Принципы классификации аудиовизуальных документов (Организация работы с аудиовизуальными документами, Российский государственный гуманитарный университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные понятия аудиовизуальных документов и нормативная база
по работе с ними 4
2. Правила классификации аудиовизуальных документов 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16
Создание юридических и практических условий организации использования различных видов аудиовизуальных документов стало одним из существенных достижений в развитии архивного дела на территории советского государства, дополненных уже в постсоветский период современными информационными технологиями оперативного доступа к зафиксированной в этих документах информации.
Однако, несмотря на эти очевидные достижения, сохраняется целый ряд научно-методических проблем, прямо или косвенно относящихся к наиболее значимой в условиях информационного общества сфере организации использования аудиовизуальных документов в архивных учреждениях. Частично эти проблемы, касающиеся, прежде всего, организации хранения и эффективного выявления данных информационных ресурсов в архивных учреждениях, уже ставились, но оказались успешно решены только в узком, локальном масштабе.
Исходной проблемой, непосредственно влияющей на организацию использования аудиовизуальных документов, является исторически сложившаяся практика их хранения по номинальному валовому принципу.
В настоящее время практика фондовой организации хранения успешно внедрена в Российском государственном архиве фонодокументов, где она позволила сформировать репрезентативные по содержанию и поливидовые по составу документов фонды организаций, создававших звукозаписи в период с 1900-х годов и до настоящего времени, и фонды личного происхождения. При этом далеко не во всех ситуациях в этих фондах помимо звуковых документов представлены другие виды исторических источников. Проведенная работа в области фондирования позволила увеличить число создаваемых обзоров и других справочно-информационных документов, расширила возможности подготовки документальных публикаций. В фото- и киноархивах нефондовая организация хранения продолжает применяться, что, конечно, не исключает реализацию различных форм использования аудиовизуальных документов, но может существенно повысить их интенсивность.
В результате проведенного исследования были сделаны некоторые выводы:
Согласно законодательству, негосударственные организации, а также граждане включаются в списки источников комплектования на основании договора. Перед сотрудниками архивов стоит задача отобрать из огромного массива аудиовизуальных документов те, которые в наиболее полной степени отражают материальную и духовную жизнь общества, имеют историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, и, следовательно, должны пополнить Архивный фонд Российской федерации.
Опыт показывает, что названные формы и методы работы архива обеспечивают доступность аудиовизуальных документов для исследователей и широкой общественной аудитории, повышают эффективность их использования в изучении исторического прошлого.
Необходимо признать, что до сих пор в отечественном архивоведении не сформировался подход к аудиовизуальным документам радио и телевидения как специфическим объектам архивного хранения. Практика хранения документов радио и телевидения складывалась как под влиянием ведомственных интересов ГАУ СССР и Гостелерадио СССР, так и под воздействием объективных обстоятельств – специфики продукции телерадиовещания, неготовности архивов к работе с видеодокументами. В результате на государственном уровне сформировался взгляд на документы радио и телевидения как на тиражируемую продукцию и в 1990-е гг. телерадиопрограммы были отнесены к составу национального библиотечно-информационного фонда страны наряду с печатными изданиями, документы радио и телевидения, поступившие на государственное хранение в качестве архивных документов, включены в состав Архивного фонда РФ; в итоге они являются частями двух разных по статусу, составу и содержанию сегментов документального наследия страны. Это актуализирует теоретические и практические исследования по проблемам экспертизы ценности документов, дифференцированного описания и правового регулирования использования аудиовизуальных документов.
1. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.1995 № 7-ФЗ (последняя редакция). // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5410/. (дата обращения 27.10.2022).
2. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82839/. (дата обращения 27.10.2022).
3. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправле-ния». // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/. (дата обращения 27.10.2022).
4. ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». [Электронный ресурс]: (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст). // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163800/. (дата обращения 27.10.2022).
5. ГОСТ 7.69-95 (ИСО 5127-11-83) Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения. // Справочно-правовая система КонсорциумКодекс. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200004668. (дата обращения 27.10.2022).
6. Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами: утв. Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 21.05.79. – М., 1980. - С. 58-67. // Портал «Архивы России». [Электронный ресурс]. URL: https://archdelo.rusarchives.ru/data/docs/html/356e2.html. (дата обращения 27.10.2022).
7. Основные правила работы с кинофотофонодокументами и видеофонограммами в ведомственных архивах: утв. приказом Главархива СССР от 10.11.88 № 7. – М., 1989. – С. 45-46. // Портал «Архивы России». [Электронный ресурс]. URL: https://archdelo.rusarchives.ru/data/docs/html/341d2.html. (дата обращения 27.10.2022).
8. Аудиовизуальные документы: юридическая сила, систематизация, хранение, учет и использование // Журнал «Секретарь-референт» № 3 2020 / Архивное дело. [Электронный ресурс]. URL: https://www.profiz.ru/sr/3_2020/audiovizualnye_ dokumenty/. (дата обращения 27.10.2022).
9. Волкова Е.В. Особенности работы по пополнению Архивного фонда Российской Федерации аудиовизуальными документами. [Электронный ресурс]. URL: http://vestarchive.ru/arhivovedenie/346sobennosti-raboty-po-popolneniu-arhivnogo-fonda-rossiiskoi-federacii-aydiovizyalnymi-dokymentami.html. (дата обращения 27.10.2022).
10. Ланской Г. Н. Актуальные проблемы организации использования аудиовизуальных документов в архивных учреждениях / Г.Н. Ланской // Документ. Архив. История. Современность: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2-3 декабря 2016 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – С. 20-24.
11. Ларьков, Н.С. Документоведение: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2017. – 400 с.
12. Холодилина М.С. «Фонодокумент: понятие и виды». // Сайт Державинского университета. [Электронный ресурс]. URL: https://tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_ meropriyatiya/. (дата обращения 27.10.2022).