ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСНОВАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет
представлений об основах безопасного поведения в природе 9
1.2 Характеристика литературы природоведческого содержания как средства формирования представлений об основах безопасного поведения в природе 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об
основах безопасного поведения в природе 24
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений
об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания 47
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет представлений
об основах безопасного поведения в природе 59
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложения 78
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет
представлений об основах безопасного поведения в природе 9
1.2 Характеристика литературы природоведческого содержания как средства формирования представлений об основах безопасного поведения в природе 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об
основах безопасного поведения в природе 24
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений
об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания 47
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет представлений
об основах безопасного поведения в природе 59
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложения 78
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из приоритетных для человечества потребностей. Это утверждение находит свое отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, А.А. Сочинского и др. Современное общество несет чрезвычайно большие материальные и огромные человеческие потери от стихийных бедствий, несчастных случаев, катастроф, техногенных аварий, в том числе и в природе.
В отечественной дошкольной педагогике была признана очень важной проблема охраны жизни и здоровья детей, которая находила практическое выражение в методической литературе, некоторых программных документах, а также в опыте дошкольного воспитания. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (М.В. Ломоносов, А.А. Сочинский и др.).
В условиях жизнедеятельности современного общества вопросы безопасности обострились и приняли характерные черты. Сегодня, как никогда раньше, общество испытывает тревогу за детей. И здесь уже задача состоит не только в том, чтобы взрослым оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
В силу физиологических особенностей, ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослых природой возложена миссия защиты детей - способствовать формированию элементарных знаний основ безопасности. Схожая миссия выполняется и дошкольными образовательными организациями.
Дети - наиболее незащищенная и уязвимая часть населения. В процессе познания окружающего мира, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами отсутствия знания и опыта, легкомыслия или беспечности. У них нет навыков, способствующих пониманию риска, также не сформированы навыки безопасного общения с предметами, еще пока отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, которая свойственна взрослым. Большинство дошкольников не обладают знаниями о том, что надо делать в экстремальных ситуациях разного рода. Чрезвычайной для ребенка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта. Будь то первая самостоятельная прогулка в соседнем дворе дома или редкие прогулки в лесу со взрослыми. Ребенок без специализированного целенаправленного формирования навыков безопасного поведения может овладеть ими лишь на собственном опыте, и этот опыт не всегда позитивный.
Процесс формирования основ безопасного поведения у дошкольников зависит от многих факторов. Особое значение здесь имеют наличие адекватного обстоятельствам окружающей действительности воспитания в семье, социальное окружение ребенка, качество педагогического воздействия и образовательной среды и многое другое. Сформированные представления о безопасном поведении в природе, на улице, в быту и прочих направлений безопасности является важным подспорьем в развитии личности, а также в вопросах выживания не только индивидуума, но и человечества в целом.
В настоящее время хорошо изучены такие направления безопасности как безопасность в быту, на дорогах, на улице и лишь малая доля исследования направлена на безопасность в природе, но изучение безопасности в природе склоняется к таким факторам как пожары, землетрясения и прочие, которые не всегда зависят от человека, попавшего в такую ситуацию. Безопасность в природе и ситуации опасности, которые может вызвать сам человек, изучены недостаточно.
В силу того, что ребенок познает этот мир изначально на чувственном уровне, а книга так или иначе разжигает в ребенке эмоции, следует, что одним из эффективных средств формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении может выступать литература, которая в настоящее время недооценивается. Для уточнения направления безопасности следует выбрать литературу природоведческого содержания.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему безопасного поведения в природе и формирования представлений о нем посредством литературы именно природоведческого содержания.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении в природе и недостаточным использованием литературы природоведческого содержания в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Предмет исследования: литература природоведческого содержания как средство формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания будет эффективен, если:
- осуществлен отбор литературы природоведческого содержания в соответствии с критериями;
- обогащен книжный центр литературой природоведческого содержания, предметными картинками и фотографиями;
- включено чтение литературы природоведческого содержания в совместную деятельность взрослого и детей в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются: положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова); национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье); положения об обеспечении безопасности жизнедеятельности М.В. Ломоносова, А.А. Сочинского и др., исследование об особенностях восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста О.И. Никифоровой.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе; определены показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством использования литературы природоведческого содержания может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ДС № 137 «Чижик» АНО ДО «Планета детства «Лада». В исследовании приняли участие 30 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 16 рисунками.
В отечественной дошкольной педагогике была признана очень важной проблема охраны жизни и здоровья детей, которая находила практическое выражение в методической литературе, некоторых программных документах, а также в опыте дошкольного воспитания. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (М.В. Ломоносов, А.А. Сочинский и др.).
В условиях жизнедеятельности современного общества вопросы безопасности обострились и приняли характерные черты. Сегодня, как никогда раньше, общество испытывает тревогу за детей. И здесь уже задача состоит не только в том, чтобы взрослым оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
В силу физиологических особенностей, ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослых природой возложена миссия защиты детей - способствовать формированию элементарных знаний основ безопасности. Схожая миссия выполняется и дошкольными образовательными организациями.
Дети - наиболее незащищенная и уязвимая часть населения. В процессе познания окружающего мира, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами отсутствия знания и опыта, легкомыслия или беспечности. У них нет навыков, способствующих пониманию риска, также не сформированы навыки безопасного общения с предметами, еще пока отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, которая свойственна взрослым. Большинство дошкольников не обладают знаниями о том, что надо делать в экстремальных ситуациях разного рода. Чрезвычайной для ребенка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта. Будь то первая самостоятельная прогулка в соседнем дворе дома или редкие прогулки в лесу со взрослыми. Ребенок без специализированного целенаправленного формирования навыков безопасного поведения может овладеть ими лишь на собственном опыте, и этот опыт не всегда позитивный.
Процесс формирования основ безопасного поведения у дошкольников зависит от многих факторов. Особое значение здесь имеют наличие адекватного обстоятельствам окружающей действительности воспитания в семье, социальное окружение ребенка, качество педагогического воздействия и образовательной среды и многое другое. Сформированные представления о безопасном поведении в природе, на улице, в быту и прочих направлений безопасности является важным подспорьем в развитии личности, а также в вопросах выживания не только индивидуума, но и человечества в целом.
В настоящее время хорошо изучены такие направления безопасности как безопасность в быту, на дорогах, на улице и лишь малая доля исследования направлена на безопасность в природе, но изучение безопасности в природе склоняется к таким факторам как пожары, землетрясения и прочие, которые не всегда зависят от человека, попавшего в такую ситуацию. Безопасность в природе и ситуации опасности, которые может вызвать сам человек, изучены недостаточно.
В силу того, что ребенок познает этот мир изначально на чувственном уровне, а книга так или иначе разжигает в ребенке эмоции, следует, что одним из эффективных средств формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении может выступать литература, которая в настоящее время недооценивается. Для уточнения направления безопасности следует выбрать литературу природоведческого содержания.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему безопасного поведения в природе и формирования представлений о нем посредством литературы именно природоведческого содержания.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении в природе и недостаточным использованием литературы природоведческого содержания в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Предмет исследования: литература природоведческого содержания как средство формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания будет эффективен, если:
- осуществлен отбор литературы природоведческого содержания в соответствии с критериями;
- обогащен книжный центр литературой природоведческого содержания, предметными картинками и фотографиями;
- включено чтение литературы природоведческого содержания в совместную деятельность взрослого и детей в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются: положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова); национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье); положения об обеспечении безопасности жизнедеятельности М.В. Ломоносова, А.А. Сочинского и др., исследование об особенностях восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста О.И. Никифоровой.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе; определены показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством использования литературы природоведческого содержания может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ДС № 137 «Чижик» АНО ДО «Планета детства «Лада». В исследовании приняли участие 30 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 16 рисунками.
Общеизвестно, что проблема безопасности, в том числе и в природе, является одной из приоритетных для жизнедеятельности человека. Данную проблему исследовали многие ученые, такие как М.В. Ломоносов, А.А. Сочинский и др. В настоящее время хорошо изучены такие направления безопасности как безопасность в быту, на дорогах, на улице и лишь малая доля исследования направлена на безопасность в природе
Проведенное исследование позволило установить, что формирование у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе происходит в результате накопления ими знаний и опыта. Взрослый играет в данном процессе большую роль, так как его главной задачей является организация совместной деятельности с детьми, которая перетекает в самостоятельную. Содержание последней определяет сам ребенок, и если его направить в верную сторону - это ускорит процесс формирования тех или иных знаний, умений.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности основ безопасного поведения в природе 47% детей, средним 55%, а высоким 0%. В контрольной группе выявлено, что 13% детей обладает низким уровнем (который находится на грани среднего), у 74% детей был выявлен средний уровень и у 13% выявлен высокий уровень.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания будет эффективен, если:
- осуществлен отбор литературы природоведческого содержания в соответствии с критериями;
- обогащен книжный центр литературой природоведческого содержания, предметными картинками и фотографиями;
- включено чтение литературы природоведческого содержания в совместную деятельность взрослого и детей в образовательном процессе.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении в природе.
Проведенное исследование позволило установить, что формирование у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе происходит в результате накопления ими знаний и опыта. Взрослый играет в данном процессе большую роль, так как его главной задачей является организация совместной деятельности с детьми, которая перетекает в самостоятельную. Содержание последней определяет сам ребенок, и если его направить в верную сторону - это ускорит процесс формирования тех или иных знаний, умений.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности основ безопасного поведения в природе 47% детей, средним 55%, а высоким 0%. В контрольной группе выявлено, что 13% детей обладает низким уровнем (который находится на грани среднего), у 74% детей был выявлен средний уровень и у 13% выявлен высокий уровень.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания будет эффективен, если:
- осуществлен отбор литературы природоведческого содержания в соответствии с критериями;
- обогащен книжный центр литературой природоведческого содержания, предметными картинками и фотографиями;
- включено чтение литературы природоведческого содержания в совместную деятельность взрослого и детей в образовательном процессе.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении в природе.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Управление организацией научно-методической деятельности по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



