Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСНОВАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Работа №108626

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет
представлений об основах безопасного поведения в природе 9
1.2 Характеристика литературы природоведческого содержания как средства формирования представлений об основах безопасного поведения в природе 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об
основах безопасного поведения в природе 24
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений
об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания 47
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет представлений
об основах безопасного поведения в природе 59
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложения 78


Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из приоритетных для человечества потребностей. Это утверждение находит свое отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, А.А. Сочинского и др. Современное общество несет чрезвычайно большие материальные и огромные человеческие потери от стихийных бедствий, несчастных случаев, катастроф, техногенных аварий, в том числе и в природе.
В отечественной дошкольной педагогике была признана очень важной проблема охраны жизни и здоровья детей, которая находила практическое выражение в методической литературе, некоторых программных документах, а также в опыте дошкольного воспитания. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (М.В. Ломоносов, А.А. Сочинский и др.).
В условиях жизнедеятельности современного общества вопросы безопасности обострились и приняли характерные черты. Сегодня, как никогда раньше, общество испытывает тревогу за детей. И здесь уже задача состоит не только в том, чтобы взрослым оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
В силу физиологических особенностей, ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослых природой возложена миссия защиты детей - способствовать формированию элементарных знаний основ безопасности. Схожая миссия выполняется и дошкольными образовательными организациями.
Дети - наиболее незащищенная и уязвимая часть населения. В процессе познания окружающего мира, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами отсутствия знания и опыта, легкомыслия или беспечности. У них нет навыков, способствующих пониманию риска, также не сформированы навыки безопасного общения с предметами, еще пока отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, которая свойственна взрослым. Большинство дошкольников не обладают знаниями о том, что надо делать в экстремальных ситуациях разного рода. Чрезвычайной для ребенка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта. Будь то первая самостоятельная прогулка в соседнем дворе дома или редкие прогулки в лесу со взрослыми. Ребенок без специализированного целенаправленного формирования навыков безопасного поведения может овладеть ими лишь на собственном опыте, и этот опыт не всегда позитивный.
Процесс формирования основ безопасного поведения у дошкольников зависит от многих факторов. Особое значение здесь имеют наличие адекватного обстоятельствам окружающей действительности воспитания в семье, социальное окружение ребенка, качество педагогического воздействия и образовательной среды и многое другое. Сформированные представления о безопасном поведении в природе, на улице, в быту и прочих направлений безопасности является важным подспорьем в развитии личности, а также в вопросах выживания не только индивидуума, но и человечества в целом.
В настоящее время хорошо изучены такие направления безопасности как безопасность в быту, на дорогах, на улице и лишь малая доля исследования направлена на безопасность в природе, но изучение безопасности в природе склоняется к таким факторам как пожары, землетрясения и прочие, которые не всегда зависят от человека, попавшего в такую ситуацию. Безопасность в природе и ситуации опасности, которые может вызвать сам человек, изучены недостаточно.
В силу того, что ребенок познает этот мир изначально на чувственном уровне, а книга так или иначе разжигает в ребенке эмоции, следует, что одним из эффективных средств формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении может выступать литература, которая в настоящее время недооценивается. Для уточнения направления безопасности следует выбрать литературу природоведческого содержания.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему безопасного поведения в природе и формирования представлений о нем посредством литературы именно природоведческого содержания.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении в природе и недостаточным использованием литературы природоведческого содержания в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Предмет исследования: литература природоведческого содержания как средство формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания будет эффективен, если:
- осуществлен отбор литературы природоведческого содержания в соответствии с критериями;
- обогащен книжный центр литературой природоведческого содержания, предметными картинками и фотографиями;
- включено чтение литературы природоведческого содержания в совместную деятельность взрослого и детей в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются: положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова); национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье); положения об обеспечении безопасности жизнедеятельности М.В. Ломоносова, А.А. Сочинского и др., исследование об особенностях восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста О.И. Никифоровой.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе; определены показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством использования литературы природоведческого содержания может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ДС № 137 «Чижик» АНО ДО «Планета детства «Лада». В исследовании приняли участие 30 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 16 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общеизвестно, что проблема безопасности, в том числе и в природе, является одной из приоритетных для жизнедеятельности человека. Данную проблему исследовали многие ученые, такие как М.В. Ломоносов, А.А. Сочинский и др. В настоящее время хорошо изучены такие направления безопасности как безопасность в быту, на дорогах, на улице и лишь малая доля исследования направлена на безопасность в природе
Проведенное исследование позволило установить, что формирование у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе происходит в результате накопления ими знаний и опыта. Взрослый играет в данном процессе большую роль, так как его главной задачей является организация совместной деятельности с детьми, которая перетекает в самостоятельную. Содержание последней определяет сам ребенок, и если его направить в верную сторону - это ускорит процесс формирования тех или иных знаний, умений.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности основ безопасного поведения в природе 47% детей, средним 55%, а высоким 0%. В контрольной группе выявлено, что 13% детей обладает низким уровнем (который находится на грани среднего), у 74% детей был выявлен средний уровень и у 13% выявлен высокий уровень.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об основах безопасного поведения в природе посредством литературы природоведческого содержания будет эффективен, если:
- осуществлен отбор литературы природоведческого содержания в соответствии с критериями;
- обогащен книжный центр литературой природоведческого содержания, предметными картинками и фотографиями;
- включено чтение литературы природоведческого содержания в совместную деятельность взрослого и детей в образовательном процессе.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении в природе.



1. Авдеева, Н.Н. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.- 144 с.
2. Авдеева, Н.Н. Безопасность. Учеб. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: АСТ, 2015. - 213 с.
3. Алиева, Т Художественная литература для детей 5-7 лет [Текст] / Т Алиева, Н. Васюкова. М.: ТЦ СФЕРА, 2015. - 224 с.
4. Багрич, В.Н. Игры, развлечения, загадки, сказки для занятий с детьми 2-7 лет. Познавательная, речевая, игровая деятельность [Текст] /
В.Н. Багрич - Волгоград: Учитель, 2018. - 95 с.
5. Бондаренко, Т. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» [Текст] / Т. Бондаренко. Воронеж: Метода, 2013. - 192 с.
6. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия, игры [Текст] / Ю.А. Вакуленко - Волгоград: Учитель, 2016. - 157 с.
7. Вахрушева, Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Вахрушева.- М.: ТЦ СФЕРА, 2018. - 80 с.
8. Вересов, Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспериментальной программы для детей 6 лет). Диссертация кандидата психологических наук [Текст] / Н.Н. Вересов.- М.:2012
9. Вишневский, М. Ядовитые грибы России [Текст] / М. Вишневский. - М: Проспект, 2017. - 448 с.
10. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы,
конспекты занятий, игры. ФГОС [Текст] / Т.П. Гарнышева. - Санкт-
Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 128 с.
11. Голицина, Н.С. ОБЖ для старших дошкольников [Текст] /
Н.С. Голицина, С.В. Люзина, Е.Е. Бухарова. - М.: АСТ, 2014. - 188 с.
12. Гризик, Т.П. Формирование основ безопасного поведения у детей
3-8 лет: метод. Пособие для воспитателей [Текст] / Т.П. Гризик,
Г.В. Глушкова. - М.: Просвещение, 2015. - 96 с.
13. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. Сада [Текст] / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева [и др.], под ред. П. Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 207 с.
14. Колобова, О. Приобщение дошкольников к художественной литературе. От 3 до 5 лет [Текст] / О. Колобкова. - Волгоград: Учитель, 2018.- 212 с.
15. Коломеец, Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: Азбука безопасности, конспекты занятий, игры [Текст] / Н.В. Коломеец. - Вогоград: Учитель, 2011. - 168с.
16. Куприянова, Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой [Текст] / Л. Куприянова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5 - С. 32-36.
17. Матанцев, А.Н. Самые распространенные грибы и их двойники съедобные, несъедобные, ядовитые [Текст] / А.Н. Матанцев, С.Г Матанцева.
- Самара: АСТ, 2017. -160 с.
18. Прус, Я.П. Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Я.П. Прус - Мозырь: ООО ПД Белый Ветер, 2015. - 94 с.
19. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. Соломенникова //Дошкольное воспитание. - 2012. - №7. - С.18-24.
20. Чермашенцева, О.В. Основы безопасного поведения
дошкольников: занятия, планирование, рекомендации [Текст] /
О.В. Чермашенцева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 207 с.
21. Шорыгина, Т.А. Ягоды. Какие они? [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: Гном, 2013. - 56 с.
22. Щетинина, В.В. Викторина. Учебно-методическое пособие. Серия «интегрированные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста» [Текст] / В.В. Щетинина, В.А. Маненькова, Т.И. Штапкова. - Ульяновск, 2015. - 150 с.
23. Юдин, А. Грибы: съедобные и ядовитые. Иллюстрированный определитель [Текст] / А. Юдин. - М.: Астрель, 2015. - 192 с.
24. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684.
25. Формирование познавательных интересов дошкольников в процессе восприятия художественной литературы и фольклора [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/stati/10670-formirovanie- poznavatelnykh-interesov-doshkolnikov.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ