Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады 9
1.1 Психолого - педагогические основы формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни 9
1.2 Особенности организации агитбригад в дошкольном возрасте с целью формирования мотивации на ведение здорового образа жизни 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни 21
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады 32
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни 40
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 50
Дошкольное детство является ключевым в развитии человека, так как закладываются основные личностные особенности, нравственные качества, черты характера. Поэтому важно уже в данном периоде формировать у детей представления о собственном здоровье, способах его сохранения и дальнейшего укрепления, чтобы данные знания сохранились у ребенка в памяти, и он мог бы их применять в повседневной жизни. Следовательно, возникает необходимость приобщать детей к здоровому образу жизни, в связи с чем необходим грамотный подбор средств по повышению культурной составляющей здоровья детей.
Психолого-педагогическая литература, представленная такими авторами, как Л.В. Абдульманова, Л.В. Баль, В.А. Деркунская, Ю.Ф. Змановская, А.А. Ошкина, Л.Г. Татарникова, Г.А. Хакимова, изобилует примерами форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, которые активно применяются для развития направленности детей по отношению к приобщению и соблюдению здорового образа жизни. К примеру, по соответствующей тематике активно применяются физкультурные занятия, праздничные мероприятия, утренняя зарядка и другие ее виды, ходьба и оздоровительный бег, подвижные игры, физические упражнения, закаливание, динамические разминки, а также самостоятельная двигательная активность детей.
Для успешного проведения работы по привитию интереса к поддержанию здорового образа жизни основную роль играет развитие мотивации детей. Исследованием проблемы её формирования и развития на протяжении XX в. занимались многие ученые. Так, общие вопросы формирования и развития мотивации исследовали В.Г. Асеев, Л.И. Божович, И.В. Имедадзе, А.Н. Леонтьев, А.А. Файзуллаев, Х. Хекхаузен. Устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни, а соответственно, наличие мотивации к ведению здорового образа жизни у дошкольников сообщается в исследованиях Н.А. Андреевой, В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой, А.А. Ошкиной, С.Е. Шукшиной, Г. А. Хакимовой.
Наиболее успешным способом реализации привлечения внимания определенной группы к чему-либо является агитация в разнообразных ее формах проявления. В воспитательных целях применяются агитации в виде агитбригад. Существует множество определений понятия «агитбригада». Так, например, Э.В. Вершковский рассматривает данный термин в качестве «общественно-инициативного коллектива», который проводит агитации с применением художественных средств.
Прослеживая динамику использование агитации в России, можно отметить, что ее направление представлено качестве проведения спортивных праздников, в том числе, зимние и летние Олимпийские игры, а также комплекс по сдаче нормативов ГТО. Данные мероприятия обладают сильным характером воспитательного и образовательного воздействия на людей, являются эффективным средством пропаганды и успешно реализуют функции физической и общекультурной направленности.
Таким образом, агитация является эффективным способом привлечения внимание группы лиц к необходимости формирования здорового образа жизни. В дошкольных организациях агитбригады в работе с дошкольниками организуются в рамках экологического воспитания (С.В. Бережнова, Л.И. Грехова, Л.Г. Киреева), формирования правил дорожного движения (Ю.А. Галий, Н.М. Короткова), пропаганды основ здорового образа жизни (Ю.В. Коршунова, Л.А. Пошегорева).
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на сформированность мотивации у дошкольников на ведение здорового образа жизни.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена отсутствием методики формирования мотивации ведения здорового образа жизни посредством агитбригады.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между: социальным заказом общества на формирование у детей мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады и отсутствием методики работы в дошкольных образовательных организациях в данном направлении;
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможность формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни.
Предмет исследования - формирование у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады.
Гипотеза исследования.
Формирование у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады возможно, если:
• составлена годовая циклограмма агитационных мероприятий;
• определены методы, приемы, формы работы с агитбригадой в соответствии с показателями сформированности мотивации к ведению ЗОЖ;
• разработана этапность работы с детьми по повышению мотивации к ведению ЗОЖ посредством агитбригады.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады;
2) выявить уровень сформированности мотивации у детей 6-7 лет к ведению здорового образа жизни;
3) определить методику формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады и доказать их эффективность.
Теоретическую основу исследования составляют:
• теория развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
• теория мотивации (И.А. Васильев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Х. Хекхаузен);
• теория определяющей роли образа жизни человека для его здоровья (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.Б. Басов, Ю.В. Громыко, А.К. Зиньковский, Ю.П. Лисицын, А.М. Малыгин, В.В. Новиков, Л.Ф. Тихомирова);
• теория формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский, Г.Л. Апанасенко, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Э.М. Казин, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко);
• исследования по вопросам организации агитбригады в процессе развития интереса к проблеме здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации (Э.В. Вершковский, А.А. Рубб);
• исследования по проблеме формирования здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации (Л.В. Абдульманова, Ю.Ф. Змановский, Л.Г. Татарникова).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования: описана возможность формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании методики формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады может быть использованы воспитателями, инструкторами по физической культуре при реализации задач ОО «Физическое развитие» в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: детский сад № 124 «Мотылек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (25 источников), 5 приложениями.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады является актуальной в настоящее время.
Для того, чтобы работа по привитию интереса к поддержанию здорового образа жизни была успешной, необходимо обратить внимание на то, что основную роль играет развитие мотивации детей. Об устойчивом интересе к своему здоровью, желании вести основы здорового образа жизни, а соответственно, наличии мотивации к ведению здорового образа жизни у дошкольников исследовали Н.А.Андреева, В.А. Деркунская, С.А.Козлова, Л.Г. Касьянова, О.А.Князева, И.М. Новикова, А.А., Ошкина, С.Е.Шукшина, Г. А. Хакимова.
Наиболее успешным способом реализации привлечения внимания определенной группы к чему-либо является агитация в разнообразных ее формах проявления. В воспитательных целях применяются агитации в виде агитбригад. Агитбригада является универсальным средством для формирования мотивации, развития интереса к ведению здорового образа жизни. Поэтому в настоящий момент все чаще агитбригады применяются в образовательных организациях.
Выявление уровня сформированности мотивации к ведению здорового образа жизни у детей 6-7 лет показало, что 25% детей имеют низкий уровень мотивации. Это связано с тем, что отсутствует методика работы в дошкольных образовательных организациях в данном направлении и у детей не сформировывается на должном уровне мотивация к ведению здорового образа жизни.
Формирование у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады возможно, если:
• составлена годовая циклограмма агитационных мероприятий;
• определены методы, приемы, формы работы агитбригады в соответствии с показателями сформированности мотивации к ведению ЗОЖ;
• разработана этапность работы с детьми по повышению мотивации к ведению ЗОЖ посредством агитбригады.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием агитбригады и положительную динамику в формировании мотивации к ведению здорового образа жизни у детей 6-7 лет. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (60%) по всем показателям сформированности мотивации к ведению здорового образа жизни, детей с низким уровнем развития сформированности мотивации к ведению здорового образа жизни выявлено не было.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанной методики формирования у детей 6-7 лет мотивации к ведению здорового образа жизни посредством агитбригады.
1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В.Г. Алямовская. - М. : Просвещение, 1993. - 122 с.
2. Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального состояния средствами физического воспитания [Текст] / В.Г. Алямовская. - Н.Новгород : ТИПОГРАФ, 1998. - 94 с.
3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. - М. : Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
4. Байер, К. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг. - М. : Мир, 1997. - 368 с.
5. Большая медицинская энциклопедия. В 2 т. [Текст] / Под общ. ред. A.M. Прохорова. - М. : Просвещение, 1989. - 783 с.
6. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Н.А. Ветлугина, A. В. Кенеман. - М. : Просвещение, 1983. - 252 с.
7. Гуща, М.А Сценарии выступления агитбригады [Текст] // Послед.звонок. - 2004. - № 6.- С. 14-16.
8. Гуща, М.А Сценарии выступления агитбригады «Мы - за здоровый образ жизни!» [Текст] // Последний звонок. - 2005. - № 6. - С. 9-11.
9. Зуева, С.В. Рациональное питание - выступление агитбригады [Текст] // Классный руководитель. - 2008. - № 4. - С.98-102.
10. Исаев, Д.С. Мы - за здоровый образ жизни : сценарий выступления агитбригады [Текст] // Последний звонок. - 2004. - № 6. -С. 9-12.
11. Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование [Текст] / B. П. Казначеев. - Кострома : исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - 245 с.
12. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. [Текст] / А.Н. Леонтьев - М. : Педагогика, 1983. - 320 с.
13. Локк, Дж. Мысли о воспитании [Текст] / Дж. Локк. - М. : Мысль, 1985 - 348 с.
14. Ошкина, А.А. Диагностика сформированности здорового образа жизни у выпускников дошкольных учреждений [Текст] / А.А. Ошкина, О.Н. Царева - Тольятти : Форум, 2012. - 53 с.
15. Ошкина, А.А. Здоровый образ жизни [Текст] // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. - 2008. - № 6. - С. 68-74.
...