ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА КАК УЧАСТНИКА УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА
1.1Законность и её обеспечение как форма контроля со стороны
Российского государства
1.2Защита прав и свобод человека и гражданина как одна из
обязанностей прокурора
1.3Состязательность как фактор, обуславливающий участие
прокурора в уголовном судопроизводстве
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
2.1Понятие, виды, система уголовно-процессуальных функций
прокурора
2.2Понятие и виды полномочий прокурора в уголовном процессе
ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
3.1Процессуальное положение прокурора в суде первой инстанции
3.2Уголовное преследование как самостоятельная функция
прокуратуры
3.3Правозащитная функция органов прокуратуры
3.4Борьба с преступностью как функция прокурорского надзора
3.5Функции прокурора и особенности их реализации в суде первой инстанции с участием присяжных заседателей, при рассмотрении дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, при рассмотрении дел, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, а также при участии в разбирательстве дел, рассматриваемых
в порядке особого производства
3.5.1Особенности участия прокурора при производстве по уголовным делам, рассматриваемых с участием присяжных заседателей
3.5.2Роль прокурора в обеспечении прав несовершеннолетних в
уголовном процессе
3.5.3Участие прокурора при рассмотрении дел о применении
принудительных мер медицинского характера 47 ГЛАВА 4. ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ПРОКУРОРА В ВЫШЕСТОЯЩИХ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЯХ И В СТАДИИ
ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА
4.1Участие прокурора в суде апелляционной инстанции
4.2Участие прокурора в суде кассационной инстанции
4.3Участие прокурора при рассмотрении дел в надзорной инстанции
4.4Участие прокурора в стадии исполнения приговора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Прокуратура на протяжении многих периодов претерпевала изменения своих задач, полномочий, функций, круг которых обуславливался складывающимися историческими условиями развития России на разных этапах её совершенствования. 12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. В тексте данного указа была определена цель создания прокуратуры: «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония», что можно трактовать как осуществление надзора за деятельностью различных государственных органов, включая суд. В середине 18 века роль прокуроров в расследовании преступлений была усилена, но в результате реформы 1864 года прокуратура, как государственный орган, осуществляющий надзор, была лишена своих надзорных полномочий за другими государственными органами и судами. На неё возложили обязанности руководства расследованием дел и осуществлением уголовного преследования, а также поддержания государственного обвинения в судах. Спустя недолгое время после реформы 1864 года, 24 ноября 1917 года, прокуратура была упразднена Декретом советской власти №1.
Однако в 1922 году прокуратура как государственный орган была восстановлена, получив более широкий спектр полномочий в досудебных и судебных стадиях[ Положение о прокурорском надзоре. Принято ВЦИК от 26 мая 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, издаваемое НКЮ. Отдел первый. — 1922. — № 36. — Ст. 424. rhttp://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID= 1381000] (Дата обращения: 28.04.2019)]. Помимо ранее имевшихся полномочий прокуратура была наделена полномочиями по осуществлению общего надзора, а затем и полномочиями по надзору за деятельностью судов. В настоящее же время на фоне различных политических, экономических преобразований был поставлен вопрос о реформе правоохранительной системы, судебной системы, а также о реформировании прокуратуры. Вопросы о месте, полномочиях, функциях прокуратуры стали предметом активных обсуждений среди ученых и правоприменителей.
24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР в Концепции судебной реформы решил сохранить за прокуратурой три основные функции: уголовного преследования, надзорную, процессуального руководства расследованием.
В настоящее время сотрудники органов прокуратуры проделывают большой объем работы для укрепления законности. Ими оказывается активное сопротивление росту преступности, сокрытию от учёта преступлений; они способствуют надлежащему обеспечению прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Однако статистические данные говорят о не вполне надлежащем исполнении своих функций работниками прокуратуры, например, в 2017 году от общего числа зарегистрированных преступлений нераскрытыми остались 44%, а в 2018 году - 44,6%, т. е. рост преступлений, оставшихся нераскрытыми, составил 0,6%. Также стоит отметить многочисленные случаи нарушений прав личности при производстве дознания и предварительного следствия (из 45 629 жалоб были удовлетворены 15 970, что составляет 35%). Из 312 640 задержанных в качестве подозреваемых были освобождены 40 643, что составляет 13% от числа задержанных. Приведённые статистические данные и многие другие свидетельствуют о том, что не всеми сотрудниками прокуратуры обеспечивается надлежащее исполнение своих обязанностей.
Законодатель отнес прокурора к участникам уголовного производства, выступающим со стороны обвинения, но это порой ограничивает его деятельность в уголовном процессе, имеется в виду, что функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина фактически представляется как помеха деятельности прокурора, поскольку она конфликтует с реализацией функции уголовного преследования.
Уголовно-процессуальным законодательством не даётся легитимного разграничения функций прокурора и его полномочий, как уголовно - процессуальных категорий. В литературе единство функций, их системы и содержания отсутствует.[ Корнуков В.М. Прокурорская власть и функции прокурора в уголовном судопроизводстве: реальность и перспективы // Проблемы совершенствования прокурорского надзора (к 275-летию российской прокуратуры). М., 1997. С. 212.]
В свою очередь установление судебного контроля не является фактором, закономерно влекущим отказ от прокурорского надзора за дознанием и следствием. За прокурором остается достаточно полномочий, чтобы обеспечить законность уголовного преследования и решения иных задач уголовного судопроизводства.
Многочисленность точек зрения о функциях и полномочиях прокурора приводит к тому, что цели и задачи его деятельности становятся размытыми. Отсутствие системы полномочий и функций прокурора в уголовном процессе снижает эффективность деятельности прокуроров, которые должны иметь четкое представление о выполняемых ими функциях.
Цель данной работы: обосновать и закрепить концепцию
многоаспектности деятельности прокуроров в уголовном производстве в соответствии с их полномочиями и функциями, а также уяснить факторы, которые обуславливают необходимость участия прокурора в уголовном процессе.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
1.Дать определения уголовно-правовых функций прокурора;
2.Дать определения уголовно-правовых полномочий прокурора;
3.Раскрыть необходимость участия прокурора в различных стадиях уголовного судопроизводства;
4.Определиться с применяемыми в различных стадиях уголовного производства полномочиями и функциями прокурора.
5.Выяснить особенности участия прокурора в судах первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, а также в стадии исполнения приговора.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате выполнения прокурором своих функций и полномочий.
Предметом исследования являются:
1.Уголовно-процессуальное законодательство различных периодов развития Российской Федерации;
2.Международное законодательство (относящееся к деятельности прокурора);
3.Правоприменительная практика сотрудников прокуратуры и судов;
4.Постановления, определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда.
Прокурор, согласно ст. 399 УПК РФ, только выражает в суде своё мнение о возможности применения меры, которая изменит или прекратит исполнение наказания, на основании оценки материалов, представленных другими участниками судебного разбирательства.
Директивы Г енерального прокурора Российской Федерации обязывают сотрудников прокуратуры принимать обязательное участие в разрешении дел и вопросов, связанных с исполнением приговора. На практике прокуроры почти всегда принимают участие в судебном рассмотрении всех вопросов.
Считаем, что цель бакалаврской работы была достигнута, задачи выполнены. В результате написания бакалаврской работы были рассмотрены многие аспекты деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве (начиная досудебной стадией уголовного процесса и заканчивая разрешением вопросов исполнения приговора). В рамках написания бакалаврской работы были выдвинуты следующие предложения:
1.Часть 1 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:
«Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства надзор за соблюдением законодательства в ходе уголовного судопроизводства».
2.Пункт 5.1 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса дополнить в редакции вида: «истребовать и проверять на предмет законности материалы проверки сообщений о преступлениях и материалы уголовных дел, приостановленных и оконченных производством, а также проверять на предмет законности решения следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении, прекращении уголовного дела».
3.Статью 85 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации рекомендуется дополнить частью второй, в которой будет отмечено, что «Целью доказывания в уголовном судопроизводстве является установление объективной истины по уголовному делу».
4.В ст. 1 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» будет целесообразно заменить термин «уголовное преследование» на «принятие необходимых мер, направленных на привлечение виновных лиц к уголовной ответственности».
5.Удалить союз «и» из п. 1 ч. 1 ст. 389.12 УПК РФ: «1. В судебном заседании обязательно участие: 1) государственного обвинителя и (или) прокурора, за исключением уголовных дел частного обвинения (кроме случаев, когда уголовное дело было возбуждено следователем или дознавателем с согласия прокурора)».
Изменения, изложенные в бакалаврской работе, на наш взгляд, будут способствовать конкретизации роли прокурора в уголовном судопроизводстве.
1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, 1993 г., № 237 (853).
2.Рекомендация Rec(2000)19 Комитета министров Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» (принята Комитетом министров Совета Европы 6 октября 2000 года на 724 заседании представителей министров) // Журнал российского права. 2001. № 8. С. 6570.
3.«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
4.«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от
18.02.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // Собрание законодательства Российской
Федерации. 2001. № 52. Ст. 4921.
5.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12. 2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
6.Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // СПС КонсультантПлюс
7.Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС КонсультантПлюс
8.Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 № 826 «Об
организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // СПС КонсультантПлюс
9.Анкудинов О.Т. Суд присяжных заседателей для государственного обвинителя - великолепнейшая школа // Уголовный процесс. 2012. № 12. С.
32-36.
10.Корнуков В.М. Прокурорская власть и функции прокурора в уголовном судопроизводстве: реальность и перспективы // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. М., 1997. С. 212.
11.Андриянов В.Н. Новые направления деятельности прокуратуры России в современных условиях: проблемы и перспективы. Сибирский юридический вестник. 2012. № 2 (57). С. 125-128.
12.Хлопушин С.Н. Применение УПК после внесения изменений // Законность. 2008. № 4. С. 9-13.
13.Петрухин И.Л. Судебная власть и расследование преступлений // Государство и право. 1993. № 7. С. 81-91.
14.Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968. Т. 1. С. 469.
15.Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб. 1905. Т. 1. С. 515...