Формирование ИКТ-компетенции учителя иностранного языка средней школы как аспект непрерывного профессионального развития
|
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ИКТ-компетенции учителя иностранного языка
1.1ИКТ-компетенция в контексте компетентностного подхода
1.2Уровни и аспекты ИКТ-компетенции учителей
1.3Принцип непрерывного профессионального образования как условие
реализации компетентностного подхода
Глава 2 Анализ формирования ИКТ-компетенции учителей в обучении английскому языку в школе
2.1Рекомендации ЮНЕСКО в развитии ИКТ-компетенции учителей
2.2Анализ уровня ИКТ-компетенции учителей иностранного языка ЧОУ
СОШ «Общеобразовательный центр
«Школа»
2.3Характеристика и практические рекомендации по использованию интернет-источников педагогами иностранного языка ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Пример перечня вопросов для анализа ИКТ-компетенции учителей
Приложение Б Вэб-ресурсы для дополнения урока английского языка
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ИКТ-компетенции учителя иностранного языка
1.1ИКТ-компетенция в контексте компетентностного подхода
1.2Уровни и аспекты ИКТ-компетенции учителей
1.3Принцип непрерывного профессионального образования как условие
реализации компетентностного подхода
Глава 2 Анализ формирования ИКТ-компетенции учителей в обучении английскому языку в школе
2.1Рекомендации ЮНЕСКО в развитии ИКТ-компетенции учителей
2.2Анализ уровня ИКТ-компетенции учителей иностранного языка ЧОУ
СОШ «Общеобразовательный центр
«Школа»
2.3Характеристика и практические рекомендации по использованию интернет-источников педагогами иностранного языка ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Пример перечня вопросов для анализа ИКТ-компетенции учителей
Приложение Б Вэб-ресурсы для дополнения урока английского языка
Сегодня трудно представить школу без компьютеров и Интернета. Несмотря на этот факт преподавание информационных технологий - нелегкая задача. Использование компьютера на занятиях недостаточно для улучшения обучения, а преподавание с инструментами ИКТ во время урока не является целью преподавательской работы. Речь идет о разработке такой концепции использования новых технологий, которая обогащает компетенции школьников, а также даёт возможность для учителей руководствоваться теми целями обучения, которые записаны в основной учебной программе и образовательных требованиях. Эффективная интеграция ИКТ в школах и классных комнатах может трансформировать педагогику и расширить возможности учащихся.
Последние несколько месяцев мы являемся свидетелями пандемии коронавируса. Поскольку вирус распространяется по всему миру, нам также необходимо понять, как должна реагировать система образования и каковы пути решения сложившейся ситуации. В связи с необходимостью сдерживать вирус многие страны, включая Российскую Федерацию, принимают меры по сокращению скоплений большого количества людей, и наши школы не стали исключением. Многие страны уже внедрили меры в своих системах образования - от запрета учениками посещения до временного закрытия школ. Именно в настоящее время актуальным является повышение компетенции учителей в использовании цифровых технологий и приложений. Время пандемии также дает возможность смотреть в будущее, приспосабливаться к возможным угрозам и наращивать свой потенциал. Мы считаем, что российские школы обладают огромным потенциалом для того, чтобы это произошло, независимо от COVID -19.
В этом контексте крайне важно, чтобы учителя обладали способностями интегрировать ИКТ в свою профессиональную практику. Учителя также должны иметь возможность использовать ИКТ для обучения учащихся в развитии таких навыков, как критическое и инновационное мышление, комплексное решение проблем, умение сотрудничать и социально-эмоциональные навыки. Педагогическая подготовка и продолжение непрерывного, соответствующего профессионального обучения учителей необходимо для реализации выгод от инвестиций в ИКТ.
Объект исследования - система непрерывного профессионального развития учителей средней школы.
Предмет исследования - особенности формирования ИКТ- компетенции учителя средней школы как одного из аспектов системы непрерывного профессионального развития.
Цель исследования - повысить эффективность формирования ИКТ- компетенцию учителя средней школы в области преподавания иностранного языка
Для достижения цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы непрерывного профессионального образования;
-рассмотреть теоретические аспекты формирования компетенций учителя иностранного языка в области информационных и коммуникационных технологий;
-проанализировать интернет-источники по обучению английскому языку;
-разработать практические рекомендации по их использованию педагогами.
Методологической основой исследования являются труды по компетентностному подходу (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и до.), обучению иностранным языкам (М.А. Холодная и др.), непрерывному профессиональному развитию (В.И. Байденко, Л. Старкей и др.)
В работе используются следующие методы исследования:
-диагностические методы: беседа;
-эмпирические методы: научное наблюдение, анкета.
Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы работы в преподавании английского языка в школах, а также на практических занятиях по методике преподавания иностранного языка в вузе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
В первой главе рассматривается ИКТ-компетенция в контексте компетентностного подхода: даются понятия «компетентностный подход», «компетентность» и классификация ИКТ-компетенций и их роль в процессе обучения, а также уровни и принципы формирования ИКТ-компетенции у педагогов.
Во второй главе проводится анализ ИКТ-компетенции педагогов иностранного языка на базе ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа» и по результатам исследования составляются практические рекомендации по использованию интернет-источников педагогами иностранного языка согласно их уровню ИКТ- компетенции.
Последние несколько месяцев мы являемся свидетелями пандемии коронавируса. Поскольку вирус распространяется по всему миру, нам также необходимо понять, как должна реагировать система образования и каковы пути решения сложившейся ситуации. В связи с необходимостью сдерживать вирус многие страны, включая Российскую Федерацию, принимают меры по сокращению скоплений большого количества людей, и наши школы не стали исключением. Многие страны уже внедрили меры в своих системах образования - от запрета учениками посещения до временного закрытия школ. Именно в настоящее время актуальным является повышение компетенции учителей в использовании цифровых технологий и приложений. Время пандемии также дает возможность смотреть в будущее, приспосабливаться к возможным угрозам и наращивать свой потенциал. Мы считаем, что российские школы обладают огромным потенциалом для того, чтобы это произошло, независимо от COVID -19.
В этом контексте крайне важно, чтобы учителя обладали способностями интегрировать ИКТ в свою профессиональную практику. Учителя также должны иметь возможность использовать ИКТ для обучения учащихся в развитии таких навыков, как критическое и инновационное мышление, комплексное решение проблем, умение сотрудничать и социально-эмоциональные навыки. Педагогическая подготовка и продолжение непрерывного, соответствующего профессионального обучения учителей необходимо для реализации выгод от инвестиций в ИКТ.
Объект исследования - система непрерывного профессионального развития учителей средней школы.
Предмет исследования - особенности формирования ИКТ- компетенции учителя средней школы как одного из аспектов системы непрерывного профессионального развития.
Цель исследования - повысить эффективность формирования ИКТ- компетенцию учителя средней школы в области преподавания иностранного языка
Для достижения цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы непрерывного профессионального образования;
-рассмотреть теоретические аспекты формирования компетенций учителя иностранного языка в области информационных и коммуникационных технологий;
-проанализировать интернет-источники по обучению английскому языку;
-разработать практические рекомендации по их использованию педагогами.
Методологической основой исследования являются труды по компетентностному подходу (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и до.), обучению иностранным языкам (М.А. Холодная и др.), непрерывному профессиональному развитию (В.И. Байденко, Л. Старкей и др.)
В работе используются следующие методы исследования:
-диагностические методы: беседа;
-эмпирические методы: научное наблюдение, анкета.
Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы работы в преподавании английского языка в школах, а также на практических занятиях по методике преподавания иностранного языка в вузе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
В первой главе рассматривается ИКТ-компетенция в контексте компетентностного подхода: даются понятия «компетентностный подход», «компетентность» и классификация ИКТ-компетенций и их роль в процессе обучения, а также уровни и принципы формирования ИКТ-компетенции у педагогов.
Во второй главе проводится анализ ИКТ-компетенции педагогов иностранного языка на базе ЧОУ СОШ «Общеобразовательный центр «Школа» и по результатам исследования составляются практические рекомендации по использованию интернет-источников педагогами иностранного языка согласно их уровню ИКТ- компетенции.
Проанализировав теоретические источники и обобщив взгляды разных авторов, можно утверждать, что систему непрерывного образования многие из них представляют как совокупность образовательных учебных программ, воспитательно-образовательных учреждений и информационно
коммуникационных сетей, которые обеспечивают организацию, содержание, преемственность и взаимосвязь всех элементов образовательной и профессиональной подготовки, в нашем случае, учителей иностранного языка.
Навыки и умения работы с цифровыми технологиями стали важным фактором развития и активного участия в современном информационном обществе. Технология стала неотъемлемой частью личной жизни и профессиональной деятельности, но не каждый специалист обладает навыками, необходимыми для эффективного и безопасного сбора и обработки данных. В настоящее время, в условиях пандемии коронавируса, учителя вынуждены использовать ресурсы Интернета для обучения, но имеющиеся у них компетенции не дают возможности для эффективного управления образовательным процессом, учитывая что включение информационных и коммуникационных технологий в школьное обучение сложный процесс, который зависит от множества различных факторов.
При этом, все больше пользователей становятся активными участниками глобальной сети, и учителя не являются исключением. Они не только потребляют цифровой контент, но и создают его. Активность в сетевом пространстве позволяет формировать цифровую реальность, но требует современных знаний и навыков в этой области.
Чтобы правильно функционировать в этом мире, учителям необходимо постоянно обновлять и развивать свои знания и навыки в области цифровых технологий. Чрезвычайно важно включить и интегрировать ИКТ- инструменты в школьную программу и познакомить учащихся с работой в команде.
Проанализировав теоретические источники по проблеме исследования, были определены ИКТ-компетенции, которые необходимы педагогу для осуществления эффективного обучения и воспитания учащихся.
Рассмотрев теоретические аспекты формирования компетенций учителя иностранного языка в области информационных и коммуникационных технологий, мы пришли к выводу, что Рекомендации ЮНЕСКО наиболее полно отражают последние технологические и педагогические нововведения в сфере применения ИКТ в образовании.
Проанализировав интернет-ресурсы, были разработаны практические рекомендации по их использованию, а также в Приложении Б были представлены вэб-ресурсы для дополнения урока английского языка педагогами в ООЦ «Школа».
Перспективами исследования является дальнейшее изучение способов развития ИКТ-компетенции преподавателя иностранного языка и дополнение списка рекомендаций по её совершенствованию.
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута. В дальнейшем материалы работы можно использовать в качестве вспомогательного материала в преподавании английского языка с использованием ИКТ-технологий в школах.
коммуникационных сетей, которые обеспечивают организацию, содержание, преемственность и взаимосвязь всех элементов образовательной и профессиональной подготовки, в нашем случае, учителей иностранного языка.
Навыки и умения работы с цифровыми технологиями стали важным фактором развития и активного участия в современном информационном обществе. Технология стала неотъемлемой частью личной жизни и профессиональной деятельности, но не каждый специалист обладает навыками, необходимыми для эффективного и безопасного сбора и обработки данных. В настоящее время, в условиях пандемии коронавируса, учителя вынуждены использовать ресурсы Интернета для обучения, но имеющиеся у них компетенции не дают возможности для эффективного управления образовательным процессом, учитывая что включение информационных и коммуникационных технологий в школьное обучение сложный процесс, который зависит от множества различных факторов.
При этом, все больше пользователей становятся активными участниками глобальной сети, и учителя не являются исключением. Они не только потребляют цифровой контент, но и создают его. Активность в сетевом пространстве позволяет формировать цифровую реальность, но требует современных знаний и навыков в этой области.
Чтобы правильно функционировать в этом мире, учителям необходимо постоянно обновлять и развивать свои знания и навыки в области цифровых технологий. Чрезвычайно важно включить и интегрировать ИКТ- инструменты в школьную программу и познакомить учащихся с работой в команде.
Проанализировав теоретические источники по проблеме исследования, были определены ИКТ-компетенции, которые необходимы педагогу для осуществления эффективного обучения и воспитания учащихся.
Рассмотрев теоретические аспекты формирования компетенций учителя иностранного языка в области информационных и коммуникационных технологий, мы пришли к выводу, что Рекомендации ЮНЕСКО наиболее полно отражают последние технологические и педагогические нововведения в сфере применения ИКТ в образовании.
Проанализировав интернет-ресурсы, были разработаны практические рекомендации по их использованию, а также в Приложении Б были представлены вэб-ресурсы для дополнения урока английского языка педагогами в ООЦ «Школа».
Перспективами исследования является дальнейшее изучение способов развития ИКТ-компетенции преподавателя иностранного языка и дополнение списка рекомендаций по её совершенствованию.
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута. В дальнейшем материалы работы можно использовать в качестве вспомогательного материала в преподавании английского языка с использованием ИКТ-технологий в школах.





