Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №109234

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблем коррекции мышления у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития 16
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции
мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 23
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
2.1. Определение уровня развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
2.2. Реализация психолого-педагогических условий коррекции
мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 45
2.3. Определение эффективности психолого-педагогических условий для
коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 57
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение

Актуальность исследования определена тем, что явления и предметы реального мира располагают такими взаимоотношениями и свойствами, какие возможно изучить прямо, при содействии чувств и ощущений, и так же, данными взаимоотношениями и свойствами, какие возможно изучить только опосредованно и только через обобщение, то есть, через мыслительные действия. Мышление - это процесс интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется отображением реальности через обобщение и опосредование. При помощи мышления человек имеет возможность по-другому постигнуть личный эмоциональный опыт, отыскать причинно-следственные связи между событиями, происходящими в реальности, при этом производить выводы, предугадывать ход событий, модифицировать и улучшать практику.
Изучением вопроса развития мышления занимались многие психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Л.В. Занков, Е.И. Рогов, В.В. Давыдов. Ученые расширили теорию формирования мышления и научно аргументировали процесс разрешения созидательных задач, характеризовали обстоятельства, которые
способствуют и препятствуют определению верного ответа на поставленные вопросы.
По мнению Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, старшие дошкольники проходят усиленное развитие интеллектуальных способностей - первоначальных видов обобщения, умозаключения, абстракции . Помимо этого, в данный период дошкольник располагает значительной необходимостью в эксперименте, который направлен на изучение информационной культуры социума, при том, дети занимают инициативную позицию. Особенного внимания к себе требуют дошкольники с задержкой психического развития.
Вопросы задержки психического развития у дошкольников обширно анализируется в трудах В.Д. Никулиной, Л.Н. Блиновой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Я.В. Крючевой и других. Интеллектуальная деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития считается непростым субъектом рассмотрения. Мышление дошкольников с задержкой психического развития можно охарактеризовать как несформированное в некоторых мыслительных операциях, так и как нарушение формирования мыслительной деятельности, в общем. Возможно, отметить поверхностность развития мышления, его устремленность на единичные и случайные признаки, пассивность, малоподвижность процессов мышления, стремление к подражанию, имитации.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития мышления у детей 5 -6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий коррекции данного процесса.
Определенное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .
Объект исследования: процесс коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: коррекция мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития возможна, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
- определение содержания работы по формированию умений и навыков систематизации;
- организация последовательной работы по обучению детей использованию метода сравнения свойств предметов;
- разработка игр и упражнений, направленных на развитие смыслового соотнесения свойств предметов в группе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития мышления у детей 5 -6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения о развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста (Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Р.С. Немов, Е.И. Рогов);
- результаты исследования органического поражения ЦНС у детей дошкольного возраста (Г.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.);
- исследование структурно-функционального строения мозга (А.Р. Лурия и др.);
- положения о задержке психического развития у детей (Л.Н. Блиновой, Я.В. Крючевой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.Д. Никулиной и др.);
- результаты исследований особенностей с детей с задержкой психического развития (Г.А. Власова, М.С. Певзнер).
Новизна исследования заключается в том, что определены показатели и уровни развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, выделены психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны уровни, обоснованы психолого-педагогические условия для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ДОО при построении диагностической, коррекционно-развивающей работы по развитию мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводили в три этапа:
- теоретический, на котором изучена психолого-педагогическая литература по проблеме коррекции мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- аналитический (констатирующий) этап, на котором выявили уровень развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- экспериментальный (формирующий) этап, на котором подобрали и обосновали психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- обобщающий (контрольный этап), который позволил выявить динамику уровня развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база. Эксперимент проведен в МБУ № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 24 ребенка 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 3 приложения. Работу иллюстрируют 12 рисунков, 13 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вследствие проведенного изыскания были разрешены поставленные в начале работы задачи:
1. Рассмотрена и подвергнута анализу психолого-педагогическая и специальная литература по вопросу развития мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Мышление - это процесс интеллектуальной деятельности человека, определенный проанализированным и прямым отображением реальности. В психологии принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У дошкольников с задержкой психического развития имеется отставание в созревании всех видов мышления. Это отставание выражается во всех элементах мышления. До конца дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития без специализированной поддержки практически нет вероятности в развитии наглядно-образного мышления и выход на следующий уровень - словесно-логический.
2. Разработана и осуществлена диагностика, которая была направлена на определение уровня развития мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Подобранная диагностика содержала следующие методики: «Помоги достать», «Чего не хватает?», «Разбитая чашка», «Составление целого из частей», «Определение времени года по картинкам».
3. Рассматривая и беря во внимание итоги диагностического исследования, была создана и реализована коррекционная программа, которая способствовала развитию мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Рассмотрена результативность проделанной работы, выработаны выводы о том, что были сделаны позитивные видоизменения в уровне развития мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития. данный факт подтверждает результативность хорошо разработанной и проделанной коррекционно-развивающей деятельности. В итоге психолого-
педагогического эксперимента дети 5-6 лет с задержкой психического развития могли увеличить свой первоначальный уровень развития наглядно-образного мышления.
Следовательно, цели и задачи, установленные в ходе исследования, достигнуты.



1. Авдеева, Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства [Текст]: монография / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. - М. : Логос, 2012. - 263 с.
2. Актуальные проблемы логопедической практики [Текст]: Метод. материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н.Н. Трауготт / Под ред. М.Г. Храковской. - СПб. : Акционер и К, 2014. - 356 с.
3. Аникеева, Н.П. Дети с ЗПР, проблемы и развитие в ДОУ [Текст] /Н.П. Аникеева. - М. : Логос, 2013. - С. 87-96.
4. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ [Текст] / Т.В. Ахутина. - М. : Наука, 2013. - 210 с.
5. Аюева, И. Воспитай личность! [Текст] / И. Аюева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - С. 32-43.
6. Белопольская, Н.Л. Патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-центр, 2012. - 142 с.
7. Бильчугов, Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у дошкольников [Текст] : методическое пособие / Л.Ф. Бильчугов. - М. : АСТ, 2011. - 215с.
8. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М. : ЭНАС, 2012. - 136 с.
9. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: Монография / Н.М. Братко, науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, 2012. - 256с.
10. Вегнер, Л.А. Домашняя школа мышления [Текст] /Л.А. Вегнер, А.Л. Вегнер. - М. : Юнити, 2011. - 287 с.
11. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] / А.Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 160 с.
12. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. - Дефектология. - 2013. - № 6. - С. 12-18.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Логос, 2012. - С. 13-22.
14. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Новое, 2012. - 138 с.
15. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие [Текст] / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М. : Академия, 2012. - 288 с.
16. Воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. - М. : Логос, 2012. - 123 с.
17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: монография / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 2012. - 536 с.
18. Гагошидзе, Т.Ш. Нейропсихологические исследования наглядно¬образного мышления [Текст] / Т.Ш. Гагошидзе // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 13-17.
19. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. - М. : Логос, 2012. - 436 с.
20. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии . - 2009. - № 1. - С. 26-31.
21. Детская психология [Текст] : учеб. пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. - Минск : Университетское образование, 2012. - 399 с.
22. Донильдсон, М. Мыслительная деятельность детей [Текст] : методическое пособие / М. Донильдсон. - М. : Педагогика-Пресс, 2011. -215 с.
23. Дъяченко, У. Основные направления работы по программа «Развития» [Текст] : монография / У. Дъяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С. 8-12.
24. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова. - Екатеринбург : Литур, 2013. - 317 с.
25. Зак, А.З. Различия в мышлении детей [Текст]: методическое пособие /А.З. Зак . - М. : Педагогика-Пресс, 2012. - 80 с.
26. Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста [Текст] : монография / А.В. Запорожец. - СПб. : Нева, 2012. - 246 с.
27. Колосова, С.Л. Основы психодиагностики [Текст] : учебное пособие / С.Л. Колосова. - Сыктывкар, 2012. - 64 с.
28. Краткий психологический словарь [Текст] /Сост. А.А. Карпенко. Под общей ред. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского. - М. : Педагогика-Пресс, 2012. - 343 с.
29. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] / В.А. Крутецкий. - М. : АСТ, 2012. - 368 с.
30. Майерс, Д. Психология [Текст] / Д. Майерс. - Минск : ООО «Попурри»,
2014. - 163 с.
31. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб. : Питер, 2014. - 400 с.
32. Максимова, С. Грамотная психодиагностика - и потребность в необходимости [Текст] / С. Максимова // Народное образование. - 2011. - №1. - С. 106-111.
33. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. - М. : Академия, 2012. - 184 с.
34. Мироненко, В.В. Хрестоматия по психологии [Текст] / В.В. Мироненко, под ред. А.В. Петровского. - М. : Логос, 2012. - 528 с.
35. Мудрость воспитания [Текст] : Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М. : Педагогика, 2011. - 519 с.
36. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] : учеб. пособ. / В. С. Мухина, под ред. Л.А. Венгера. - М. : Логос, 2012. - 230 с.
37. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать [Текст] : Пособие по дошкольному воспитанию / В.А. Недоспасова. - Тольятти : Центр медиаобразования, 2008.- 63 с.
38. Николаева, С. Использование моделей [Текст] / С. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 34-39.
39. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС, 2014. - С. 315-347.
40. Никашина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никашина. - М. : Владос, 2013. - 128с.
41. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Логос, 2013. - 152 с.
42. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Пособие для студентов вузов [Текст] / А.А. Осипова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 512 с.
43. Певзнер, М.С. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / М.С. Певзнер. - М. : Академия, 2013. - 151 с.
44. Пиаже, Ж. Как дети образуют математические понятия [Текст] / Ж. Пиаже // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 42-48.
45. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] : учеб. пособ. / И.П. Подласый. -М. : ВЛАДОС, 2012. - 247 с.
46. Понамарев, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие [Текст] / Я.А. Понамарев. - М. : Наука, 1967. - 264 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб. : Нева, 2014. - 512 с.
48. Ульенкова, У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 17-21.
49. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Медицина, 2012. - 301 с.
50. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] : Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 2011. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ