Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №108741

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет в психолого-педагогических исследованиях 13
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 20
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 27
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 38
2.1 Выявление уровня развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 38
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 52
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 70
Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список используемой литературы 83
Приложение 91

Самую многочисленную группу среди дошкольников с особыми образовательными потребностями составляют дети с отклонениями в речевом развитии, в частности дети с общим недоразвитием речи. Термин общее недоразвитие речи появился в 50х-60х годах XX века. Р.Е. Левина, основоположник дошкольной логопедии, и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, и др.) ввели этот термин в употребление в России. Р.Е. Левина определяет общее недоразвитие речи, как «различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [40, с. 115].
Помимо отклонений в фонетике, лексике и грамматике, у большинства детей с общим недоразвитием речи, нарушены в той или иной степени внимание и память.
Р.Е. Левина выделила нарушение внимания как одну из характеристик психического развития при общем недоразвитии речи.
Внимание - важный психический процесс, выступающий условием успешного осуществления любой деятельности детей (внутренней и внешней). Как необходимое условие в окружающей действительности внимание играет важную роль, особенно для обучения.
В жизни человека внимание имеет огромное значение. Именно благодаря вниманию наши психические процессы полноценны. Внимание даёт нам возможность в полном смысле слова воспринимать окружающее, ему присуще определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминания и научения [42, с. 115].
Работы исследователей (В.А. Артемов, П.П. Блонский П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, К.Д. Ушинский и др.) внесли наибольший вклад в изучение внимания. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.В. Дубровинская, С.Л. Кабыльницкая и др. отводят произвольному вниманию важнейшую роль в развитии личности человека. Отечественный психолог Н.Д. Добрынин, в своих трудах подчёркивает, что внимание - особый вид психической деятельности, который выражается в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [16, с. 352].
Произвольное внимание - это сосредоточение на объекте, которое сознательно регулируется и направляется требованиями деятельности.
Произвольное внимание возникает у ребёнка тогда, когда перед ним стоит цель или задача быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию [27, с. 5]. На этапе дошкольного детства возникновение и развитие у ребёнка произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности. Будучи связанным с формирование у ребёнка волевых качеств, оно так же находится в тесном взаимодействии с его умственным развитием.
Ряд отечественных психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, и др.), изучая особенности развития внимания у детей, отметили тесную связь произвольного внимания и речи [54, с. 58].
Проблемой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи занимались отечественные учёные Т.Д. Барменкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.И. Жаренкова, Р.Е. Левина, О.Н. Усанова, Т.Б. Фотекова, А.В. Ястребова и др. Они считают, что у детей с общим недоразвитием речи, внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, недостаточный объём, ограниченные возможности его распределения, наблюдается невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость - соответственно всё это в последующем отражается на учёбе детей в школе и в последующей жизни. Поэтому данной проблемой необходимо заниматься с детьми уже дошкольного возраста.
Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы и в области логопедии (Т.В. Волосовец, Н.Ю. Борякова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Процесс восприятия речи будет происходить не в полном объёме, если у ребёнка нарушено внимание. Эту зависимость подтвердили экспериментальные данные, полученные Т.А. Ткаченко: у детей с общим недоразвитием речи нарушение внимания было отмечено в 90 случаях из 100.
У всех детей с общим недоразвитием речи основные свойства внимания, как правило, находятся на низком уровне развития. Дети, обучающиеся в школе, часто страдают от рассеянности и незрелости своего внимания.
Ряд ученых (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, В.П. Мусина, Э.Я. Пекелис, Л.И. Переслени, Г.М. Понарядова, У.В. Ульенкова, Л.Ф. Чупров), отмечают, что обязательным условием для беспрепятственного вхождения детей в процесс обучения, служит определенный и достаточно высокий уровень развития произвольного внимания. Поэтому развивать и совершенствовать произвольное внимание в период старшего дошкольного возраста не менее важно, чем обучать письму, учить счёту, чтению.
Произвольное внимание у дошкольников формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют их внимание. При правильном руководстве вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, которые он, впоследствии, начинает самостоятельно применять на практике, тем самым управляя своим произвольным вниманием [57, с. 26].
Для успешной учебной деятельности ребёнку необходимо:
• уметь действовать без отвлечений, следовать инструкциям, которые он получает от педагога (а в дошкольной образовательной организации от воспитателя);
• научится контролировать полученные результаты;
• уметь произвольно обратить внимание, на тот материал, который преподносит взрослый (будь то педагог или воспитатель), на то, что само по себе не так привлекательно для ребёнка, но необходимо для усвоения школьных знаний [60, с. 56].
Всё это является требованиями, которые школа предъявляет к произвольности детского внимания.
При коррекции произвольного внимания у детей с общим недоразвитием речи, нужно помнить, что произвольное внимание развивается не в результате каких-то отдельных мероприятий, а в единой системе - развивающей, обучающей и воспитательной работы дошкольной образовательной организации.
Уже в период дошкольного детства, многие трудности, которые связанны с низким уровнем развития произвольного внимания, начинают заявлять о себе. Поэтому детям дошкольного возраста, а особенно детям с общим недоразвитием речи, необходима помощь и своевременная коррекция произвольного внимания [68, с. 57].
Дошкольники нуждаются в том, чтобы воспитатели управляли и контролировали их произвольное внимание, привлекали внимание к материалу во время проведения организованной образовательной деятельности, научили удерживать его достаточно долгое время и, когда требуется, переключать его на что-то другое [68, с. 61].
А для этого нужно создать благоприятные условия для активной творческой работы детей, обращать внимание на степень организации организованной образовательной деятельности, чтобы она привлекала их внимание, воспитать чувство ответственности и научить тренировать волевые усилия, использовать в своей работе специальные приёмы для развития произвольного внимания старших дошкольников [68, с. 62].
Необходимо своевременно оказывать помощь детям с общим недоразвитием речи, уже в рамках дошкольных образовательных организаций, для того чтобы при поступлении в школу, и дальнейшем обучении в ней, избежать большого напряжения и стресса, при овладении школьными навыками и социализации в обществе [51, с. 21].
Итак, проблема развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи актуальна, в силу того, что большинство рекомендаций по этому вопросу относятся в основном к начальной школе, опыт организации работы в рамках дошкольных образовательных организаций недостаточно систематизирован.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были выявлены противоречия между:
• необходимостью осуществления целенаправленной работы по коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной проработанностью психолого-педагогических условий развития произвольного внимания у детей данной категории;
• необходимостью осуществления коррекционно-образовательного процесса специалистами (воспитателями и педагогом-психологом) во взаимодействии с родителями (законными представителями) детей, и малой психолого-педагогической компетентностью родителей (законных представителей) в данном вопросе.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Психолого-педагогические условия коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что коррекция произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи возможна при организации следующих психолого-педагогических условий:
• создание в развивающей предметно-пространственной среде уголка внимания, обеспечивающего коррекцию произвольного внимания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
• подбор игр и упражнений, способствующих развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с дальнейшим обучением детей применению данных игр и упражнений;
• разработка и реализация комплекса коррекционно-развивающих занятий, способствующих коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
• осуществление процесса коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи во взаимодействии специалистов ДОО (педагога-психолога, воспитателей);
• повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросе коррекции произвольного внимания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, и теоретически обосновать психолого-педагогические условия процесса коррекции данной проблемы.
2. Выявить уровни сформированности произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
• эмпирические (наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты),
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Методологическую основу исследования составили положение P.E. Левиной о системности речевых нарушений, взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями.
Теоретическую основу исследования составляют:
• прикладные исследования внимания Ю.З. Гильбуха, П.Я. Гальперина, С.Л. Кобыльницкой;
• концепции М.Н. Волокитиной, М.Ч. Матюхиной об исследовании внимания с учётом возрастных особенностей;
• положения И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского о физиологических основах внимания;
• исследования в области развития речи детей старшего дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, О.П. Короткова, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, В.И. Яшина);
• исследования в области коррекции общего недоразвития речи дошкольников (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Г.М. Жаренкова, Н.С. Жукова, Н.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина).
Этапы исследования: в осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). Анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2016-2017 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий коррекции произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• выделены уровни развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
• предложены психолого-педагогические условия коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• обоснованы и охарактеризованы психолого-педагогические условия коррекции произвольного внимания у детей 5-6 с общим недоразвитием речи;
• дана содержательная характеристика уровней развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• результаты исследования легли в основу разработки комплекса игр, упражнений, коррекционных занятий, способствующих коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
• результаты исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами, в практике дошкольных образовательных организаций для осуществления коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, отвечающих целям, задачам, объекту и логике исследования; сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальных данных; личным участием автора на всех этапах исследования и их положительной оценкой практическими работниками.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБУ «Лицей № 6» структурное подразделение детский сад «Дельта» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации; заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета; научно-методических семинарах гуманитарно-педагогического института; научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ». По теме диссертационного исследования опубликовано пять статей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи рассматривается как совокупность психолого-педагогических условий, направленных на развитие основных свойств внимания.
2. Показателями уровня развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи выступают свойства внимания такие как: объём; концентрация; переключение; устойчивость; распределение.
3. Психолого-педагогическими условиями коррекции произвольного внимания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи являются: создание в развивающей предметно-пространственной среде уголка внимания, обеспечивающего коррекцию произвольного внимания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; подбор игр и упражнений, способствующих развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с дальнейшим обучением детей применению данных игр и упражнений; разработка и реализация комплекса коррекционно-развивающих занятий, способствующих коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; осуществление процесса коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи во взаимодействии специалистов ДОО (педагога-психолога, воспитателей); повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросе коррекции произвольного внимания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
4. Реализация предложенных психолого-педагогических условий позволяет существенно повысить уровень развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (85 источников) и 16 приложений. Текст иллюстрирован 13 таблицами, 1 рисунком.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование позволило нам сделать следующие выводы:
На этапе дошкольного детства возникновение и развитие у ребёнка произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности. Будучи связанным с формирование у ребёнка волевых качеств, оно так же находится в тесном взаимодействии с его умственным развитием.
Необходимо своевременно оказывать помощь детям с общим недоразвитием речи, уже в рамках дошкольных образовательных организаций, для того чтобы при поступлении в школу, и дальнейшем обучении в ней, избежать большого напряжения и стресса, при овладении школьными навыками и социализации в обществе.
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента мы выявили следующие уровни развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи:
• низкий уровень 50% - 5 детей;
• средний уровень 40% - 4 ребёнка;
• высокий уровень 10% - 1 ребёнок;
Перед нами стояла задача, разработать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Под психолого-педагогическими условиями коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет мы понимаем - создание в развивающей предметно-пространственной среде уголка внимания, обеспечивающего коррекцию произвольного внимания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; подбор игр и упражнений, способствующих развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с дальнейшим обучением детей применению данных игр и упражнений; разработку и реализацию комплекса коррекционно-развивающих занятий, способствующих коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; осуществление процесса коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи во взаимодействии специалистов ДОО (педагога-психолога, воспитателей); повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросе коррекции произвольного внимания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Мы создали в развивающей предметно-пространственной среде уголок внимания «Наблюдайка» обеспечивающего коррекцию произвольного внимания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на основе современных требований ФГОС ДО.
Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, уголок был оснащён дидактическими настольными и напольными играми, направленными на коррекцию основных свойств произвольного внимания.
Подобрали игры и упражнения, способствующие развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, а также обучили детей использованию данных игр и упражнений.
Разработали и реализовали комплекс коррекционно-развивающих занятий, способствующих коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Основой для разработки коррекционно-развивающих заданий стали игры и задания по развитию внимания Т.П. Трясоруковой и игры и задания по коррекции внимания А.А. Осиповой.
Всего с детьми было проведено 20 занятий, продолжительность которых варьировалась от 20 до 30 минут.
Коррекционно-развивающие занятия, для большего положительного эффекта, мы порекомендовали проводить педагогу-психологу не со всей группой детей, а с подгруппами по 5 человек. В итоге педагог-психолог проводила занятие сначала с первой подгруппой детей, а потом со второй.
Процесс коррекции произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи мы выстроили во взаимодействии воспитателей и педагога-психолога.
Произвольное внимание ребёнка с общим недоразвитием речи имеет специфические особенности. Воспитателям и педагогу-психологу, работающим с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо стоить свою работу на основе взаимодействия, создавая при этом единый образовательный процесс.
Совместная деятельность воспитателей и педагога-психолога организуется с целью:
• повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий;
• исключения дублирования воспитателями, во время проведения образовательной деятельности, коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога.
Провели ряд мероприятий, направленных на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе коррекции произвольного внимания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Нами была проведена консультативная, обучающая, командная работа с родителями (законными представителями) детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Мы провели анкетирование среди родителей (законных представителей) изучаемой нами группы детей, и выяснили наиболее актуальные вопросы, которые интересуют родителей (законных представителей) детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Полученные данные анкетирования позволили нам выстроить работы по психолого-педагогическому просвещению родителей, отталкиваясь от тех тем, которые наиболее актуальны для них на период коррекционно-развивающей работы.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что уровни развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, после разработки и апробации психолого-педагогических условий изменились в положительную сторону:
• низкий уровень 0 % - ни одного ребёнка;
• средний уровень 70% - 7 детей;
• высокий уровень 30% - 3 ребёнка;
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.


1. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания дошкольника [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2014. - 86 с.
2. Андреева, И.А. Уроки развития внимания и памяти [Текст] / И.А. Андреева. - Минск : Букмастер, 2014. - 32 с.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина - М. : Ось-89, 1997. - 224 с.
4. Балаева, В.И. О системе планирования психокорекционной роботы с детьми с нарушениями речи. [Текст] / В.И. Балаева // Специальная психология. - 2007. - №1. - С.27-31.
5. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. [Текст] / И.Л. Баскакова. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2011. - 64 с.
6. Бейлинсон, Л.С. Типы и причины речевых нарушений [Текст] / Л.С. Бейлинсон // Школьный логопед. - 2007. - №5. - С.23-29.
7. Бильчугов, Л.Ф. Формирование внимания у детей [Текст] / Л.Ф. Бильчугов. - СПб. : Питер, 2012. - 125с.
8. Богомолов, В. Тестирование детей [Текст] / В. Богомолов. - М. : Ростов-на-Дону, 2006. - 352 с.
9. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, О.Е. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
10. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. - М. : Академия, 2012. - 320 с.
11. Волкова, Н. Внимание детей во время занятий [Текст] / Н. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12. - С. 6-9.
12. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитие речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М. : Книголюб, 2004. - 254 с.
13. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1976. - 186 с.
14. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кобылицкая. - М. : Издательство Моск. университета, 1974. - 102 с.
15. Гаркуша, Е.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Е.Ф. Гаркуша. - М. : ВЛАДОС, 1992. - 84 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ