Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №109231

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.2 Потенциальные возможности изобразительной деятельности в
развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности 27
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 27
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в 40 процессе изобразительной деятельности
2.3 Динамика развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 49
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение 65


Актуальность темы данной бакалаврской работы состоит в том, что проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекает к себе пристальное внимание специалистов в области педагогики, психологии и дефектологии. Прогрессивные веяния в становлении образовательной практики и психологической науки провоцируют новейшие задачи в её исследовании. Одна из подобных задач - это положение об индивидуальных спецификах развития воображения, проявлений личности ребенка в его творческой деятельности. Воображение - создание новейших образов на основании предыдущего опыта. Это самая важная составляющая в творческой деятельности человека, в случае если проблематичная ситуация характеризуется отсутствием знаний или же представлений.
В развитии и функционировании воображения особенное место имеет речь. Мощнейший шаг вперед в развитии воображения у дошкольников происходит напрямую с усвоением речи. Через речь у ребенка формируются и остаются в памяти представления о предметах. Дошкольники, чье речевое развитие протекает с отклонениями от нормы, остаются с крайне скудными формами воображения. Это предоставляет право сделать заключение о том, что речь считается главнейшим инструментом воображения, наравне с мышлением.
Наиболее продуктивным периодом для воображения считается старший дошкольный возраст (5-6 лет), так как напрямую на данном этапе развития активируется воссоздающее, а потом творческое воображение детей.
Изобразительная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется весьма интенсивной работой воображения. В данном возрасте интерес ребенка притягивают занятия изобразительной деятельностью, которые совсем не обходятся без воображения. Патологии одного из важнейших средств общения — речи, приводят к неполноценности представлений об окружающей действительности, недостаточности закрепления и обобщения практического опыта детей в слове, из-за чего проистекает запоздалое формирование представлений. Чем проблематичнее патологии речи, тем сильнее ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, для них становится проблемно составление новых образов [2].
Проблема развития творческого воображения передана в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, А Н. Леонтьева, Т.Г. Казаковой.
Технология и условия развития творческого воображения представлены в работах Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.Г. Григорьевой, О.М. Дьяченко.
Анализ литературы свидетельствует, о том, что всевозможные аспекты этой проблемы исследуются, однако темы, связанные с развитием творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности недостаточно подробно освещены.
Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и методической неразработанностью этого процесса. Это и обусловило выбор темы изучения.
На основании найденного противоречия установлена проблема исследования: каково влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности будет эффективно, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда средствами изобразительной деятельности;
- организовано обучение детей способам рисования пальчиками, мыльными пузырями и кляксографии;
- включены кляксография, рисование пальчиками и мыльными пузырями в совместную деятельность взрослого и детей в режимных моментах.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Экспериментально проверить эффективность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (тестирование, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и практики.
Теоретической основой явились: положения по проблеме развития творческого воображения в детском возрасте (Л.С. Выготский, Т. Рибо); положение О.М. Дьяченко о развитии творческого воображения на материале решения воображаемых задач.
Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей изобразительной деятельности как способа развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи творческого воображения; определены показатели и уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшей группы.
Экспериментальная база исследования: МБУ №200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 наименований источников), 11 приложения, 12 таблиц. Работу иллюстрируют 10 рисунков


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило совершить последующие заключения.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать то, что проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяется как актуальная в настоящее время. Воображение - создание новейших образов на основании предыдущего опыта. Это самая важная составляющая в творческой деятельности ребёнка.
Являясь первостепенным новообразованием дошкольного возраста, воображение тщательно исследуется педагогами и психологами. Результаты такого изучения представлены в работах таких авторов как Т. Рибо, Л.С. Выготского, Э.П. Торренса, Ж. Пиаже, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, а также B.C. Мухиной, Н.А. Ветлугиной, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, О.В. Боровика и др.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, цель которого, было выявление уровеня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В ходе констатирующего эксперимента были применены следующие показатели, по которым оценивались ответы детей, разработанные О.М. Дьяченко: гибкость, оригинальность, вариативность.
Выявленный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показал, что большинство детей находятся на низком уровне (90%). Полученные данные констатирующего эксперимента доказали необходимость осуществления направленной коррекционной работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с сформулированной гипотезой программа формирующего эксперимента реализовывалась в 2 этапа:
1) знакомство детей с нетрадиционными способами рисования пальчиками, мыльными пузырями и кляксографией, а также обогащение развивающей предметно-пространственной среды средствами изобразительной деятельности.
2) разработка и реализация комплекса совместной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данные контрольно среза показали то, что после проведения формирующего эксперимента высокий уровень выявлен 10% детей, средний уровень увеличился на 20% и составил 30%, в то время как низкий уровень уменьшился на 30% и составил 60%.
Приобретённые данные позволяют утверждать, то что в последствии проведения формирующего эксперимента уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР заметно повысился и качественно улучшился. Цель работы достигнута и задачи решены.



1. Баранова, Е.В. От навыков к творчеству [Текст] / Е. В. Баранова. - М.: Наука, 2009.-144 с.
2. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 124 с.
3. Боровик, О.В. Развитие воображения: методические
рекомендации [Текст] / О. С. Боровик. - М. : ООО «ЦГЛ «Рон» 2000. - 256 с.
4. Блощицина, Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников [Текст] / Л. П. Блощина // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - № 8. - С. 23 - 24.
5. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - 100 с.
6. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] : учеб. пособие для студентов / под ред. А .В. Петровского. - М. : Просвещение, 1983-256 с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М .: Союз, 2007. - 220 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 203 с.
9. Доронова, Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое
развитие дошкольников». [Текст]/ Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение,
Росмэн. - 2008.
10. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников [Текст]/ О. М.Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6.
11. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] /О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2008.-325с.
12. Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст]/ И.А. Ермакова - СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
13. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества: Учеб. пособие [Текст]/ М.В. Ермолаева. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2005.
14. Журова, В.А. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] В.А. Журова // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 10-13.
15. Запорожец, А.В.Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст] : учеб. пособия / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2004.-375с.
16. Зеньковский, В.В. Психология детства : пособие для психологов [Текст] / В.В. Зеньковский. - М. : Академия, 1996. - 347 с.
17. Ильенков, Э.В. Искусство и коммунистический идеал [Текст] / Э.В. Ильенков. - М. : Просвещение, 1984. - 349 с.
18. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]/ Т.Г. Казакова - М.: Просвещение, 2004. - 168с.
19. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст]/ Л.С. Коршунова - М. : Просвещение, 1979. - 274 с.
20. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал, 2001. - №5. - С. 78 - 81
21. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Просвещение, 1989. -320 с.
22. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей : пособие для психологов [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М. : Линка - Пресс, 2005. - 480 с.
23. Мосин, И.Г. Рисование: Учеб. пособие для педагогов,
воспитателей и родителей [Текст]/ И.Г. Мосин - Екатеринбург : У-Фактория, 1996. - 189 с.
24. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
25. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения: хрестоматия по психологии [Текст]/ Р.Г. Натадзе. - М. : Просвещение, 1987. - 246 с.
26. Поддъяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников : пособие для студентов [Текст]/ Н.Н. Поддъяков - М. : Просвещение, 2000. - 241 с.
27. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст]/ Ю.А. Полуянов. - М. : Знание., 2003. - 96 с.
28. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст]/ Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
29. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фантазии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 160с.
30. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст]/ под ред. Л.А. Венгера. - М. : Просвещение, 1986. - 224 с.
31. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/ Т. Рибо. - Спб. : АСТ - Пресс, 1991. - 140 с.
32. Рогов, Е.И. Психология человека : Учебное пособие [Текст]/ Е.И. Рогов - М.: Азбука психологии, 1999. - 320 с.
33. Родари, Дж. Грамматика фантазии : Учеб. пос. [Текст]/ Дж. Родари - М.: Прогресс, 1990. - 224 с.
34. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст]/ Е.О. Смирнова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
35. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: Учебники, учебные пособия [Текст]/ Л.Д. Столяренко, С.И. Смыгин - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 576с.
36. Тихомиров, О.К. Психологические исследования творческой деятельности [Текст] / О.К. Тихомиров - М.: Наука, 1975. -131 с.
37. Трофимова, М.В.. И учеба, и игра: Изобразительное искусство: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина / - Ярославль : Академия развития, 1997. - 205 с.
38. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : Учебное пособие для студентов [Текст]/ Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 1999. -336 с.
39. Шарагина, Л.И. Логика воображения [Текст]/ Л.И. Шарагина - М., 2001. - 190 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ