Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Религиозная социализация молодежи в условиях турбулентного современного российского общества

Работа №109608

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы123
Год сдачи2021
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Методологические основы изучения религиозной социализации молодежи в условиях турбулентного современного российского общества
1.1Теоретические принципы анализа религии как социального института в
турбулентном обществе
1.2Функциональные характеристики религиозной социализации молодежи
в социуме
Глава 2 Эмпирический опыт исследования отношения молодежи г. Тольятти к различным аспектам религиозной социализации
2.1Отношение обучающихся в учебных заведениях разной направленности
в г. Тольятти к жизненным ценностям
2.2Мнение студенческой молодежи г. Тольятти о возможных последствиях
религиозной социализации
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Эмпирическое исследование на тему: «Отношение
обучающихся в православных учебных заведениях к жизненным ценностям»
Приложение Б Анкета
Приложение В Таблицы распеделений по результатам анкетирования
Приложение Г Материалы инфографики
Приложение Д Вопросы для проведения интервью
Приложение Е Стенограмма интервью

Актуальность темы исследования. Религия является социальном институтом, который выполняет множество различных функций. Она представляет собой определенную систему взглядов, ценностей, обусловленных верой в сверхъестественное, а также включающих в себя свод моральных норм и типов поведения. Считается, что характер человека, чувство ответственности, разного рода привычки, умение справляться с трудностями и, конечно, степень религиозности во многом предопределяются процессами социализации. Однако, стоит отметить, что феномен религиозности относится к одному из стойких общественных явлений и именно поэтому не всегда воспринимается индивидами как часть социализации. Также необходимо отметить, что данный феномен нужно рассматривать с некой осторожностью, а особенно в условиях турбулентности современного российского общества, поскольку изменения в развивающихся системах очень часто подвластны парадоксам [3].
В настоящее время проблема воздействия религии на общество и личность становится все более актуальной. Это связано, прежде всего, с личными взглядами и убеждениями каждого индивида.
В жизни современного общества можно наблюдать множество различных аспектов, связанных с религиозной социализацией. Для того, чтобы их выявить, нужно понять, какие из данных аспектов характерны для социализации. Перечислим некоторые из них:
-трансляция культурных ценностей,
-передача соответствующих способностей,
-усвоение моделей поведения и социальных значений,
-адаптация индивида к жизни в данном социуме,
-активное воспроизводство общественного опыта и т.д.
Скрытность данных аспектов в религиозной социализации состоит в том, что религиозные процессы очень сложны для восприятия и всеми понимаются по-разному. Одни уделяют им большое значение и следуют по их принципам, другие, наоборот, считают это не самым важным критерием в жизни. Повторно обозначим, что религия - один из сложных объектов изучения, поскольку имеет ряд вопросов, и его изучение происходит с определенной опаской, чтобы не вызвать общественный диссонанс. Именно по этой причине многие аспекты в религиозной социализации могли быть упущены и скрыты.
Стоит также отметить, что долгие годы наша страна была подвластна атеизму, который выражался неверием людей в Высшие Силы. Ведь если вспомнить конец ХХ века, правления последователей И. В. Сталина, распад СССР, то можно заметить, в каких условиях приходилось жить верующим россиянам: в Бога верить запрещалось, а ослушание жестоко наказывалось. В соответствии с этим подрастающее поколение стало формировать собственные принципы поведения и передавать их своим будущим детям, исходя из личных взглядов и опыта [2]. В настоящее время можно заметить факт восстановления религией своих прав, выражающихся в нравственности и вере людей, что играет важную роль в различных сферах жизнедеятельности, особенно в такой сфере как образование, где социализация стоит на втором месте после семьи как ключевое звено. Таким образом, постсоветское пространство стало ставить своей задачей преодоление общественных парадоксов в сознании людей, связанных с религией, в результате чего религиозный аспект сможет проявлять свою положительную значимость.
В вопросах воспитания и становления полноценной личности важно ориентироваться на развитие системы образования, поскольку именно этот аспект в определенном значении задает направление для социализации индивида. У церкви, как и у школы, и у институтов, первоначально значимо стремление формирования сознания людей с целью усвоения определенных социальных навыков. В настоящее время церковь отделена от государства и решает свои задачи отдельно от образовательных учреждений. Но данный факт не игнорируется в обществе, а наоборот, еще больше привлекает к себе внимание. Ведь в настоящее время активно проводятся различные встречи с лидерами крупнейших религиозных объединений России в поддержку идей о возрастании роли РПЦ в образовании и в связи с этим все чаще поднимается вопрос о создании новых дисциплин в школах, направленных на духовно- нравственное просвещение.
Нельзя не обозначить и обратную сторону религии, которая проявляется с определенной опаской и действует под видом влечения к духовности, но на самом деле зарождает безнравственные взгляды и принципы, приносящие вред интересам общества и заключающиеся в разрушении морали. Такая обратная сторона выражается в религиозном экстремизме. С разрушением атеистического склада, действующего в СССР, факт возобновления религией своей прав пошел по нраву далеко не всем членам российского постиндустриального общества в условиях турбулентности. Если одним кажется, что социализация, которая протекает по нравственным законам Бога, способствует гармоничному становлению личности, то другие обозначают это как глобальную проблему и считают религиозную социализацию неосознанной и неправильной по причине того, что мораль может существовать как обособившийся продукт, созданный не Богом, а государством. А у некоторых данная мысль может доходить до абсолютного абсурда, объясняя это тем, что обществу не нужна нравственность, как таковая.
Считаем важным обособить, что турбулентное общество стихийно подвластно скачкообразным изменениям, в последствие которых определяется положение в обществе. Это не может не влиять на религиозные процессы, а особенно в контексте социализации. Ведь именно изменяющееся общество задает условия для дальнейшего развития и установления морального устоя.
Социализация как таковая предполагает усвоение значимых ценностей, которые будут определять полноценную гармоничную личность, способную формировать взгляды и принимать самостоятельные решения. Религия способна дополнять социализацию моральными устоями, чтобы повлиять на детальную трансформацию человека. Но как именно религиозные процессы дополняют нравственные ценности целиком и полностью зависит от условий изменения в обществе.
Отсюда выходит, что данная проблема актуальна и требует детального рассмотрения.
Степень научной разработанности темы. Религия как социальный феномен достаточно сложна для изучения. Её можно трактовать по-разному: одни считают, что данный термин произошел от лат. «religare» - связывать, другие производят его от «relegero» - собирать. Но наиболее близким по значению является лат. «religio» - благочестие, святость. Религию как целостный социокультурный феномен изучает религиоведение. В социологии известно достаточно большое количество ученых, уделивших внимание данной дисциплине.
Например, Э. Дюркгейм видел в религии систему коллективных представлений, способствующих сплочению общества, М. Вебер рассмотрел религию как мотив социального действия, а такие ученые как Д. Боукер, М. Вебер, Г. Зиммель, О. Конт, Г. Спенсер раскрыли социокультурные предпосылки появления религии как сложного, открытого, динамичного явления.
Влияние религии как социального института на социальные изменения исследовалось в работах многих сторонников социологической мысли. Такими учеными являются Р. Белла, Дж. Биллингтон, П. Бергер, М. Вебер, М. Дюверже, Э. Дюркгейм, Л. Зидентоп, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Р. Инглхарт, Х. Йоас, Х. Казанова, С. Липсет, Т. Лукман, Н. Луман, К. Марш, Г. Спенсер, Р. Пайпс, П. Сорокин, Т. Парсонс, Э. Продрому, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Ф. Хабермас, М. Элиаде, Х. Яннарас [1].
К. Маркс говорил, что религиозная ценность представляет собой взгляд на свободную природу, которая поднимает нас к религиозным мыслям, служащим ощущением некого пространства, где проявляется святая сила.
Следует также отметить таких ученых как Л. С. Астахова, Т. И. Варзанова, Ю. А. Гаврилов, Н. А. Селиверстов, К. Каариайнен, Б. А. Лобовик, М. П. Мчедлов, А. А. Панков, Э. Хоффер, Д. Е. Фурман, А. Г. Шевченко, которые провели исследования о религиозном поведении верующих и о причинах роста религиозности [49].
Р. Н. Белла разработал эволюционную теорию религии, в которой говорил о постепенной «приватизации» религии, где она все больше становится частной и индивидуальной. Эта теория априори имеет прямую связь с процессами социализации (религиозное воспитание детей, усвоение нравственности и т. д.) [10].
В рамках теории социальной системы [34] Т. Парсонс отмечал, что социализация - это один из видов обучения, который состоит в получении индивидуальным актором ориентаций, необходимых для
удовлетворительного функционирования роли в процессе взаимодействия с другими акторами. А личность - есть система, функционирование которой осуществляется за счёт трех категорий механизмов: обучения, защиты и адаптации.
Также стоит обратить особое внимание на труды Э. Дюркгейма, поскольку он является одним из первых социологов, обратившихся к изучению социальной сущности социализации и воспитания. Ученый выделил великое множество особенностей взаимосвязи педагогики как науки о воспитании с социологией и процессах социализации [43].
Нельзя не подчеркнуть общее мнение социологов, которые определяют социализацию как «всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или отдельную его часть» [14]. В этом процессе различают первичную социализацию, которой индивид подвергается в детстве и после чего становится членом общества, и вторичную социализацию, вследствие которой социализированный индивид включается в новые сферы общественной жизни.
Стоит также обратить внимание на мнение одного французского политика Д. Шеркат, который утверждал, что религиозная социализация - это «процесс взаимодействия, в ходе которого социальные агенты оказывают влияние на религиозные верования и представления индивидов» [55].
Отметим и мнение одного американского социолога М. Грановеттера, который считает, что во взаимодействии между людьми проявляются как сильные, так и слабые стороны проявления процессов турбулентности.
Перечисленные труды, теории охватили множество вопросов и проблем при изучении религии и социализации, которые в настоящее время помогают определить религиозную социализацию как связующий фактор в постиндустриальном турбулентном обществе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует большое количество разных точек зрения по данной теме исследования. У каждого ученого выработана своя концепция по изучению определенного вопроса, которой он объясняет свои доводы и мысли.
Целью бакалаврской работы является изучение религиозной социализации молодежи в современном российском обществе.
Объект бакалаврской работы - религия как социальный институт.
Предмет исследования - религиозная социализация молодежи в условиях турбулентного современного российского общества.
Задачи работы:
-проанализировать теоретические принципы анализа религии как социального института в турбулентном обществе,
-раскрыть функциональные характеристики религиозной социализации молодежи в социуме,
-изучить отношение обучающихся в православных учебных заведениях к жизненным ценностям,
- выделить мнения студенческой молодежи г. Тольятти о возможных последствиях религиозной социализации.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы:
-структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Сорокин): социализация включает в себя совокупность социальных характеристик индивидов, обладающих своими ролями и статусами. Взаимосвязь между социализацией и религией складывается посредством понятия функции. Социализация рассматривается с точки зрения приспособления ее к наиболее широкой системе;
-институциональный подход (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер): служит некой базой для рассмотрения социальных институтов в функциональном ключе. В качестве одного из основных объектов анализа социолога применяется механизм обеспечения солидарности и согласия;
-современные религиозные концепции прав человека: сопоставление теологического и юридического подходов (Л. Р. Сюкияйнен) позволяют сделать акцент на понимании либеральных и демократических прав человека, опираясь на религиозные взгляды;
-поколенческий подход (М. Э. Елютина, Е. И. Уфимцева): рассматривает ресурсные особенности религиозной социализации в постиндустриальном обществе. Такой подход транслирует религиозную идентичность, которая проявляется в разных поколениях;
-поведенческий (бихевиористский) подход (Р. Липпит, Р. Уайт, М. Вебер): суть заключается в том, чтобы определять действия людей, а не то, какими они являются. Данный подход предполагает усвоение качеств по определенным подготовленным программам.
Гипотезы исследования:
-представители молодого поколения (от 14 до 35 лет) в меньшей степени адаптированы к проявлениям религиозной социализации,
- в условиях турбулентности российского общества религиозная социализация становится неотъемлемой частью жизни современного человека.
Методы исследования. Анкетный опрос, глубинное интервью
(фокусированное).
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей отношение социально-демографических групп к религиозной социализации, было проведено исследование с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность, которая включила в себя 192 респондента. Исследование носит непосредственный характер. По типу выборка целевая, где единицами отбора выступили обучающиеся в высших учебных заведениях двух групп: молодежь Тольятти в возрасте от 18 до 25 лет и от 26 до 30 лет
Для получения социологической информации о том, как индивиды разных возрастных групп относятся к жизненным ценностям в условиях религиозной социализации, было проведено исследование по методу глубинного интервью, в котором приняло участие 8 респондентов.
Апробация работы: участие в XIV Международной научной конференции «Сорокинские чтения» от Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова со статьей «Религиозная социализация молодежи как социальный институт», участие во Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ОБЩЕСТВО» в конкурсе докладов по направлению «Социология», ежегодное участие в днях науки по социологии с тезисами работы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги по исследованию, можно абсолютно точно сказать, что данная тема весьма актуальна в наши дни. Религиозная социализация является важнейшим социальным институтом, который становится особым предметом социологического исследования и который так или иначе взаимосвязан с процессами воспитания в семье. Стоит заметить, что со сменой временного периода в обществе на стадиях турбулентности меняется и уклад жизни, способствующий становлению и изменению того или иного религиозного акцента в воспитании. Проанализировав вышеописанный материал, не остается никаких сомнений по поводу того, что религиозное воспитание в российских семьях играет ключевую роль в жизни детей и носит непосредственный характер в социализации подрастающей личности, однако важно грамотно понимать сущность религиозной социализации.
В ходе исследования было выяснено, что религиозная социализация обладает множеством различных социальных аспектов, оказывающих особое влияние на турбулентное общество и на формирование определенных взглядов ее членов. Важным фактором является почтение особых ценностей, которые служат неким приоритетным началом формирования полноценной личности в духовном понимании. Многие семьи выбирают традиционный путь привития своим детям нравственных ценностей, принятых в обществе. В процессе нашего исследования выяснилось: направление, в котором воспитываются дети, должно предполагать достижение духовного развития и избежание конфликтов. А в таких случаях люди, как правило, прибегают за помощью к религии. Только верующие видят в этом определенный посыл и глубокий смысл, а атеисты - форму некой культуры, помогающей предотвращать проблемы и воспитывать детей в соответствии с традициями.
Стоит также отметить, что в настоящее время семей, придерживающихся атеистических взглядов, достаточно большое количество. Из-за этого заметно разрушение ценности религиозной социализации и религиозного воспитания в ней. Однако, именно этот фактор априори позволяет понимать главную ценность такой социализации и то, что данный социальный институт продолжает держаться и развиваться в соответствии с религиозными ценностями, а также позволяет считать воспитание детей неким социокультурным пространством, в котором религия занимает особое место и значение.
Современная религия адаптируется к новому обществу. В соответствии с этим сегодня наблюдаются изменения социальных и культурных функций религии, важной из которых является мировоззренческая. Она связана с компенсаторной и ценностно-интегрирующей функциями, способными устанавливать место человека в обществе в процессе изменений и его приспособление к окружающему миру. Главной целью религиозной социализации является формирование духовной личности через определенные предписания поведения. Это должно давать начало некому культурному пространству, способному воспитывать детей в соответствии с религиозными традициями.
Итак, для того, чтобы религиозная социализация смогла полноценно функционировать в постоянно изменяющемся обществе, людям необходимо понимать всю важность и ценность религиозных норм, которые направлены на правильное воспитание детей и духовное развитие, а не на вражду и возвышение веры. Истинная нравственность невозможна без религиозной основы. Поэтому и воспитание ребенка должно полагаться на духовную составляющую, способную привести человека к моральному началу. Если люди позволят таким ценностям занять все их нравственное пространство, то вскоре они увидят, какую важную роль будет играть религия в их жизни, и как она будет влиять на воспитание их детей. В турбулентном обществе это самая важная и ключевая составляющая.


1.Адамчик В. В. Всемирная энциклопедия. Христианство / [и др.]. / В. В. Адамчик // Современный литератор, 2004. 552 с.
2.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. / А. Адлер // Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1998. 448 с.
3.Ананьева Е. П. Психологический анализ религии и его место в гуманитарной составляющей современной России / Е. П. Ананьева // Universum: психология и образование. 2017. № 4(34). С. 28-31.
4.Антонов А. И. Социологии семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков // - М.: Изд-во МГУ. 1996. 304 с.
5.Антонова Н., Протоиерей Алексей Уминский [Электронный ресурс]
URL: pravznak.msk.ru/question.php?user=n... (дата обращения:
01.11.2020 г.).
6.Андреева Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева // Издательство «Питер». СПб. 2014. 244 с.
7.Арутюнян М. Ю. Распределение обязанностей в семье и взаимоотношения между супругами. Семья и социальная структура / М. Ю. Арутюнян // Издательство «Персоналия». - М.: ИСИ АН СССР. 1987. С. 53-70.
8.Бабосов Е. М. Роль религиозных ценностей в становлении и развитии национально-культурного кода / Е. М. Бабосов // Социологический альманах. 2017. №8. С. 175-185.
9.Баранникова Н. Б., Каптерев П.Ф. О воспитании общечеловеческого и национального у детей дошкольного возраста / Н. Б. Баранникова // Историко-педагогический журнал. 2014. №3. С. 42-57.
10.Белла Р. Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм / Р. Белла // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Изд-во «Наука». Москва. 1994. С. 134 - 149.
11.Всемирная энциклопедия. Христианство / В. В. Адамчик [и др.]. Минск: Современный литератор, 2004. - 559 с.
12.Гараджа В. И. Социология религии / В. И. Гараджа // - М.: Аспект- пресс, 2008. 230 с.
13.Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С. И. Голод // - Л.: Наука: Ленингр. отделение. 1984. 136 с.
14.Горбачева Н. Б. Современная профессиональная ориентация молодежи // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. 2015. № 1 (4). С. 44-48.
15.Гребенников И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников // - М: «Просвещение». 1991. 158 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ