Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты составления и анализа годовой бухгалтерской отчетности организации 6
1.1 Понятие и назначение годовой бухгалтерской отчетности 6
1.2 Состав годовой бухгалтерской отчетности 8
2 Анализ годовой бухгалтерской отчетности и практики её составления в ООО «Альянс» 17
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Альянс» 17
2.2 Порядок составления бухгалтерской отчетности в ООО «Альянс» 25
2.3 Рекомендации по совершенствованию составления годовой бухгалтерской отчетности ООО «Альянс» 35
3 Методики анализа показателей годовой бухгалтерской отчетности 40
3.1 Проверка правильности составления отчетности методом сопоставимости статей бухгалтерского баланса 40
3.2 Методика расчета финансовых показателей на основе данных годовой бухгалтерской отчетности 49
Заключение 57
Список используемой литературы 61
Приложения 64
Все организации, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности, обязаны составлять и предоставлять в контролирующие органы годовую бухгалтерскую отчетность. Годовая отчетность является завершающим этапом учетной деятельности в течение определенного периода. Данные бухгалтерской отчетности используются руководителями, менеджерами, собственниками организации для того, чтобы видеть результаты деятельности, оценивать эффективность использования организационных ресурсов и планировать дальнейшую работу.
При составлении годовой бухгалтерской отчетности могут возникнуть ошибки, вызванные нарушениями установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетностью, а также невнимательностью и недостаточной профессиональной компетентностью специалистов, отвечающих за составление отчетности. Наличие таких ошибок повышает вероятность принятия неправильных решений, что негативно сказывается на финансовом положении организацию.
Актуальность исследования заключается в необходимости повышать точность оценки финансового состояния коммерческого предприятия и использовать годовую бухгалтерскую отчетность в принятии управленческих решений.
Цель работы - провести анализ годовой бухгалтерской отчетности коммерческого предприятия и определить возможности её совершенствования. В рамках обозначенной цели определенны задачи:
1) систематизировать теоретические и нормативные подходы к составлению и анализу годовой бухгалтерской отчетности: определить понятие, состав и назначение отчетных документов;
2) проанализировать порядок составления бухгалтерской отчетности в коммерческом предприятии, выявить ограничения;
3) провести проверку правильности составления отчетности методом сопоставимости статей бухгалтерского баланса;
4) освоить методику расчета финансовых показателей на основании данных годового бухгалтерского отчета;
5) разработать рекомендации по совершенствованию составления годовой бухгалтерской отчетности.
Объект исследования в работе - коммерческое предприятия ООО «Альянс». Предметом исследования являются характеристики процесса составления и методы анализа годовой бухгалтерской отчетности.
Информационную базу работы составили нормативные документы, устанавливающие порядок составления годовой бухгалтерской отчетности, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. 28.11.2018), регламентирующий основные требования к ведению бухгалтерского учета, Приказ № 66н Министерства финансов России, в редакции от 06.03.2018. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99). Для написания работы использовались результаты исследований, представленные в специализированных научных журналах и сборниках научных трудов. Для решения аналитических задач использовались данных годовой бухгалтерской отчетности ООО «Альянс». В работе использовались методы финансового учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности, горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности.
Структура работы определена логикой решения поставленных задач и включает три главы. В первой главе раскрыты теоретические положения темы исследования. Вторая глава посвящена анализу бухгалтерской отчетности рассматриваемого предприятия. В третьей главе представлены методы анализа годовой бухгалтерской отчетности. Значение работы заключается в систематизации знаний и закреплении навыков анализа годовой бухгалтерской отчетности, а также разработке рекомендаций, направленных на совершенствование процесса составления и использования отчетности и управленческой практике.
Годовая бухгалтерская отчетность представляет систему документов, характеризующих финансовое состояние предприятия. Значение годовой бухгалтерской отчетности заключается в установлении в денежном выражении результатов хозяйственной деятельности, необходимых для принятия управленческих решений собственниками, руководителями, кредиторами и инвесторами.
Значение годовой бухгалтерской отчетности в следующем:
1) соблюдение законных требований к ведению бизнеса и организации бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов;
2) установление показателей, характеризующих финансовое состояние организации на отчетную дату или за отчетный период;
3) формирование информационной базы для расчета финансовых показателей, характеризующих состояние организации, эффективность деятельности и использования ресурсов;
4) предоставление руководителям и собственникам бизнеса объективных и точных данных, показывающих состояние организации необходимых для принятия управленческих решений о дальнейшем развитии предприятия;
5) подтверждение уровня финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности баланса как для собственников и руководителей бизнеса, так и для кредитных, финансовых организаций, инвесторов;
6) определение уровня кредитного риска при предоставлении предприятию заемных средств;
7) составление и обоснование финансовых планов, бюджетов на последующий период.
Данные годовой бухгалтерской отчетности, а именно, бухгалтерского баланса, могут быть использованы для оценки финансового состояния предприятия, расчёта таких коэффициентов, как коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, соотношения собственного и резервного капитала и т. д.
В ООО «Альянс» данные показатели не рассчитывались и не анализировались ранее, что свидетельствует об ограничениях в использовании годовой бухгалтерской отчетности. ООО «Альянс» является микропредприятием, поэтому в штате организации только один бухгалтер, отвечающий и за заведение первичной документации, и за проведение операций (проводок), и за формирование и предоставление в контрольные органы бухгалтерской отчетности. Так как предприятие применяет общую систему налогообложения (ОСНО), обязанность по формированию бухгалтерской отчетности возникает ежеквартально.
Как микропредприятие, ООО «Альянс» имеет право сдавать документы бухгалтерской отчетности в упрощенной форме. Главные критерии отличия малых предприятий - это численность сотрудников не более 100 человек и выручка, не превышающая 400 млн. рублей в год.
Основными проблемами и ограничениями составления бухгалтерской отчетности в ООО «Альянс» являются:
1) бухгалтерский учет и формирование отчетности осуществляет один сотрудник организации, сочетающий функции введения и контроля правильности заведения первичной документации. В результате несвоевременно проводится работа по проверке правильности заведения документов, выявлению и устранению ошибок;
2) нерегулярное проведение инвентаризаций, в частности, первичной документации и финансовых документов, из-за чего возникают ошибки, которые сложно устранить, так как проблематично выявить причины расхождения фактических данных и данных в программе бухгалтерского учета;
3) годовая бухгалтерская отчётность не используется для проведения финансового анализа, разработки и обоснования финансовых планов, реализации функции бюджетирования.
Обозначенные ограничения пока не оказывают существенного негативного влияния на результаты работы ООО «Альянс», но и не способствуют развитию предприятия, повышению эффективности использования организационных ресурсов. Поэтому предлагается разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование составления годовой бухгалтерской отчетности в ООО «Альянс».
Для решения первой проблемы, вызванной несвоевременной проверкой правильности документов, предлагается ввести в недельный план работ бухгалтера обязательную проверку документов за неделю. Все выявленные ошибки рекомендуется заносить в специальный журнал ошибок для того, чтобы анализировать их причины и разрабатывать мероприятия, направленные на предотвращение появления аналогичных ошибок в дальнейшем.
Вторая проблема - нерегулярные инвентаризации - решается путем разработки и реализации плана инвентаризаций на месяц, квартал, полугодие и год. Предлагается разбить все объекты инвентаризации на категории: документы, товарно-материальные ценности - ТМЦ, договоры с контрагентами. За одну инвентаризацию проверять только одну категорию документов.
Третья проблема - ограниченное использование данных годовой бухгалтерской отчетности - решается путем разработки и использования в управленческой практике таких технологий, как финансовый план и бюджетирование. Финансовый план требует проведения финансового анализа, выявления резервов, которые могут быть использованы для роста выручки и прибыли или оптимизации затрат. Разработка бюджета (бюджетирование) заключается в определении оптимальной структуры доходов и расходов, укреплении финансового положения и предотвращения кассовых разрывов.
Таким образом, предлагаемые рекомендации направлены на более полное и эффективное использование годовой отчетности для развития предприятия.
Данные годовой бухгалтерской отчетности показывают, как изменяются финансовые результаты, структура и значение статей баланса. На основании данных годовой бухгалтерской отчетности могут быть рассчитаны показатели финансовой устойчивости и ликвидности, что подтверждает значение отчетности в управленческой практике.
Расчеты коэффициентов показали, что в целом ООО «Альянс» финансово устойчиво. Уровень финансовой независимости (рассчитан как отношение собственного капитала строка 1300 бухгалтерского баланса к активам - строка 1600 бухгалтерского баланса) в 2018 году составлял 1,37 и был выше нормативного значения в 0,5-0,7. Коэффициент финансовой зависимости - обратный коэффициенту финансовой независимости - ниже нормативного значения, так как ООО «Альянс» не имеет долгосрочных заемных обязательств, а краткосрочные обязательства полностью покрываются имеющимся активами и собственным капиталом (нераспределенной прибылью). По этим же причинам у ООО «Альянс» значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств приближается к нулю.
Финансовое состояние компании в 2018 году значительно улучшилось в 2018 году в сравнении с 2016 и 2017 годом: увеличилась финансовая независимость, улучшалась показатели ликвидности, уменьшился удельный вес привлеченных средств в структуре имущества и соответственно возросла доля собственных средств.
1. Бурлакова О. А., Потапова М. С. Анализ показателей экономической деятельности предприятия на основе бухгалтерского баланса // Вектор экономики. 2017 №11 (17). С. 11.
2. Васильева В. С. Бухгалтерская и налоговая отчетность: взаимосвязь и различия: сб. науч. тр. //Экономическая наука. Материалы круглого стола магистрантов. 2017. С. 40-48.
3. Даринская В. В. Бухгалтерская финансовая отчетность: проблемы и перспективы // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2017. - №2. - С. 354-358.
4. Дербичева А. А. Формирование модели анализа финансового результата деятельности организации // Учет. Анализ. Аудит. 2018. №2. С. 60-71.
5. Загидуллина Э. С. Бухгалтерский баланс как источник финансовой информации и его аналитические возможности // Синергия наук. 2017. Т.1. С. 29-32.
6. Качесова И. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в контексте других видов отчетности и информационной обеспечении внутренних и внешних пользователей: сб. науч. тр. / Роль бухгалтерского учета и налогообложения в финансовом развитии; под ред. О. Н. Васильевой. 2017. С. 159-162.
7. Киреева Д. В. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации // Вестник современных исследований. 2018. №9.4 (24). С. 128-130.
8. Киселева С. В., Милосердорова А. Н. Формирование и анализ бухгалтерской отчетности предприятия // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. №3 (48). С. 4-6.
9. Красникова Д. А. Аудит как средство обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности // Актуальные проблемы экономики современной России. 2017. №4. С. 327-330.
10. Куранова М. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: понятие, нормативное регулирование и пользователи: сб. науч. тр. /World Science Problems and Innovations. 2018. С. 23-28
11. Морозова О. А. Бухгалтерский учет и отчетность на предприятиях малого и среднего бизнеса: современное состояние и основные проблемы: сб. науч. тр. /Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития. 2017. С. 306-309.
12. Неретина Ю. К. Бухгалтерская отчетность как завершающий этап учетного процесса // Академическая публицистика. 2018. №10. С. 40-46.
13. Николенко А. А., Немцова Е. С. Формирование положения о бухгалтерском учете и отчетности как область применения оптимизационных методов внутрифирменного управления // Наука и образование: новое время. 2017. №6 (23). С. 129-131.
14. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. 28.11.2018) URL: http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 122855/, (дата обращения 05.03.2019)
15. О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс]/ Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.03.2018) Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18023. URL: http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 103394/, (дата обращения 05.03.2019).
...