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
59. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. [Текст]: / Дж. Равен . Москва: Когито - Центр, 2002. - 396 с.
60. Радионова, Н.Ф. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования [Текст] / Н.Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, // Подготовка специалиста в области образования: Научно - исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллек¬тива моногр. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - Вып. VII. - С. 7
61. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных
технологий: материалы учебно -методического семинара слушателей
программы Intel® "Обучение для будущего" [Текст] / [сост. О.В. Урсова].- Псков: ПОИПКРО, 2006. 120с.
62. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс [Текст] / М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, А.Д. Ишков и др. - М. : Изд. дом «ОбучениеСервис», 2008г.
63. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский// - СПб., 1999. С. 235 - 237.
64. Роберт, И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах [Текст] / И.В. Роберт// Информатика и образование. - 2001. - №5.
65. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании. [Текст] / И.В. Роберт// -М.:Школа - Пресс, 1994.
66. Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования [Текст]. / И.В. Роберт // Информатика и образование, 2004. - №5. С.24 - 29.
67. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т 2. М., 1993. С.130.
68. Семёнов, A.JI. Информационно - коммуникационные технологии в общем образовании.: теория и практика [Текст] / А.Л. Семёнов// ЮНЕСКО, 2006. -327 с.
69. Скурлатова, Л.П. Современные информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] /Л.П. Скурлатова//Комсомольск-на-Амуре. - АмГПГУ, 2009
70. Сластёнин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст].
// В.А. Сластёнин. - М. : Магистр, 1997.
71. Словарь Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
72. Словарь иностранных слов: св.: [Текст]. М. : Рус. яз. - Медиа, 2005. - 817 с.
73. Фёдоров, A.B., Челышева, И.В., Новикова, A.A. и др. Проблемы медиаобразования [Текст]. / A.B. Федоров// - Таганрог: Изд - во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2007. - 212 с.
74. Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ - компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. [Текст]./ Е.К. Хеннер //¬М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
75. Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст]. / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. - №21 С. 30 - 34.
76. Шрейдер, Ю.А. Информационные процессы и информационная среда [Текст]. / Ю.А. Шрейдер // Науч. - техн. информ. сер. 2. - 1976. № 1. - С. 3 - 6.
77. Яковенко, И.М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога в условиях вуза Текст.: автореф дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / И.М. Яковенко ; Петропавловск - Камчатский, 2006. - 23 с.
78. Efficient Storage Management over Cloud Using Data Compression without Losing Searching Capacity, Amitkumar P Gohil Parul Institute of Technology,Vadodara, Gujarat,INDIA391760, http://www.iiste.org/Journals/index.ph p/NCS/article/view/19730/20236
79. Open Access to Resource Management through Web Services, Ivaylo Atanasov, Evelina Pencheva, Dora Marinska Technical University of Sofia, 1000 Sofia,http://www.cit.iit.bas.bg/CIT_2012/v12-1/Atanasov-Pencheva-Marinska-p78- 96.pdf
80. E-learning as a key component of the integration of pedagogical and information technologies Kadirov H. (Republic of Uzbekistan), http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-kak-klyuchevoy-komponent- integratsii-pedagogicheskih-i-informatsionnyh-tehnologiy
81. The Roles of Information Communication Technologies in Education: Review Article with Emphasis to the Computer and Internet, 2011, Fisseha Mikre http://www.ajol.info/index.php/ejesc/article/view/73521
82. Information and Communication Technologies, 2011, Michael Trucano,http://siteresources.worldbank.org/EDUCATION/Resources/278200- 1290520949227/SABER_Report_Ch9.pdf
83. ICT and Open Education, 2012, John Daniel,
http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002202/220207m.pdf
84. Guide to Measuring Information and Communication Technologies
(ICT) in Education, 2011, Hendrik van der Pol,
http ://www.uis.unesco. org/Library/Documents/ICT_Guide_EN_v19_reprintwc.pdf
85. ICTs and Teacher Education: Global Context and Framework, 2000, Michael Trucano, http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001295/129533e.pdf
86. How Finnish Teachers are Encouraged to Adopt Information and Communication Technology, 2013, Jari Lavonen, http://www.studfiles. ru/preview/3801508
87. Course File Management System, 2014, Zyad Shaaban, http://ijcsn.org/IJCSN-2014/3-5/Course-File-Management-System.pdf