Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования
1.1 Сущность и специфика дополнительного образования детей 13
1.2 Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности младших школьников 24
1.3. Содержание, формы и методы работы на занятиях декоративно-прикладного искусства по развитию творческой активности младших школьников 38
Выводы по I главе 48
ГЛАВА II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства
2.1 Разработка и реализация педагогической модели развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства 50
2.2 Динамика развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования 70
Выводы по II главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
На современном этапе развития общества занятия декоративно-прикладного искусства играют важнейшую роль в системе эстетического воспитания учащихся, формировании творчески активной, гармонично развитой личности. В процессе приобщения человека к искусству происходит всестороннее развитие личности. Этому свидетельствует наличие прямой связи между уровнем развития художественно-творческих способностей личности и успешностью выполнения задач в учебной и профессиональной деятельности.
Реализация дополнительных образовательных программ по декоративно-прикладному искусству осуществляется на базе учреждений дополнительного образования, а также на базе общих образовательных учреждений во внеурочной деятельности педагогами дополнительного образования.
В настоящее время учреждения дополнительного образования имеют в сравнении с другими видами формального образования конкурентные преимущества:
• свободный личностный выбор деятельности, определяющий индивидуальную траекторию обучения;
• вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
• доступность образовательных услуг;
• адаптивность к возникающим изменениям [3, с. 3].
Наличие данных характеристик обеспечивает уникальность и конкурентоспособность системы дополнительного образования, тем самым поддерживает высокий уровень востребованности предлагаемых образовательных услуг.
На современном этапе система дополнительного образования имеет широкий спектр направлений, из которых основными традиционно считаются спорт, наука, культура и творчество.
В настоящий момент наблюдается активное развитие новых направлений дополнительного образования, в частности дополнительного образования детей, связанных с применением современных компьютерных технологий, таких как робототехника, работа с цифровыми изображениями и др. Однако и занятия в студиях декоративно-прикладного искусства не теряют своей актуальности. Особый интерес к творчеству проявляется у детей именно в младшем школьном возрасте, когда они стремятся к познанию окружающего мира. Младший школьный - наиболее активный периодом развития творческих качеств и приобретения опыта осуществления художественно-творческой деятельности, а «занятия искусством - самая благоприятная для этого среда» [1, с. 35]. Поэтому уроки рисования, лепки, бисероплетения, моделирования из бумаги и другие занятия декоративно-прикладного искусства являются крайне увлекательными и необходимыми для развития творческой активности личности.
Поступление в школу вносит кардинальные изменения в жизнь ребёнка, так как происходит переход от игровой к учебной деятельности, которая становится ведущей в этот период времени. Отныне его важнейшая обязанность - учиться, приобретать знания. Однако правильное отношение к учению и понимание его значимости у младшего школьника формируется постепенно. Наряду с этим происходит перестановка в мотивационной системе ребенка, появляются новые мотивы. Вначале у школьников формируется интерес к самому процессу художественно-творческой деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего творчества формируется интерес к приобретению новых знаний и умений.
Первые детские впечатления о красоте окружающего мира у каждого ребенка являются индивидуальными. Как отмечал в своих трудах великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки К.Д.Ушинский, «прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [1]. Учитывая его мнение, в целях художественно-эстетического воспитания детей с детства стоит приучать к музыке, к пению народных песен, познакомить с природой родного края и творческим наследием своего народа, что позволит вырастить из него культурного и воспитанного человека, способного ценить и уважать национальные традиции и любить Родину.
Одним из важных направлений совершенствования системы художественно-эстетического воспитания в условиях реформирования системы образования является формирование у обучающихся способностей к восприятию и оценке прекрасного: в природе, общественной жизни, искусстве.
Занятия декоративно-прикладного искусства играют важную роль в решении таково рода задач и способствуют развитию творческой активности школьников. Разработка и внедрение модели развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства, включающей современный комплекс форм, средств и методов обучения, позволят повысить эффективность учебно-воспитательный процесса.
На сегодняшний день, возникает необходимость изменения методов и содержания обучения, так как современный этап развития общества в России определяет потребность в новом типе личности, активной, инициативной, способной работать с огромным количеством информации, самостоятельно принимать решения, а также уметь творчески мыслить и создавать что-то новое.
Творческое развитие личности является важным фактором эффективного осуществления любого вида человеческой деятельности. Следовательно, проблема развития творческой активности личности в наиболее благоприятный для этого период (младший школьный возраст), на наш взгляд, является особенно актуальной. Результаты исследований, представленные в психолого-педагогической литературе, посвящены различным аспектам развития детского творчества и выявлению психологических особенностей учащихся (Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Волков, Л.С. Выгодский, А.И. Савенков и др.). Их труды позволили наиболее полно проанализировать сущность понятия творческой активности и особенности детского изобразительного творчества как её необходимого компонента. Особенности процесса творческого развития раскрыты в работах А.Ю. Козыревой, И.А. Лука, Я.А. Пономарева, и др.
Труды по общей педагогике Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина являются принципиально важными для нашего исследования, так как раскрывают сущность и закономерности процесса обучения.
Особый вклад в разработку методики и теории преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства внесли труды М.М. Байраменкова, Т.Г. Казаковой, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Т.Л. Шпикаловой.
Основные компоненты творческой активности детей обозначены такими авторами, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выгодский, А.М. Матюшкин, Т.Н. Щукина и др.
Сущность творческой деятельности детей определена Э.И. Медведем, И.В. Соловьевой, О.А. Шишовой и др. Авторы А.Ф. Воловик и Т.С. Комарова в своих исследованиях обозначили особенности индивидуального и коллективного детского творчества.
Задача развития творческой активности ребенка ставиться как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
В условиях дополнительного образования проблема развития творческой активности детей отражена в исследованиях В.А. Горского, П.А. Ковши, С.А. Шмакова, А.И. Щетинской и др. Особенности педагогического взаимодействия в условиях творческого процесса рассмотрены следующими авторами: О.С. Газман, Л.Г. Логинова и др.
В условиях дополнительного образования существует огромное количество форм, методов и направлений обучения, которые в состоянии удовлетворить растущие и постоянно меняющиеся образовательные и социально-культурные потребности подрастающего поколения. Цель таких учреждений - организация условий, в которых ребенок с первых осознанных шагов сможет активно развиваться согласно своим интересам, запросам и желаниями, самостоятельно выбирая индивидуальную траекторию обучения. Предлагая большую свободу выбора, система дополнительного образования позволяет учащимся попробовать себя в изобретательской, творческой, спортивной деятельности, узнавать новое в окружающем мире. Таким образом, каждый может определять для себя цели и стратегию индивидуального развития.
Среди многообразия направлений дополнительного образования для детей младшего школьного возраста особое место занимает изобразительное и декоративно-прикладное искусство. У учащихся начальных классов наблюдается высокая заинтересованность в занятиях художественно-творческой деятельностью. Дети с огромным удовольствием посещают занятия по лепке из глины, рисованию, бисероплетению и другими видами декоративно-прикладного творчества.
Однако на подобных занятиях не прослеживается единого подхода к развитию творческой активности детей, не выявлены условия и методы, способствующие наиболее эффективному развитию творческой активности младших школьников в системе дополнительного образования.
Таким образом, возникшие противоречия обусловлены несоответствием между:
• потребностью общества в обладающей творческой активностью личностью, и недостаточной разработанностью, и изученностью педагогических средств, условий и методов, направленных на повышение эффективности процесса организации художественно-творческой деятельности у личности;
• повышением требований к уровню навыков, умений, знаний, которые должен быть у учащегося младшего школьного возраста, и существующей организацией учебного процесса в условиях дополнительного образования, которая не в полной мере обеспечивает необходимый уровень развития творческой активности младших школьников;
• общественной значимостью развития творческой активности учащихся младшего школьного возраста и не полной разработанностью научно-методического обеспечения младших школьников для организации художественно-творческой деятельности;
Основываясь на анализе выявленных противоречий, нами была определена проблема данного исследования, состоящая в развитии творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования.
Цель исследования - обоснование, разработка и опытно-экспериментальная проверка педагогической модели развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования.
Объект исследования - процесс развития творческой активности младших школьников.
Предмет исследования - содержание, формы и методы обучения на занятиях декоративно-прикладного искусства, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Гипотеза исследования:
Развитие творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства возможно, если:
• разработана и внедрена в образовательный процесс педагогическая модель, состоящая из шести компонентов: мотивационно-стимулирующего, целевого, содержательно-деятельностного, оценочно-результативного и контрольно-регулирующего;
• деятельность студии декоративно-прикладного искусства реализуется на основе образовательной программы, в содержание которой включает ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, творчеством народных мастеров, выполнение творческих работ в различных материалах и техниках с использованием разнообразных инструментов для создания и декорирования изделий;
• при разработке творческих заданий различной сложности учитываются интересы и способности учащихся;
• основными показателями при развитии творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством являются: творческая мотивация, оригинальность, творческая самостоятельность, эмоциональная отзывчивость.
В соответствии целью, предметом и гипотезой нашего исследования были определены следующие задачи:
• изучить доступные в настоящее время научные труды по проблеме нашего исследования, систематизировать передовой педагогический опыт, осуществить проведение теоретического анализа с последующей оценкой состояния, рассматриваемой нами проблемы;
• определить основные показатели развития творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства.
• разработать, реализовать и экспериментально проверить эффективность педагогической модели развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства;
Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
• изучение, анализ, обобщение научной и психолого-педагогической литературы;
• педагогическое наблюдение за творческой деятельностью учащихся, анализ программ, методических пособий и творческих работ учащихся;
• педагогический эксперимент, обобщение полученных экспериментальных данных.
Теоретическая значимость состоит в том, что уточнены ведущие понятия исследования: «творчество», «творческая активность», проанализированы возрастные особенности младших школьников как условие развития творческой активности детей; выявлены и экспериментально проверены формы, средства и методы, обеспечивающие эффективное развитие творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства.
Практическая значимость исследования:
Заключается в том, что разработана и внедрена в образовательный процесс дополнительного образования программа детской студии декоративно-прикладного искусства «Юный умелец», направленная на развитие творческой активности младших школьников; разработан методический комплект по проведению занятий, обеспечивающий эффективность развития творческой активности младших школьников; методические рекомендации могут быть использованы в образовательном процессе педагогами по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования.
Разработана педагогическая модель развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования, включающая: целевой, стимулирующе-мотивационный компонент, оценочно-результативный, содержательный, операционно-деятельный и контрольно-регулирующий компонент. Организован констатирующий и формирующий эксперимент на базе МБОУ ДО «Родник» г.о. Тольятти по выявлению уровня развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства. Организован и проведен контрольный эксперимент, в результате которого доказана эффективность разработанной педагогической модели развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования.
Научная новизна исследования:
• выявлены наиболее эффективные формы, педагогические приемы, задания и упражнения, активизирующие процесс развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования;
• разработана педагогическая модель развития творческой активности младших школьников в условиях дополнительного образования;
• создан комплекс творческих заданий, направленных на формирование и развитие мотивации детей к творческой деятельности и проявление творческой инициативы («Творческая игровая»), на реализацию творческих идей и замыслов учащихся («Творческая мастерская»), на развитие эмоционально-чувственной сферы («Галерея настроений»);
• выявлены показатели развития творческой активности младших школьников на занятиях в студии декоративно-прикладного искусства: творческая мотивация, оригинальность, творческая самостоятельность и эмоциональная отзывчивость.
На защиту выносятся следующие положения:
• педагогическое наблюдение за творческой деятельностью учащихся;
• анализ программ, методических пособий и творческих работ учащихся;
• педагогический эксперимент, обобщение полученных экспериментальных данных;
• педагогическая модель развития творческой активности младших школьников.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Родник» городского округа Тольятти (МБОУ ДО «Родник» г.о. Тольятти) и включало несколько этапов.
На первом этапе (2015 - 2016 гг.) анализировались состояние проблемы и степень ее разработанности, изучалась философская, психологическая, педагогическая литература по теме исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования. Была определена основная концепция научно-педагогического исследования, разработаны основные теоретические положения.
На втором этапе (2016 - 2017 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с учащимися школы дополнительного образования. Организован формирующий и констатирующий эксперимент на базе МБОУ ДО «Родник» г.о. Тольятти, позволивший определить уровень развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства. Определены содержание, формы, методы и средства обучения для развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования.
На третьем этапе (2017 г.) был систематизирован теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования, подведены итоги экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Материалы по результатам исследования проверялись и корректировались в процессе работы над темой, обсуждались на заседании кафедры живопись и художественного образования института Изобразительного и декоративно-прикладного искусства, , практических семинарах. Материалы исследования отражены в публикациях автора. Результаты исследования внедрены в практику работы МБОУ ДО «Родник» г.о. Тольятти.
Структура диссертации. Общий объем диссертации 116 страниц компьютерного набора, из которых 84 занимают введение, основная часть, заключение, приложение на 24 страницах. Список литературы включает 71 наименование.
Качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы доказал, что уровень развития творческой активности младших школьников повышается, если процесс образовательной деятельности на занятиях декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования осуществляется на основе интегрированных форм обучения, комбинирования методов обучения, с применением традиционных и современных образовательных технологий.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволили сформулировать основные выводы.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи исследования, на основании чего сделаны следующие выводы:
1. Изучение состояния проблемы развития творческой активности детей в системе дополнительного образования позволило выявить необходимость создания педагогической модели, основанной на едином подходе к организации и содержанию процесса развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие творческой активности учащихся как интегрального качества личности, проявляющегося в творческой самостоятельности, оригинальности и эмоциональной отзывчивости в процессе творческой деятельности, стимулирующее творческую мотивацию ребенка при создании творческого продукта (изделия).
3. Педагогическая модель развития творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства, основанная на едином педагогическом подходе к организации и содержанию процесса развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования включает шесть компонентов: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий и оценочно-результативный.
Все компоненты педагогической модели развития творческой активности детей находятся в тесной взаимосвязи друг с другом: решение поставленных задач для успешного достижения цели обучения требует педагогического воздействия на мотивационную сферу учащихся. Цель обучения и его содержание требуют применения определенных форм, средств, педагогических приёмов стимулирования и организации этого процесса. Осуществление контроля хода обучения и за результатом также необходимо в процессе обучения. Оценка полученного результата позволяет сделать вывод о достижении цели обучения и определить новые цели.
4. Разработанные критерии позволили определить уровень развития творческой активности младших школьников. Результаты исследования могут служить основой при проектировании работы педагога дополнительного образования на занятиях декоративно-прикладного искусства.
5. Опытно-экспериментальная работа доказала, что разработанная и внедренная в образовательный процесс учреждения дополнительного образования педагогическая модель развития творческой активности детей является эффективной для занятий в студиях декоративно-прикладного искусства.
Диссертационное исследование создает предпосылки дальнейшего изучения проблемы развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования. При этом может быть расширен возрастной диапазон учащихся не только на занятиях декоративно-прикладного искусства, но и по другим видам творческой деятельности, имеющим художественную направленность.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. • 567 с.
2. Андреев, В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 288 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М: 2013 г. - 304 с.
4. Аристотель. Поэтика. - М.: Гос. из-во худож. литературы, 1957. - 184 с.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. • 558 с.
6. Безрукова, В.С. Педагогика: учебник / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: СИПИ, 1994. - 340с.
7. Бергсон, А. Творческая эволюция. Перевод с французского Р. Осадчука. - М.: Издательство Жупанского, 2010. - с. 292-294
8. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. - 361с.
9. Бехтерев, В.М. Объективная психология. - М.: Наука, 1991. - 475 с.
10. Бодалев, А. А. «Личность и общение», М., Профлитиздат, 1983. - 221 с.
11. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности// Вопросы образования., СПб, Алмос, 2004. - 60 с.
12. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
13. Богоявленская, Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии, 1976. - с. 69-79
14. Божович, Л.И. Очерки психологии детей. — М.: АПН РСФСР, 1950. - 128 с.
15. Блинова, Н.Г. Развиваем творческие способности учащихся [Текст] / Н.Г. Блинова // Русский язык - Первое сентября. - М.: Мысль, 2012. - 140 с.
...