Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование бережного отношения к природе у учащихся средствами природоведческих экскурсий

Работа №58822

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
367
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы проблемы формирования бережного отношения к природе у младших школьников средствами природоведческих экскурсий ... 6
1.1. Основы формирования бережного отношения к природе младших
школьников 6
1.2. Педагогические подходы, принципы и условия формирования
бережного отношения к природе у младших школьников 10
1.3. Роль природоведческих экскурсий в формировании бережного
отношения к природе у младших школьников 21
Выводы по 1 главе 27
2. Эмпирическое исследование особенностей формирования бережного
отношения к природе у младших школьников средствами природоведческих экскурсий 28
2.1. Организация экспериментального исследования педагогических
условий формирования бережного отношения к природе с детьми младшего школьного возраста 28
2.2. Проведение мероприятий освоения бережного отношения к
природе у младших школьников 36
2.3. Эффективность природоведческих экскурсий в формировании
бережного отношения к природе у младших школьников 40
Выводы по 2 главе 47
Заключение 49
Список литературы

Актуальность. Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развитие многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующей становлению личности, формированию экологической культуры. Именно в начальной школе необходимо создать условия, которые способствовали бы формированию устойчивых познавательных потребностей, умений и навыков мыслительной деятельности детей, их творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения стоящих перед ними задач. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у бережного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что только бережное отношение к природе, экологическое мировоззрение, культура бережного отношения к природе ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование бережного отношения к природе значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Все сказанное определило выбор темы исследования: формирование бережного отношения к природе у младших школьников средствами природоведческих экскурсий. Актуальность обусловлена противоречием между все увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.
Цель: изучить особенности формирования бережного отношения к природе у учащихся средствами природоведческих экскурсий.
Предмет исследования: формирование бережного отношения к природе средствами природоведческих экскурсий.
Объект исследования: экологические представления учащихся
младших классов.
Гипотеза исследования: использование природоведческих экскурсий будет способствовать формированию бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования бережного отношения к природе у младших школьников средствами природоведческих экскурсий.
2. Выявить уровень развития бережного отношения к природе у младших школьников на констатирующем этапе.
3. Провести природоведческие экскурсии с целью формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
4. Определить эффективность природоведческих экскурсий в формировании бережного отношения к природе у младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретический анализ литературных источников по данной проблеме;
2) тестирование;
3) методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни.
Теоретико-методологическая база исследования: ситуационный подход становления бережного отношения к природе детей Г.В. Власовой, У. Д. Дункана, Л.Н. Смирновой, Д.С. Синка, Ф. Фидлера, Т.Б., Гребенюка, В.А. Сластенина и т.д;. партисипативный подход формирования бережного отношения к природе детей Е.Ю. Никитиной и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования особенностей формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста средствами природоведческих экскурсий будут полезны в работе педагогов- психологов, социальных работников детских центров и других специалистов, работающих с детьми. Результаты исследования могут быть применены в разработке коррекционных программ по оптимизации бережного отношения к природе учащихся.
База исследования: общеобразовательная школа № 2 г.Елабуга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В школах, в которых реализована авторская концепция биологического образования, обеспечивающая интеграцию естественнонаучного, социального и гуманитарного знания, имеющая личностный и практико-ориентированный характер и включающая региональные модули школьного биологического образования, уровень экологической культуры учащихся по выделенным показателям существенно выше, чем в школах, где экспериментальная методика не апробировалась.
Целью выпускной квалифицированной работы являлось изучение и проверка опытно-экспериментальным путем особенностей формирования у младших школьников бережного отношения к природе. В результате анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами было установлено, что на формирование бережного отношения к природе детей младшего школьного возраста, влияют следующие факторы: четкая
постановка задачи педагогом во время проведения мероприятия, развитие наблюдательности каждого ребенка, использование индивидуального подхода к детям с разным уровнем развития бережного отношения к природе.
Проведен теоретический анализ литературы, который позволил заключить, что уже в младшем школьном возрасте формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Педагогическими условиями формирования бережного отношения к природе младших школьников являются: актуализация потребности, педагогическое
стимулирование познавательной и практической деятельности, формирование экологического мышления детей, экологизация развивающей предметной среды, использование партисипативных методов осуществления экологического образования школьников. Эти педагогические условия побуждают школьников к деятельности, которая направлена на достижения более высокого уровня формирования бережного отношения к природе. Последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности.
Во время опытно-экспериментальной работы было доказано, что выбранная тема является актуальной. Система экскурсий, проведенных во время природоохранного воспитания, позволяет создать благоприятные условия для формирования бережного отношения к природе. В результате проведения эксперимента была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что использование природоведческих экскурсий эффективно в формировании бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Было выявлено, что бережное отношение к природе у детей младшего школьного возраста будет формироваться успешнее, если при проведении экскурсий особое внимание будет уделяться редким и уязвимым растениям, если в ходе экскурсии будут реализованы простейшие природоохранные мероприятия, если внимание детей на экскурсии будет привлечено к антропогенным нарушениям в экосистеме и возможностях их устранения, если в процессе проведения экскурсии учитель будет использовать потенциал природы для формирования положительных эмоций у детей.
Проведенная опытно-экспериментальная работа способствовала развитию у младших школьников бережного отношения к природе; в ходе данной работы ребята участвовали в рассмотрении экологических проблем, на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности, умению высказывать свое мнение, формированию оценочных суждений;
ребята внимательнее стали относиться к уголку природы, к растениям на участке детского сада и за его пределами, к животным и насекомым, их заинтересовали и взаимосвязи природы. Опытно- экспериментальным путем мы проверили эффективность методов и приемов, способствующие развитию бережного отношения к природе детей младшего школьного возраста в рамках экологического воспитания. Тем самым мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Цель работы достигнута, решены задачи исследования, подтверждена гипотеза.



1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: Избранные лекции / Н.А. Агаджанян, В.И. Трошин. -М.: Экоцентр, 2014.-225 с.
2. Адорно, Т. В. Эстетическая теория / Т.В. Адорно. - М.: Республика, 2011. - 527 с.
3. Аникеева, Н. П. Азбука экологического воспитания / Н.П. Аникеева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 25-30.
4. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой/ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2010. - 144 с.
5. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник
для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Андреева, В.П.Соломин, Т.В.Васильева; под ред. Н.Д.Андреевой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2009. - 208 с.
6. Бурменская, Г. В. Возрастная и педагогическая психология / Г.
B. Бурменская, Е. И. Исенина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 272 с.
7. Буров, А.И. Эстетика : проблемы и споры / А.И. Буров.- М. : Искусство, 2005.- 326 с.
8. Веретенникова, С. А. Ознакомление детей с природой / С.А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 2013. - 302 с.
9. Габев, Я.И. Теоретические основы природоохранительного образования / Я.И. Габев. - Кишинев.: Штиинца, 2011. - 159 С.
10. Гирусов, Э.В. Система «общество-природа» (проблемы социальной экологии) / Э.В. Гирусов. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 167 с.
11. Глазачев, С.Н. Экология / С.Н. Глазачев // «Экология и жизнь». - 2007. - № 2. - С. 25-31.
12. Горшков, С.П. Принцип Ле-Шателье в приложении к биосфере /
C. П. Горшков // Экология. - 2010. - №1. - С 7-16.
13. Дажо, Р. Основы экологии / Р. Дажо. - М.: Прогресс, 2005. - 415 с.
14. Данилов-Данильян, В.И. Окружающая среда между прошлым и
будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа) / В.И. Данилов-Данильян. - М.: Смысл, 2004. - 133 с.
15. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо. - Ростов- на-Дону. : Феникс, 2006. - 480 с.
16. Дубровский, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей / Е.А.Дубровский. - М.: Инфра-М, 2012. - 192 с.
17. Егорова, О. П. Природоохранное воспитание детей / О.П. Егорова. - М. : Просвещение, 2013. - 242 с.
18. Ермолаева, М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии / М. В. Ермолаева. - М.: «Ось-89», 2003. - 365 с.
19. Жерневская, Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации природоохранного воспитания детей / Т.В. Жерневская // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 3. - С. 8794.
20. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 2006. - 211 с.
21. Исаева, В.Е. Роль наблюдений при изучении родной природы младшими школьниками / В.Е. Исаева // Начальная школа. - 2004. - №1. - С.38
22. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. - 320 с.
23. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и развития / Н. А. Менчинская.- М.: Просвещение, 2004. - 124 с.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008.- С. 228.
25. Никитина, Е.Ю. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе обучения со значимым взрослым / Никитина Е.Ю., Шилова О.В. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009.- №6 - С.119- 127.
26. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю. Никитина.- Челябинск.: Изд- во ЧГПУ, 2000. - 101 с.
27. Никитина, Е. Ю. Междисциплинарно-партисипативный подход как методологическая основа развития умений делового общения учащихся начального профессионального образования / Е. Ю. Никитина // журнал «Профессиональное образование» / Приложение «Новые педагогические исследования». - 2006. - № 2 . - М.: ИСОМ, 2006. - С. 101 - 108.
28. Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе : метод. материалы для работы с родителями учреждений / С.Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2012. - 254 с.
29. Огородников, И.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности урока / И.Т. Огородников // Народное образование. - 2003. - № 4. - С. 21-22.
30. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский. - М.: Педагогика, 2005. - 347 с.
31. Панфилова, Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе / Т.С. Панфилова. - М.: Речь, 2011. - 320 с.
32. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2005.- 326 с.
33. Раскин, В.Г. Социальная экология (теоретические и прикладные аспекты) В.Г. Раскин. - Кемерово, 2006. - 135 с.
34. Реймерс, Н.Ф. Экология (теория, законы, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. - М.: Журнал «Россия Молодая», 2004. - 367 с.
35. Рикфлекс Р. Основы общей экологии / Р. Рикфлекс. - М.: Мир, 2009. - 424 с.
36. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / К.Ф. Рыбалко.- СПб.: Питер»,2008. - 224 с.
37. Рыков, Н.О воспитании ответственности за охрану природы
//Народное образование, 2006, №5. - С. 66-67.
38. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии / Л. М. Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 2006. - 304 с
39. Соколова, Н.А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. ...канд. пед. наук.- Курган, 2008.- 213 с.
40. Соломенникова, О.А. Природоохранное воспитание в детском саду / О.А. Соломенникова. - М. : Просвещение, 2009. - 214 с.
41. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогического исследования [Текст] / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 2006. - 150 с.
42. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание. Вопросы теории и методики / М.Д.Таборидзе. - М.: Педагогика, 2005. - 203 с.
43. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина - Академия, 2008. - 288 с.
44. Тюмасева, З. И. Непрерывное эколого-валеологическое образование: комплексная программа и руководство / З.И. Тюмасева - Челябинск : Факел, 2005. - 118 с.
45. Тюмасева, З.И. Методические рекомендации по экологическому образованию / З.И. Тюмасева. - Челябинск, 2009. - 83 с.
46. Формирование экологической культуры и развитие молодёжного движения / под. ред. В.М. Захарова. - М. : Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики в России, 2008. - 340 с.
47. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юристь, 2007. - 512 с.
48. Шаталов, А.А. Л.Н. Толстой о природосообразности воспитания детей / А.А. Шаталов // Начальная школа. - 2014. - №1. - С.9.
49. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания / В.Н.Шацкая. - М.: Педагогика, 2000. - 168 с.
50. Шипунова, Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Я. Шипунова. - Новосибирск.: Издательство «РПО СО РАСХН», 2014. - 273 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ