Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №108844

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития патриотического чувства младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Понятие «патриотическое чувство» младших школьников в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Развитие патриотических чувств младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 11
1.3 Условия развития патриотических чувств младших школьников во
внеурочной деятельности 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности 24
2.1 Диагностика уровня развития патриотического чувства у младших
школьников 24
2.2 Реализация комплекса внеурочных занятий, направленных на
развитие патриотических чувств младших школьников 34
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Диагностические методики 57
Приложение Б Результаты на констатирующем этапе экспериментальной группы 61
Приложение В Результаты на констатирующем этапе контрольной группы 62
Приложение Г Календарно - тематический план медиа кружка «Я патриот» 63
Приложение Д Результаты на контрольном этапе экспериментальной группы 64
Приложение Е Результаты на контрольном этапе контрольной группы 65


Актуальность рассматриваемой темы работы заключается в том, что в Российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотического чувства, как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития общества. Правительство России уделяет много внимания патриотическому воспитанию у подрастающего поколения, так была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В программе указано, что «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [22].
По мнению президента РФ В.В. Путина «быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране» [16].
Определение «патриотического чувства» понимается достаточно широко: ценностное отношение к Родине, уважение своего народа и преданность своему Отечеству, чувство ответственности за свою страну, принятия национально-общечеловеческих ценностей гражданином России. Учитывая все выше сказанное, можно сказать, что патриотическое воспитание довольно сложный педагогический процесс. Развитие патриотических чувств у младших школьников важный и необходимый процесс, поскольку будущее нашей страны зависит от их решения, которое связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с образованием гражданина Отечества, развитием его духовности и нравственности. Патриотическое воспитание всегда было приоритетом, и на современном этапе модернизации системы начального образования становится все более важным: в нормативных актах, отражающих современные тенденции в развитии системы, особое внимание уделяется формированию личных и моральных качеств учащихся.
Безусловно период младшего школьного возраста важный этап в патриотическом воспитании, так как именно в это время происходит формирование ценностных ориентаций, нравственной основы личности детей. Именно патриотическое воспитание способствует формированию нравственного мира учащегося, развитию его духовной среды, другими словами, обеспечивается культурно-гуманистическая направленность личности.
Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания младших школьников, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с патриотическим воспитанием детей младшего школьного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчётливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется. В исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания. Т.С. Комарова, В. И. Логинова, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, Е.В. Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение школьников к культурному наследию народа.
Проблема исследования: как внеурочная деятельность повлияет на развитие патриотических чувств младших школьников?
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предметом исследования является внеурочные занятия как средство патриотического воспитания младших школьников.
Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития патриотического чувства младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: воспитание патриотических чувств у младших школьников будет проходить более эффективным при соблюдении следующих условий:
- применение занимательных средств обучения для углубления знаний детей о своей стране, малой Родине, ее традициях и обычаях;
- использование современных методов (информационные технологии) для пробуждения у детей эмоционально-чувственного отношения к Родине;
- включение творческих элементов патриотической направленности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность термина «патриотическое чувство»;
2. Изучить направления, формы и особенности работы с младшими школьниками для развития патриотического чувства;
3. Выявить уровень развития чувства патриотизма у младших школьников;
4. Определить и экспериментально проверить систему работы по развитию патриотического чувства у младших школьников посредством внеурочных занятий.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, статистическая обработка полученных результатов.
База исследования - МБУ «Школа №74» г.о. Тольятти.
В исследовании приняли участие учащиеся 3 «Г» класса (25 человек) и учащиеся 3 «В» класса (25 человека). Общее количество учащихся - 50 человек.
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов в сфере развития патриотических чувств детей младшего школьного возраста.
Структура работы определяется обозначенными целью, задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу.
Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для развития патриотического чувства младших школьников во внеурочной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития патриотического чувства младших школьников является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития младших школьников.
Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика уровня развития патриотического чувства младших школьников. По результатам среднего показателя было выявлено, что в экспериментальной и контрольной группе уровень одинаков. Средний уровень в экспериментальной группе на 4% ниже, чем в контрольной группе. Низкий уровень в экспериментальной группе на 4% выше, чем в контрольной группе.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, обуславливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в развитии патриотического чувства младших школьников, данная работа предполагает использование внеурочной деятельности в рамках медиа кружка.
С целью развития патриотических чувств младших школьников была разработана программа медиа кружка «Я патриот». Цель программы - создать каждому младшему школьнику возможность для развития патриотических чувств, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в современных видах деятельности (работа с информационными технологиями), а также для творческой самореализации личности. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, патриотическое воспитание, определяющее поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Разработанная программа и серия занятий по внеурочной деятельности позволит учителю в полной мере реализовать патриотическое воспитание учащихся.
Проделанная нами работа по развитию патриотического чувства младших школьников во внеурочной деятельности имела положительный отклик в исследуемой группе младших школьников. Анализ теоретических положений, концептуальных подходов, данных, полученных в ходе проведения констатирующей части исследования, позволил нам перейти к формирующему эксперименту.
Итогом формирующего эксперимента стало значительное повышение уровня развития патриотического чувства младших школьников. Об этом свидетельствует сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента.
При сравнении данных мы увидели положительную динамику. Таким образом, результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности проведенного исследования.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



1. Анохина Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста : учеб.- метод. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2015. 210 с.
2. Бардовская Н. В. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2013. 627 с.
3. Баликоева А. М. Классный час No 10 «Люблю тебя Отчизна, Родина, любимая моя!» // Классный руководитель. 2017. No 5. С. 104-114
4. Барженакова А. В. Преданья старины забывать мы не должны // Начальная школа. 2018. No 8. С. 9-10
5. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 349-352.
6. Безрукова В. С. Педагогика. Рн/Д: Феникс, 2016. 383 c.
7. Беляева Н. В. Идеи патриотического и нравственного воспитания средствами литературы в педагогической концепции В. Я. Стоюнина // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, No 1 (35). С. 34-41
8. Буковшина О. Н. Школа-центр патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2016. No 1. С. 40-42
9. Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. - 2012. - № 9. - С. 88-90.
10. Горбунов В. С. Педагогика патриотизма как фактор формирования гражданского общества в России // Воспитание школьников.
2017. No 5. С. 49-58
11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.:
Просвещение, 2014. - 224 с.
12. Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС //
Наука и школа. 2013. №5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nauchno-
organizatsionnye-osnovy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-v- usloviyah-fgos (дата обращения: 07.06.2020).
13. Кан С. Е. Духовно-нравственное воспитание в рамках образователь-ного учреждения ZZ Образование в современной школе. 2017. No 7Z8. С. 17-18
14. Кириллова С. А. Программа «Юные патриоты» ZZ Классный руководитель. 2017. No 2. С. 7-13
15. Колпачев В. В. Школа начала XX в. как институт патриотического воспитания будущих защитников Родины ZZ Педагогика.
2018. No 5. С. 109-116
16. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России
17. Косенкова Е. Ю. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности. Обзор итогов областного тематического круглого стола ZZ Воспитание и дополнительное образование. - 2012. - № 4. - С. 52-55
18. Кузьмина Е. В. Система патриотического воспитания в классном коллективе. Программа «Новая высота ZZ Классный руководитель. 2016. No 8. С. 29-54
19. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие. М. : Изд-во РАГС, 2015. 170 с.
20. Мандель Б. Р. Педагогика: учебное пособие. М. : Флинта, 2014. 288 c.
21. Меркулова Т. К. Нравственно-патриотическое воспитание
младших школьников ZZ Начальная школа. 2018. No 4. С. 24-28.
22. О государственной программе "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы" Постановление
правительства РФ от 30 декабря 2015 г. No 1493
23. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений Z С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.
24. Пастернак Н. А. Психология воспитания [Электронный ресурс] : учебное пособие. Электрон. дан. М. : ФЛИНТА, 2018. 166 с.
25. Плотникова М. В. Сценарий внеклассного мероприятия «Помни, никогда не забывай» // Классный руководитель. 2017. No 2. С. 88-99
26. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников / Т. В. Пикулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15022/ (дата обращения: 07.06.2020).
27. Русакова Т. Г. Духовный опыт ребенка: структура, диалектика становления, концепция и технология педагогического содействия: Монография. М. :Флинта, 2017. 188 с
28. Савотина Н. А. Приоритеты развития гражданского и
патриотического воспитания // Педагогика. 2016. No 6. С. 3-16
29. Следзевский И. В. Основные направления гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве // Внешкольник. 2017. No 1. С. 25 -28.
30. Столяренко А. М. Психология и педагогику: учебник для студентов вузов. М. : Ю-ДАА, 2013. 543 c.
31. Стрельцов Е. В., Алешкино М. Г. Гражданско-патриотические воспитаннике младших школьников на уроках литературного чтению // Научный форум: педагогике и психология: сб. ст. по материалом II междунар. науч.-практик. коне. № 2(2). М. : изд. «МНО», 2016. с. 51-54.
32. Тарасов А. Н. Развитие гуманистической воспитательной системы в школе в контексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Образование в современной школе. 2017. No 5/6. С. 14-20
33. Тоболкина И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания // Одаренный ребенок. 2017. No 3. С. 48 -59
34. Чернышкова Л. В. Анализ и изучение качества гражданско- патриотического воспитания и социокультурных потребностей обучающихся // Воспитание школьников. 2016. No7. С. 8-13
35. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
36. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. М. : Просвещение, 2018.230 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ