Введение 3
Глава 1 Исторические аспекты становления и развития института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации 8
1.1 Генезис развития института Уполномоченного по правам ребенка в России 8
1.2 Понятие, сущность и особенности института Уполномоченного по правам ребенка в России 18
1.3 Роль и место института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации 25
Глава 2 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации 34
2.1 Понятие, содержание и элементы конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в России 34
2.2 Компетенция Уполномоченного по правам ребенка в России и особенности правового механизма ее реализации 44
2.3 Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в России 50
Глава 3 Актуальные проблемы и совершенствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации 56
3.1 Особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: актуальные проблемы теории и практики 56
3.2 Совершенствование института Уполномоченного по правам ребенка в России: статус и тенденции 69
Заключение 79
Список используемой литературы и используемых источников 86
Приложение А Характеристика компетенций детского омбудсмена в РФ 93
Приложение Б Регламентация предоставления информации по запросу детского омбудсмена 95
На сегодняшний день Россия, несмотря на определенные успехи в построении гражданского общества, реализации личностных прав и свобод человека в рамках функционирования демократического режима пока еще не может считаться государством, которое в полной мере способно защитить собственных граждан. В частности, имеющиеся условия социально-экономического развития, а также особенности национального менталитета не дают в полной мере реализовать все необходимые механизмы обеспечения прав и свобод несовершеннолетних.
Особенности правового положения детей в России не могут не привлекать внимания самого государства, правозащитников и частных лиц, так актуальный опыт по обеспечению прав детей и подростков далек от идеального и свидетельствует о необходимости перспективного развития и совершенствования для дальнейшего построения благополучных социально-правовых условий не только для детей, но и для общества в целом. Россия, осуществив интеграцию в европейское сообщество внедрила и новый механизм обеспечения правовой защиты несовершеннолетних в виде института детского омбудсмена.
В настоящее время действующая операциональная концепция детского омбудсмена лишена антагонистов в среде политиков и в действующем правительстве. На порядок сложнее идет вопрос принятия института детского омбудсмена обществом, ввиду низкого уровня правовой культуры граждан, в контексте которой отечественный детский омбудсмен долен эффективно осуществлять деятельность, реализуя необходимый функционал.
Данный процесс представляется существенно более трудоемким и растянутым во времени, чем организация деятельности в сфере правового поля действия уполномоченного. Кроме того, включение в новый, декларируемый образ мышления, реализуемый институтом детского омбудсмена, подразумевающего высокоорганизованные и толерантные взаимоотношения между населением и госслужащими данного социально- правового института займет несколько лет.
Нужно понимать, что детский омбудсмен, осуществляя свой функционал дополняет уже действующие способы правовой защиты несовершеннолетних, и ни в коем случае не может заменять собой государственные отечественные структуры, работающие в традиционном порядке, в полномочия которых входят различные аспекты обеспечения правового статуса детей и подростков: прокуратура; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы опеки и попечительства; образовательные и социальные организации; организации здравоохранения и лечебно-профилактические учреждения и др.
Детский омбудсмен как правовая фигура, является не только представителем государства, но и представителем общества. Современные ценности общества, члены которого обладают высоким уровнем развития правового сознания, несут ценности гуманности, помощи каждому ребенку, недопущения насилия в отношении детей, причем в любой форме, нуждается в проводнике указанных ценностей, имеющем административные рычаги влияния для обеспечения правового статуса детей в данном обществе, имеющим возможность обеспечить торжество закона и справедливости, и оказать положительное влияние на формирование правовых ценностей и высокого уровня правовой культуры социума.
В существующих социально-политических и правовых условиях, нельзя говорить о том, что отечественная система работы детских омбудсменов в полной мере соответствует европейским гуманитарным положениям, и это обстоятельство обусловлено в том числе и низким уровнем развития правового сознания и правовой культуры населения.
Кроме того, процесс построения гражданского общества с высоким уровнем развития правовых ценностей движется, хоть и не такими темпами, как хотелось бы. И именно становление отечественного института детского омбудсмена стало одной их значимых вех в истории правовой защиты детей и подростков, и способствовало проведению дальнейших правовых и социальных изменений позитивного плана в социуме. То есть сегодня можно говорить о том, что промежуточные результаты функционирования института детского омбудсмена в России свидетельствуют о необходимости определения и проработки существующих актуальных проблем данного социально-правового явления, а также о назревшей потребности их скорейшего решения.
Учитывая специфику правового статуса детского омбудсмена в России, несовершенство организационных моментов, создающих препятствия для эффективной работы аппарата детского омбудсмена, низкий уровень популярности детского омбудсмена как субъекта разрешения проблем несовершеннолетних и их семей, а также как субъекта восстановления нарушенных прав детей можно говорить о необходимости детального изучения как специфики появления, функционирования и развития института детского омбудсмена, так о необходимости поиска путей разрешения назревших проблем этого крайне нужного обществу социально-правового института.
Указанные обстоятельства определяют актуальность и значимость темы данного исследования и позволяют сформулировать цель работы.
Цель исследования - изучение особенностей формирования и становления института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, определение его роли в защите прав несовершеннолетних, выявление актуальных проблем и возможностей совершенствования деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
Задачи исследования:
• рассмотреть исторические аспекты становления и развития института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации;
• определить конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации;
• выявить актуальные проблемы и совершенствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
Объект исследования - конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
Предмет исследования - актуальные проблемы и совершенствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
Нормативная и теоретическая основа исследования: при подготовке магистерской диссертации было всесторонне изучено и проанализировано как международное, так и отечественное законодательство, направленное на обеспечение защиты прав несовершеннолетних, также были изучены и проанализированы монографии таких видных ученых как: А.С. Автономова, Ю.Ф. Беспалова, Л.Н. Дегтяревой, Е.В. Ерохиной, А.В. Колосова, В.К. Цечоева и др., а также диссертация Н.Е. Борисовой.
Кроме того, особый акцент был сделан на изучении публикаций современных исследователей, занимающихся проблемами становления и развития института детского омбудсмена в России, среди указанных публикаций работы следующих авторов: С.Е. Акульшиной, А.В. Горобченко, В.И. Егоровой, Р.Ю. Иванова, Л.А. Колпаковой, А.М. Рудакова, П.Л. Лихтер, Н.Н. Лукьяновой, Т.Н. Поддубной, А.Б. Ивашина, А.О. Поддубного, К.В. Поклонцева, Е.Д. Проценко, А.В. Комарницкого, Г.В. Синцова, М.Ю. Шамрина и др.
Эмпирическая основа исследования: в качестве эмпирических материалов были детально изучены и проанализированы - Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка за 2019 год А.Ю. Кузнецовой и Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге за 2019 год А.В. Митяниной. Анализ указанных материалов позволил осуществить подробную проработку проблем, с которыми приходится работать действующим детским омбудсменам в России, в режиме реального времени.
Методы исследования: анализ теоретических источников и нормативно-правовых источников, анализ и синтез, формально-логический метод, исторический метод, анализ документов.
Теоретическая и практическая значимость исследования: материалы полученные в результате исследования могут быть использованы для формирования лекций для студентов - бакалавров по теме «Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации». В практическом же аспекте результаты данного исследования могут быть использованы для проведения практических тематических занятий и семинаров со студентами.
Структура исследования: диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Историко-правовой анализ генезиса развития института детского омбудсмена в России говорит о том, что процесс развития института детского омбудсмена осуществляется неравномерно в региональном плане. В частности, локационная неравномерность и неравномерность во времени сочетается с разнородностью понимания и видения различных моделей данного социально-правового института и в результате «сетевая карта омбудсмена» включает пробелы и не имеет пока необходимой целостности.
В настоящее время действующая операциональная концепция детского омбудсмена лишена антагонистов в среде политиков и в действующем правительстве. На порядок сложнее идет вопрос принятия института детского омбудсмена обществом, ввиду низкого уровня правовой культуры граждан, в контексте которой отечественный детский омбудсмен долен эффективно осуществлять деятельность, реализуя необходимый функционал. Данный процесс представляется существенно более трудоемким и растянутым во времени, чем организация деятельности в сфере правового поля действия уполномоченного.
Кроме того, включение в новый, декларируемый образ мышления, реализуемый институтом детского омбудсмена, подразумевающего высокоорганизованные и толерантные взаимоотношения между населением и госслужащими данного социально-правового института займет несколько лет.
Таким образом, широкий спектр международно-правовых принципов получил в России статус закона, в том числе и тот круг принципов, в котором отражены гражданские права и свободы.
В существующих социально-политических и правовых условиях, нельзя говорить о том, что отечественная правовая система в полной мере соответствует европейским гуманитарным положениям, и это обстоятельство обусловлено в том числе и низким уровнем развития правового сознания и правовой культуры населения. Но все же процесс построения гражданского общества с высоким уровнем развития правовых ценностей движется, хоть и не такими темпами, как хотелось бы. И именно становление отечественного института детского омбудсмена стало одной их значимых вех в истории правовой защиты детей и подростков, и способствовало проведению дальнейших правовых и социальных изменений позитивного плана в социуме.
Детский омбудсмен как правовая фигура, является не только представителем государства, но и представителем общества. Современные ценности общества, члены которого обладают высоким уровнем развития правового сознания, несут ценности гуманности, помощи каждому ребенку, недопущения насилия в отношении детей, причем в любой форме, нуждается в проводнике указанных ценностей, имеющем административные рычаги влияния для обеспечения правового статуса детей в данном обществе, имеющим возможность обеспечить торжество закона и справедливости, и оказать положительное влияние на формирование правовых ценностей и высокого уровня правовой культуры социума.
То есть деятельность детского омбудсмена это, не только обеспечение прав детей, но и воздействие на общество на основе системного подхода. Результативность деятельности детского омбудсмена в России зависит от того, что согласно смысловому функционалу данного социально-правового института, уполномоченный принимает личное непосредственное участие в процессе содействия восстановления прав детей. При этом детский омбудсмен, занимается организацией процедур, которые могут обеспечить доступность обращения несовершеннолетнего.
Детский омбудсмен в процессе своей деятельности осуществляет широкий спектр правовой помощи несовершеннолетним и их семьям, в бесплатном формате, в том числе и при подготовке документов процессуального характера. Ключевым вектором работы уполномоченного в рамках обеспечения прав ребенка на сегодняшний день является практика непосредственного участия детского омбудсмена в судебных делах, затрагивающих интересы детей.
Анализ конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, свидетельствует о том, что широкий спектр моделей функционирования детских омбудсменов является необходимым аспектом деятельности данного социально-правового института, так как институт детского омбудсмена, принципиально новый для России правовой феномен, и региональная автономность и малая практика применения единого федерального законодательства по данному вопросу, так Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» вступил в действие только 27.12.2018, поэтому развитие рассматриваемого института реализуется методом проб и ошибок.
Уполномоченный по правам ребенка в рамках своей работы дополняет уже имеющиеся формы и средства правовой защиты ребенка, и ни в коем случае не может заменять собой действующие отечественные структуры, работающие в традиционном порядке, в полномочия которых входят различные аспекты обеспечения прав и законных интересов ребенка Детский омбудсмен в процессе своей деятельности осуществляет широкий спектр правовой помощи несовершеннолетним и их семьям, в бесплатном формате, в том числе и при подготовке документов процессуального характера. Ключевым вектором работы уполномоченного по защите прав конкретного несовершеннолетнего на сегодняшний день является практика непосредственного участия детского омбудсмена в судебных делах, затрагивающих интересы детей.
Несмотря на наличие законодательства, казалось бы всесторонне регулирующего аспекты защиты прав несовершеннолетних, возможности восстановления их нарушенных прав и интересов, работу аппарата детского омбудсмена, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, нельзя забывать о так называемой «правовой готовности общества», готовности обычных людей, школьного социума, ближайшего окружения противостоять нарушению прав детей, так часто реализуемого в форме психологического и физического насилия, в виде неисполнения родительских обязанностей, в виде беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Пока общество будет снисходительно относиться к хронической алкоголизации родителей несовершеннолетних, к физическому и психическому насилию в отношении детей совершаемому законными представителями, к безнадзорности и социальному сиротству мы не можем говорить о том, что обеспечение прав несовершеннолетних в нашей стране находится на должном уровне.
Задачи восстановления нарушенных прав детей в непростых жизненных ситуациях, не всегда можно разрешить на основе вмешательства государственных органов карательного плана (опека, полиция), в подавляющем большинстве случаев для таких ситуаций нужен индивидуальный, личностный подход. И здесь в последнее время прекрасно зарекомендовал себя институт детского омбудсмена, способный реализовать весь спектр правовой, социальной и психологической помощи в процессе восстановления нарушенного правового статуса несовершеннолетнего, оказать реальную, действенную помощь ребенку и его семье. С появлением института детского омбудсмена несовершеннолетние получили дополнительные возможности для осуществления защиты своих прав. В основном, это безусловно касается тех ситуаций, где права ребенка были нарушены вследствие действия или бездействия органов власти или их представителей.
Имеющиеся проблемы деятельности института детских омбудсменов можно рассматривать с точки зрения теории и практики работы Уполномоченных по правам ребенка.
Так, одной из теоретико-концептуальных проблем, из которой вытекают и другие проблемы уже прикладного характера, осложняющие деятельность детских омбудсменов в регионах является отсутствие единообразия при формировании модели функционирования Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Следующей актуальной проблемой, осложняющей функционирование детских омбудсменов в регионах, является закрытость данного социально-правового института.
Следующей проблемой теоретического плана является вопрос контроля деятельности детского омбудсмена властями региона. Такая ситуация ведет к тому, что детский омбудсмен, находясь под давлением региональных властей не может полноценно осуществлять свою работу, и не оправдывает возложенные на него надежды.
Возможно именно институт детского омбудсмена, проводя популяризацию приоритетных прав детей, информируя население о возможности их защиты, повышая уровень правового сознания и уровень правовой культуры граждан будет способствовать объединению организаций, учреждений и должностных лиц, в компетенцию которых входит обеспечение счастливого детства подрастающего поколения.
В тоже время несмотря на наличие широкого спектра проблем в деятельности регионального омбудсмена, которые мы рассмотрели на примере работы Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анны Митяниной, можно сказать, что желание помочь детям в обеспечении из прав и законных интересов, является ключевым аспектом деятельности детского омбудсмена и позволяет, понимая проблемы концептуально- теоретического характера, а также проблемы неготовности общества в целом к взаимодействию с институтом детского омбудсмена, опираясь на реальные нужды и потребности детей на вверенной территории осуществлять решение важных вопросов, направленных на обеспечение прав несовершеннолетних, в том числе и на уровне законодательных инициатив, способствуя улучшению регионального законодательства в сфере защиты прав детей и подростков, а также их семей.
Среди ключевых тенденций развития института детских омбудсменов в России отметим следующие:
• имеющаяся сегодня законодательная база, регламентирующая работу Уполномоченных по правам ребенка, позволяет представителям аппарата детских омбудсменов активно участвовать в законотворческой деятельности, выступать с законодательными инициативами;
• по состоянию на 2020 год за десять лет активной работы института Уполномоченных зафиксирован стопроцентный рост обращений в адрес детских омбудсменов, то есть можно говорить о том, что сегодня произошла популяризация данного социально-правового института и граждане готовы активно обращаться за правовой помощью по обеспечению прав детей;
• на сегодняшний день можно говорить о том, что работа детских омбудсменов и органов исполнительной власти систематизирована, имеет договорную основу и в дальнейшем спектр организаций-партнеров будет только расширяться;
• есть тенденция активного сотрудничества института детских омбудсменов и общественных организаций;
• в последнее время очень активно, идет развитие сотрудничества российского института детских омбудсменов с аналогичными правовыми институтами других стран.
В целом институт уполномоченного по правам ребенка в настоящее время имеет высокий уровень востребованности, как социумом, так и государственными учреждениями. Практика дальнейшего развития института детского омбудсмена является необходимостью объективного характера. Организация работы данного социально-правового института должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый гражданин России, в том числе и несовершеннолетний имел грамотное представление о личных правах и свободах, о праве на их защиту и обеспечение, о деятельности детского омбудсмена, и его аппарата, и представлял себе механизм обращения к детскому омбудсмену в случае необходимости.
В данном случае представителям аппарата детского омбудсмена нужно вести просветительскую деятельность, чтобы граждане понимали специфику работы детского омбудсмена и имели возможность обращения за помощью.
Учитывая, что на сегодняшний день отечественный институт детского омбудсмена демонстрирует вектор развития в формате «социальная защита материнства и детства», особо актуальными вопросами дальнейшего функционирования рассматриваемого социально-правового института является правовое обеспечение его деятельности, совершенствование межведомственных коммуникаций между детским омбудсменом и представителями органов государственной власти, совершенствование просветительской работы с населением, деятельность в сфере изучения, анализа и переноса зарубежного опыта функционирования детских омбудсменов. То есть можно говорить о широком поле деятельности в сфере дальнейшего развития института Уполномоченного по правам ребенка в России и необходимости всестороннего изучения актуальных проблем в деятельности действующих детских омбудсменов для проектирования и апробации современных социально-правовых решений в данной области.
1. Автономов А. С. Ювенальная юстиция. Учебное пособие. М.: МПСИ Флинта, 2020. 186 с.
2. Автономов А. С., Гаврилова И. Н. Критерии оценки прав человека для уполномоченных по правам человека: методические рекомендации по мониторингу прав человека на доступ к суду, на митинг и на доступ к образованию. М.: Юрист, 2017. 52 с.
3. Акульшина С. Е. Институт уполномоченных по правам человека как один из способов внесудебной защиты прав ребенка // Российский юридический журнал. 2020. № 6. С.17-19.
4. Беспалов Ю. Ф. Семейно-правовое положение ребенка в РФ: монография. М.: Проспект, 2017. 240 с.
5. Борисова Н. Е. Конституционные основы защиты прав и интересов несовершеннолетних (теория, практика, проблемы совершенствования законодательства): дис. ... д-ра юрид. наук [Электронный ресурс]: Официальный сайт Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). URL: http://lawlibrary.ru/disser2015985.html (дата обращения 12.01.2021)
6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) [Электронный ресурс] : URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2021).
7. Гончаров Ю. М. Брачно-семейное право Российской империи XIX - начала XX в. Барнаул: Азбука, 2019. 148 с.
8. Горобченко А. В. Исторические аспекты становления норм о защите интересов семьи с древнейших времен до 1917 года // Российская юстиция. 2017. № 12. С. 78 - 84.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] : URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.01.2021).
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс] : URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.01.2021).
11. Дегтярева Л. Н. Теоретико-правовые основы защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних в России: монография. М.: Оникс, 2020.78 с.
12. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года/Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] : URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2021).
13. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка за 2019 год А.Ю. Кузнецовой [Электронный ресурс] : URL: http://deti.gov.ru/documents/reports (дата обращения 12.01.2021)
14. Егорова В. И. Актуальные проблемы деятельности уполномоченного по правам ребенка в России //Академическая публицистика. 2020. №1. С. 94 - 96.
15. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Санкт- Петербурге за 2019 год А.В. Митяниной [Электронный ресурс] : Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт- Петербурге. URL: https://spbdeti.org/ (дата обращения 16.01.2021).
...