ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГР С ПРАВИЛАМИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Подходы к изучению понятия игры в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Особенности развития игр с правилами у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития 14
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий развития игр
с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .... 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого - педагогических условий развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
2.1 Выявление уровня развития игр с правилами у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития 32
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития игр с
правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 49
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 68
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложения 88
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Подходы к изучению понятия игры в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Особенности развития игр с правилами у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития 14
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий развития игр
с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .... 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого - педагогических условий развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
2.1 Выявление уровня развития игр с правилами у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития 32
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития игр с
правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 49
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 68
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложения 88
Актуальность исследования. Проблема развития у дошкольников игр с правилами является актуальной. Игра с правилами имеет огромные развивающие характеристики. Она оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, несомненно, воображения. Игра влияет на поступки ребенка. В игре отображаются правила поведения, нормы жизни в обществе, воспроизводятся ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. И, конечно же, в игре дошкольник активно общается со сверстниками. Это существенно повышает его умения общения. Именно в игре с правилами развивается воля ребенка, так как ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-то новым для него способом действий, учится преодолевать сложности. Данные качества дошкольнику необходимы для обучения в школе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Гросс, П.П. Блонский, Д.Б., Эльконин, Н.Я. Михайленко, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафт).
Ребенок с нормами постепенно овладевает компонентами игр с правилами, усваивая их, он приобретает произвольность поведения, умения решать новые, более сложные задачи.
В настоящем исследовании речь идет о детях с задержкой психического развития. Для дошкольников с данным видом нарушения свойственна повышенная истощаемость, общая физическая и соматическая слабость, нарушения общей и мелкой моторики, недоразвитие памяти, мышления, внимания, воображения, слабое развитие коммуникативных навыков, нарушения в речевом развитии, а также незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети с задержкой психического развития проявляют трудности в игровой деятельности, на этапе возникновения замысла игры, его реализации, у них отсутствует потребность в совершенствовании игровых действий, особенно если эти действия требуют подчинению правилам, проявлению произвольности движений. Однако анализ исследований свидетельствует, что овладение произвольностью движений, соблюдение правил обеспечивает общую положительную картину в психологическом развитии ребенка (Д.В. Менджерицкая, Н.В. Елфимова, Н.Ю. Борякова, Е.К. Иванова, Н.Л. Белопольская, Л.С. Выготский, И.Ф. Марковская, Б. Днас Гонсалес, Л.В. Кузнецова, У.В. Ульенкова.).
Теоретический анализ исследований свидетельствует о недостаточном изучении проблемы развития игр с правилами у детей с задержкой психического развития.
Анализ научных исследований и педагогической практики предоставил нам возможность выявить существующее противоречие между декларируемой необходимостью развития игр с правилами у детей 5-6 лет и недостаточным использованием потенциала психолого-педагогических условий в данном процессе.
По причине противоречия, которое мы выделили, была обозначена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет, имеющие задержку психического развития?
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития».
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование, экспериментальная проверка влияния психолого-педагогических условий на развитие игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития игр с правилами у детей 5-6 лет, имеющих задержку психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития эффективный при формировании таких психолого-педагогических условий, как:
- осуществление выбора игр с правилами с учетом особенностей детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами, оборудованием, дидактическими пособиями для игр с правилами;
- осуществление поэтапно организованной работы воспитателей, учителя дефектолога с детьми с задержкой психического развития по развитию у них игр с правилами;
- включение родителей в работу по развитию игр с правилами у детей с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет.
Опираясь на цель и гипотезу, были определены задачи нашего исследования:
1. Проанализировать теоретические положения по проблеме развития игр с правилами в дошкольном возрасте и определить степень разработанности данной проблемы.
2. Определить критериально-диагностический аппарат оценки уровня сформированности игровых умений у детей 5-6 лет, имеющих задержку в психическом развитии.
3. Экспериментально проверить, насколько эффективны психолого-педагогические условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой в психическом развитии.
Методы, используемые в исследовании:
- методы теоретического исследования: анализ специальной
педагогической, методической и психологической, а также общей литературы по проблеме исследования;
- методы эмпирического исследования: беседа, наблюдение,
констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Теоретической основой исследования являются положения о феномене игры, ее роли в развитии детей (Д.Б. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, Р.И. Жуковская, ); об особенностях детей с задержкой психического развития (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, В.В. Лебединский, Ф.М. Гайдук); об особенностях формирования игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с игрой детей дошкольного возраста с нормативным развитием (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев).
Экспериментальная база исследования - дошкольное образовательное учреждение г.о. Тольятти детский сад № 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Принимало участие 12 детей от 5до 6 лет из группы компенсирующей направленности.
Работа делится на 3 основных этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2017-2018 г.). Заключается в установлении проблемы исследования, уточнении объекта, предмета, задач, цели, понятийного аппарата; анализе теоретических источников для установления степени научной разработанности у исследуемой проблемы; определение уровней сформированности и показателей развития игр с наличием правил у детей с задержкой в психическом развитии 5- 6 лет.
Второй этап является экспериментальным (2018-2019 гг.).
Осуществляется разработка и апробация психолого-педагогических условий по созданию игр с правилами у детей 5- 6 лет с задержкой в психическом развитии.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2019 г.). Обрабатывают полученный материал, анализируют и интерпретируют все результаты проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, а также обобщение, систематизация, оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выделены показатели развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой в психическом развитии;
- разработаны психолого-педагогические условия по развитию игр с правилами у детей от 5-6 лет с задержкой в психическом развитии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что более широко раскрыто понятие «игры с правилами детей с задержкой психического развития», которое рассматривается как коррекционная деятельность, обеспечивающая им возможность решать не только доступные практические задачи, но и более сложные проблемные задачи, повышая эмоционально волевую зрелость.
Практическая значимость заключается в том, что существует возможность на практике использовать: испытанные ранее материалы по диагностике развития игр с правилами детей 5-6 лет с задержанным психическим развитием; разработанные психолого -педагогических условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования будут рассматриваться и докладываться регулярно в отчетах по научно-исследовательской работе в семестрах, на секциях кафедры «Дошкольная педагогика и психология» в рамках проведения «Дней науки ТГУ», на научно-практических конференциях различного уровня (региональных, городских, всероссийских). Материалы исследования найдут свое отражение в различных публикациях по теме диссертации.
Основные положения, которые выносятся на защиту:
1. Игры с правилами детей дошкольного возраста с задержкой психического развития рассматривается как коррекционная деятельность, обеспечивающая им возможность решать не только доступные практические задачи, но и более сложные проблемные задачи, повышая эмоционально волевую зрелость.
2. Развитие игр с правилами у детей 5-6 лет задержкой в психическом развитии обеспечиваются следующими психолого-педагогическими условиями: осуществление выбора игр с правилами с учетом особенностей детей 5-6 лет с задержкой психического развития; обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами, оборудованием, дидактическими пособиями для игр с правилами; осуществление поэтапно организованной работы воспитателей, учителя дефектолога с детьми с задержкой в психическом развитии по развитию у них игр с правилами; включение родителей в работу по развитию игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Показатели и уровни развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития характеризуются степенью овладения дошкольниками структурными компонентами игры (выбор темы, линии сюжета, роли, игрового материала, игровых действий), наличием произвольности поведения и потребности выполнять правила игры.
Достоверность, обоснованность основных положений, а также результатов исследования обеспечивается с акцентом на концептуальные научные положения педагогики и психологии; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующие предмету, задачам, цели научного поиска, объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Структура магистерской диссертации. В состав диссертации входит: введение, 2-е главы, заключение, список используемой литературы (в количестве 95 источника) и приложение (в количестве 6).
Ребенок с нормами постепенно овладевает компонентами игр с правилами, усваивая их, он приобретает произвольность поведения, умения решать новые, более сложные задачи.
В настоящем исследовании речь идет о детях с задержкой психического развития. Для дошкольников с данным видом нарушения свойственна повышенная истощаемость, общая физическая и соматическая слабость, нарушения общей и мелкой моторики, недоразвитие памяти, мышления, внимания, воображения, слабое развитие коммуникативных навыков, нарушения в речевом развитии, а также незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети с задержкой психического развития проявляют трудности в игровой деятельности, на этапе возникновения замысла игры, его реализации, у них отсутствует потребность в совершенствовании игровых действий, особенно если эти действия требуют подчинению правилам, проявлению произвольности движений. Однако анализ исследований свидетельствует, что овладение произвольностью движений, соблюдение правил обеспечивает общую положительную картину в психологическом развитии ребенка (Д.В. Менджерицкая, Н.В. Елфимова, Н.Ю. Борякова, Е.К. Иванова, Н.Л. Белопольская, Л.С. Выготский, И.Ф. Марковская, Б. Днас Гонсалес, Л.В. Кузнецова, У.В. Ульенкова.).
Теоретический анализ исследований свидетельствует о недостаточном изучении проблемы развития игр с правилами у детей с задержкой психического развития.
Анализ научных исследований и педагогической практики предоставил нам возможность выявить существующее противоречие между декларируемой необходимостью развития игр с правилами у детей 5-6 лет и недостаточным использованием потенциала психолого-педагогических условий в данном процессе.
По причине противоречия, которое мы выделили, была обозначена проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет, имеющие задержку психического развития?
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития».
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование, экспериментальная проверка влияния психолого-педагогических условий на развитие игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития игр с правилами у детей 5-6 лет, имеющих задержку психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития эффективный при формировании таких психолого-педагогических условий, как:
- осуществление выбора игр с правилами с учетом особенностей детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами, оборудованием, дидактическими пособиями для игр с правилами;
- осуществление поэтапно организованной работы воспитателей, учителя дефектолога с детьми с задержкой психического развития по развитию у них игр с правилами;
- включение родителей в работу по развитию игр с правилами у детей с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет.
Опираясь на цель и гипотезу, были определены задачи нашего исследования:
1. Проанализировать теоретические положения по проблеме развития игр с правилами в дошкольном возрасте и определить степень разработанности данной проблемы.
2. Определить критериально-диагностический аппарат оценки уровня сформированности игровых умений у детей 5-6 лет, имеющих задержку в психическом развитии.
3. Экспериментально проверить, насколько эффективны психолого-педагогические условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой в психическом развитии.
Методы, используемые в исследовании:
- методы теоретического исследования: анализ специальной
педагогической, методической и психологической, а также общей литературы по проблеме исследования;
- методы эмпирического исследования: беседа, наблюдение,
констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Теоретической основой исследования являются положения о феномене игры, ее роли в развитии детей (Д.Б. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, Р.И. Жуковская, ); об особенностях детей с задержкой психического развития (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, В.В. Лебединский, Ф.М. Гайдук); об особенностях формирования игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с игрой детей дошкольного возраста с нормативным развитием (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев).
Экспериментальная база исследования - дошкольное образовательное учреждение г.о. Тольятти детский сад № 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Принимало участие 12 детей от 5до 6 лет из группы компенсирующей направленности.
Работа делится на 3 основных этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2017-2018 г.). Заключается в установлении проблемы исследования, уточнении объекта, предмета, задач, цели, понятийного аппарата; анализе теоретических источников для установления степени научной разработанности у исследуемой проблемы; определение уровней сформированности и показателей развития игр с наличием правил у детей с задержкой в психическом развитии 5- 6 лет.
Второй этап является экспериментальным (2018-2019 гг.).
Осуществляется разработка и апробация психолого-педагогических условий по созданию игр с правилами у детей 5- 6 лет с задержкой в психическом развитии.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2019 г.). Обрабатывают полученный материал, анализируют и интерпретируют все результаты проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, а также обобщение, систематизация, оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выделены показатели развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой в психическом развитии;
- разработаны психолого-педагогические условия по развитию игр с правилами у детей от 5-6 лет с задержкой в психическом развитии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что более широко раскрыто понятие «игры с правилами детей с задержкой психического развития», которое рассматривается как коррекционная деятельность, обеспечивающая им возможность решать не только доступные практические задачи, но и более сложные проблемные задачи, повышая эмоционально волевую зрелость.
Практическая значимость заключается в том, что существует возможность на практике использовать: испытанные ранее материалы по диагностике развития игр с правилами детей 5-6 лет с задержанным психическим развитием; разработанные психолого -педагогических условия развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования будут рассматриваться и докладываться регулярно в отчетах по научно-исследовательской работе в семестрах, на секциях кафедры «Дошкольная педагогика и психология» в рамках проведения «Дней науки ТГУ», на научно-практических конференциях различного уровня (региональных, городских, всероссийских). Материалы исследования найдут свое отражение в различных публикациях по теме диссертации.
Основные положения, которые выносятся на защиту:
1. Игры с правилами детей дошкольного возраста с задержкой психического развития рассматривается как коррекционная деятельность, обеспечивающая им возможность решать не только доступные практические задачи, но и более сложные проблемные задачи, повышая эмоционально волевую зрелость.
2. Развитие игр с правилами у детей 5-6 лет задержкой в психическом развитии обеспечиваются следующими психолого-педагогическими условиями: осуществление выбора игр с правилами с учетом особенностей детей 5-6 лет с задержкой психического развития; обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами, оборудованием, дидактическими пособиями для игр с правилами; осуществление поэтапно организованной работы воспитателей, учителя дефектолога с детьми с задержкой в психическом развитии по развитию у них игр с правилами; включение родителей в работу по развитию игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Показатели и уровни развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития характеризуются степенью овладения дошкольниками структурными компонентами игры (выбор темы, линии сюжета, роли, игрового материала, игровых действий), наличием произвольности поведения и потребности выполнять правила игры.
Достоверность, обоснованность основных положений, а также результатов исследования обеспечивается с акцентом на концептуальные научные положения педагогики и психологии; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующие предмету, задачам, цели научного поиска, объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Структура магистерской диссертации. В состав диссертации входит: введение, 2-е главы, заключение, список используемой литературы (в количестве 95 источника) и приложение (в количестве 6).
Игра занимает в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте, огромное место. Перед дошкольниками в игровой деятельности раскрывается мир, и, несомненно, творческие способности личности. Отсутствие игры не даст полноценного умственного развития.
Особенно этот вопрос возникает в процессе работы с детьми с ЗПР.
У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленной недоразвитием речи и мышления. Значительные нарушения наблюдаются и в произвольной сфере - дети не умеют сосредоточиваться, удерживать и переключать внимание, большие трудности возникают на этапе понимания инструкции к заданиям, сложности при работе по образцу. Он быстро устает, истощается и стремится переключиться на другую, более интересную и активную деятельность. Без специальной коррекционной помощи ребенок с данным видом нарушения не сможет научиться действовать по определенным правилам.
Анализ результатов констатирующего исследования показал, что у большинства детей диагностирован недостаточный уровень развития игры с правилами. Это выражается в непонимании и непринятии детьми 5-6 лет с ЗПР обучающих задач, что страдает в большей степени, чем остальные показатели. Дети не в полном объеме выполняют игровые действия и правила игры. У детей с ЗПР отмечена недостаточная мотивация к стремлению выполнять правила игры. А также страдает процесс умения выполнять игровые действия.
Формирующий эксперимент свидетельствует о важности использования психолого-педагогических условий развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, таких как, осуществление выбора игр с правилами с учетом особенностей детей 5-6 лет с задержкой психического развития; обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами, оборудованием, дидактическими пособиями для игр с правилами; осуществление поэтапно организованной работы воспитателей, учителя дефектолога с детьми с задержкой психического развития по развитию у них игр с правилами; включение родителей в работу по развитию игр с правилами у детей с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что имеется положительная динамика уровня развития игр с правилами у детей 5-6 лет с ЗПР. Многие дети демонстрируют знания структурных компонентов игры (выбор темы, линии сюжета, роли, игрового материала, игровых действий), они проявляют желание играть, умение выполнять правила игры.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
Особенно этот вопрос возникает в процессе работы с детьми с ЗПР.
У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленной недоразвитием речи и мышления. Значительные нарушения наблюдаются и в произвольной сфере - дети не умеют сосредоточиваться, удерживать и переключать внимание, большие трудности возникают на этапе понимания инструкции к заданиям, сложности при работе по образцу. Он быстро устает, истощается и стремится переключиться на другую, более интересную и активную деятельность. Без специальной коррекционной помощи ребенок с данным видом нарушения не сможет научиться действовать по определенным правилам.
Анализ результатов констатирующего исследования показал, что у большинства детей диагностирован недостаточный уровень развития игры с правилами. Это выражается в непонимании и непринятии детьми 5-6 лет с ЗПР обучающих задач, что страдает в большей степени, чем остальные показатели. Дети не в полном объеме выполняют игровые действия и правила игры. У детей с ЗПР отмечена недостаточная мотивация к стремлению выполнять правила игры. А также страдает процесс умения выполнять игровые действия.
Формирующий эксперимент свидетельствует о важности использования психолого-педагогических условий развития игр с правилами у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, таких как, осуществление выбора игр с правилами с учетом особенностей детей 5-6 лет с задержкой психического развития; обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами, оборудованием, дидактическими пособиями для игр с правилами; осуществление поэтапно организованной работы воспитателей, учителя дефектолога с детьми с задержкой психического развития по развитию у них игр с правилами; включение родителей в работу по развитию игр с правилами у детей с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что имеется положительная динамика уровня развития игр с правилами у детей 5-6 лет с ЗПР. Многие дети демонстрируют знания структурных компонентов игры (выбор темы, линии сюжета, роли, игрового материала, игровых действий), они проявляют желание играть, умение выполнять правила игры.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ НАРОДОВ МИРА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К КОНТЕКСТНОМУ ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ КЕЙСОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Изучение специфики произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Программа психологической коррекции межличностных отношений
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



