Введение 5
Глава 1 Правовые основы государственной службы 8
1.1 Понятие государственной службы 8
1.2 Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации 15
Глава 2 Правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: современные положения и перспектива развития 26
2.1 Структура правового статуса прокуратуры в РФ 26
2.2 Основные направления деятельности прокуратуры РФ 35
Глава 3 Проблемы и перспективы совершенствования правового статуса прокуратуры Российской Федерации 50
3.1 Проблемы деятельности прокуратуры 50
3.2 Пути совершенствования конституционно-правового
регулирования деятельности прокуратуры в РФ 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 70
Актуальность выбранной темы исследования заключена в том, что государственная служба является одним из важнейших условий реализации предназначения государства. Регулирующие возможности государства, прежде всего, обеспечиваются именно уровнем организации государственной службы, ее эффективностью, но в настоящее время в России функционирование государственной службы недостаточно эффективно.
Государство призвано регулировать общественные отношения, защищая права и свободы своих граждан и не допуская произвола и беззакония в обществе. Этим обосновывается важность данного института. Однако, в настоящее время, в российском государстве имеется ряд проблем как в государственной службе в целом, так и в службе в прокуратуре, в частности. В данном контексте последняя для нас приобретает особый интерес ввиду того, что органы прокуратуры обладают широкими и объемными полномочиями по осуществлению государственных функций. Полагаем, государство осознает важность государственной службы.
Тема исследования актуальна, так как, во-первых, процесс создания правового государства неразрывно связан с развитием демократии, соблюдением принципа социальной справедливости, всесторонней защитой прав человека и гражданина, во-вторых, радикальные перемены, которые происходят в стране в экономической и политической сфере, не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, включая правоохранительные органы. Особое место в механизме гарантий законности принадлежит органам прокуратуры. В-третьих, вопрос о будущем российской прокуратуры не решен, так как современный период отмечен серьезными недостатками в области применения и исполнения законов. Неэффективность работы прокуратуры значительно снижает ее авторитет в обществе, формирует мнение об ее политической некомпетентности и ангажированности. В-четвертых, вопрос административно-правового статуса прокуратуры остается открытым, так как прокуратура РФ не принадлежит ни к одной из ветвей власти.
Уровень научной разработанности данной темы довольно высок, так как рост числа научных публикаций (статей и книг в специализированных юридических изданиях) за последнее десятилетие свидетельствует об интересе ученых и исследователей к проблеме определения административно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти.
Вопросы обеспечения и защиты прав граждан в пределах осуществления прокуратурой РФ своих полномочий на общетеоретическом и отраслевом уровнях достаточно развернуто и полно рассмотрены в ряде сборников, монографий и материалах научных конференций и симпозиумов.
В процессе исследования были проанализированы труды таких ученых, как С.Л. Алексеева, Ф.М. Кобзарева, Р.М. Аразова, М.М. Васягина, Д.С. Злыденко, Ю.И. Скуратова, О.А. Тетерина и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с системой органов прокуратуры в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые и организационные основы прохождения государственной службы в государственных органах, в том числе органах прокуратуры, доктринальные источники, судебная практика.
Цель данного исследования заключается в комплексном анализе теоретико-правовых основ государственной службы в целом, а также анализ государственной службы в органах прокуратуры, в том числе выдвижение предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Для достижения цели необходимо выполнить задачи исследования:
- дать характеристику понятия и правовой базы государственной службы;
- выделить основные функции государственной службы;
- обозначить структуру правового статуса прокуратуры в РФ;
- определить основные направления деятельности прокуратуры РФ;
- проанализировать правовые основы статуса прокурорских работников;
- охарактеризовать основные функции и полномочия прокуратуры РФ;
- выделить особенности административно-правового статуса государственных служащих органов прокуратуры.
Теоретическую основу работы составили исследования ученых: А. Адамовича, Г.В. Атаманчука, И. Базилевского, Д.Н. Бахраха, К.И. Бахрамова, В.Г. Графского, А.А. Гришковец, Ю.А. Дмитриева, В.А. Козбаненко, Н.Н. Малютиной, В.М. Манохина, А. Никитиной, Д.М. Овсянко, Ю.А. Розенбаума, С.Д. Хазанова, С.Е. Чаннова и ряда других.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод, другие общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция. Использованы и специальные методы, такие, как: сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический, метод сравнительного правоведения и др.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и структуризации законодательных и научных положений в сфере государственной службы, в том числе службы в органах прокуратуры.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложения по совершенствованию законодательства, сформулированные в данном исследовании, положительным образом скажутся как на построении всей системы государственной службы в России, так и службы в органах прокуратуры Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Изучив в первой главе выпускной квалификационной работы общие правовые основы государственной службы, мы пришли к выводу, что органы прокуратуры стоят на страже закона и являются фундаментальным институтом в правоохранительной деятельности государства. При основательном и подробном анализе принципов организации и деятельности, а также функций прокуратуры, можно говорить о том, что важным для прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и органами контроля.
Большое влияние на реформирование системы органа Прокуратуры РФ оказывали влияние исторические факторы, в рамках которых происходили социально-экономические и политические преобразования, не единожды менялось и в целом государственное устройство страны.
В силу данных положений органы прокуратуры претерпевали не только изменения функциональной направленности, но и в целом конституционно-правового статуса. Из этого следовало неоднозначное определение места и роли данного органа в законодательстве.
Во второй главе был изучен современный правовой статус органов Прокуратуры Российской Федерации. В настоящее время российская правовая действительность закрепляет за прокуратурой статус единой централизованной системы, призванной, главным образом, осуществлять надзор за исполнением законов всеми участниками правоотношений, обеспечивать высокий уровень законности и правопорядка на территории страны, а также защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Однако считаем необходимым регламентировать и иные функции прокуратуры, в число которых входят:
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- участие в рассмотрении дел судами;
- осуществление уголовного преследования;
- опротестование незаконных правовых актов, а также приговоров, определений и постановлений судов.
Генеральная прокуратура РФ, в рамках предписанных ей полномочий, имеет право взаимодействовать с соответствующими органами иных государств и международными организациями, по вопросам борьбы с преступностью и оказания правовой помощи.
Также Генеральная прокуратура правомочна принимать участие в разработке международных договоров Российской Федерации.
Именно эффективная организация деятельности органов прокуратуры в РФ служит важнейшим условием ее повсеместного и качественного функционирования. Следует заметить, прокуратура имеет законодательную выстроенную иерархическую систему, в силу которой предусмотрено четкое распределение функций, между звеньями данной системы.
Таким образом, сложившаяся правовая система, законодательно устанавливает, что прокуратуры Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей государственной власти. При этом она правомочна взаимодействовать со всеми другими государственными органами и иными субъектами, в целях реализации установленных перед ней задач. На мой взгляд, данное предписание является законодательно верным и обоснованным решением.
В третьей главе было установлено, что в конституционно-правовом статусе прокуратуры в РФ обнаруживается ряд существенных недоработок, касающихся вопросов установления места прокуратуры в системе государственных органов, а также ее компетенции.
Учитывая факт выполнения прокуратурой по большей мере контрольно-надзорных функций, логичным представляется наделение и законодательное закрепление данного органа в качестве специального, наделенного исключительным правомочием по осуществлению надзора в целях установления законности и правопорядка на всей территории РФ, за всеми субъектами правоотношений, вне зависимости сферы их деятельности, а также на всех уровнях государственной власти.
Это послужит эффективной мерой, обеспечивающей надежное и планомерное развитие правового государства. В рамках совершенствования системы государственных органов и устранении пробелов нынешнего законодательства, многими ученными и юристами выдвигаются концепции, о законодательном установлении новых правовых норм.
В связи с изложенным представляется допустимым закрепление правовых новелл в области регулирования действующего конституционно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации, в число которых входят следующие:
- редактирование норм Федерального закона «О прокуратуре РФ», в части, устанавливающей нормативно-правовой статус актов прокурорского реагирования, в целях совершенствования прокурорской деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях;
- наделение прокуратуры Российской Федерации статусом специального органа, обладающего исключительной компетенцией по осуществлению надзора в рамках соответствия принимаемых правовых актов, Конституции РФ и федеральным конституционным законам;
- наделение Генерального прокурора РФ, в исключительных случаях, использовать право законодательной инициативы, в рамках, обеспечивающих качество функционирования системы прокуратуры в целом;
- в статье 129 Конституции РФ, закрепить положение, о том, что система органов прокуратуры РФ, является единым централизованным правовым институтом, действующим в обеспечение законности и правопорядка на всей территории страны, и, реализующим специальные надзорные полномочия в целях политики государства, направленной на обеспечения национальной безопасности;
- установить в действующем законодательстве правовую норму, в силу которой, в случае обращения прокурора в суд с заявлением о признании опротестованного акта недействительным, действие данного акта приостанавливалось.
Представляется, что данные позиции окажут положительное влияние на развитие действующей правовой системы и качественным образом отразятся на законодательном определении статуса прокуратуры Российской Федерации, эффективное конституционно-правовое регулирование которой не будет подвергаться сомнениям.
Основная часть работы прокуратуры зафиксирована в регионах и на уровне городов и районов. Почему и существуют определенные проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Взаимоотношения прокуратуры и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должны строиться с учетом требования о соблюдении законности, в пределах компетенции каждого субъекта отношения и оказывать положительное влияние на эффективность выполнения общих задач.
Необходимо совершенствование прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в уголовном судопроизводстве. Оно может выражаться в следующем. Учитывая российский, международный опыт и рекомендации Совета Европы, можно предположить, что дальнейшее совершенствование правового статуса прокурора в уголовном судопроизводстве должно происходить по пути оптимизации его полномочий с помощью предоставления права возбуждать уголовные дела по результатам своих проверок, а также давать следователю обязательные для исполнения письменные указания и прекращать уголовные дела.
Одновременно с этим реформирование уголовно-процессуального законодательства нужно продолжать со стороны надлежащего гарантирования прав и свобод лиц, которые вовлечены в производство по уголовным делам.
В УПК необходимо внести изменение, связанное с правом прокурора истребовать и проверять материалы проверки сообщения о преступлении, а также по которым проверка еще не завершена, и одновременно с этим предусмотреть обязанность органов предварительного расследования исполнять такое требование прокурора в установленный им срок. Это создаст соответствующие правовые условия для контроля за законностью и обоснованностью действий следователя и дознавателя по проверке сообщения о преступлении.
В целях модернизации закона «О прокуратуре РФ» стоит включить в него отдельную главу: «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции». В данной главе найдет свою детализацию и закрепление законодательная регламентация правового режима прокурорских надзорных проверок и также сама возможность проведения прокурорских надзорных проверок.
Считается рациональным провести уточнение формулировки абз.1 п.2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ», исключив при этом юридически не корректный термин «подмена». Прописать, что органы прокуратуры не проводят контрольно-надзорных мероприятий, если это полномочие относится к ведению иных органов.
К тому же целесообразно наделить Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы и включить его в перечень субъектов, которые будут иметь полномочие непосредственно обращаться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.
1. Абдулин, Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. пособие. 3-е изд. / Р.С. Абдулин. - Курган: Изд. Курганского гос. ун-та, 2016. - 220 с.
2. Албегов, Б. Б. Государственная гражданская служба: конституционно-правовой аспект // Правовая система России: история и современность: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, - 2017. - С. 4-6.
3. Алексеев, С.Л., Вотчель, Н.Р. Прокурорский надзор: учебное пособие / ред. Ф.Н. Багаутдинова. - Казань: Информационно¬технологический центр АСО, 2014. - 126с.
4. Артемьев Н.С., Морозова Ю.А. Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. - 2015. - № 2. - С. 52-55.
5. Барабаш А. Прокурорский надзор за предварительным следствием: возвращение к основам // Законность. - 2011. - № 4. - С. 6.
6. Бессарабов В.Г. Деятельность прокуратуры России по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органов местного самоуправления // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2015. - № 2. - С. 154¬159.
7. Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата и специалитета. Юрайт, 2017. - 165 с.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 05.04.1995. - № 67.
9. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право: учебник / под ред. Б.Н. Габричидзе. - М., 2004. - 617 с.
10. Гоголевский А.В. К вопросу о понятии и сущности правового статуса прокурора Российской прокуратуры // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2014. - № 1. - С. 35-36.
11. Гребенкина, Н.А. Правовой статус служащих, замещающих высшие выборные публичные и некоторые приравненные к ним должности в России (основные аргументы в пользу трудоправовых начал): дис. ... канд. юрид. наук. / Н.А. Гребенкина. - М.: «Юридическая литература», 1966. - 267 с.
12. Груздев В.В. Проблемы соотношения правового воздействия и правового регулирования // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 82-89.
13. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: учебник 5-е изд. / К.Ф. Гуценко, - М.: КНОРУС, 2016. - 368 с.
14. Еремина Н.В. Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юр. Наук. - M, 2009. - 31 с.
15. Ефимушкина К. Э. Конституционно-правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 831-833.
16. Злыденко, Д.С. Повышение эффективности прокурорского надзора за органами предварительного следствия // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - № 4. - С. 151-154.
17. Иваев, Д. Р. Сущность и значение института государственной гражданской службы и правового статуса государственного гражданского служащего // E-Scio. - 2017. - № 5 (8). - С. 53-56.
18. Иванова В. В. Актуальные проблемы деятельности прокуратуры Российской Федерации в области осуществления надзора за соблюдением Конституции России и исполнением федеральных законов Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 144. - С. 21.
19. Игнатов, В.Г., Белолипецкий, В.К. Профессиональная культура и
профессионализм государственной службы: контекст истории и
современность: учеб. пособие / Игнатов, В.Г., Белолипецкий, В.К. Ростов н/Д: МарТ, 2000. - 140 с.
20. Карагодин А.В. Особенности организации государственной службы в органах внутренних дел на современном этапе // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - №1(13). - С. 16-18
21. Кобзарев Ф. М. Прокуратура России: правовое положение и перспективы развития. Лекция: Учебно-методическое пособие / Кобзарев Ф.М. - М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та, 2017. - 80 с.
22. Коваленко Т.С. Органы юстиции (правосудия): старые проблемы - новые подходы // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 3-5.
23. Кожевников О.А. О некоторых вопросах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. - 2015. - № 4. - С. 134.
24. Колпакова, Н. А. Актуальные проблемы в системе
государственной службы // Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - С. 26-28.
25. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
26. Коробейников Б.В. Прокурорский надзор важное средство защиты прав человека и гражданина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2015. - № 1. - С. 197¬201.
Т1. Кочетков А. В. Государственная и муниципальная служба:
учебник для бакалавров / под ред. Е. В. Охотского. М., 2014. - 556 с.
28. Крюков В.Ф. Прокурор и его назначение на проверочных стадиях уголовного процесса // Журнал российского права. - 2011. - № 2. - С. 104-105.
29. Курбатов, С.О. Прокуратура России как субъект право-воспитательного процесса // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. - № 2. - С. 18-26.
30. Курченко, В.Н. Этические и процессуальные требования, предъявляемые к государственному обвинителю в суде присяжных // Законность. - 2018. - № 2. - С. 12-16.
31. Лесик, Д.В. Становление и развитие института поддержания государственного обвинения в российском уголовно-процессуальном законодательстве // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 2. - С. 71-16
32. Манохин В.М. Государственная служба // Советское административное право. Государственное управление и административное право. - Ижевск, 2013. - С. 286.
33. Норец, А.М. Отдельные вопросы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - № 4. - С. 61-65.
34. Ондар, Б. Н. Современные проблемы института государственной службы в России // Молодой ученый. - 2019. - № 7 (245). - С. 201-204.
35. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
36. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
37. Об основах государственной службы Российской Федерации:
Федеральный закон от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ // Российская газета от
03.08.1995 - утратил силу.
38. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №13. - Ст. 1475.
39. Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела: Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года № 609 (ред. от 06.10.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005 г. - № 23. - Ст. 2242
40. О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 года № 159 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005 г. - № 8. - Ст. 629.
41. О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 110 (ред. от 31.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005 г. - № 6. - Ст. 437.
42. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 (ред. от 31.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005 г. - № 6. - Ст. 439.
43. О гражданских и политических правах: международный пакт (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР, - 28.04.1976. - № 17. - Ст. 291.
44. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (ред. от 30.12.2020) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992 г. - № 8. - Ст. 366.
45. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря
2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2008 г. - № 52 (часть I). - Ст. 6228.
46. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур: Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 21.08.2019) // Приказ опубликован не был.
47. Омарова, Х.М. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 7. - С. 127-128.
48. Основные сведения о работе прокуратуры Самарской области за март 2020 года // Прокуратура Самарской области [официальный сайт]. URL: http://www.samproc.ru (дата обращения: 01.04.2021).
49. Паламарчук, А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан // Законность. - 2017. - № 7. - С. 3¬6.
50. Пойда Е.С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 3. - С. 83-85.
51. Прокофьев С.Е., Еремин С.Г. Государственная и муниципальная служба. - М.: Юрайт, 2017. - 275 с.
52. Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право: учебник для вузов: - 4-е изд., пересмотр. и доп. (учебник с грифом о допущении Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция») Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. - М.: Норма, 2009. - 330 с.
53. Смирнов, А.Ф., Усачев, А.А. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. - М.: Юрайт, 2016. - 402 с.
54. Старилов Ю. Н. Служебное право / под ред. Ю.Н. Старилова. - М., 1996. - 683 с.
55. Сунчугашева К.Е. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних // Science Time. - 2014. - № 11. - С. 367- 369.
56. Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры): Учебное пособие. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - С.12.
57. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. - М.: Норма, 2006. - 1150 с.
58. Тишков, Д.С. Некоторые особенности предмета прокурорского надзора за соблюдением конституционного права личности на труд // Вестник Омской юридической академии. - 2017. - № 3. - С. 23-27.
59. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001 г. - № 52 (часть I). - Ст. 4921.
60. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан- Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М. - 1956. - 14 с.
61. Хобраков, Д.Ц. Актуальные проблемы прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 188-192.
62. Чиканова, Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. - 2005. - № 4. - С. 35.
63. Эскиев, М. А. Понятие и сущность государственной службы как административно-правового института // Вопросы экономики и управления. - 2016. - № 5 (7). - С. 54-57.