Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты атеизма как социального явления 8
1.1. Методологические основы анализа атеизма в условиях современности 8
1.2. Атеизм в современном российском обществе 17
1.3. Современный мировоззренческий взгляд атеиста 24
Глава 2. Качественные и количественные показатели отношения населения к атеизму 33
2.1. Исследование отношения населения к атеизму 33
2.2. Сравнение мнений из разных систем взглядов российского современного общества 40
Заключение 47
Список используемой литературы и источников 49
Приложения 51
Актуальность темы исследования. Атеизм, пришедший в общество еще до нашей эры, и утвердившиеся в нем как отдельное понятие примерно в 16-17 веках, сегодня набирает обороты. В наше время идеология включает в себя не только отрицание существования Бога, но и всего сверхъестественного. Таким образом атеизм является некой системой взглядов на мир. Но так называемая противоборствующая сторона не перестает занимать важную роль в общественной жизни Россиян. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения россияне более негативно оценили усиление роли религии в обществе по сравнению с результатами исследования 25 лет назад. Интересным является тот факт, что большинство населения страны все-таки признают религию в качестве способа, которые помогает справиться с трудными жизненными ситуациями. Роль религии в повседневной жизни оценивается гораздо выше, чем в аналогичном исследовании, проведенном в 1990 году. Стоит отметить, что за последние 25 лет существенно возросло число тех, кто признает веру как опору в определенных ситуациях. Интересен тот факт, что одновременно с уменьшилось количество тех, кто не смог вспомнить случаи, когда вера помогла им в жизни: с 55% до 39%. Религия, утрачивая свои институциональные позиции, все больше становится делом частного уклада, повседневного внимания1. За последние 15 лет религия стала объектом многих социологических исследований. Такой пристальный интерес исследователей позволяет сделать вывод о том, что религия является своеобразным способом существования личности, некой «духовной защитой». В свою очередь мы отрицаем религиозную помощь и имеем цель изучить отношение социума к такому явлению как атеизм. Так, например, исследование, которое было проведено социологами в 2014 году выявило, что каждый пятый россиянин не знает слова атеизма: «Каждый пятый россиянин вообще не знает слова «атеизм». 20% опрошенных впервые услышали его именно от социологов. 46% понимают, что этот термин означает, треть (31%) россиян всего лишь «слышали» его. Кстати, за шесть лет познаний у нас не убавилось и не прибавилось.» Неосведомленность или нежелание рассуждать на эту тему присутствует у людей, или, все-таки, это след семейного воспитания (пример фарфорового чайника Рассела), мы узнаем из моей работы.
Степень научной разработанности проблемы. Стоит отметить, что одним из социологов рассматривающих проблему развития религиозных представлений человека, является Д.Белл. Ученый на основе переосмысления концепции Макса Вебера, а также под влиянием идей структурного- функционализма Т.Парсонса разрабатывает собственную эволюционную теорию религии, выделяя пять основных этапов в развитии религиозных представлений человека: «примитивную религию», «архаическую религию», «исторические религии», «раннесовременную религию», «современную религию».
Каждый этап отличается все увеличивающейся дифференциацией религиозных символов. Так как современному миру присущ рационализм и плюрализм, в том числе плюрализм верований, в настоящее время религиозность уже не существует в традиционной форме.
В работах Рассела, Роулза и Хабермаса была создана новая концепция религиозности. Так, Хабермас, отмечая комплексную роль религиозности в общественной сфере, рассматривает ее в двух аспектах: как основу для правового регулирования и как средство выражения естественных прав последователей религии. Он утверждает, что в процессе модернизации общества происходит трансформация религиозной картины мира, на смену которой приходит постметафизическое мышление, основанное на инструментальном разуме или целерациональных действиях. Разум освобождается от своих притязаний на ценность и ассимилируется с явными проявлениями силы и власти, а все нормативные мерки утрачивают значимость перед авторитетом науки2. Таким образом все большое изучение религиозного вопроса приводит человечество к сомнению, а в последующем, возможно, и к отказу от религии.
Целью бакалаврской работы является анализ атеизма как социального феномена в современном обществе.
Объект данного исследования - феномен атеизма в современном российском обществе. Предметом исследования является отношение населения к атеизму.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические и методологические аспеткы атеизма.
2) Проанализировать место атеизма в современномобществе.
3) Раскрыть современную систему мировоззрений населения с учетом страт в обществе.
4) Рассмотреть особенности мировоззрения и убеждения атеистов.
Теоретико-методологическая база исследования.
1) Культурологический подход включает в себя рассмотрение атеизма как явления, характеризующее современную систему мировоззрений.
2) Социально-психологический подход включает в себя изучение влияния атеизма на современную конструкцию общества.
3) Поведенческий подход - изучение действий атеистов в повседневной жизни.
Гипотеза исследования - большая часть населения не осведомлена об атеизме или негативно относится к данной идеологии.
Методами исследования выступили анкетный опрос, интервью, а также вторичный анализ данных. Целью эмпирического исследования стало изучение отношения населения к атеизму и религии.
Эмпирическая база исследования. Для анкетного опроса в качестве респондентов были опрошены 200 человек в возрасте от 18 до 70 лет. Тип выборки квотная, пропорциональная. В интервью приняло участие 6 респондентов - представителей различный форм мировоззрения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
В данной работе был рассмотрен феномен атеизма в российском современном обществе в основном в двух проявлениях: как целостная современная система мировоззрений и как объект социологического исследования. На основе проведенной работы мы сделали перечень основных выводов:
1) В современном российском обществе примерно всего 10% населения считает себя атеистами в той или иной мере, причем большинством является молодежь, что может говорить о зарождении атеистического движения в России.
2) Ставить вопрос о аморальности поведения атеистов бессмысленно, так как ценностные ориентации данной категории населения базируются на общечеловеческих ценностях. Воинственность атеизма может быть связана исключительно с борьбой за свободу совести и религиозную терпимость
3) Большинство населения выступает против статьи 148 УК РФ (Закон об оскорблении чувств верующих) и тем более готово выступать за отмену данного пункта в законодательстве Российской Федерации.
4) Население стоит осведомлять о разных существующих мировоззрениях в обществе с целью расширения кругозора и «разбивания стен догматизма», а при проведении социологических исследований в области религии необходимо выявлять и учитывать множество систем взглядов, уделять внимание рассмотрению и изучению их мировоззрения.
5) Почти 50% населения выступило за право свободы в вопросе религии для ребенка. Мы думаем, стоит приучать ребенка к критическому мышлению и ставить для себя задачу как родителя - рассказать о мировых религиях максимально безоценочно, чтобы избегать перегибов и мирской профанации идеи.
Да, на сегодняшний день религия рассматривается как одна из главных функций общества, где располагается в единой взаимосвязи c абсолютно всеми прочими сферами общественной жизни, с целой совокупностью жизненных функций того или иного общества в его определенной исторической обусловленности. Общество, само умение человека вступать во взаимодействие и общение, осуществлять общие дела, воспринимать и сообщать действие, невозможны без соединяющих их общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством эмоций, интересов, стремлений. В данной связи необходимо, чтобы существовали соединяющие людей связи, нужно, чтобы люди нуждались друг в друге и понимали друг друга, т.е. между отдельными людьми должно быть нечто единое. Одной из подобных взаимосвязей, объединяющих людей в разнотипные общества, является связь нравственная, понимание духовной целостности, воспитываемой общей жизнью и совместной коллективной деятельностью, общностью исторических судеб народа и его интересов. Но не стоит забывать, что существует масса людей и с другими мировоззренческими позициями, хочется призвать население быть толерантными к разным видам взглядов, как это великолепно делает популизатор ислама Хамза Тзортиз в открытых дебатах против научного деятеля - атеиста Лоуренса Краусса: «Чтобы взаимодействовать как человек с человеком, стоит и разговаривать с человеком, а не с его мировоззренчискими позициями и убеждениями»23.
1. Ануфриев Л., Кобецкий В. Религиозность и атеизм (Социологические очерки). Одесса, 1974, или Пивоваров В.Г. На этапах социологического исследования (Теория и практика социологических исследований проблем атеизма и религии). Грозный, 1974. Чекулаев говорит о существовании 33-х типологических классификаций нерелигиозного населения.
2. ВЦИОМ - [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115329 (Дата обращения: 07.09.2017).
3. Дебольский, Н.Г. Философские основы нравственности / Н.Г. Дебольский. -СПб. :Типогр. Импер. акад. наук, 1880. - 115 с.
4. Концепция воспитания студентов вузов РФ. СПб., 1999.
5. Основы религиоведения /под ред. проф. И.Н.Яблокова. М., 1998.
6. Рассел Б. Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию? // Рассел Б. Почему я не христианин. Избранные атеистические произведения. М., 1987.
7. Рассел Б. Во что я верю // Рассел Б. Почему я не христианин. Избранные атеистические произведения. М., 1987.
8. Религия и демократия. На пути к свободе совести. Вып. 2. Сост.: А.Р.Бессмертный, С.Б.Филатов. По ред. С.Б.Филатова и Д.Е.Фурмана. М., 1993.
9. Ричард Докинз «Бог как Иллюзия» 10 заповедей.
10. Социология молодежи /под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. - 361 с.
11. Трофимова З.П. Гуманизм. Религия. Свободомыслие. М., 1992. С. 13.
12. Хлопкова О.В. Современные проблемы исследования религиозности // СИСП . - 2012. - №9 (17). - С. 3-5.
13. http://quotesbook.info/quotes/person/Vitalijj-Lazarevich-Ginzburg (дата обращения: 27.01.17).
14. ittp://www.dw.com/ru/4TO-3Ha4HT-6biTb-npaBOcnaBHbiM-B-poccHH/a- 18358499.htm (дата обращения: 27.01.17).
15. http: //www.oneoflady.com/2013/07/blog-post 8675 (дата обращения: 27.01.17).
...