Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты конституционно-правового статуса политических партий 8
1.1 Правовая природа и роль политических партий в обществе и государстве 8
1.2 Понятие и структура конституционно-правового статуса политических партий 16
Глава 2. Правовой статус политически партий 20
2.1 Права политических партий 20
2.2 Обязанности политических партий 22
Глава 3. Тенденции и перспективы развития конституционно-правового статуса политических партий в избирательном процессе 26
3.1 Характерные черты повышения роли политических партий в избирательном процессе РФ 26
3.2. Значение политических партий в избирательном процессе субъектов РФ 31
Заключение 35
Список используемой литературы и используемых источников 40
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день Конституция Российской Федерации выступая как фундамент конституционного строя государства определяет наличие идеологического и политического плюрализма в государства, обществе - что определено положениями ст. 13 Конституции.
Идеологический плюрализм, провозглашённый в государстве и обществе, предусматривает, что никакая идеология не может быть установлена государства в качестве общеобязательной.
Под политическим плюрализмом понимается то, что в государстве существует большое количество политических партий, общественных объединений, при этом все равны перед законом. В продолжении указанного тезиса необходимо сказать о том, что положениями Конституции РФ установлено право каждого лица, находящегося на территории Российской Федерации, объединяться с другими лицами, при этом деятельность общественных объединений разрешена и свободна на территории Российской Федерации при отсутствии нарушений действующего законодательства.
На сегодняшний день политические партии выступают в качестве ключевых субъектов политического процесса в Российской Федерации, для которой характерен процесс преобразований в партийных системах политических партий.
Важным моментом в развитии политических партий является необходимость получить места как в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, так и в законодательных органах субъектов РФ, органах местного самоуправления. В процессе проведения избирательных кампаний политические партии проходят испытания «на прочность», а те предложения, с которыми политические партии выходят на выборах - проверку на соответствие ожиданиям населения.
За последнее двадцатилетие изменения, внесенные в законодательство о политических партиях, отличается своей прогрессивностью, существенно меняет место политической партии в общей политической системе государства.
Основное предназначение политических партий заключается в том, чтобы обеспечить максимальное эффективное формирование законодательных органов на федеральном, региональном и местном уровне, учесть потребность населения на конкретной территории при разработке своих политических программ на очередные выборы. Указанные отношения, формирующиеся в связи с необходимостью проведения выборных процедур, должны быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, а также подтверждать конституционные права граждан на объединение и участие в осуществлении власти как самостоятельно, так и через выборные органы власти.
Потребность проведения исследования в рамках настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что существуют определенные проблемы и недостатки в процессе формирования и осуществления деятельности законодательными органами власти, образуемых выборным путем. Проведение детального анализа в части формирования и осуществления деятельности политических партий в рамках законодательных органов власти оказывают благоприятное воздействие на выявление и постановку определенных проблем и выработку предложений по направлениям дальнейшего развития отечественного законодательства в части функционирования политических партий.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена и тем обстоятельством, что при анализе юридической литературы обозначилась проблема отсутствия достаточных научных разработок в части формулировок термина «политическая партия», детального анализа конституционно-правового статуса политических партий в рамках действующего законодательства, функции политической партии в части формирования и деятельности законодательных органов власти на федеральном, региональном и местном уровне.
Важно отметить, что проведение комплексного, всестороннего анализа основных направлений и тенденций правового регулирования конституционно-правового статуса политических партий позволяет: во- первых, сформулировать фундаментальные теоретические положения по указанному вопросу; во-вторых, разработать практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства; в-третьих, придать большую актуальность вопросу о роли политической партии в части формирования и осуществления деятельности политической партии в рамках законодательных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Вопрос конституционно-правового статуса политических партий неоднократно, в разных аспектах, рассматривались учеными-правоведами в своих трудах, в частности, на международном уровне - в работе «Политические партии» автором которой выступает французский юрист, политический деятель Морис Дюверже, а также Гегель, Дж. Сартори, К. Лавсон, П. Ньюмен, П. Товард.
Среди отечественных юристов-правоведов вопросы конституционно-правового статуса политических партий становились предметом рассмотрения в работах Н.М. Коркунова, М.Я. Острогорского, С.А. Муромцева, Н.И. Лазаревского. В рамках конституционного права институт политических партий рассматривался учеными С.А. Авакьяном, Н.С. Бондарь, И.В. Гранкиным, С.Е. Заславским, Н.В. Витруком, Р.Р. Исмаиловым, А.А. Казаченко, В.В. Лапаевым, М.Н. Марченко, Л.А. Нудненко, О.Н. Олькова.
Несмотря на то, что существует большое количество научных работ, по-прежнему, анализируемый вопрос остается актуальным, поскольку существует неопределенность в части таких вопросов, как понятие и структура конституционно-правового статуса политических партий; принципы и функции политических партий в работе законодательных органов федерального, регионального и местного уровня.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении комплексного исследования конституционно-правового статуса политических партий в рамках отечественного законодательства.
Для достижения поставленной цели требуется достичь следующие задачи:
Во-первых, сформулировать определение термина «политическая партия»;
Во-вторых, определить роль политической партии в обществе и государстве;
В-третьих, выявить тенденции и перспективы развития конституционно-правового статуса политических партий в избирательном процессе;
В-четвертых, проанализировать роль политических партий в формировании состава законодательных органов как на федеральном, так и на региональном уровне.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере нормативно-правового регулирования конституционно-правового статуса политических партий, их роль в формировании законодательных органов власти на федеральном, региональном и местном уровне. Предметом проводимого исследования являются теоретические положения в юридической науке о политических партия в целом, а также положения Конституции РФ и федерального, регионального, местного законодательства, регулирующие отдельные стороны деятельности политических партий. В процессе написания были использованы совокупность частно-научных и общенаучных методов исследования. В частности, анализ, синтез, индукции, дедукции, среди частно-юридических - сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой методы, системный.
Настоящая ВКР состоит из введения, двух глав по два параграфа каждая, заключение, список использованных источников и литературы.
Таким образом, необходимо подвести итог исследованию, проведенному в рамках настоящей выпускной квалификационной работы.
На сегодняшний день Конституция Российской Федерации выступая как фундамент конституционного строя государства определяет наличие идеологического и политического плюрализма в государства, обществе - что определено положениями ст. 13 Конституции.
Идеологический плюрализм, провозглашенный в государстве и обществе предусматривает, что никакая идеология не может быть установлена государства в качестве общеобязательной.
Под политическим плюрализмом понимается то, что в государстве существует большое количество политических партий, общественных объединений, при этом все равны перед законом. В продолжении указанного тезиса необходимо сказать о том, что положениями Конституции РФ установлено право каждого лица, находящегося на территории Российской Федерации, объединяться с другими лицами, при этом деятельность общественных объединений разрешена и свободна на территории Российской Федерации при отсутствии нарушений действующего законодательства.
На сегодняшний день политические партии выступают в качестве ключевых субъектов политического процесса в Российской Федерации, для которой характерен процесс преобразований в партийных системах политических партий.
Важным моментом в развитии политических партий является необходимость получить места как в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, так и в законодательных органах субъектов РФ, органах местного самоуправления. В процессе проведения избирательных кампаний политические партии проходят испытания «на прочность», а те предложения, с которыми политические партии выходят на выборах - проверку на соответствие ожиданиям населения.
За последнее двадцатилетие изменения, внесенные в законодательство о политических партиях, отличается своей прогрессивностью, существенно меняет место политической партии в общей политической системе государства.
Основное предназначение политических партий заключается в том, чтобы обеспечить максимальное эффективное формирование законодательных органов на федеральном, региональном и местном уровне, учесть потребность населения на конкретной территории при разработке своих политических программ на очередные выборы. Указанные отношения, формирующиеся в связи с необходимостью проведения выборных процедур, должны быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, а также подтверждать конституционные права граждан на объединение и участие в осуществлении власти как самостоятельно, так и через выборные органы власти.
Потребность проведения исследования в рамках настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что существуют определенные проблемы и недостатки в процессе формирования и осуществления деятельности законодательными органами власти, образуемых выборным путем. Проведение детального анализа в части формирования и осуществления деятельности политических партий в рамках законодательных органов власти оказывают благоприятное воздействие на выявление и постановку определенных проблем и выработку предложений по направлениям дальнейшего развития отечественного законодательства в части функционирования политических партий.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена и тем обстоятельством, что при анализе юридической литературы обозначилась проблема отсутствия достаточных научных разработок в части формулировок термина «политическая партия», детального анализа конституционно-правового статуса политических партий в рамках действующего законодательства, функции политической партии в части формирования и деятельности законодательных органов власти на федеральном, региональном и местном уровне.
Важно отметить, что проведение комплексного, всестороннего анализа основных направлений и тенденций правового регулирования конституционно-правового статуса политических партий позволяет: во- первых, сформулировать фундаментальные теоретические положения по указанному вопросу; во-вторых, разработать практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства; в-третьих, придать большую актуальность вопросу о роли политической партии в части формирования и осуществления деятельности политической партии в рамках законодательных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
Среди отечественных юристов-правоведов вопросы конституционно-правового статуса политических партий становились предметом рассмотрения в работах Н.М. Коркунова, М.Я. Острогорского, С.А. Муромцева, Н.И. Лазаревского. В рамках конституционного права институт политических партий рассматривался учеными С.А. Авакьяном, Н.С. Бондарь, И.В. Гранкиным, С.Е. Заславским, Н.В. Витруком, Р.Р. Исмаиловым, А.А. Казаченко, В.В. Лапаевым, М.Н. Марченко, Л.А. Нудненко, О.Н. Олькова.
Несмотря на то, что существует большое количество научных работ, по-прежнему, анализируемый вопрос остается актуальным, поскольку существует неопределенность в части таких вопросов, как понятие и структура конституционно-правового статуса политических партий; принципы и функции политических партий в работе законодательных органов федерального, регионального и местного уровня.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении комплексного исследования конституционно-правового статуса политических партий в рамках отечественного законодательства.
В рамках первой главы были рассмотрены теоретические аспекты вопроса. Следует отметить, что часть ученых, рассуждая о правовой природе политической партии, ставят под сомнение то, что политическая партия является общественным объединением. Например, Ю.В. Дмитриев в своих научных работах задается следующим вопросом: А является ли политическая партия по своей сути общественным объединением? В этой связи, проводя более детальный анализ, он приводит следующие мысли: «Действительно, Россия...с социально-политической точки зрения представляет собой государство в форме политического общества, а с другой - население в форме гражданского общества. Вместе с тем, Ю.В. Дмитриев замечает, что существует третий институт, который соединяет в себе части одного института и части другого, вот таковым институтом и является политическая партия. Таким образом, Ю.В. Дмитриев указывает на то, что политическая партия выступает в качестве составной части гражданского общества.
Вместе с тем, при анализе действующего законодательства, в частности Федерального закона «О политических партиях», посредством которого были установлены конституционно-правовые основы регулирования порядка формирования и функционирования политических партий и анализ этих положений подтверждает тезис о том, что политическая партия является элементом гражданского общества.
Так, положением пункта 1 ст. 3 ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что под политической партией понимается общественное объединение, созданное с целью вовлечения граждан Российской Федерации в осуществление политическое жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, их участия в разнообразных акциях политического и общественного характера, выборах, референдуме, а также с целью представления интересов населения в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Исходя из вышеприведенного определения, политическая партия является негосударственной, общественной организацией, направленной на объединение граждан Российской Федерации с целью представления и отстаивания своих интересов на государственном уровне.
Во второй главе ВКР были рассмотрены вопросы о роли политических партий при формировании законодательных органов на федеральном и региональном органе. Был сделан вывод о том, что существенно увеличилось количество самовыдвиженцев, участвующих в выборах, проводимых на основании мажоритарной системы, что непосредственно ведет к увеличению конкуренции среди кандидатов, а также ведет за собой увеличение возможности у избирателей ознакомиться с различными идеологиями, политическими программами кандидатов.
1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2007.
2. Волкова Е.А. Конституционно-правовые аспекты участия политических партий в формировании и деятельности парламента Российской Федерации: дисс. канд. ... юрид. наук. М., 2014.
3. Граждан В.Д. Гражданское общество как система негосударственного управления // Власть. 2004. №3. С. 29
4. Дмитриев Ю.В. Будет ли в России цивилизованная партийная система? // Право и жизнь. 2000. №32. С. 76-77
5. Заславский С.Е. Политические партии России. Проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 75
6. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1963. С. 75
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
8. Козлов В.Н., Орешкин Д.Б. Статистика и этика // Общественные науки и современность. 2009. №1. С.88-100
9. Козлов Е.А. Конституционное право России: учебное пособие. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 45
10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 254
11. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулешова М.А. Конституционное право Российской Федерации / Учебник. М, 2011. С. 63
12. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М. Норма, 1999. С. 17
13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997. С. 271
14. Митин Г.Н. Особенности конституционно-правового регулирования статуса политических партий в России и зарубежных странах / Журнал о выборах. 2010. С. 78
15. Миронов С. Партии как важнейший элемент демократической системы сами должны строиться на принципах демократии / Российская газета. 2009. №8483
...