ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблем коррекции мышления у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития 16
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции
мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 23
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
2.1. Определение уровня развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
2.2. Реализация психолого-педагогических условий коррекции
мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 45
2.3. Определение эффективности психолого-педагогических условий для
коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 57
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение
Глава 1. Теоретические основы проблем коррекции мышления у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития 16
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции
мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 23
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
2.1. Определение уровня развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
2.2. Реализация психолого-педагогических условий коррекции
мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 45
2.3. Определение эффективности психолого-педагогических условий для
коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 57
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение
Актуальность исследования определена тем, что явления и предметы реального мира располагают такими взаимоотношениями и свойствами, какие возможно изучить прямо, при содействии чувств и ощущений, и так же, данными взаимоотношениями и свойствами, какие возможно изучить только опосредованно и только через обобщение, то есть, через мыслительные действия. Мышление - это процесс интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется отображением реальности через обобщение и опосредование. При помощи мышления человек имеет возможность по-другому постигнуть личный эмоциональный опыт, отыскать причинно-следственные связи между событиями, происходящими в реальности, при этом производить выводы, предугадывать ход событий, модифицировать и улучшать практику.
Изучением вопроса развития мышления занимались многие психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Л.В. Занков, Е.И. Рогов, В.В. Давыдов. Ученые расширили теорию формирования мышления и научно аргументировали процесс разрешения созидательных задач, характеризовали обстоятельства, которые
способствуют и препятствуют определению верного ответа на поставленные вопросы.
По мнению Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, старшие дошкольники проходят усиленное развитие интеллектуальных способностей - первоначальных видов обобщения, умозаключения, абстракции . Помимо этого, в данный период дошкольник располагает значительной необходимостью в эксперименте, который направлен на изучение информационной культуры социума, при том, дети занимают инициативную позицию. Особенного внимания к себе требуют дошкольники с задержкой психического развития.
Вопросы задержки психического развития у дошкольников обширно анализируется в трудах В.Д. Никулиной, Л.Н. Блиновой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Я.В. Крючевой и других. Интеллектуальная деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития считается непростым субъектом рассмотрения. Мышление дошкольников с задержкой психического развития можно охарактеризовать как несформированное в некоторых мыслительных операциях, так и как нарушение формирования мыслительной деятельности, в общем. Возможно, отметить поверхностность развития мышления, его устремленность на единичные и случайные признаки, пассивность, малоподвижность процессов мышления, стремление к подражанию, имитации.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития мышления у детей 5 -6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий коррекции данного процесса.
Определенное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .
Объект исследования: процесс коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: коррекция мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития возможна, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
- определение содержания работы по формированию умений и навыков систематизации;
- организация последовательной работы по обучению детей использованию метода сравнения свойств предметов;
- разработка игр и упражнений, направленных на развитие смыслового соотнесения свойств предметов в группе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития мышления у детей 5 -6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения о развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста (Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Р.С. Немов, Е.И. Рогов);
- результаты исследования органического поражения ЦНС у детей дошкольного возраста (Г.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.);
- исследование структурно-функционального строения мозга (А.Р. Лурия и др.);
- положения о задержке психического развития у детей (Л.Н. Блиновой, Я.В. Крючевой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.Д. Никулиной и др.);
- результаты исследований особенностей с детей с задержкой психического развития (Г.А. Власова, М.С. Певзнер).
Новизна исследования заключается в том, что определены показатели и уровни развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, выделены психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны уровни, обоснованы психолого-педагогические условия для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ДОО при построении диагностической, коррекционно-развивающей работы по развитию мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводили в три этапа:
- теоретический, на котором изучена психолого-педагогическая литература по проблеме коррекции мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- аналитический (констатирующий) этап, на котором выявили уровень развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- экспериментальный (формирующий) этап, на котором подобрали и обосновали психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- обобщающий (контрольный этап), который позволил выявить динамику уровня развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база. Эксперимент проведен в МБУ № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 24 ребенка 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 3 приложения. Работу иллюстрируют 12 рисунков, 13 таблиц.
Изучением вопроса развития мышления занимались многие психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Л.В. Занков, Е.И. Рогов, В.В. Давыдов. Ученые расширили теорию формирования мышления и научно аргументировали процесс разрешения созидательных задач, характеризовали обстоятельства, которые
способствуют и препятствуют определению верного ответа на поставленные вопросы.
По мнению Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, старшие дошкольники проходят усиленное развитие интеллектуальных способностей - первоначальных видов обобщения, умозаключения, абстракции . Помимо этого, в данный период дошкольник располагает значительной необходимостью в эксперименте, который направлен на изучение информационной культуры социума, при том, дети занимают инициативную позицию. Особенного внимания к себе требуют дошкольники с задержкой психического развития.
Вопросы задержки психического развития у дошкольников обширно анализируется в трудах В.Д. Никулиной, Л.Н. Блиновой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Я.В. Крючевой и других. Интеллектуальная деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития считается непростым субъектом рассмотрения. Мышление дошкольников с задержкой психического развития можно охарактеризовать как несформированное в некоторых мыслительных операциях, так и как нарушение формирования мыслительной деятельности, в общем. Возможно, отметить поверхностность развития мышления, его устремленность на единичные и случайные признаки, пассивность, малоподвижность процессов мышления, стремление к подражанию, имитации.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития мышления у детей 5 -6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий коррекции данного процесса.
Определенное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .
Объект исследования: процесс коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: коррекция мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития возможна, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
- определение содержания работы по формированию умений и навыков систематизации;
- организация последовательной работы по обучению детей использованию метода сравнения свойств предметов;
- разработка игр и упражнений, направленных на развитие смыслового соотнесения свойств предметов в группе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития мышления у детей 5 -6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения о развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста (Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Р.С. Немов, Е.И. Рогов);
- результаты исследования органического поражения ЦНС у детей дошкольного возраста (Г.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.);
- исследование структурно-функционального строения мозга (А.Р. Лурия и др.);
- положения о задержке психического развития у детей (Л.Н. Блиновой, Я.В. Крючевой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.Д. Никулиной и др.);
- результаты исследований особенностей с детей с задержкой психического развития (Г.А. Власова, М.С. Певзнер).
Новизна исследования заключается в том, что определены показатели и уровни развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, выделены психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны уровни, обоснованы психолого-педагогические условия для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ДОО при построении диагностической, коррекционно-развивающей работы по развитию мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Организация и этапы исследования:
Исследование проводили в три этапа:
- теоретический, на котором изучена психолого-педагогическая литература по проблеме коррекции мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- аналитический (констатирующий) этап, на котором выявили уровень развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- экспериментальный (формирующий) этап, на котором подобрали и обосновали психолого-педагогические условия коррекции мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- обобщающий (контрольный этап), который позволил выявить динамику уровня развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база. Эксперимент проведен в МБУ № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 24 ребенка 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 3 приложения. Работу иллюстрируют 12 рисунков, 13 таблиц.
Вследствие проведенного изыскания были разрешены поставленные в начале работы задачи:
1. Рассмотрена и подвергнута анализу психолого-педагогическая и специальная литература по вопросу развития мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Мышление - это процесс интеллектуальной деятельности человека, определенный проанализированным и прямым отображением реальности. В психологии принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У дошкольников с задержкой психического развития имеется отставание в созревании всех видов мышления. Это отставание выражается во всех элементах мышления. До конца дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития без специализированной поддержки практически нет вероятности в развитии наглядно-образного мышления и выход на следующий уровень - словесно-логический.
2. Разработана и осуществлена диагностика, которая была направлена на определение уровня развития мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Подобранная диагностика содержала следующие методики: «Помоги достать», «Чего не хватает?», «Разбитая чашка», «Составление целого из частей», «Определение времени года по картинкам».
3. Рассматривая и беря во внимание итоги диагностического исследования, была создана и реализована коррекционная программа, которая способствовала развитию мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Рассмотрена результативность проделанной работы, выработаны выводы о том, что были сделаны позитивные видоизменения в уровне развития мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития. данный факт подтверждает результативность хорошо разработанной и проделанной коррекционно-развивающей деятельности. В итоге психолого-
педагогического эксперимента дети 5-6 лет с задержкой психического развития могли увеличить свой первоначальный уровень развития наглядно-образного мышления.
Следовательно, цели и задачи, установленные в ходе исследования, достигнуты.
1. Рассмотрена и подвергнута анализу психолого-педагогическая и специальная литература по вопросу развития мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Мышление - это процесс интеллектуальной деятельности человека, определенный проанализированным и прямым отображением реальности. В психологии принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У дошкольников с задержкой психического развития имеется отставание в созревании всех видов мышления. Это отставание выражается во всех элементах мышления. До конца дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития без специализированной поддержки практически нет вероятности в развитии наглядно-образного мышления и выход на следующий уровень - словесно-логический.
2. Разработана и осуществлена диагностика, которая была направлена на определение уровня развития мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Подобранная диагностика содержала следующие методики: «Помоги достать», «Чего не хватает?», «Разбитая чашка», «Составление целого из частей», «Определение времени года по картинкам».
3. Рассматривая и беря во внимание итоги диагностического исследования, была создана и реализована коррекционная программа, которая способствовала развитию мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Рассмотрена результативность проделанной работы, выработаны выводы о том, что были сделаны позитивные видоизменения в уровне развития мышления детей 5-6 лет с задержкой психического развития. данный факт подтверждает результативность хорошо разработанной и проделанной коррекционно-развивающей деятельности. В итоге психолого-
педагогического эксперимента дети 5-6 лет с задержкой психического развития могли увеличить свой первоначальный уровень развития наглядно-образного мышления.
Следовательно, цели и задачи, установленные в ходе исследования, достигнуты.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГР С ПРАВИЛАМИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ АДДИТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КНИЖЕК-РАСКРАСОК
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Формирование игровых умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе расширения представлений об окружающем мире
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2024



