Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обеспечения сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития 10
1.1 Особенности развития детей с задержкой психического развития 10
1.2 Обеспечение сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 16
Глава 2 Экспериментальная работа по обеспечению сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития 22
2.1 Выявление уровня обеспечения сенсорной интеграции детей 4-5 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Организация и проведение работы по обеспечению сенсорной интеграции детей 4-5 лет с задержкой психического развития 37
2.3 Изучение динамики уровня обеспечения сенсорной интеграции детей 4-5 лет с задержкой психического развития 51
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Актуальность исследования. В исследованиях особое внимание обращено на то, что сенсорное развитие детей с задержкой психического развития протекает неравномерно. Для детей характерно отсутствие обдумывания, у них возникают трудности при обследовании предметов, в вычленении важных свойств, обозначении этих свойств символом, сенсорный опыт формируется со значительным отставанием во времени и не закрепляется в слове (Т.А. Власова, Р.И. Лалаева К.С. Лебединская, В.И. Лубовский).
Ряд исследователей указывают на значимость для развития психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей детей сенсорной интеграции. Сенсорная обработка (или сенсорная интеграция) - это способ, которым центральная нервная система организма получает сообщения от органов чувств и использует эту информацию для получения реакции с соответствующим поведенческим ответом. Получая информацию из окружающей нас среды, мозг проходит через стадию, называемую сенсорной обработкой. Сочетание входных и выходных сигналов в нервной системе создает реакции, которые должны развиваться, совершенствоваться.
Актуальность на научно-теоретическом уровне обусловлена тем, что при наличии потребности в обеспечении сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития проблема изучена недостаточно. Об особенностях исследования в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста говорится в работах таких авторов, как Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Джин Айрес, А.В. Запорожец, Э.М. Монтессори, Н.Н. Поддъяков. Положение об особенностях детей с задержкой психического развития рассматривается в трудах Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, А.Р. Лурии, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой. В работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева выделен принцип системной организации высших психических функций.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью создания определенных психолого-педагогических условий, которые могли бы способствовать обеспечению сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что роль сенсорной интеграции в процессе, коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития изучена недостаточно.
Анализ психолого-педагогических исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях выявил следующие противоречия:
• между необходимостью обеспечения сенсорной интеграции детей с задержкой психического развития и недостаточным использованием ее возможностей в процессе коррекционно-развивающей работы;
• между пониманием педагогами важности сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития и недостаточным методическим обеспечением организации работы в дошкольных образовательных учреждениях.
С целью разрешения поставленных противоречий была сформулирована проблема исследования: какова возможность обеспечения сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность обеспечения сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс обеспечения сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в том, что обеспечение сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития возможно, если:
• раскрыто понятие «сенсорная интеграция» в контексте педагогических категорий;
• обоснованы показатели уровня обеспечения сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
• организовано обеспечение сенсорной интеграции у детей 4-5 лет как целенаправленного многоаспектного процесса, включающего два этапа (подготовительный, деятельностный) при участии педагогов и родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы в психологических, педагогических исследованиях и научно-методических работах, выявляя степень разработанности понятия «сенсорная интеграция».
2. Определить показатели и уровни обеспечения сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и экспериментально проверить результативность этапов обеспечения сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития при участии педагогов и родителей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Джин Айрес, A. В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддъяков);
• положение об особенностях детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, B. В. Лебединский, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева)
• идеи о системной организации высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• методы теоретического исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
• методы эмпирического исследования: праксиметрические - изучение, анализ личных дел и медицинских карт дошкольников, участвующих в эксперименте; экспериментальные - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы обработки результатов (количественный и качественный анализ по изучению и развитию сенсомоторной сферы у детей 4-5 лет с задержкой психического развития).
Экспериментальная база исследования: дошкольное образовательное учреждение города Тольятти МАОУ детский сад № 120 «Сказочный» г.о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 12 детей в возрасте 4-5 лет с задержкой психического развития группы компенсирующей направленности, 6 педагогов, 12 родителей.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2019 г. - сентябрь 2020 г.). Определение проблемы исследования, уточнение предмета, объекта, задач, цели, понятийного аппарата; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей, обеспечения сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития.
Второй этап - экспериментальный (октябрь 2020 г. - март 2021 г.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий по обеспечению сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития.
Третий этап - аналитико-обобщающий (апрель 2021 г. - май 2021 г.). Обработка полученного материала, анализ и интерпретация всех результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация, оформление всех материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в
• разработке этапов (подготовительного, деятельностного, рефлексивного) обеспечения сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития, реализация содержания которых осуществляется за счет различных форм, методов и приемов работы и в специально оборудованном помещении (сенсорной среде).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• выявление степени изученности проблемы по обеспечению сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития;
• уточнение понятия «сенсорная интеграция», которое определяется как совокупность действий, направленных на стимуляцию у детей органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве) в условиях координации различных сенсорных систем.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования на практике апробированных материалов по обеспечению сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития; диагностических заданий по изучению уровня обеспечения сенсорной интеграции.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались теоретическими положениями по проблеме, изучением динамики по обеспечению сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы у детей 4-5 лет с задержкой психического развития с помощью диагностического инструментария.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении состояния проблемы, разработке диагностического инструментария по изучению обеспечения сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы у детей 4 -5 лет с задержкой психического развития, разработка и апробация комплекса мероприятий, реализуемых в процессе коррекционно-развивающей работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики», 19 ноября 2019, г. Тольятти; научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2020 г., 2021 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сенсорная интеграция определяется как совокупность действий, направленных на стимуляцию органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве) в условиях координации различных сенсорных систем.
2. Обеспечение сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития рассматривается как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий три этапа (подготовительный, деятельностный, рефлексивный), реализация содержания которых осуществляется за счет различных форм, методов и приемов работы и в специально оборудованном помещении и с привлечением педагогов и родителей.
3. Показатели и уровни обеспечения сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития характеризуются степенью овладения сенсорными эталонами, наличием желания и стремления реализовать их в процессе коррекционно-развивающей работы.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (78 наименований). Для иллюстрации текста используется 16 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 71 страницах.
Изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и проведенная экспериментальная работа свидетельствует об актуальности исследования обеспечения сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Теоретический анализ различных подходов к определению понятия «задержка психического развития» позволяет сделать вывод о том, что для детей с задержкой психического развития 5-6 лет характерны проблемы с сенсорной интеграцией в той или иной степени встречаются сегодня довольно часто. Сенсорная интеграция - упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение.
Анализ результатов констатирующего исследования показал, что у большинства детей диагностирован недостаточный уровень сенсорной интеграции. Это выражается в частичном, неточном и неполном восприятии информации из окружающей среды детьми 4-5 лет с задержкой психического развития. У детей с задержкой психического развития отмечена недостаточная мотивация к изучению признаков предметов окружающего мира, также страдает процесс умения отражать и озвучивать воспринимаемую действительность.
Анализ анкетирования родителей показал, что в основном родители понимают важность и необходимость обеспечения сенсорной интеграции у детей. Поэтому многие родители предлагают своим детям игры на развитие сенсорной интеграции. Но представления родителей об обеспечении сенсорной интеграции недостаточно полные и точные, поэтому требуется помощь родителям в этих вопросах.
Анализ анкетирования педагогов позволил сделать вывод о необходимости проведения работы по повышению педагогической компетенции по вопросам обеспечения сенсорной интеграции, также о необходимости расширения и обогащения среды пособиями и играми, направленными на обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно- развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития.
Формирующий эксперимент свидетельствует о важности обеспечения сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы, таких как, осуществление выбора интеграционных упражнений с учетом особенностей детей 4-5 лет с задержкой психического развития; организация предметно-развивающей среды материалами, оборудованием, дидактическими пособиями для обеспечения сенсорной интеграции детей; осуществление поэтапно организованной работы педагогов, учителя дефектолога с детьми с задержкой психического развития по обеспечению сенсорной интеграции; включение родителей в работу по обеспечению сенсорной интеграции у детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет.
В процессе формирующего эксперимента доказано, что обеспечение сенсорной интеграции в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития рассматривается как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий три этапа (подготовительный, деятельностный, рефлексивный), реализация содержания которых осуществляется за счет различных форм, методов и приемов работы и в специально оборудованном помещении и с привлечением педагогов и родителей.
Большое внимание уделили оформлению сенсорного пространства, где были организованы:
• интеграционные упражнения для вестибулярной системы;
• интеграционные упражнения для гравитационной системы;
• интеграционные упражнения для зрительной системы;
• интеграционные упражнения для слуховой системы;
• гимнастика мозга.
Данные упражнения выбраны с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет с задержкой психического развития и характеристики уровней развития сенсорной интеграции дошкольников.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что имеется положительная динамика обеспечения сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы. Многие дети демонстрируют более адекватное и полное восприятие окружающей действительности (Умение зрительно воспринимать цвет, форму и величину предмета; на слух определять звуки; на ощупь определять предметы, правильно их называть и описывать их), они проявляют желание изучать свойства предметов, умение выполнять задания более точно и правильно.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
1. Айрес Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М. : Теревинф, 2009. 210 с.
2. Акопова М. А. Исследование специфики развития познавательных психических процессов детей с ЗПР с речевыми недостатками // Мир педагогики и психологии. 2018. 4 (21). С. 193-202
3. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 334 с.
4. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Наука, 1973. 62 с.
5. Белякова Л. И. Дизартрия. Пособие для вузов. М. : Владос, 2009. 287 с.
6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Владос, 1983. 265 с.
7. Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. М. : Педагогика, 2006. 256с.
8. Венгер Л. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. М. : Академия, 2015. 499 с.
9. Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии» М.: «АСТ», 2009. 384 с.
10. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с.
11. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Просвещение, 1973. 176 с.
12. Войлокова Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. М.: Изд. Каро, 2005. 17 с.
13. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2005. 512 с.
14. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка. М. : Академия, 2001. 198 с.
15. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. М. : Владос, 1992. 84 с.
...