Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи в процессе обучения лепке

Работа №26839

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
908
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Исследование проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 11
1.3. Значение лепки в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1. Анализ развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи 25
2.2. Использование лепки в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 34
2.3. Анализ результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педагогов по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Это обосновано тем, что мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных движений, действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Учитывая, тот факт, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, особую актуальность приобретает развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Анализ современных нормативных документов, образовательной политики в нашем регионе и стране свидетельствует о необходимости обеспечения вариативности и разнообразия содержания организационных форм работы педагогов дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с воспитанниками, учета образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, имеющих как сохранное развитие, так и с речевыми недостатками. Непосредственно в нашем ДОУ инклюзивное образование осуществляется в интегративных группах детей старшего дошкольного возраста, куда входят воспитанники с сохранным речевым развитием и имеющие общее недоразвитие речи (ОНР). Исходя из чего, реализуя основная образовательная программа ДОУ, базирующуюся на примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», организация работы по адаптивной программы выстроена с учетом понимания того, что дети с общим недоразвитием речи имеют не только нарушение всех трех компонентов родного языка (фонетика, лексика и грамматика); но также проявляют вторичное снижение интеллектуальной деятельности, присутствует вторичное нарушение психических процессов (внимания, памяти, воображения), задержку физического развития (общая моторная неловкость), нарушения мелкой моторики рук [39,c.5].
Вместе с тем, использование воспитателем интегративной группы продуктивных видов деятельности, может выступать эффективным средством развития мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР. Это обусловлено тем, что продуктивные виды деятельности, в том числе и лепка, позволяют не только формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами, но и через создание условий для развития заинтересованности, познавательной и творческой самостоятельности, исследовательского характера действий с материалами старшие дошкольники с ОНР будут стремиться к созданию насыщенного деталями образа, обыгрывания полученных продуктов, включения их в сюжетные группы. Выделенная проблема определила выбор темы нашего исследования.
Тема исследования: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения лепке».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно¬
экспериментальным путем подтвердить и разработать комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: обучение лепке будет способствовать развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, если:
- движения выполняются всей кистью, ладонью, пальцами (в соответствии с трехфазным развитием);
- движения включают ряд обследовательских действий (активизирующих чувственный опыт руки);
- ребенку предлагаются разнообразные по фактуре и свойствам материалы (глина, соленое тесто, пластилин, снег и т.д.);
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу: О.Л Бадалян, Т.С Комарова, Н. И Озерецкий.
2. Охарактеризовать особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать апробировать комплекса занятий
4.Опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования обучения лепке в развитии мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методологическая основа: исследования М.М. Кольцовой и Л.В. Фоминой о том, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие; исследования Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой об обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности, в том числе и лепке; рекомендации Г.Г. Григорьевой об использовании упражнений в обучении изобразительной деятельности.
Методы научного исследования:
- Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические методы: диагностические задания (Модифицированная методика М.М. Кольцовой включающая в себя пробы Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, Р. Заззо), «Пробы на праксис позы» Е.Ф Архипова; педагогический эксперимент.
- Интерпретационные методы: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в дошкольных учреждениях с целью развития у детей с общим недоразвитием речи мелкой моторики в ходе обучения лепке.
Экспериментальная база: Дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Золотая рыбка» города Абакана.
Структура работы: дипломная работа представлена введением, двумя главами, библиографическим списком и приложением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа проводилась с целью выявления влияния уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе обучения лепке. В теоретической части мы рассмотрели педагогические аспекты обучения детей дошкольного возраста лепке. В нашей стране данной проблемой занимались Н.Б. Халезова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова и еще ряд известных педагогов и психологов. В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели организационные основы обучения детей лепке, методы обучения детей приемам лепки, дали характеристику развития мелкой моторики рук детей, своеобразие обучения детей с ОНР приемам лепки.
Мы считаем, что обучение лепке будет способствовать развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, если: движения выполняются всей кистью, ладонью, пальцами (в соответствии с трехфазным развитием); движения включают ряд обследовательских действий (активизирующих чувственный опыт руки); ребенку предлагаются разнообразные по фактуре и свойствам материалы
Для подтверждения выдвинутых положений гипотезы, мы запланировали и провели серию обучающих занятий, в которых развивали мелкую моторику рук посредством занятий по лепке.
Сравнительный анализ результатов развития мелкой моторики рук на контрольном этапе в контрольной и экспериментальной группах показал различный уровень ее развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Так в экспериментальной группе на высоком уровне находятся 40% детей, что на 30% выше, чем на констатирующем этапе. Так как 3 ребенка перешли со среднего уровня на высокий. На среднем уровне находится 50% детей, что на 10% больше чем на первом этапе. Данный уровень повысился благодаря тому, что 1 ребенок с низкого уровня поднялся на средний уровень. На низком уровне находится 10% детей, что на 30% меньше, чем на констатирующем этапе. По сравнению с констатирующим этапом на контрольном этапе отрицательный уровень не показал ни один ребенок. В контрольной группе на высоком уровне находятся 20% детей, что на 10% больше чем на констатирующем этапе, так как 1 ребенок со среднего уровня поднялся на высокий. На среднем уровне по-прежнему 40% детей, несмотря на то, что количество данного уровня не изменилось, изменился состав и качество, то есть 1 ребенок с низкого уровня перешел на более высокий. На низком уровне развития мелкой моторики осталось 30% детей. На отрицательном уровне без изменений находится 10% детей.
У детей улучшились точность, координированность в движений мелкой моторики рук; оптико-кинестетическая организация движений, графические навыки - топологическая схема сохраняется.
Проанализировав детские работы, мы пришли к выводу, что дети с ОНР овладевают приемами лепки в соответствии с требованиями образовательной программы. Поэтому воспитатели при обучении детей должны стремиться как можно больше повышать интерес к упражнениям с использованием игровой мотивации, всячески побуждать детей проявлять самостоятельность, обучать с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий знаний, умений и навыков, проводить с детьми почаще занятия по лепке, так как они положительно влияют на развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Таким образом, выдвинутые нами положения о том, что обучение лепке будет способствовать развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи подтвердились.



1. Бадалян, Л.О. Детская неврология / Л.О. Бадалян.- М. : Просвещение, 2010. - 230 с.
2. Бадалян, Л.О. Общее недоразвитие речи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. - М. : Просвещение, 2004. - 196 с.
3. Безруких, М.В. Леворукий ребенок в школе и дома / М.В. Безруких. - Екатеринбург : 2008. - 169 с.
4. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / М.М. Безруких. - М. : Просвещение, 2001. - 196 с.: ил.
5. Бернштейн, И.А. О построении движения / И.А. Бернштейн. - М. : Просвещение, 2005. - 213 с.: ил.
6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
7. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». - М. : Приор, 2011. - 16 с.
8. Гуревич, М.О., Психомоторика / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий, М.-Л., 2007, с. 72-87
9. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебн. пособие / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997.
10. Дубровская, Н. В. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2 -7 лет. «Природа». Вводные занятия / Н.В. Дубровская. - СПб.: «Детство - пресс», 2006. - 112 с. : ил.
11. Дубровская, Н.В. Знакомство дошкольников 5 - 7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие / Н.В. Дубровская. - СПб.: «Детство - пресс», 2005. - 48 с. : ил.
12. Федосова, Н.А. Я готовлюсь к письму./ Н.А Федосова.//Издательство: Гном, 2015 Серия: Обучение грамоте
13. Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М.Ю. Кистяковская, Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова, Р.Я. Абрамович-Лехтман, И.М. Сеченов, А.В. Запорожец.
14. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина. - Ярославль, 2003. - 297 с.
15. Ковалев, В.В., Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. - М. : Педагогика, 2015. - 328 с.
16. Кольцова, М.М., Рузина М.С., Ребенок учится говорить: Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб., 2004. - 132
17. Комарова, Т. С., Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова [ и др.]- 3 -е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2002. - 256 с. : ил.
18. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика- Синтез, 2005.. - 144 с : ил.
19. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков.// М., «Олма-Пресс», 2001
20. Косминская, В. Б., Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студентов пединститутов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова [и др.] . - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
21. Кузнецова, Г.В. Рабочая диагностическая тетрадь педагога / Г.В. Кузнецова. - М. : Педагогика, 2003. - 119 с.
22. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М..: Педаогика, 2015. - 95 с.: ил.
23. Назарова Н.М. и др. Специальная педагогика Серия: Высшее профессиональное образование Издательство: Академия ИЦ, 2007-352с.
24. Озерецкий, Н. И. Исследование моторной одаренности ,/ Н. И. Озерецкий. - Иркурск, 2000. - 8 с. (МФ К1/27878)
25. Озерецкий, Н. И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков / Н. И. Озерецкий, предисл. М. О. Гуревич. - М., [Б. г.]. - 60 с. (МФ К1/2639)
26. Озерецкий, Н. И. Методика исследования моторики / Н. И. Озерецкий. - М.-Л.: Госмедиздат, 2001. - 174 с. (МФ К1/23833)
27. Оклендер В. «Окна в мир ребенка» Руководство по детской психотерапии. Вайолет Оклендер. Издательство: Независимая фирма "Класс" Серия: Библиотека психологии и психотерапии. 2005-214с.
28. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, №1
29. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология : Учебник для студентов пед. институтов / Под ред.А.В. Петровского - 2-е изд., исправ. и допол. - М. : Юрайт. - 2011 - 288 с.
30. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001
31. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 2012. с.323
32. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. I учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
33. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика, Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова, изд.: ИЦ Академия, 2002-312с.
34. Фонарев A.M. «Развитие ориентировочных реакций у детей»,М., 2001г.
35. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» /В.В. Цвынтарный, - С-Петербург, 2008г. ИГРА.
36. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики / Дошкольное воспитание № 5. - С. 61. 2000г.
37. Щелованов, Н.М., Фигурин И.Л., Денисова М.П. Особенности ребенка раннего возраста // Педология и воспитание. М ., 2010
38. Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 2006;
39. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ