Введение
Глава 1. Система управления рисками в таможенной службе Российской
Федерации 15
1.1. Определение понятия «риск» 15
1.2. Внедрение СУР в таможенную службу России 20
1.3. Функционирование СУР в таможенных органах России 35
1.4.1. Система управления рисками, как часть таможенного контроля
после выпуска товаров. Место СУР в таможенной проверке 56
Глава 2. Система управления рисками в таможенных службах Европейского Союза 64
2.1. Правовая основа СУР в Евросоюзе 64
2.2. Информационное обеспечение СУР в таможенных органах ЕС 73
2.3. Методы анализа и управления рисками в ЕС 76
2.3.1. Таможенный аудит и система управления рисками в Европейском
союзе 81
2.5. Система управления рисками стран-участниц ЕС на примере Великобритании 85
Глава 3. Сравнительный анализ СУР в России и Евросоюзе, выявление проблем в российской практике применения СУР 92
3.1. Сравнительный анализ системы управления рисками в таможенных
службах Европейского Союза и России 92
3.2. Проблемы в сфере применения СУР таможенными органами России и предложения для их решения 102
Заключение 108
Список используемых источников и литературы 110
Приложения 119
Актуальность. В современных условиях управление рисками представляет собой общую систему организационных мер в любой сфере хозяйственной деятельности, в том числе и в сфере международной торговли. Глобализационные процессы и современные рыночные отношения связаны с возникновением большого количества рисков, с которыми сталкивается каждый из хозяйствующих субъектов. Большое влияние на развитие национальной экономики оказывают риски, связанные с таможенным администрированием внешней торговли. С активизацией внешней торговли для таможенных служб различных государств стали актуальны вопросы эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности и максимального содействия торговли. Данная задача решается посредством выстраивания системы контроля тех товаров и участников ВЭД, которые представляют наибольший риск нарушения таможенного законодательства, то есть решение такой задачи возможно при применении таможенными органами системы управления рисками.
Применение СУР в области таможенного дела предусмотрено базовыми международными документами в области мировой торговли и таможенного дела, на положениях которых основываются таможенные службы мира.
В таможенных органах России система управления рисками внедрялась с 2002 года и на данный момент полноценно функционирует, хотя и подвергается критическим оценкам (доклад счетной палаты). Конечно, существуют проблемы и недоработки как в законодательстве, так и в организации СУР. Для построения эффективной и продуктивной системы управления рисками в российской таможенной службе необходимо опираться на опыт и практики применения такой системы в развитых зарубежных странах. Европейский Союз является весомым субъектом в мировой торговле и имеет многолетний опыт применения такого действенного механизма, как СУР. Сравнение российской и европейской практики позволит выявить проблемы применения СУР в таможенной службе России и поможет найти пути и их решения.
Степень изученности темы. Анализ исследований в области теории и практики управления рисками показал, что вопросы функционирования, организации и регулирования СУР как в России, так и в зарубежных странах находятся в центре внимания многих научных и практических деятелей, а именно: А.П. Бойко1, М.М. Бреева , В.Ю. Дианова и О.Н. Морозова , И.В. Соловьева , В.А. Некрасов , Б.И. Пак .
За последние два десятилетия проблема совершенствования форм и методов таможенного контроля с применением системы управления рисками приобрела высокую степень актуальности. В этой связи, в настоящее время существует большое количество трудов, рассматривающих организационную структуру систем управления рисками в таможенных службах многих зарубежных странах мира . Наибольшее внимание уделяется развитым странам, имеющим многолетний опыт использования СУР в таможенном контроле, в частности странам-участницам Европейского Союза.
Однако, несмотря на большое количество исследований системы управления рисками в станах ЕС и России в отдельности, сравнительный анализ подходов к организации СУР в таможенном контроле российской таможенной службы и европейских таможенных служб встречается достаточно редко. Такие сравнения касаются отдельных аспектов, а не функционирования системы управления рисками в целом, что и послужило основанием для выбора данной темы.
Сравнение разных по уровню объединения СУР - национальный уровень и наднациональный уровень - возможно провести, учитывая тот факт, что основы СУР РФ заложены в нормативно-правовом обеспечении наднационального объединения - Таможенном союзе. При таком рассмотрении СУР РФ является неотъемлемой частью СУР ТС. Для корректного сравнения в настоящей работе кроме сопоставления СУР наднационального уровня (ТС-ЕС) проводится анализ и национальной системы управления рисками, которая также интегрирована в наднациональный институт - СУР Великобритании.
Цель работы заключается в сравнении нормативно-правовых и организационных основ функционирования СУР в таможенных службах РФ и ЕС для разработки рекомендации по развитию СУР в таможенной практике ФТС России.
Для достижения поставленной цели в работе выполняются следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «риск» в российском и европейском таможенном законодательстве;
2. Охарактеризовать нормативно-правовую базу,
регламентирующую СУР в таможенной службе России и в Евросоюзе;
3. Изучить этапы процесса управления рисками в таможенной службе России и Евросоюзе;
4. Изучить методы управления рисками в таможенной службе России и Евросоюзе;
5. Рассмотреть информационно-техническое обеспечение СУР в таможенной службе России и Евросоюзе;
6. Рассмотреть и охарактеризовать категорию уполномоченного экономического оператора в России и Евросоюзе и выявить его значимость в СУР;
7. Охарактеризовать функционирование СУР в рамках посттаможенного контроля в таможенных службах России и Евросоюза;
8. Провести сравнительный анализ СУР в таможенной службе России и Евросоюзе по заданным критериям;
9. Выявить проблемы применения СУР в Российской таможенной службе и предложить рекомендации для их решения.
Объектом работы является система управления рисками как неотъемлемая часть современного таможенного администрирования.
Предметом работы являются особенности функционирования СУР таможенных Российской Федерации и Европейского Союза.
Источниками при написании дипломной работы послужили различные нормативно-правовые документы, которые регулируют применение системы управления рисками. Использовались международные документы, такие как Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Международный стандарт ISO 31000, Руководство Всемирной таможенной организации по управлению рисками: национальные документы Российской Федерации и Евразийского экономического союза: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы ФТС РФ, Решения Комиссии ТС и Комиссии ЕАЭС, Таможенный кодекс Таможенного союза; документы Европейского союза: Решения Комиссии Евросоюза, Решения Парламента ЕС, Регламенты Евросоюза, Таможенный кодекс ЕС.
Материалы были получены с помощью информационно-правового портала «Альта-Софт», справочной правовой системы «Консультант Плюс», информационно-правовой системы «Гарант», российского таможенного портала TKS.RU и официального сайта ФТС России, а также с официального сайта Комиссии Европейского Союза, официального сайта Министерства Ее Величества по налогам и таможенным сборам и официального сайта ЮНКТАД.
Для реализации поставленной цели и определенных задач в работе использовался метод сравнительного анализа, при обращении к которому применялись данные, полученные при анализе нормативно-правовой базы с обращение с к специальным методам, в частности, к сравнительно-правовому методу, а также общенаучным методам.
Работа состоит из трех глав, которые последовательно рассматривают понятие «риска» в нормативно-правовом поле РФ и ЕС. В первой главе рассматривается структура и элементы СУР в России, охарактеризованы этапы внедрения СУР в таможенную службу РФ, показано место СУР в таможенном контроле после выпуска товаров, рассмотрен институт уполномоченного экономического оператора. Во второй главе охарактеризована нормативно-правовая база, регулирующая СУР в ЕС, описана модель управления рисками в таможенных органах ЕС, показано место уполномоченного экономического оператора в СУР ЕС, а также описан механизм функционирования СУР и таможенного аудита. Это позволило произвести сравнение и предложить рекомендации, которым посвящена третья глава.
Таможенное регулирование ВЭД в основном сконцентрировано на таможенном контроле товаров и транспортных средств. С каждым годом задача упрощения таможенных формальностей становится все более актуальной, что обусловило проведение таможенного только тех товаров и участников ВЭД, которые предполагают высокую степень таможенного риска.
Система управления рисками при организации таможенного контроля прочно вошла в практику таможенных органов как Российской Федерации, так и Европейского Союза и показала свои преимущества в обеспечении качественного и эффективного таможенного контроля. СУР позволяет значительно ускорить таможенные процессы и рационально использовать имеющиеся у таможенных органов ресурсы.
При анализе применения СУР в странах Евросоюза были выявлены действенные инструменты, используемые таможенными службами при реализации управления рисками. В данном вопросе Европа сделала большой шаг вперед, наладив партнерские отношения с участниками ВЭД, перенеся акцент на таможенный контроль после выпуска товаров в форме таможенного аудита и используя инструментарий, присущий коммерческим организациям, в виде SWOT-анализа и метода FAA.
Внедрение системы управления рисками в таможенную службу России имеет однозначно положительной результат. Однако, при сравнении с Европейским опытом, мы можем видеть, что потенциал данной системы не раскрыт в полной мере. Существует ряд недоработок и в организационной структуре, и в законодательной базе.
Таможенной службе РФ необходимо переходить на качественно новый уровень применения системы управления рисками, а именно развивать институт уполномоченного экономического оператора и отходить от существующей практики пост-таможенного контроля, внедряя таможенный аудит, который эффективно взаимодействует с СУР. Такие изменения позволят таможенным органам Российской Федерации наладить доверительные отношения с участниками ВЭД, что станет прочным фундаментом для взаимного сотрудничества. Такая модернизация системы управления рисками в таможенной службе позволит повысить эффективность внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
1. "Международная конвенция об упрощении и гармонизации
таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред.
Протокола от 26.06.1999) - [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 106124/ (дата
обращения 08.06.2016).
2. Международный стандарт ISO 31000. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso 31000-2009(r).pdf (дата обращения 08.06.2016).
3. Руководство Всемирной таможенной организации по управлению
рисками [Электронный ресурс] - URL:
http://www.carecprogram.org/uploads/events/2004/Risk-Management- Workshop/009 101 213 WCO-Risk-Management-Guide-ru.pdf (дата обращения
08.06.2016) .
4. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору
о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ред. от 10.10.2014) - [Электронный ресурс] -
«КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения
08.06.2016) .
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28
декабря 2012 г. № 2575-р. «Об утверждении стратегии развития таможенных органов РФ до 2020 года» - [Электронный ресурс] - Официальный сайт ФТС России -
URL:http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com c ontent&view=article (дата обращения 08.06.2016).
6. Таможенный кодекс Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1993 г.) № 5221-I, - [Электронный ресурс] - Система ГАРАНТ - URL: http://base.garant.ru/10100146/#ixzz48iHh42IQ (дата обращения 08.06.2016).
7. Приказ ГТК России от 10 апреля 2000 г. № 288 (Приложение 4)
«Типовая схема организации деятельности отдела контроля за таможенным оформлением таможни», - [Электронный ресурс] - URL:
https://www.lawmix.ru/pprf/18722 (дата обращения 08.06.2016).
8. Приказ ГТК России от 08.05.2002г. № 465 «Об утверждении
Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических
операций к группам риска». - [Электронный ресурс] - «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.06.2016).
9. Приказ ГТК РФ от 08.05.2002 № 465 «Об утверждении
Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических
операций к группам риска»: [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.06.2016).
10. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1069 «Об
утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» - [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс- URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.c gi?req=doc;base=LAW ;n=45391 (дата обращения 08.06.2016).
11. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении
Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru (дата обращения 08.06.2016).
12. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 г. № 1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ» - [Электронный ресурс] - «КонсультантПлюс» - URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.c gi?req=doc;base=LAW ;n=45391 (дата обращения 08.06.2016).
13. Приказ ГТК РФ от 26 марта 2004 года № 367 «Об утверждение Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению СУР в процесс таможенного оформления и таможенного контроля». - - [Электронный ресурс] - «КонсультантПлюс» - URL: http ://www. consultant. ru (дата обращения 08.06.2016).
14. Приказ ФТС России от 28 октября 2004 г. № 202 «Об
утверждении положения о главном управлении организации таможенного контроля». -КонсультантПлюс - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=359859 (дата обращения 08.06.2016).
15. Приказ ФТС России от 11 января 2008 г. № 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене». - [Электронный ресурс] - "TKS.RU - все о таможне. Таможня для всех - российский таможенный портал" - URL: http://www.tks.ru/ (дата обращения
08.06.2016) .
16. Федеральный закон от 03.11.2010 N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" - [Электронный ресурс] - «КонсультантПлюс» - URL: http ://www. consultant. ru (дата обращения 08.06.2016).
17. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) - КонсультантПлюс - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 107181/ (дата обращения
08.06.2016) .
18. Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской
Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." - [Электронный ресурс] - «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 132721/ (дата обращения
08.06.2016) .
19. Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки»: - [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс - URL: http: //www. consultant. ru
20. Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1372 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров" - [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс - URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.06.2016).
21. Приказ ФТС России от 7 сентября 2012 г. № 1809 «Об утверждении Временного порядка категорирования участников внешнеэкономической деятельности на основе критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности» - [Электронный ресурс] - Альта-Софт - URL: http://www.alta.ru/tamdoc/12pr1809/ (дата обращения
08.06.2016) .
22. Приказ ФТС России от 12.11.2012 № 2295 «Об утверждении Положения об Управлении рисков и оперативного контроля». - [Электронный ресурс] - «КонсультантПлюс» - URL: http ://www. consultant. ru (дата обращения 08.06.2016).
23. Приказ ФТС России от 24 апреля 2014 г. № 778 «Временная инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» (в ред. Приказа ФТС Росси от 02.06.2015 № 1071) - [Электронный ресурс] - Альта-Софт - URL: http://www.alta.ru/tamdoc/14pr0778/ (дата обращения 08.06.2016).
24. Приказ ФТС России от 18.08.2015 г. № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2015 N 40462) - [Электронный ресурс] - Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 08.06.2016).
25. Решение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 2
октября 2015 года № 42К (1053). Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности таможенного контроля после выпуска товаров в целях обеспечения полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет в период 2013-2014 годов и истекшем периоде 2015 года» - [Электронный ресурс] - URL:
http://audit.gov.ru/upload/iblock/333/333ae78f852cbae66d6fa73e4cdadda9.pdf (дата обращения 08.06.2016).
26. «Аудит пошел на эксперимент», Информационно-аналитической
обозрение «Таможенные новости» № 4 (209) 2016. С. 21. [Электронный ресурс] -URL: http://www.customsnews.ru/2016/04/T News 127%20int.pdf
(дата обращения 08.06.2016).
27. Басарева К. В., Коварда В. В., Минакова И. В., Цуканова Н. Е. / Таможенный контроль после выпуска товаров; статья /. - СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. - 124с
28. Бойко А.П. Анализ практики применения системы управления рисками в странах-членах Всемирной таможенной организации (на примере Великобритании, Италии, США). «Ученые записки» - Правовые вопросы таможенного дела: история теория, практика. С. 59.
29. Бреева М.М. «Система управления рисками как основной метод таможенного администрирования в условиях вступления в ВТО» // Вопросы современной науки и практики / Университетт им. В.И. Вернадского. 2007. № 1. 116 с.
30. Гераськин А. «Таможня-2015: если вы собрались стать уполномоченным экономическим оператором» - [Электронный ресурс] - URL: http://customsforum.ru/ (дата обращения 08.06.2016).
31. Гыртопан Д.В., Мазур Е. С. «Роль и значение института уполномоченных экономических операторов в системе управления рисками таможенных служб Европейского Союза». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том 2. Система управления рисками в таможенных службах мира. Таможенные чтения - 2011. Санкт-Петербург. С.29.
32. Дианова В.Ю. Морозова О.Н. Система управления рисками в международной и российской практике//Таможенная политика на Дальнем Востоке № 3 2007. С. 54
33. Жуков Д. «Уполномоченный экономический оператор. Теория и практика» в журнале «Ракурс» (выпуск № 4) 2015 г. - [Электронный ресурс] - Официальный сайт ФТС России - URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 08.06.2016).
34. Костин А.А., Зайцева О.А. «Контроллинг и риск-менеджмент в таможенных органах: предпосылки и перспективы применения»: статья. - Проблемы экономики, финансов и управления производством: Сборник научных трудов вузов России. Тридцатый выпуск. - Иваново, 2011.
35. Костин А.А./Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля. [Электронный ресурс] // ИЦ «Интермедия». URL: http://www.intermedia-publishing.ru/p/Kostin riski/Kostin riski 01.html (дата обращения 08.06.2016).
36. Майоров Д. «Институт УЭО ждут большие перемены» - Журнал
«Таможенные новости» 2015 г. - [Электронный ресурс] "TKS.RU - все о таможне. Таможня для всех - российский таможенный портал" - URL: http: //www.tks .ru/news/nearby/2015/06/10/0003/print (дата обращения
08.06.2016) .
37. Некрасов В.А. Совершенствование управления таможенными процессами посредством использования системы анализа и управления рисками / Вестник КРСУ. - Бишкек: Кыргызско-Российский Славянский университет. - 2011. - Т. 11. - № 2. - С. 165.
38. Пак Б.И. Общая характеристика системы риск-менеджмента в сфере таможенных услуг. Статья: Вестник Российской таможенной академии, №3, 2009. С. 131.
39. Погодина Н.А. Таможенное регулирование частных и публичных интересов при производстве таможенного контроля (на примере системы управления рисками): статья - «Право и экономика», 2009 г
40. Соловьева И.В. «Статистические методы оценки системе управления таможенными рисками: на примере Южного таможенного управления»: дис.: РГЭУ (РИНХ), 2008. 186 с.
41. Судаков М.В. Система управления рисками в таможенной службе Великобритании. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том 2. Система управления рисками в таможенных службах мира. Таможенные чтения - 2011. Санкт- Петербург. С. 53.
42. Трю К. С. Система компетенции по изданию нормативных актов в Европейском Сообществе и в Европейском Союзе // Times. 2002. №7. С. 44.
43. Хапилин С.А. «К вопросу о фискальных рисках таможенного администрирования» // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2008.
44. Risk management - European Union - official web-site URL: https:// http ://ec.europa.eu (дата обращения 08.06.2016).
45. Authorised Economic Operator (AEO) The European Commission (official web site) - [Электронный ресурс] - URL: http://ec.europa.eu/taxation customs/customs/policy issues/customs security/aeo/i ndex en.htm (дата обращения 08.06.2016).
46. Commission staff working document - Annex to the Proposal for a Decision of the European Parliament and of the Council establishing an action programme for customs in the Community (Customs 2013), 2006
47. Compliance Risk Management Guide for Tax Administrations/ Fiscals
Risk Management Platform Group (FINANCIAL CODE: FPG 11), p. 89-90. - [Электронный ресурс] - URL:
http://ec.europa.eu/taxation customs/resources/documents/taxation/tax cooperatio n/gen overview/risk management guide for tax administrations en.pdf (дата обращения 08.06.2016).
48. TAXUD C/4 D/1480. Authorized economic operator. Project report by the customs 2007 project group. Европейская комиссия. Брюссель, 04 июля 2005 г. URL:Proiect report Authorised Economic Operator.pdf (дата обращения 08.06.2016).
49. TAXUD/629/2000-EN, Группа рабочих методов. Стандартная структура управления рисками. "Таможня-2007". Европейское Сообщество. Брюссель, 21 ноября 2002 г.
50. Official site HM Revenue & Customs.Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.hmrc.gov.uk (дата обращения 08.06.2016).
51. Regulations (EC) No 450/2008 of the European parlament and of the council of 23 April 2008 laying down the Community Customs Code (Modernised Customs Code) - [Электронный ресурс] - URL: http://ec.europa.eu/ (дата обращения 08.06.2016).
52. Regulations (EU) No 952/2013 of the European parlament and of the council of 9 October 2013 laying down the Union Customs Code - 13 p.
53. Risk-management guide. WCO. 2003 [Электронный ресурс] - URL:
http: //doca.mof. gov.tw/public/Attachment/9581611756. pdf (дата обращения
08.06.2016) .
54. Simplified procedures / Single authorization for simplified procedures.
Guidelines. TAXUD/1284/2005. Brussels, 4 April 2012. - [Электронный ресурс] - URL:
http://ec.europa.eu/taxation customs/resources/documents/customs/policy issues/c onference events/budapest2008/sasp guidelines rev4.pdf (дата обращения
08.06.2016) .
55. UNCTAD Trust Fund for Trade Facilitation Negotiations. Technical Note 5. Post-clearance audit. 2011. - [Электронный ресурс] - URL: http://unctad.org/en/Docs/TN21 Asycuda.pdf (дата обращения 08.06.2016).
56. UNCTAD Trust Fund on Trade Facilitation Negotiations/Technical Note No. 12 Risk management in Customs proceduresр. 2 - [Электронный ресурс] - URL: http://unctad.org/en/Docs/TN14 BorderAgencyCoordination.pdf (дата обращения 08.06.2016).
57. WCO Guidelines for Post-Clearance Audit. World Customs
Organization 2012. - [Электронный ресурс] - URL:
http://www.wcoomd.org/en/topics/wco-implementing-the-wto- atf/~/media/992CA7861E20424F9B3D9A35822FCDA7. ashx (дата обращения
08.06.2016) .