Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ДОКУМЕНТОВ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

Работа №90806

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

документоведение

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО
ДОСТУПА 15
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА
ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА 27
2.1. Правовой режим государственной тайны 27
2.2. Правовой режим конфиденциальной информации и
конфиденциальных документов 36
2.3. Вопросы работы с документами ограниченного доступа 46
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К
ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТАМ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 82


С течением времени роль информации как основополагающего ресурса, используемого в общественных отношениях только усиливается. На сегодняшний день информация играет большую роль в жизни общества. Она представляет собой не только сведения о ком-либо или о чем-либо, но и является ходовым продуктом в общественных отношениях. Обладание информацией, ее эффективное использование способно приносить выгоду ее владельцу, хозяйствующему субъекту. Равно с этим существует и такая информация, посягательство на которую, то есть неправомерное получение доступа к ней, ее распространение против воли владельца, способно нанести вред хозяйствующему субъекту. В связи с этим появляется необходимость обеспечения ее защиты и защиты ее материальных носителей, т.к. зачастую такого рода информация имеет отражена на различных носителях - документах, со стороны государство, то есть законодательно, ограничить доступ к ней.
Однако, здесь важно соблюсти баланс между обеспечением правовой защиты информации, ограничением доступа к ней и соблюдением права человека на свободное получение и распространение информации.
Таким образом перед государством, т.е. законодателем, стоит задача по оптимизации законодательства таким образом, чтобы, с одной стороны - обеспечить конфиденциальность и секретность сведений и документов , посягательство на которые способно нанести вред их владельцу, с другой стороны - при ограничении доступа к информации не затронуть те сведения и документы, доступ к которым и распространение которых должно быть свободным.
Усложнение и увеличение значения проблем обеспечения безопасности информации в следствие с возрастающим переходом информационных технологий в управлении на безбумажный и электронный документооборот
делает вопросы правовой защиты документов ограниченного доступа и их информации все более актуальными. Одновременно с возрастающим прогрессом в области информационных технологий происходит существенное расширение и увеличение совокупности организационных, технологических, технических и, что наиболее важно, правовых проблем предупреждения посягательства на информационные ресурсы.
В работах А.И. Алексенцева, А.А. Казыханова, Ф.Т. Байрушина, И. Агурьянова, Г.П. Жигулина, В.В. Гафнера, И.М. Бачило, М.А. Федотова, А.В. Минбалеева, Ю.В. Понаморевой, Е.П. Больбат, Павловской, Вичужанина Я.Г., Колчериной Ж.Н., Караева А.А., К.К. Камаловой Г.Г., Р.А. Абдусаламова, Д.А. Рагимханова, А.Г. Саидов, Л.В. Асатховой, В.С. Лужнова, А.А. Фатьянова рассмотрены общие вопросы защиты сведений ограниченного доступа, такие как принципы защиты охраняемых законом сведений, их виды и вопросы их систематизации, организационные и правовые средства обеспечения безопасности конфиденциальной информации, вопросы регулирования доступа к информации, проблемы обеспечения и соблюдения конфиденциальности информации ограниченного доступа, вопросы формирования понятийного аппарата в области конфиденциальной информации.
Работы С.В. Мицук, А.Н. Сукач, И.Ю. Байковой, Т.В. Кузнецовой, У.Р. Лукьянчук, Ю.М. Данилов, А.И. Семеновой, Е.А. Степанова, Т.Л. Тимохиной, Р.Н. Мосеева, Е.А. Степановой, Н.А. Лосевой, А.В. Пшенко, С.Н. Нелюбовой посвящены непосредственно самим носителям сведений ограниченного доступа. В трудах перечисленных авторов отражены правила и технология работы с документами ограниченного доступа, характерные черты осуществления конфиденциального документооборота, вопросы организации обработки и защиты носителей информации ограниченного доступа, конфиденциального делопроизводства и документооборота и защиты информации в рамках документационного обеспечения управления, в том числе и основополагающие принципы защиты и обработки документов ограниченного доступа.
Коммерческой тайне как информации, составляющей охраняемую законом тайну, посвящены работы Н.И. Чикиной, М.А. Ефремовой, Г.З. Мансурова, Н.А. Лосевой, В.Я. Ищейнова, В.А. Мазурова, В.В. Козлова, В.Я. Ищейнова, Л.А. Ацапиной, Л.А. Крикун В трудах названных авторов рассмотрены особенности коммерческой тайны как разновидности конфиденциальной информации, вопросы отнесения информации к коммерческой тайне, организации ее защиты, в том числе правовой, нормативные моменты, касающиеся коммерческой тайны, порядок работы с носителями коммерческих сведений, средства, способы и методы сохранения коммерческой тайны в организации, вопросы ответственности за нарушения законодательства о коммерческой тайне. Также, в работах вышеперечисленных исследователей приводится анализ законодательства о коммерческой тайне и предлагаются необходимые, по их мнению, изменения в законодательстве в данной области.
Вопросы государственной тайны рассмотрены в трудах В.А. Мазурова, О.А. Андреевой, В.В. Клочкова, М.А. Костенко, С.Н. Макаренко, Н.Ф. Земченкова, М.А. Дедюлиной, В.С. Кулика, И.В. Тимошенко, В.Н. Дранникова, Н.Б. Ельчаниновой, И.В. Гурлева, С.А. Курочкина, В.Н. Верютина, А.М. Артемьева, Ф.К. Зиннурова, В.Н. Стегния, С.С. Рочева, В.А. О.В. Ахрамеевой, С.Н. Керамовой, М.М. Абдуллаева, К.О. Папеевой, Д.А. Гильмуллиной, Т.А. Поляковой, А.А. Стрельцова, С.Г. Чубуковой, В.А. Ниесова, Н.М. Чепурновой, И.Ю. Павлова В их работах приводится анализ государственной тайны как охраняемой законом информации, ее роли и места в правовом государстве, рассмотрены вопросы отнесения сведений к государственной тайне, организационные и правовые основы защиты государственной тайны, регулирование доступа к ней, отдельные аспекты защиты государственной тайны, вопросы правового регулирования режима государственной тайны в России, вопросы ответственности за посягательство на государственную тайну, в т.ч. и уголовной.
Работы А.А. Антопольского и А.В. Червяковского посвящены вопросам регулирования доступа к информации в сфере государственного управления. В них исследован опыт международного и российского регламентирования доступа к сведениям, касающихся деятельности государственных органов, приведен анализ действующего законодательства в данной области, в т.ч. Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предложены пути совершенствования законодательства о доступе к информации в сфере государственного управления.
Работы В.А. Мазурова, К.О. Папеевой, М.А. Ефремовой посвящены вопросам уголовно-правовой защиты конфиденциальных сведений и
уголовной ответственности за посягательство на информацию,
составляющую охраняемую законом тайну.
Понятия служебной, профессиональной, банковской, налоговой тайны, персональных данных, как видов конфиденциальной информации, особенности отнесения информации к данным видам тайн, их организационные и правовые вопросы защиты, вопросы регулирования доступа к данным видам конфиденциальных сведений, а также вопросы ответственности за посягательство на них отражены в работах таких исследователей, как О.Э. Говорухин, О.С. Соколова, Г.Г. Камалова, М.А. Ефремова, И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов, Н.Н. Барчан, В.К. Новиков, А.Н. Прокопенко, А.А. Дрога .
Цель исследования: анализ правовых аспектов защиты информации ограниченного доступа и ее носителей.
Задачи:
1. Определить понятие и виды информации ограниченного доступа;
2. Обозначить положение сведений ограниченного доступа в
российском законодательстве;
3. Проанализировать нормативно-правовую базу в области регулирование хранения, учета и использования документов ограниченного доступа;
4. Обозначить основные организационные аспекты доступа и порядка работы персонала с охраняемыми законом сведениями и документами;
5. Дать характеристику современному состоянию в области
правовой защиты информации ограниченного доступа и ее носителей.
Объектом исследования выступают информация ограниченного доступа (конфиденциальная информация и государственная тайна) и ее носители - документы ограниченного доступа.
Предмет исследования - правовые аспекты обеспечения защиты охраняемой законом тайны и содержащих ее документов.
Отдельные статьи Конституции Российской Федерации , принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, посвящены вопросам доступа к информации. Статья 24 Конституции относит информацию о частной жизни лица к охраняемой законом тайне, т.к. запрещает ее «Сбор, хранение, использование и распространение» без согласия лица. В статье 29 Конституции Российской Федерации устанавливает порядок отнеения сведений к государственной тайне путем определения их перечня в федерпальном законе . Статья 42 Конституции устанавливает запрет на ограничение доступа к сведениям о состоянии окружающей среды.
Законом «О государственной тайне» определено понятие
государственной тайны, порядок отнесения сведений к государственной тайне, реквизиты документов, содержащих государственную тайну, порядок распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну,
регламентированы вопросы охраны сведений, составляющих
государственную тайну.
Федеральным законом «О коммерческой тайне» регулируется отношения, возникающие в связи установлением, изменением и (или) прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет возможную или реальную коммерческую значимость в связи, в силу того, что о ней неизвестно третьим лицам. В Законе дано понятие коммерческой тайны и сведений, относящихся к ней, определены условия отнесения сведений к коммерческой тайне, установлены меры ее защиты.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, связанные с:
1) осуществлением права на получение, поиск, производство, передачу и распространение информации;
2) использованием информационных технологий;
3) осуществлением охраны информации.
Статья 9 Федерального закона закрепляет некоторые общие положения, касающиеся ограничения доступа к информации, однако большинство норм являются отсылочными.
Федеральный закон «О персональных данных» направлен на регулирование отношений, возникающих по поводу обработкой
персональных данных при помощи средств автоматизации, таких как информационно-телекоммуникационные сети, или без их помощи, в определенных законом случаях.
Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с осуществлением хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и иных архивных материалов. Данным Законом урегулированы отношения в области управления архивным делом в Российской Федерации, осуществляемого для обеспечения интересов государства, общества и граждан. Главой 6: данного закона урегулированы вопросы доступа к архивным документам, а именно: гарантии свободного доступа и средства его обеспечения, основания и порядок ограничения доступа к архивным документам, права и обязанности пользователей архивных документов, порядок их использования.
Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определены правила, предъявляемые при осуществлении
обеспечения доступа пользователей информацией к сведениям о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам СМИ (средств массовой информации), в той части, которая не регулируется законами Российской Федерации о СМИ, порядок обеспечения доступа к персональным данным, обработка которых осуществляют государственные органы и органы местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» определены виды информации, являющиеся конфиденциальными
Указом Президента «О перечне сведений, отнесенных к
государственной тайне» устанавливается, какая информация должна быть отнесена к государственной тайне и какие органы и (или) должностные лица имеют право доступа к ней.
Анализ законодательства в области ограничения доступа к информации и документам позволит обнаружить существующие пробелы и проблемы в данной сфере, что должно способствовать как соблюдению права человека на доступ к информации, так и обеспечению конфиденциальности и секретности охраняемых законом сведений и документов. В этом заключается теоретическая и практическая значимость ВКР.
Методы исследования: использовались как общенаучные, так и специальные методы документоведения и архивоведения: источниковедческий анализ, системный подход, ретроспективный метод, функциональный и информационный анализы.
В состав выпускной квалификационной работы входят введение, три главы и заключение.
Во введении раскрыта актуальность, определена степень научной и теоретической разработки темы, обозначены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, приведен обзор источниковой базы, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрены понятие, виды информации ограниченного доступа, проанализировано законодательство в области регулирования доступа к информации.
Во второй главе проанализирована нормативно-правовая и нормативно-методическая база работы с носителями сведений ограниченного доступа, обозначены основные аспекты организации доступа и порядка работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию и государственную тайну.
Третья глава посвящена современному состоянию в области обеспечения защиты информации ограниченного доступа и ее носителей.
В заключении сделаны выводы и подведены итоги по теме работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По категории доступа информация классифицируется на два вида: общедоступная и ограниченного доступа, главным отличием которых является противопоставление права обязанности. В первом случае имеет место право обладателя информации передавать и распространять ее, во втором случае - обязанность обладателя информации (т.е. государства) обеспечивать предотвращение ее передачи и распространения.
В вопросе классификации конфиденциальной информации и государственной тайны также существуют различия. Отечественное законодательство не содержит единого, охватывающего все виды, перечня конфиденциальной информации. В этой связи учеными и исследователями предлагаются различные основания ее классификации. В случае с государственной тайной, широкий перечень приведен в Законе Российской Федерации «О государственной тайне», а главным основанием классификации гостайны служит приведенное в том же законе разделение по предметным областям (военной, экономики, внешней политики и т.д.). Более детально данный перечень конкретизирован в Указе Президента Российской Федерации «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», в котором также указаны органы и должностные лица, допускаемые к конкретной разновидности государственной тайны.
Государственная тайна характеризуется рядом признаков:
- существование угрозы безопасности государства при ее распространении
- наличие специальных мер ее государственной защиты
- отраслевая принадлежность к информации, составляющей государственную тайну
В соответствии с данными признаками законодателем были определены средства и меры, направленные на обеспечение безопасности сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, целью которых является предотвращение или уменьшение вероятности незаконного посягательства на сведения и документы, содержащие государственную тайну.
В сфере конфиденциальной информации, а именно профессиональной и служебной тайны правые средства их защиты либо отсутствуют, либо прописаны в достаточно общем виде. Таким образом существует необходимость свершенствования правового регулирования в отношении институтов профессиональной и служебной тайны. Законы, направленные на регулирование государственной тайны, коммерческой информацию и персональных данных, приняты достаточно давно, а в отношении служебной и профессиональной тайны отдельный нормативно-правовых актов в российском законодательстве не существует по сей день. Таким образом возникают проблемы регулирования сферы конфиденциальной информации.
Также законодательными актами Российской Федерации не регламентируется в в достаточной степени порядок учета, хранения и использования носителей конфиденциальной информации. Однако
некоторые законы содержат отдельные нормы, которыми установлены общие принципы учета, хранения и использования конфиденциальных документов. Организация учета хранения и использования конфиденциальных документов устанавливается в большей мере на основании локальных актов.
В отношении государственной тайны основополагающим является Закон «О государственной тайне», регулирующий основные вопросы в области государственной тайны, на основании которого издаются подзаконные и ведомственные акты, регулирующие порядок работы с документами, содержащими государственную тайну.
В настоящее время иммет место большое количество проблем и законодательных пробелов в области ограничения доступа к информации и документам, в том числе и в архивной отрасли. Это и терминологические проблемы в законодательстве Российской Федерации, проблемы
установления оптимальных, целесообразных сроков архивного хранения различных видов информации и содержащих ее документов, проблемы ответственности, в том числе и ее отсутствия, за разглашение охраняемых законом сведений, проблема разграничения государственной и служебной тайны, необоснованное и неконтролируемое продление сроков
засекречивания государсвтенной тайны, проблемы, возникающие в связи с отнесением сведений к государсвтенной тайне на основании ведомственных актов. Однако многими учеными и исследователями предлагаются различные пути их решения, в том числе и на основании зарубежного опыта.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/
2. Гражданский кодекс российской федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (с изм. и доп. от 19.03.2019) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации:
Федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_39570/
5. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с
экрана. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изм. и доп. от 29.03.2019) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -
Заглавие с экрана. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/
8. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от
21.07.1993 N 5485-1 (с изм. и доп. от 29.07.2018) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -
Заглавие с экрана. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/
9. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 N 98- ФЗ (с изм. и доп. от 18.04.2018) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48699/
10. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ