Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования учебно-информационных умений у младших школьников 7
1.1 Понятие учебно-информационных умений в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Особенности формирования учебно-информационных умений у младших школьников 14
Вывод по 1 главе 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию учебноинформационных умений у младших школьников 21
2.1 Диагностика уровня формирования учебно -информационных умений у младших школьников 21
2.2 Разработка и внедрение комплекса заданий по формированию учебно-информационных умений у младших школьников по русскому языку 33
2.3 Анализ и обобщение результатов 38
Вывод по 2 главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложение 56
Аннотация. Введение.
Цель: выявить и экспериментально доказать эффективность методов и приемов работы с информацией в начальной школе.
Объект: процесс обучения учебно-информационным умениям в
начальной школе.
Предмет: формирование учебно-информационных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
-изучить психолого-педагогическую литературу по формированию учебно-информационных умений у младших школьников;
-раскрыть понятие учебно-информационных умений в психолого-педагогической литературе;
-изучить особенности формирования учебно-информационных умений у младших школьников на уроках русского языка;
-провести диагностику уровня формирования учебно-информационных умений у младших школьников.
Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования следует, что учащийся начальной школы может научиться самостоятельно осуществлять поиск, анализ и обработку информации как из словарей, энциклопедий, библиотек, интернет ресурсов, так и от наблюдения и общения со взрослыми и сверстниками. Но при этом его необходимо учиться работать с информацией, потому что без помощи учителя, учащиеся не овладеет в должной мере данными умениями. Об этом свидетельствуют результаты констатирующего этапа работы. С помощью комплекса заданий удалось повысить уровень сформированности умения работать с информацией. На контрольном этапе приведены результаты, которые являются положительными показателями проведённой ними работы. Была обоснована как теоретическая, так и практическая работа по формированию учебно-информационных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Таким образом, можно сказать, что разработанный нами комплекс заданий направленный на формирование учебно-информационных умений у младших школьников по русскому языку, показал свою результативность.
Результаты педагогического исследования полностью подтвердили актуальность выбранной темы, правильность выдвинутой нами гипотезы.
Разработанный комплекс заданий мы рекомендуем использовать в системе начального общего образования.
1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего
образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. - М. : Просвещение, 2009. - 128 с.
2. Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст] / В.Г. Асеев. - М. : Издательство ИГПИ, 2010. - 194 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2008. - 162 с.
4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника: избранные
психологические труды [Текст] / П.П. Блонский. - М. : МПСИ, МОДЭК, 2006. - 632 с.
5. Бондаренко, Г. И. О некоторых приемах работы младших школьников с учебно-научным и собственным текстом на уроке русского языка [Текст] / Г.И. Бондаренко. - М. : Начальная школа плюс до и после, 2013. - 91 с.
6. Володина, Г. А. Информационное обслуживание: детский сектор [Текст] / Г. А. Володина. - М. : Мир библиографии, 2010. - 23 с.
7. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова.
М. : Практика административной работы в школе, 2014. - 58 с.
8. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования [Текст] / С.Г. Воровщиков - М. : Справочник, 2012. - 240 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский.
М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
10. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб. издание. [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: АСТ: КДУ, 2007. - 400 с.
11. Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебнометодическое пособие [Текст] ' Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. - М. : Школьная библиотека, 2003. - 296 с.
12. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования [Текст] / О.А. Горобец. - М. : СатисЪ, 2014. - 135 с.
13. Ефимов, В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф. Ефимов. - М. : «Начальная школа», 2009. - 255 с.
14. Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников [Текст] / О.А. Завьялова - М. : «Начальная школа», 2008. - 123 с.
15. Загвязинский, В.И. педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография [Текст] / В.И. Загвязинский. - М. : ТюмГУ, 2011. - 176 с.
...