УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ТОРГОВОЙ СЕТИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы удовлетворенности трудом и субъективного благополучия сотрудников торговой сети в отечественной и зарубежной психологии 8
1.1 Понятие «удовлетворенность» как психологический феномен 8
1.2 Проблема удовлетворенности трудом в трудах отечественных и
зарубежных исследователей 14
1.3 Понятие субъективного благополучия в психологической литературе
и его взаимосвязь с удовлетворенностью 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы удовлетворенности трудом и субъективного благополучия молодых сотрудников торговой сети 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Результаты исследования удовлетворенности трудом и субъективного благополучия молодых сотрудников торговой сети 34
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список используемой литературы
Глава 1. Теоретический анализ проблемы удовлетворенности трудом и субъективного благополучия сотрудников торговой сети в отечественной и зарубежной психологии 8
1.1 Понятие «удовлетворенность» как психологический феномен 8
1.2 Проблема удовлетворенности трудом в трудах отечественных и
зарубежных исследователей 14
1.3 Понятие субъективного благополучия в психологической литературе
и его взаимосвязь с удовлетворенностью 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы удовлетворенности трудом и субъективного благополучия молодых сотрудников торговой сети 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Результаты исследования удовлетворенности трудом и субъективного благополучия молодых сотрудников торговой сети 34
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список используемой литературы
На современном этапе развития общества руководство организаций и предприятий вынуждено прибегать к психологизации собственной деятельности для обеспечения эффективности управления и создания условий формирования удовлетворенности каждого из работников трудом. Современное новое понимание целей, результатов и смыслов жизни, новая личностно-ориентированная парадигма выбора вариантов жизни сопряжена в том числе и с профессиональной деятельностью человека. Профессиональное развитие человека выступает ключевым условием выбора того или иного варианта жизни, самореализации и удовлетворенности жизнью в целом. Рост творческой активности человека, самореализация в жизни, профессиональной деятельности, повышение своего личностного роста все это дают все новые жизненные ориентиры.
Сегодня существенно изменяется содержание труда обслуживающих профессий, к которым относится профессия продавца-кассира. На изменения, происходящие в самом процессе труда, в его содержании и характере, влияют социально-экономические процессы, научные достижения, компьютеризация и информационная грамотность населения. Предъявляются все большие требования к профессиональной компетентности продавца, расширяются его трудовые и профессиональные функции, сохраняется интенсивность и напряженность социальных контактов.
Центральное место в определении качества жизни занимает вопрос удовлетворенности человека своим трудом. От каких факторов эта удовлетворенность зависит, какие ее предпосылки заложены в самой природе человека и в какой мере она зависит от социальных и психологических условий деятельности в целом, является предметом исследований как теоретического, так и прикладного характера. Удовлетворенность персонала своим трудом свидетельствует о том, что руководство данной организации принимает эффективные решения. Но, для принятия решений необходимо обладать достаточно точной и своевременной информацией о наличии и состоянии трудовых ресурсов в данной конкретной организации. В данном исследовании изучается прикладной аспект проблемы удовлетворенности трудом работников культуры.
Проблемой удовлетворенности трудом занимались многие ученые, как в нашей стране, так и за рубежом. А. Файольем, Э. Мейо, А. Маслоу, Т.А. Китвелем, Б.Ф. Ломовым, Г. Фордом, Д. Мак-Грегором, В. Врумом, Ф. Герцбергом исследовалась удовлетворенность трудом, мотивация и отношение к труду. Данные исследователи внесли неоценимый вклад своими моделями и теориями мотивации персонала и удовлетворенности трудом. Также ими были предложены рекомендации практического характера для совершенствования профессиональной деятельности посредством применения знаний.
В отечественной психологии проблемы удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия интенсивно изучались в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, И. А. Джидарьян.
Актуальность нашего исследования диктуется несомненной значимостью для руководителей организаций, поскольку удовлетворенность человека трудом и его субъективное благополучие оказывает непосредственное влияние на эффективность, результат трудовой деятельности.
Цель исследования: выявление особенностей удовлетворенности трудом у молодых сотрудников торговой сети с разным уровнем субъективного благополучия.
Объект исследования: удовлетворенность трудом.
Предмет исследования: особенности удовлетворенности трудом у молодых сотрудников торговой сети с разным уровнем субъективного благополучия.
Таким образом, проведенный сравнительный анализ позволил выявить, что у молодых сотрудников торговой сети с высоким уровнем субъективного благополучия в большей степени выражены интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, выше уровень притязаний в профессиональной деятельности, они предпочитают интересную работу заработку.
Гипотеза исследования: у молодых сотрудников торговой сети с высоким уровнем субъективного благополучия в большей степени выражены интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, выше уровень притязаний в профессиональной деятельности, они предпочитают интересную работу заработку.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и уточнить содержание основных понятий.
2. Изучить особенности субъективного благополучия и удовлетворенности трудом у молодых сотрудников торговой сети.
3. Изучить удовлетворенность трудом у молодых сотрудников торговой сети с высоким и низким уровнем субъективного благополучия.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции и подходы к проблеме удовлетворенности трудом (А. Файоль, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Б.В. Ломов, Т.А. Китвель), а также подходы к проблеме субъективного благополучия личности (М. Аргайл, Э. Диннер, Н.К. Бахарева, Дж. Бьюдженталь).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретические (анализ, синтез, обобщение данных психологических исследований по изучаемой проблеме); эмпирические: психодиагностические методики; методы математической статистики (критерий U-Манна - Уитни).
Методики исследования: методика «Интегральная удовлетворенность трудом» (А.В. Батаршева); шкала субъективного благополучия (М.В. Соколова); шкала психологического благополучия (К. Рифф).
База исследования: исследование осуществлялось на базе АО «Тандер» (магазины «Магнит-Косметик»). Всего в исследовании приняли участие 40 сотрудников в возрасте от 18-24 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке программ социально- психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников сферы торговли и методических рекомендаций по организации управления, обеспечивающих повышение удовлетворенности трудом работников торговой сети.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы.
Сегодня существенно изменяется содержание труда обслуживающих профессий, к которым относится профессия продавца-кассира. На изменения, происходящие в самом процессе труда, в его содержании и характере, влияют социально-экономические процессы, научные достижения, компьютеризация и информационная грамотность населения. Предъявляются все большие требования к профессиональной компетентности продавца, расширяются его трудовые и профессиональные функции, сохраняется интенсивность и напряженность социальных контактов.
Центральное место в определении качества жизни занимает вопрос удовлетворенности человека своим трудом. От каких факторов эта удовлетворенность зависит, какие ее предпосылки заложены в самой природе человека и в какой мере она зависит от социальных и психологических условий деятельности в целом, является предметом исследований как теоретического, так и прикладного характера. Удовлетворенность персонала своим трудом свидетельствует о том, что руководство данной организации принимает эффективные решения. Но, для принятия решений необходимо обладать достаточно точной и своевременной информацией о наличии и состоянии трудовых ресурсов в данной конкретной организации. В данном исследовании изучается прикладной аспект проблемы удовлетворенности трудом работников культуры.
Проблемой удовлетворенности трудом занимались многие ученые, как в нашей стране, так и за рубежом. А. Файольем, Э. Мейо, А. Маслоу, Т.А. Китвелем, Б.Ф. Ломовым, Г. Фордом, Д. Мак-Грегором, В. Врумом, Ф. Герцбергом исследовалась удовлетворенность трудом, мотивация и отношение к труду. Данные исследователи внесли неоценимый вклад своими моделями и теориями мотивации персонала и удовлетворенности трудом. Также ими были предложены рекомендации практического характера для совершенствования профессиональной деятельности посредством применения знаний.
В отечественной психологии проблемы удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия интенсивно изучались в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, И. А. Джидарьян.
Актуальность нашего исследования диктуется несомненной значимостью для руководителей организаций, поскольку удовлетворенность человека трудом и его субъективное благополучие оказывает непосредственное влияние на эффективность, результат трудовой деятельности.
Цель исследования: выявление особенностей удовлетворенности трудом у молодых сотрудников торговой сети с разным уровнем субъективного благополучия.
Объект исследования: удовлетворенность трудом.
Предмет исследования: особенности удовлетворенности трудом у молодых сотрудников торговой сети с разным уровнем субъективного благополучия.
Таким образом, проведенный сравнительный анализ позволил выявить, что у молодых сотрудников торговой сети с высоким уровнем субъективного благополучия в большей степени выражены интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, выше уровень притязаний в профессиональной деятельности, они предпочитают интересную работу заработку.
Гипотеза исследования: у молодых сотрудников торговой сети с высоким уровнем субъективного благополучия в большей степени выражены интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, выше уровень притязаний в профессиональной деятельности, они предпочитают интересную работу заработку.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и уточнить содержание основных понятий.
2. Изучить особенности субъективного благополучия и удовлетворенности трудом у молодых сотрудников торговой сети.
3. Изучить удовлетворенность трудом у молодых сотрудников торговой сети с высоким и низким уровнем субъективного благополучия.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции и подходы к проблеме удовлетворенности трудом (А. Файоль, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Б.В. Ломов, Т.А. Китвель), а также подходы к проблеме субъективного благополучия личности (М. Аргайл, Э. Диннер, Н.К. Бахарева, Дж. Бьюдженталь).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретические (анализ, синтез, обобщение данных психологических исследований по изучаемой проблеме); эмпирические: психодиагностические методики; методы математической статистики (критерий U-Манна - Уитни).
Методики исследования: методика «Интегральная удовлетворенность трудом» (А.В. Батаршева); шкала субъективного благополучия (М.В. Соколова); шкала психологического благополучия (К. Рифф).
База исследования: исследование осуществлялось на базе АО «Тандер» (магазины «Магнит-Косметик»). Всего в исследовании приняли участие 40 сотрудников в возрасте от 18-24 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке программ социально- психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников сферы торговли и методических рекомендаций по организации управления, обеспечивающих повышение удовлетворенности трудом работников торговой сети.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы.
На современном этапе развития общества руководство организаций и предприятий вынуждено прибегать к психологизации собственной деятельности для обеспечения эффективности управления и создания условий формирования удовлетворенности каждого из работников трудом. Современное новое понимание целей, результатов и смыслов жизни, новая личностно-ориентированная парадигма выбора вариантов жизни сопряжена в том числе и с профессиональной деятельностью человека. Профессиональное развитие человека выступает ключевым условием выбора того или иного варианта жизни, самореализации и удовлетворенности жизнью в целом. Новые жизненные ориентиры предполагают бесконечный рост творческой активности индивида, его самореализацию в труде и жизни и достижение неповторимости личности.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме удовлетворенности трудом и субъективного благополучия были проанализированы труды таких психологов как Н.В. Андреенкова, Е.В. Балацкий, Г.А. Виноградова, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин, Т.А, Китвель, Т.К. Терра.
В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что:
У молодых сотрудников торговой сети высокую степень выраженности имеют такие шкалы как «напряженность и чувствительность», «психоэмоциональное состояние» и «степень удовлетворенности повседневными делами». Индекс субъективного благополучия у молодых сотрудников торговой сети соответствует также среднему уровню.
В большей степени у молодых сотрудников торговой сети сферой наибольшего удовлетворения является сфера жизненных целей. На втором месте находится критерий «личностный рост». Низкий уровень выраженности имеют шкалы «отношения», «компетентность». Высокий и низкий уровни психологического благополучия были выявлен у четверти молодых специалистов в сфере торговли соответственно. У более половины сотрудников торговой сети выявлен средний уровень психологического благополучия.
У молодых специалистов сферы торговли наиболее выражены такие составляющие удовлетворенности трудом как «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками», «предпочтения выполняемой работы высокому заработку», «профессиональная ответственность». Низкая степень выраженность у таких параметров удовлетворенности как «интерес к работе», «удовлетворенность достижениями в работе», «удовлетворенность условиями труда».
У молодых сотрудников сферы продажи с высоким уровнем субъективного благополучия в большей степени выражен интерес к работе, они удовлетворены своими достижениями в работе, у них выше уровень притязаний в профессиональной деятельности. Они испытывают искренний интерес к тому, чем занимаются, стремятся узнавать что-то новое в процессе своей профессиональной деятельности, сам процесс работа доставляет им удовольствие. Они также отмечают, что добились успехов и продвижения в своей профессии, набираясь опыта, отмечают рост своих профессиональных знаний и умений. Молодые сотрудники торговой сети с высоким уровнем субъективного благополучия стремятся занимать более высокие должности, знают себе «цену» и значимость для эффективного выполнения тех или иных профессиональных обязанностей.
У молодых сотрудников сферы продажи с низким уровнем субъективного благополучия в большей степени выражен интерес к заработку. Им не важна специфика, степень интересности работы, гораздо важнее для них заработная плата.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме удовлетворенности трудом и субъективного благополучия были проанализированы труды таких психологов как Н.В. Андреенкова, Е.В. Балацкий, Г.А. Виноградова, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин, Т.А, Китвель, Т.К. Терра.
В результате эмпирического исследования нами было выявлено, что:
У молодых сотрудников торговой сети высокую степень выраженности имеют такие шкалы как «напряженность и чувствительность», «психоэмоциональное состояние» и «степень удовлетворенности повседневными делами». Индекс субъективного благополучия у молодых сотрудников торговой сети соответствует также среднему уровню.
В большей степени у молодых сотрудников торговой сети сферой наибольшего удовлетворения является сфера жизненных целей. На втором месте находится критерий «личностный рост». Низкий уровень выраженности имеют шкалы «отношения», «компетентность». Высокий и низкий уровни психологического благополучия были выявлен у четверти молодых специалистов в сфере торговли соответственно. У более половины сотрудников торговой сети выявлен средний уровень психологического благополучия.
У молодых специалистов сферы торговли наиболее выражены такие составляющие удовлетворенности трудом как «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками», «предпочтения выполняемой работы высокому заработку», «профессиональная ответственность». Низкая степень выраженность у таких параметров удовлетворенности как «интерес к работе», «удовлетворенность достижениями в работе», «удовлетворенность условиями труда».
У молодых сотрудников сферы продажи с высоким уровнем субъективного благополучия в большей степени выражен интерес к работе, они удовлетворены своими достижениями в работе, у них выше уровень притязаний в профессиональной деятельности. Они испытывают искренний интерес к тому, чем занимаются, стремятся узнавать что-то новое в процессе своей профессиональной деятельности, сам процесс работа доставляет им удовольствие. Они также отмечают, что добились успехов и продвижения в своей профессии, набираясь опыта, отмечают рост своих профессиональных знаний и умений. Молодые сотрудники торговой сети с высоким уровнем субъективного благополучия стремятся занимать более высокие должности, знают себе «цену» и значимость для эффективного выполнения тех или иных профессиональных обязанностей.
У молодых сотрудников сферы продажи с низким уровнем субъективного благополучия в большей степени выражен интерес к заработку. Им не важна специфика, степень интересности работы, гораздо важнее для них заработная плата.



