Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика направленности личности подростков в зависимости от их самооценки

Работа №108851

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема психологических особенностей личности подросткового возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов 6
1.2. Условия и факторы формирования личности подростка 10
1.3. Формирование «Я- Концепции» подростка и трудности подросткового возраста 14
1.4. Самооценка подростка и её влияние на направленность личности 19
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ
2.1. Организация исследования и побор методов исследования 25
2.2. Эмпирическое исследование изучения самооценки и социальной направленности личности в подростковом возрасте 27
2.3. Сопоставительный анализ самооценки и направленности подростка 36
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Проблема становления личности в подростковом возрасте имеет определяющую роль в плане личностного развития подростка. Проблемы подросткового возраста изучали Д. И. Фельдштейн, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, М. Кае, З. Фрейд и другие. Подростковый возраст является сложным критическим, и имеет важное значение в становлении личности: объем деятельности становится шире, закладывается сознательное поведение, происходит качественное изменение характера и формирование нравственных представлений.
Отличительными чертами подростка являются познания себя, осознование своего места среди окружающих его людей, в потребности интеграции с другими людьми, а также быть как все, но и в тоже время отличаться и быть особенным, ни на кого не похожим. С этими противоречивыми ощущениями связаны резкие колебания по отношению к себе.
Самоотношение как компонент я - концепции лежит в основе формирования самооценки, рефлексии, уровня притязаний и определяется такими понятиями как самоуважение, аутосимпатия, преломляющиеся в положительное или отрицательное отношение к самому себе.
Человек, который имеет личностные сформированные ресурсы, такие как самоуважение, представление о себе - я концепцию, ответственность за свою жизнь, эмпатия, коммуникативная компетентность и т.д. этот человек оказывается наиболее защищенным перед жизненными трудностями и наименее уязвимы к девиациям.
Цель исследования: изучение специфики направленности личности подростков в зависимости от их самооценки.
Объект исследования: самооценка личности детей подросткового возраста.
Предмет исследования: специфика направленности личности подростков в зависимости от их самооценки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка подростка взаимосвязана с направленностью его личности, а именно уровень самооценки может соотноситься со сферой активности ребенка в направлении себя, взаимодействию с другими или на дело.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы становления личности подростка в отечественных и зарубежных психологических исследованиях.
2. Провести эмпирическое исследование становления личности подростка.
3. Проанализировать эмпирические данные.
4. Выявить особенности направленности и самооценки личности подростка.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Эмпирический анализ: тестирование (Методика «Самооценка» Л. Д. Столяренко «Социальная направленность» Б. Басса). [36]
3. Количественный и качественный анализ.
Исследование проводилось на базе школы № 56 г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 27 подростков в возрасте 15 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению самооценки и направленности личности подростка и их связи.
Теоретический анализ позволил выяснить, что проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, М. Кае, З. Фрейд и другие. Этот возраст является одним из трудных и критическим, имеет важное значение в становление личности. Происходит качественная перестройка характера, и формируются нравственные представления.
Психологическое развитие подростка связано с самосознанием Важным компонентом самосознания и показателем высокого развития личности является самооценка, отражающая особенности осмысления человеком своих действий их мотивов и целей, умение оценить свои возможности и способности.
Подростку важно сформировать образ «Я», который будет основой саморегуляции его поведения и деятельности.
Анализ эмпирического исследования позволяет сказать, что дети подросткового возраста идеализируют и переоценивают свой потенциал образ личности. Любой неуспех может сопровождаться тем что подросток выбивается из рабочего ритма и начинает ощущать раздражённость и подавленность, если у него не получается достигнуть определенной своей цели.
Прикладное значение нашего исследования заключается в том, что на основании полученных данных можно своевременно вмешиваться и разрабатывать рекомендации.
Направленность на взаимодействии преобладает у подростков с неадекватно завышенным уровнем самооценки. Таких детей нужно перенаправлять на дело через продуктивность, они будут оптимизировать самооценку.
Таким образом, сравнивая самооценку и направленность подростка, мы обнаружили связь. При неадекватно высоком уровне самооценки у подростков доминирует направленность на взаимодействие.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что полученные данные можно использовать в просвещение по личностному становлению подростка. Эта работа может быть направлена на развитие оптимальной самооценки и позволяет определить, к чему подросток стремиться и что для него является ценным. Это может способствовать благоприятному личностному развитию в следующем возрастном периоде.


1. Агапов, В. С. Становление Я - концепции в системе духовных потребностей подростков [Текст] / В. С. Агапов / Дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. (19.00.01,13.00.01) / Ин-т молодежи. - М., 1994. - 22 с.
2. Алексеев, Н. А. Понятие личностно-ориентированного обучения [Текст] / Н. А. Алексеев // Завуч. - 1999. - №3. - с. 126.
3. Алексеев, Н. А. Педагогические основы проектирования личностно - ориентированного обучения [Текст] / Н.А. Алексеев / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед наук: (13.00.01) / Тюмен. гос. ун-т. - Екатеринбург, 1997. - 42 с.
4. Архиева, Т. В. Самосознание и Я - концепция ребенка [Текст] / Т.В. Архиева. - СПб., 2007. - 150 с.
5. Ахмедова, Х. Б. Возрастные особенности продуктивного воображения у подростков [Текст] / Х.Б. Ахмедова / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07) / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М., 1995. - 16 с.
6. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие старших школьников [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - 31-34 с.
7. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка [Текст] / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. - 1992. - №4. - 99-100 с.
8. Беломестных, Л. А. Введение в личностно - ориентированное обучение [Текст] / Л. А. Беломестных, В. Н. Беломестных. - Томск: Том. политех, ун-т, 1996. - 138 с.
9. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности Психология формирования и развития личности [Текст] / Л. И. Божович. - М., 1981. - 368 с.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / И. В. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. - 352 с.
11. Вачков, И. В. Приключения во внутреннем мире [Текст] / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2002. - 144 с.
12. Волина, В. В. Игра дело серьезное [Текст] / В. В. Волина. - СПб.: Дидактика плюс Зенит, 1999. - 332 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика- Пресс, 1996. - 536 с.
14. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. - 108 с.
15. Выготский, Л. С. Сознание как проблема психологии поведения [Текст] / Л. С. Выготский. - Т. 1. - М., 1982.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ