Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты процесса развития наблюдательности младших школьников 8
1.1 Специфика развития наблюдательности в младшем школьном возрасте 8
1.2 Роль экскурсий в развитии наблюдательности младших школьников 23
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию наблюдательности у обучающихся начальной школы в ходе экскурсий по окружающему миру...34
2.1 Диагностика актуального уровня развития наблюдательности
младших школьников 34
2.2 Организация процесса развития наблюдательности младших
школьников в процессе проведения экскурсий по окружающему миру 42
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию наблюдательности младших школьников 55
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение А Бланки для диагностики уровня наблюдательности 72
Приложение Б Результаты диагностики переключения внимания 75
Приложение В Результаты диагностики избирательности внимания 77
Приложение Г Результаты диагностики объема внимания 79
Приложение Д Результаты диагностики восприятия 81
Приложение Е Результаты диагностики обобщения 83
Приложение Ж Результаты диагностики развития наблюдательности 85
Приложение И Бланки задания по наблюдению за природой 87
Тема выпускной квалификационной работы посвящена развитию наблюдательности младших школьников на экскурсиях по окружающему миру. Наблюдательность - это и психическое свойство личности, и профессионально значимая способность специалистов многих профессий, не только ученых и исследователей, но и медицинских работников, пожарных, пилотов, моряков, археологов, педагогов. А художников и поэтов можно с убеждением отнести к людям, с высокоразвитой наблюдательностью. Они очень тонко чувствуют и наблюдают окружающую их природу, создавая своим творчеством шедевры искусства. Наблюдательность выражается в способности человека подмечать свойства явлений или объектов. Эти свойства являются характерными для объекта, существенными для его понимания. Но они могут быть малозаметными, скрытыми, их трудно заметить при беглом или недостаточно внимательном восприятии.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время в педагогике и психологии не снижается интерес к поискам способов развития наблюдательности у младших школьников. В свое время еще К.Д. Ушинский писал о важности наблюдений в природе, считал их ведущим фактором воспитания ребенка. Он с сожалением отмечал, что современная ему педагогика не учитывает развивающее воздействие природы [46]. По мнению М.Я. Басова, наблюдательность должна рассматриваться как одно из важнейших условий формирования личности. Само познание окружающего нас мира и успешность ориентации в нем основывается на информации, которую человек получает в процессе наблюдения [4]. В науке и в процессе развития человека познание природы и формулировка ее законов «достигается путем наблюдения, эксперимента и обобщения эмпирических данных о свойствах и отношениях объектов исследуемой области природы» [22].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) призывает к формированию у детей навыка самостоятельной исследовательской деятельности и уточняет способы изучения природы и общества: наблюдение, опыт и др. [48].
На разных этапах развития педагогики при изучении предметов ««Естествознание», «Природоведение», «Окружающий мир» в начальной школе одной из главных задач было развитие наблюдательности в процессе исследовательской деятельности школьников. Очень результативно это проявляется при организации таких видов занятий, как экскурсии в природу и исследование ее объектов. «Рассматривая исследовательский метод как «метод исканий», Б.В. Всесвятский отмечал, что в исследовательском методе (методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни... Многие ученые отдают предпочтение исследовательскому подходу в обучении, отмечая его достоинства, но широкое применение исследовательский подход находит лишь при обучении естественным наукам. Этому свидетельствуют публикации Л.П.Анастасова, В.И. Андреева, A. Н.Бекетова, И.Д.Зверева, В.Ф.Зуева, И.Н.Пономарева, Б.Е.Рыкова, B. Ю. Ульянинского, К.П.Ягодовского и др.» [31, с. 28].
К критериям определения развитой наблюдательности у детей, можно отнести такие свойства ума как память, внимательность, логический анализ и восприятие. Следовательно, наблюдательность тесно переплетается с умственной деятельностью человека, и зависит от качеств ума индивида. Ученые Герд А.Я., Зуев В.Ф., Ушинский К.Д. и многие другие определяли то, что развитие наблюдательности является важной задачей педагогики. Вопросы изучения процесса развития наблюдательности имеют теоретическую и практическую значимость. Практическая значимость развития наблюдательности у младших школьников именно на экскурсиях по окружающему миру в психологии и педагогике определяется первостепенной задачей умственного воспитания. «Четкая организация и планирование наблюдений помогает повысить интерес к природе и окружающей среде и тем самым развить познавательную деятельность младшего школьника» [38, 28]. «При этом необходимо выделить теоретические основания и критерии развития наблюдательности и опираясь на них, отбирать упражнения» [35]. Но сегодня недостаточно внимания уделяется экскурсиям как эффективному способу развития наблюдательности у младших школьников и методам, применяемым в ходе экскурсий.
Проблема исследования: каковы методы развития наблюдательности у младших школьников на экскурсиях по «Окружающему миру»?
Цель исследования: разработать содержание экскурсий по предмету «Окружающий мир», включающее методы, способствующие развитию наблюдательности у младших школьников, и проверить его эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс развития наблюдательности у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: методы развития наблюдательности у учащихся начальной школы на экскурсиях при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом: процесс развития наблюдательности младших школьников будет более эффективным, если разработать и реализовать содержание экскурсий по предмету «Окружающий мир», которое включает практические задания по наблюдению за природными объектами посредством применения методов проблемного обучения, эксперимента, фиксации результатов наблюдения.
Для того чтобы подтвердить данную гипотезу, нужно решить следующие задачи:
- провести анализ литературы по теме исследования;
- на констатирующем этапе исследования определить диагностические методики для изучения актуального уровня развития наблюдательности младших школьников и реализовать их на практике;
- в ходе формирующего этапа исследования разработать содержание
экскурсий по предмету «Окружающий мир», включающие задания по развитию наблюдательности младших школьников с применением методов проблемного обучения, эксперимента, фиксации результатов наблюдения и реализовать их на практике;
- в ходе контрольного этапа исследования провести анализ проделанной работы и сформулировать выводы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом; проведение тестирования по диагностическим методикам для изучения актуального уровня развития наблюдательности учащихся начальной школы; опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в городе Караганда на базе учебной организации ТОО «MPTech» и школьников младших классов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (первая - теоретическая глава, где изучается теоретическая база развития наблюдательности младших школьников и вторая - практическая, где изучаются и проводятся констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента), заключения, списка используемой литературы и приложения.
Первоначальной задачей преподавателя по предмету «Окружающий мир» является развитие наблюдательности у младших школьников. Можно обратиться к словам чудесного наблюдателя К. Паустовского, который говорил: «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два -три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому» [33]. Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.
В процессе экспериментального исследования по теме «Развитие наблюдательности у младших школьников на экскурсиях по окружающему миру» была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература. Эти данные стали теоретической основой выпускной квалификационной работы. Было установлено, что тема развития наблюдательности очень актуальна в современном мире.
В ходе исследовательской работы были решены поставленные задачи. Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы выявили, что «наблюдательность - это выработанная способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе малозаметные, свойства предметов и явлений». Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность. Прежде всего, она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. «Наблюдательность зависит не столько от остроты зрения, слуха, обоняния и т.д., сколько от умения человека каждый раз, слушая и рассказывая что-либо, ставить перед собой определенную, ясную цель и достигать ее. Наблюдательность обязательно предполагает наличие в характере человека таких черт, как любознательность, пытливость, и приобретаются они в жизненном опыте, в том числе и в играх и развлечениях» [51]. Критерии развитости наблюдательности можно определить в способности к самостоятельному нахождению новых свойств, объектов, явлений в окружающей природной и социальной среде; восприятие не только отдельных объектов, чаще всего представителей животного и растительного мира, но и как можно большего числа объектов и, обобщенного восприятия природного и социального окружения; проявление самостоятельности и адекватное отражение воспринятого в речи и изобразительной деятельности.
На констатирующем этапе исследования были подобраны диагностические методики для изучения актуального уровня развития наблюдательности младших школьников и реализованы на практике. Чтобы понять уровень развития наблюдательности младших школьников, нужно исследовать следующие структурные компоненты выделенных критериев:
1. Уровень развития внимания, основывается на следующих показателях: объем внимания, избирательность внимания, переключение внимания. Для диагностики были использованы следующие методики: методика распределения и переключения внимания «Числа и буквы»; исследование избирательности внимания по методике Мюнстерберга; методика «Запомни и расставь точки» для определения объема внимания младших школьников.
2. Уровень развития восприятия. Для диагностики была использована методика «Чего не хватает на рисунках?»
3. Уровень развития мышления, способности к обобщению. Для диагностики была использована методика «Исключение лишнего».
В ходе формирующего этапа исследования был разработан комплекс экскурсий по предмету «Окружающий мир», включающий задания по развитию наблюдательности младших школьников с применением методов проблемного обучения, эксперимента, фиксации результатов наблюдения, который в течении учебного года был реализован на практике.
В ходе контрольного этапа исследования был проведен анализ проделанной работы по развитию наблюдательности на экскурсиях по предмету «Окружающий мир» и сформулированы выводы.
При проведении диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе у детей в основном средний или низкий уровень наблюдательности.
Поэтому были разработано содержание экскурсий по предмету «Окружающий мир» для развития наблюдательности у младших школьников. На экскурсиях дети экспериментальной группы, проводили опыты, читали стихотворения, играли в игры, выполняли практические задания, делали зарисовки, сравнивали и наблюдали за природой.
Проведение опытов и практических занятий способствовало развитию самостоятельного нахождения новых свойств, объектов, явлений в окружающей природной и социальной среде. При чтении стихов развивается память, развивается переключение внимания и способность к развитию мышления, обобщенного восприятия природного и социального окружения. При специальных играх, которые направлены на развитие наблюдательности, развивается способность слушать и следовать правилам, внимание, мышление, восприятие. Делая зарисовки и фиксирование результата, развивается наблюдательность, память, мышление ребенка, а так же происходит понимание того, на сколько адекватное отражение воспринятого в речи и изобразительной деятельности у детей. Так же задания на сравнение и наблюдение за объектами природы способствует развитию уровня внимания, переключения внимания и в следствии развития наблюдательности у младших школьников.
Контрольный этап эксперимента показал, что улучшились показатели распределения и переключения внимания, избирательности и объема внимания. На основании этих данных можно сказать, что уровень наблюдательности у младших школьников экспериментальной группы повысился. Из анализа результатов эксперимента можно увидеть, что показателей с низким уровнем развития наблюдательности нет. Увеличилось количество детей, у которых показатели развития наблюдательности определились на высоком уровне. Можно сделать предположение, что наблюдательность младших школьников будет развиваться с каждым учебным годом. Для этого нужно внедрять обязательные экскурсии по предмету «Окружающий мир», нацеленные на развитие способности наблюдать за природой.
В целом можно считать, что цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. С. 40 - 141.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. 240 с.
3. Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: пособие для учителя нач. шк. / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. М.: Просвещение, 1998. С. 162-163.
4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. 432 с.
5. Блинова С. В. Методика преподавания естествознания (отдельные вопросы): учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 2014. 60 с.
6. Блонский П. П. Развитие мышления школьника.
Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2013. 3 с.
7. Бочкарёв А.И. Концепции современного естествознания: учебникдля студентов вузов / А.И. Бочкарёв, Т.С. Бочкарёва, С.В. Саксонов; проф.А.И. Бочкарёва. Тольятти: ТГУС, 2008. 386 с.
8. Брыкина, Е.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром / Е.К. Брыкина, Е.С. Немкина // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. С. 28-33.
9. БЭС - Большой энциклопедический словарь [сайт]. URL: http://www.slovopedia.com (дата обращения: 18.01.2022).
10. Вергелес Г. И. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): уч.метод. пособие: 2-е изд., перераб.
и доп. Санкт-Петербург: 2015. 212 с.
11. Вохминова Л.В. Проблемы качества начального / Л.В. Вохминова, А.П. Савченко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 148-156.
12. Гармаева Т. В. Психология дошкольников, младших
школьников и подростков: учебное пособие. Улан-Удэ: БГУ, 2021. 188 с.
13. Горбунова Т. В. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебно-методическое пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2021. 66 с.
14. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е.,Вохмянина Т.В. / Под ред. Дубровиной И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 160 с.
15. Добрина Н.А. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие: 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. 288 с.
16. Емельянов Б.В. Экскурсоведение в 3 частях: учеб. пособ. для вузов. М.: Турист. 2002. 119 с.
17. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. М.: 2007. 243 с.
18. Ибрагимова Г.Ф. Формирование учебно - познавательной компетенции младших школьников / Г.Ф. Ибрагимова, В.Н. Гуров // Педагогический журнал Башкортостана, 2015. № 2 (57). С. 34-40.
19. Индивидуальное прогрессивное развитие младшего школьника: сборник / под общей редакцией В. М. Янгировой. Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, [б. г.]. Выпуск 1, 2018. 205 с.
20. Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа,
вуз: материалы Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием, апреля 2021 г: материалы конференции / под редакцией М. Г. Заббаровой. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2021. 645 с.
21. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры,упражнения, техники. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 349 с.
22. Клепинина З.А., Чистова Л.П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека. М.: 1988.
23. Козина Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательство «Прометей», 2011. 488 с.
24. Комарова В. И. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебно-методическое пособие / В. И. Комарова, Е. О. Гребенникова: 2-е изд. Москва: ФЛИНТА, 2015. 251 с.
25. Королева И. В. Подвижные игры: учебное пособие. Вологда: ВоГУ, 2014. 104 с.
26. Марокова М. В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. Волгоград: ВГАФК, 2014. 156 с.
27. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II: пособие. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.
28. Мусатова Л. Я. Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Теория и методика экологического образования детей»: учебно¬
методическое пособие. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. 113 с.
29. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: в 3 кн. 4- е изд. М .: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2001.
30. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методическое пособие: 4-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2019. 376 с.
31. Пасько Л.И. Исследовательский подход как методологическая
основа проектной деятельности // Наука и школа, 2007. № 1. С. 27-29.
32. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2009. 198 с.
33. Паустовский К. Золотая роза: Повести. Кишинев: 1987. 596 с.
34. Развитие познавательных способностей младших школьников: материалы конференции / под общей редакцией Т. В. Зотовой. Москва: МПГУ, 2020. 166 с.
35. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности: 2-е изд., переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 208 с.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 384 с.
37. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом-Природа»: Блок занятий «Я и Природа» /Текст публикуется в авторской редакции. М.: «Карапуз- Дидактика», 2005. 192 с.
38. Савенков А.И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников // Начальная школа, 2015. № 4. С.56-59.
39. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. 80 с.
40. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. 146 с.
41. Степанов И.А., Горощенко В.П. Методика преподавания
природоведения: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по
специальности. № 2001. М.: «Просвещение», 1977. 158 с.
42. Столяренко A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.
43. Традиции и перспективы науки XXI века: материалы конференции / под редакцией А. А. Андреевой. Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2020. 296 с.
44. Тучалаев С. Т. Развивающие педагогические технологии в системе начального образования Республики Дагестан: монография / С. Т. Тучалаев, Е. В. Гаспарян. Махачкала: ДГПУ, 2012. 156 с.
45. Ульянова И. В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. Сочи : РосНОУ, 2015. 416 с.
46. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности: сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой. М.: Изд-во АСТ, 2018. 572 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от от 26. 11. 2010 приказ № 1241) [Текст] /
Министерство образования и науки Российской Федерации. М.:
Просвещение, 2011. 93 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. URL:
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 16.04.2022).
49. Федосеева О. Ю. Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников / Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2014. № 19 (78). С. 619-622.
50. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк // Начальная школа. 2013, №9. C. 63-65.
51. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. М.: Новая школа,
1996. 112 с.
52. Шумаков Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. М.: Просвещение, 2011. 157 с.