Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАТЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ (на примере курсантов высшего танкового командного училища)

Работа №42162

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических детерминант субъективного благополучия 10
1.1. Субъективное благополучие как психологическая категория 10
1.2. Детерминанты субъективного благополучия 27
1.3. Психологическое обоснование выделения эмоциональной, 31
ценностной и коммуникативной сфер личности как детерминант 31
субъективного благополучия курсантов 31
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических компонентов,
влияющих на субъективное благополучие курсантов 37
2.1. Организация и проведение исследования 37
2.2. Эмпирическое изучение влияния психологических факторов на
субъективное благополучие курсантов 41
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Литература 65

Актуальность исследования. В последние годы среди отечественных и зарубежных исследователей в области военной, юридической психологии, а также психологии труда, безопасности и профессиональной деятельности всё более популярной становится проблема субъективного благополучия курсантов как будущих военных офицеров. Это происходит потому, что для общественной безопасности всё более актуальным и востребованным становится знание о психологическом равновесии будущих офицеров, о том, что лежит в его основе и из каких компонентов оно складывается, какие факторы на него влияют и как можно развивать наличный уровень благополучия военнослужащего. От степени развитости удовлетворённости жизнью зависит деятельность курсантов: поведение, поступки, решения, взаимоотношения с окружающим миром. В свою очередь эти действия выступают одним из определяющих факторов состояния общества, социума, групповых настроений и ожиданий. Психическое состояние и устойчивость личности курсанта также зависит от удовлетворённости жизнью. Значимость данного психологического явления осознаётся и принимается и в научной психологии, и в житейской. Тем не менее, многие исследования под удовлетворённостью жизнью понимают простую оценку индивида, которую он даёт своей жизни на наличном этапе. Безусловно, такое понимание данного феномена нельзя назвать неверным, но стоит помнить, что подобное оценивание складывается из большого количества различных аспектов субъективного благополучия личности. Отдельные стороны субъективного благополучия личности, содержание этого феномена не часто становятся предметом исследования в психологических работах. В основном, рассматривая и изучая проблему субъективного благополучия, учёные делали акцент на состояниях индивида. В настоящий момент существует необходимость исследования личностных, культурных, социальных и психологических детерминант субъективного благополучия курсантов, потому что данный феномен определяется взаимосвязями многих внешних и внутренних факторов.
Итак, что же такое счастье? Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения (Татаркевич, 1981). Понятие счастья у каждого своё, то есть оно субъективно. Кто-то представляет себя счастливым, имея миллионы рублей, для кого-то счастье - это дружная семья и близкие рядом, а кому-то оно видится в стремительном успехе в профессиональной среде. Но неизменно одно - о счастье мечтают все, в какой бы форме оно они проявлялось.
В 1930-е годы XX в. стали возникать первые эмпирические исследования счастья (Watson, 1930; Hartmann, 1934; Symonds, 1937). Разработка проблемы счастья началась с негативных его значений или с того, что 3. Фрейд назвал «нормальным несчастьем повседневности». М. Селигман считает, что психология, по существу занималась одной-единственной проблемой - психическими расстройствами человека. Эта односторонность предмета изучения по-настоящему впервые начинает исчезать только во второй половине XX века (60-е года) под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс, В. Франки, Р. Мэй и др.). В конце 1990-х годов, главным образом по инициативе американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж. Вейланат, Э. Динера и М. Чиксентмихайи и др., возникла новая отрасль психологического знания - позитивная психология, основным направлением исследования которой стало счастье. Отечественная психология рассматривает счастье как ценность и аффективное состояние (И.А. Джидарьян, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин и др.). Но до сих пор нет единых, принятых всеми определения и теории счастья. Также в полной мере не решена проблема объективации субъективного переживания счастья и представления о нём. Субъективное благополучие с трудом поддаётся эмпирическому изучению, но исследователи не оставляют попыток приблизится к пониманию сущности и механизмов формирования счастья. Тем не менее до сих пор многие аспекты остаются неизученными и неисследованными.
В настоящее время запрос на изучение проблемы счастья у курсантов в большой степени связан с ростом числа геополитических конфликтов в мире, стрессовых ситуаций, усложнением конструирования человеком собственной жизни, выбора жизненных ориентиров, трудностями социализации вследствие радикальных изменений структуры социальных норм и ценностей, одной из причин которых является межкультурное взаимодействие.
В окружающем нас мире наблюдаются изменения в сфере социальных взаимодействий. Люди направлены на успех и благополучие. Если пути достижения материального благополучия более или менее понятны, то с психологическим благополучием дело обстоит намного сложнее. Большая ориентация людей на материальные ценности влечёт за собой изменение моральных норм и духовных ценностей. В свою очередь это порождает изменения в межличностных взаимодействиях: люди чаще проявляют жестокость, бескомпромиссность и агрессивность в процессе контакта с окружающими людьми. Как итог, человек может впасть в глубокую депрессию из-за стрессов, присутствующих в его жизни.
Важность исследования субъективного благополучия личности определяется социальным запросом на выявление содержательной характеристики данного феномена, его связей с другими факторами социально-психологического плана. С древних времён человек тяготеет к душевному и психологическому равновесию, обретению благополучия, что вполне естественно для человеческой природы.
Изучение проблемы субъективного благополучия необходимо для выработки путей и способов реализации личности, раскрытия потенциала современного человека, конструктивному отношению к действительности, формированию позитивного подхода к решению стоящих перед личностью задач. Следовательно, изучение проблемы субъективного благополучия имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, в частности, в целях оказания психологической помощи личности.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема субъективного благополучия изучена недостаточно и требует дополнения теоретическая разработка вопросов, касающаяся структуры и факторов субъективного благополучия, его взаимосвязей с социально-психологическими и психологическими образованиями, а также имеется социальный запрос на формирование личности курсантов высшего танкового училища, обладающей достаточным уровнем субъективного благополучия для полноценного социального функционирования личности.
Курсантам высшего танкового училища необходимо уметь построить эффективные взаимоотношения с сослуживцами и командирами, понимать и управлять собственными эмоциями, улавливать эмоциональный настрой собеседников и партнёров по взаимодействию, соблюдать принципы субординации, гуманизма и коллективизма. В случае возникновения каких- либо трудностей, эмоциональных барьеров у курсантов в коммуникациях и интеграции личностных ценностей с качествами, которыми должен обладать курсант, есть риск снижения и ухудшения уровня субъективного благополучия курсанта, что, несомненно, приведёт к негативным последствиям и изменениям психологического здоровья личности курсанта ввиду взаимосвязи данных психологических категорий. Следовательно, мы можем подойти к решению проблемы формирования субъективного благополучия посредством детерминации психологическими особенностями личности.
Объект исследования - субъективное благополучие личности.
Предмет исследования - психологические детерминанты субъективного благополучия курсантов.
Гипотеза исследования: эмоциональная, ценностная и коммуникативная сферы личности детерминируют субъективное благополучие курсантов.
Цель исследования - выявить психологические детерминанты субъективного благополучия курсантов.
В соответствии с целью исследования были подставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ существующих подходов к пониманию и изучению субъективного благополучия.
2. Теоретический анализ психологических детерминант субъективного благополучия личности.
3. Теоретическое обоснование выделения эмоциональной, ценностной и коммуникативной сфер личности как детерминант субъективного благополучия курсантов.
4. Эмпирическое изучение психологических компонентов, влияющих на субъективное благополучие курсантов.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологической базой исследования является теоретический подход к пониманию счастья как психологического феномена (М. Аргайл, М. Селигман, И. А. Джидарьян, Д. А. Леонтьев, М.В. Соколова, C.JI. Соловьева); системный, деятельностный и индивидуальный подходы, представленные Б.Г. Ананьевым (1980), Леонтьевым (1975, 1981), Б.Ф. Ломовым (1984), B.C. Мерлинмм (1986,1996), Б.М. Тепловым (1961,1986).
Методическая организация исследования: для решения поставленных задач использовался метод теоретического анализа научной литературы и методы математической обработки и анализа данных, в частности t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ и дисперсионный анализ данных для независимых выборок.
Диагностическое исследование включало в себя использование комплекса стандартизованных диагностических методик опросного типа.
В исследовании использованы следующие методики:
1. Оксфордский опросник счастья, М. Аргайл (OHI, Oxford Happiness
Inventory; M. Argyle) [3];
2. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных
контактов В.В. Бойко [41];
3. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко [33];
4. Ценностный опросник Ш. Шварца (2 часть - профиль личности) [25];
5. Тест ЭмИн (эмоционального интеллекта) Д.В. Люсина [28].
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе танкового училища. В нём приняли участие 77 курсантов в возрасте 18-23 лет.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций; опорой на фундаментальные теории зарубежной и отечественной психологии; применением обоснованных, валидных, надёжных, апробированных методик психодиагностического исследования; репрезентативностью выборки исследования; комплексным использованием стандартных методов математической статистики с использованием компьютерных технологий.
Научная новизна:
1. Проведена реорганизация теоретического материала по проблематике исследования - формирование субъективного благополучия личности;
2. Впервые теоретически доказана необходимость изучения психологических детерминант субъективного благополучия курсантов;
3. Впервые для курсантов высшего военного училища эмпирически подтверждено взаимовлияние субъективного благополучия и коммуникативной, эмоциональной и ценностной сфер личности;
4. Впервые доказана процентная детерминация субъективного благополучия курсантов высшего военного танкового училища рядом психологических составляющих, а именно высоким уровнем эмоционального интеллекта, такими ценностными приоритетами, как традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, неумением управлять эмоциями в процессе коммуникаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в исследовании данные дополняют имеющееся в позитивной психологии понимание субъективного благополучия личности, углубляют знание о структуре, основаниях и факторах субъективного благополучия.
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения данных, полученных в ходе исследования, в практическую работу психологов, работающих в военной сфере, направленную на развитие субъективного благополучия личности курсантов, а также для профилактики неуставных отношений курсантов и их руководителей, снятия нервно-психического напряжения в военном коллективе.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых содержатся материалы эмпирического исследования, рисунки и таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования и дало возможность сформулировать следующие научно-практические рекомендации:
— Полученные в результате исследования выводы следует использовать в рамках психологической консультации, психологической коррекции и психотерапии для углубления и развития знания в области субъективного благополучия;
— Практические психологи имеют возможность использовать предложенную батарею методик для проведения диагностики и развития субъективного благополучия личности;
— Полученные в ходе исследования данные позволяют целенаправленно влиять на субъективное благополучие личности курсантов высшего танкового училища;
— Проведённое исследование расширяет существующие способы оказания психологической помощи курсантам высшего танкового училища.
В теоретическом плане доказано:
1. Единого определения счастья не существует, почти каждый исследователь предлагает своё понятие. Поэтому в позитивной психологии стали отождествляться понятия счастья и субъективного благополучия (subjective well-being).
2. Субъективное благополучие личности - совокупность социальных и психологических характеристик, таких как оценка, отношение индивида к себе, к собственной жизни. В нём присутствуют три аспекта психического явления: поведенческий, эмоциональный, когнитивный.
Субъективное благополучие определяется субъективностью, глобальностью измерения и позитивностью измерения (Э. Динер).
3. В общем виде в субъективном благополучии состоит из двух компонентов - когнитивного и эмоционального.
4. Субъективное благополучие находится в прямой взаимосвязи с наличием жизненных целей, успешных коммуникаций с другими, крепкими взаимоотношениями с близкими, возможностей и ресурсов для реализации целей.
Эмпирическое исследование позволило установить:
1. Неумение управлять эмоциями при установлении эмоциональных контактов оказывает негативное влияние на субъективное благополучие личности курсантов высшего танкового училища (p<0,01; F= 11,82; H=13,61%).
2. На субъективное благополучие личности курсантов высшего
танкового командного училища позитивно влияют такие ценностные приоритеты, как традиции (p<0,05; F=6,50; H=7,97%), доброта (p<0,01; F=7,07; Н=8,61%), универсализм (p<0,01; F=11,12; Н=12,91%), самостоятельность (p<0,05; F=4,40; Н=5,54%), стимуляция (p<0,01; F=22,14; Н=22,79%).
3. На субъективное благополучие личности курсантов высшего танкового командного училища позитивно влияют такие показатели, как понимание чужих эмоций (p<0,01; F=7,42; Н=9%); управление чужими эмоциями (p<0,05; F=5,81; Н=7,19%); управление своими эмоциями (p<0,01; F=11,00; H=12,79%); контроль экспрессии (p<0,05; F=4,58; H=5,75%); межличностный эмоциональный интеллект (p<0,01; F=7,62; H=9,23%); внутриличностный эмоциональный интеллект (p<0,05; F=4,01; H=5,07%); общий уровень эмоционального интеллекта (p<0,05; F=5,84; H=7,23%).
Перспективы дальнейшего исследования. Полученные результаты позволили наметить программу дальнейшего исследования в виде создания тренинга по развитию уровня субъективного благополучия курсантов высшего танкового училища, дальнейшего анализа содержания данной психологической категории.



1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 2008. - 360с.
2. Алмакаева, А.М. Субъективное качество жизни: основные проблемы исследования / А.М. Алмакаева // Вестник СамГУ, №5/1 (45), 2006 - С.27.
3. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл; Под ред. М.В. Кларина; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007. - 336с.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов - М..ПЕР СЭ, 2001 - 511 с.
5. Большой Энциклопедический словарь Даля, - Астрель транзиткнига, 2005. - 896с.
6. Бонивелл, И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ.М. Бабичевой. - М.: Время, 2009. - 192 с.
7. Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных компонентов и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации / Е.Е. Бочарова // Проблемы социальной психологии личности, 2008. - С.32-56.
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2008.
9. Взаимосвязь личностного благополучия и базовых психологических потребностей / http://psyjoumals.ru/topic/psy_labor/index. Shtml
10. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 2002. - 643с.
11. Гриценко, В.В. Исследование субъективного благополучия русских и хакасов в условиях общественно-экономических перемен / В.В. Гриценко // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2009. - С.132-147.
12. Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенностью жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе, 2009.
13. Джидарьян, И.А. Проблема счастья в русском менталитете / А.И. Джидарьян // Сознание личности в кризисном обществе.М., 2005. - С.34-48.
14. Джидарьян, И.А. Проблемы общей удовлетворённости жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе. - М.: Ин-тут психологии РАН, 2005. - С.76-94.
15. Джидарьян, И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания / И.А. Джидарьян // Психологический журнал. 2009. - Т.21, № 2. - С.40-48.
16. Джидарьян, И.А. Счастье и его типологические характеристики / И.А. Джидарьян // Психология личности: новые исследования, 2009. - С.48- 54.
17. Душков, Б.А. География и психология. Подход к проблемам / Б.А. Душков, - М, "Мысль", 2007. - 367с.
18. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов, 2009, - 174 с.
19.Зинкер, Дж. В поисках хорошей формы / Дж. Зинкер. - М.: "Класс", 2008. - 152с.
20. Игнатова, Е.Н. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности / Е.Н. Игнатова, Л.В. Куликова, М.А. Розанова // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.2.
Ч.2 /Под ред.А. А. Крылова. СПб., 2005. - 678с.
21. Катлер, Г.К. Искусство быть счастливым / Г.К. Катлер. - София, 2006. - 531с.
22. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов. - Общество и политика 2008.
23. Куликов, Л.В. Субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Ананьевские чтения. - СПб., 2007. - С.162-164.
24. Куликов, Л.В. Факторы психологического благополучия личности / Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина, О.В. Иванов, М.А.
Розанова, Т.Г. Тимошенко // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. “Ананьевские чтения - 97”. Вып.3. Ч.1. Изд-во СПбГУ - СПб., 2007. - С.342-350.
25. Карандашев В. Н. К 21 Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
26. Лебедева, Н.М. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. - СПб: Речь, 2005. - 560с.
27. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: МГУ, 2005. - 598с.
28. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4 - С. 3-22.
29. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.; Воронеж, 2008. - 453с.
30. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. I: Общие основы психологии. - М.: Владос 2008.
31. Нырков А.В. Технологии счастья, - М.: Олма-пресс, 2000. - 351с.
32. Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности / http://psyjoumals.ru/directory/psy7035.shtml
33. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998672 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - В 2 т., Т.1.М., 2009. - 720с.
35. Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности / О. С. Савельева. - Москва, 2008.
36. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко - Спб.: Речь, 2003. - 350 с.
37. Созонов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А.Е. Созонов // Вопросы психологии, - 2006. № 4. - С.105-114
38. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия / М.В. Соколова. - Ярославль, 2006.
39. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека / В. Татаркевич. - М, «Прогресс», 1981. - 452с.
40. Усова, Н.В. Самоактуализация личности и субъективное благополучие российских мигрантов / Н.В. Усова, - М. 2007. - 521с.
41. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.
- М., Изд-во Института Психотерапии, 2010. С.467-470. 42.Чиксентмихайи М. В поисках потока: Психология включённости в повседневность / Михай Чиксентмихайи ; Пер. с англ. - 6-е изд. - М. : Альпина нон-фикшн, 2017. - 194 с.
43. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. - Саратов, 2007. - С.45.
44. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия: (к
разработке интегративной концепции) / Р.М. Шамионов // Мир психологии. - 2007. - №2. - С.143-148.
45. Шамионов, Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности / Р.М. Шамионов // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей. - 2009. - 497с. - 386с.
46. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности:
психологическая картина и факторы / Р.М. Шамионов. - Саратов, 2008.- С.41.
47. Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в
экстремальных условиях жизнедеятельности / О. С. Ширяева. - Хабаровск, 2008. - С.36.
48. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.: под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007. -
49. Юнусова Д.А. Сформированное представление о смысле жизни как источник счастья для человека / Психология - наука будущего: Материалы VI Международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего». 19-20 ноября 2015 года, Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 592с. - с.557
50. Юнусова Д.А., Хакимзянов Р.Н. Психологическое содержание счастья / Бехтерев и современная психология человечности: сборник статей V Международной научно-практической конференции. 10-12 сентября 2015 г. - Казань: Отечество, 2015. - 652с. - с.282
51. Diener E., Diener M., Diener C. Factors predicting the subjective well-being of nations // J. of Personality and Social Psychology. 1995. V.69. - P.851864.
52. Diener E., Suh E., Lucas R. E., Smith H. Subjective well-being: Three decades of Progress // Psyhological Bulletin / http://obshina. info. index. php
53. Diner E. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. - Р.276-301.
54. Khakimzyanov R.N., Yunusova D.A. Psychobiological determinants of psychological well-being of an individual//QUID-INVESTIGACION CIENCIA Y TECNOLOGIA. - 2017. - Vol., Is.28. - P.1433-1437.
55. Psychologies, January, 2009 №34. - С.108-109, С.123
56. Wessman A. E., Ricks D. F. Mood and Personality. New York, 1966. - 897р.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ