ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5 -6 лет представлений о растениях родного края 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей
дошкольного возраста представлений о растениях родного края ... 8
1.2 Педагогические условия формирования у детей 5 -6 лет
представлений о растениях родного края 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5 -6
лет представлений о живой природе родного края 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о растениях родного края 25
2.2 Реализация педагогических условий формирования у детей 5-6
лет представлений о растениях родного края 36
2.3 Динамика формирования у детей 5-6 лет представлений о
растениях родного края 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 59
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5 -6 лет представлений о растениях родного края 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей
дошкольного возраста представлений о растениях родного края ... 8
1.2 Педагогические условия формирования у детей 5 -6 лет
представлений о растениях родного края 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5 -6
лет представлений о живой природе родного края 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о растениях родного края 25
2.2 Реализация педагогических условий формирования у детей 5-6
лет представлений о растениях родного края 36
2.3 Динамика формирования у детей 5-6 лет представлений о
растениях родного края 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 59
Для природы Самарского края характерно богатство и разнообразие. Многие из природных объектов Самарского региона памятники природы, находящиеся под охраной государства, в частности многие представители мира растений Самарской области занесены в Красную книгу.
При более глубоком изучении обнаруживается интересный факт -в Самарском регионе встречаются элементы природных зон, характерных практически для всех Российских регионов. Однако состояние окружающей среды нашей области в настоящее время является неудовлетворительным. В настоящее время в Самарском регионе осуществляется реализация Концепции экологического развития, которая направлена на оценку состояния экологии в Самарской области и на обеспечение процессов устойчивого экологического развития региона в целом.
В качестве одного из первоочередных мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния и развития региона выступает формирование экологического мировоззрения как части патриотического, национального и регионального самосознания, экологизация
художественной, валеологической, бытовой культуры.
Начинать формировать экологическое мировоззрение необходимо уже в дошкольном возрасте (К.Д. Ушинский, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Т.В. Христовская, И.А. Комарова и др.). Как отмечает С.Н. Николаева, дошкольный возраст сензитивен к восприятию информации об окружающей природе. В период дошкольного детства происходит приобщение к природе, ребёнок познаёт её богатство и разнообразие красок и форм. На основе знаний возникает понимание, что всё живое, в том числе и человек, имеет свои характерные потребности, которые удовлетворяются только при наличии соответствующих условий в среде обитания, пригодной для природного организма[33, с.14-17].
У ребенка необходимо формировать первоначальные экологические представления, воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому, окружающему нас, вырабатывать осознанно -правильное отношение к природе. Всего этого можно добиться, осуществляя тесный контакт и внедряя различные формы взаимодействия ребенка с природой.
В России в 90-х годах в значительном количестве создавались парциальные программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: например, А. Вересова разработала программу «Мы
земляне», Е. Рылеева - «Открой себя», Н.А. Авдеева и Г.Б. Степанова разработали программу «Жизнь вокруг нас», Ж.Л. Васякина-Новикова составила программу «Паутинка», В.И. Ашиковым и С.Г. Ашиковой была написана программа «Семицветик», С.Н. Николаева - «Юный эколог» и др.
В процессе анализа педагогической литературы и педагогического опыта определилось противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края и недостаточной разработанностью педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у детей 5 - 6 лет представлений о растениях родного края.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 5 - 6 лет представлений о растениях родного края.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края возможно при следующих педагогических условиях:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- использование метода моделирования для формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- включение моделирования в содержание совместной деятельности педагога с детьми.
Задачи исследования:
1. Произвести анализ психолого-педагогических исследований раскрыть, чтобы дать характеристику процессу формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края, изучить степень разработанности этой проблемы на современном этапе.
2. Определить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
3. Провести экспериментальную проверку эффективности педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
Чтобы решить данные задачи нами были использованы следующие методы исследования: теоретические- анализ педагогической литературы; эмпирические- психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились положения: концепция непрерывного экологического образования детей (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.), концептуальный подход к определению содержания экологического образования (Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, Л.И. Понамарева, Н.А. Рыжова); положение Л.А. Венгера о наглядном моделировании, как общей интеллектуальной способности.
Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей метода моделирования в формировании у детей 5 -6 лет представлений о растениях родного края; определении показателей и уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
Теоретическую значимость в исследовании составляет описание содержательных характеристик уровней сформированности у детей 5 - 6 лет представлений о растениях родного края.
Практическую значимость в исследовании составляет возможность использования результатов педагогического исследования воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
При более глубоком изучении обнаруживается интересный факт -в Самарском регионе встречаются элементы природных зон, характерных практически для всех Российских регионов. Однако состояние окружающей среды нашей области в настоящее время является неудовлетворительным. В настоящее время в Самарском регионе осуществляется реализация Концепции экологического развития, которая направлена на оценку состояния экологии в Самарской области и на обеспечение процессов устойчивого экологического развития региона в целом.
В качестве одного из первоочередных мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния и развития региона выступает формирование экологического мировоззрения как части патриотического, национального и регионального самосознания, экологизация
художественной, валеологической, бытовой культуры.
Начинать формировать экологическое мировоззрение необходимо уже в дошкольном возрасте (К.Д. Ушинский, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Т.В. Христовская, И.А. Комарова и др.). Как отмечает С.Н. Николаева, дошкольный возраст сензитивен к восприятию информации об окружающей природе. В период дошкольного детства происходит приобщение к природе, ребёнок познаёт её богатство и разнообразие красок и форм. На основе знаний возникает понимание, что всё живое, в том числе и человек, имеет свои характерные потребности, которые удовлетворяются только при наличии соответствующих условий в среде обитания, пригодной для природного организма[33, с.14-17].
У ребенка необходимо формировать первоначальные экологические представления, воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому, окружающему нас, вырабатывать осознанно -правильное отношение к природе. Всего этого можно добиться, осуществляя тесный контакт и внедряя различные формы взаимодействия ребенка с природой.
В России в 90-х годах в значительном количестве создавались парциальные программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: например, А. Вересова разработала программу «Мы
земляне», Е. Рылеева - «Открой себя», Н.А. Авдеева и Г.Б. Степанова разработали программу «Жизнь вокруг нас», Ж.Л. Васякина-Новикова составила программу «Паутинка», В.И. Ашиковым и С.Г. Ашиковой была написана программа «Семицветик», С.Н. Николаева - «Юный эколог» и др.
В процессе анализа педагогической литературы и педагогического опыта определилось противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края и недостаточной разработанностью педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у детей 5 - 6 лет представлений о растениях родного края.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 5 - 6 лет представлений о растениях родного края.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края возможно при следующих педагогических условиях:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- использование метода моделирования для формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- включение моделирования в содержание совместной деятельности педагога с детьми.
Задачи исследования:
1. Произвести анализ психолого-педагогических исследований раскрыть, чтобы дать характеристику процессу формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края, изучить степень разработанности этой проблемы на современном этапе.
2. Определить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
3. Провести экспериментальную проверку эффективности педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
Чтобы решить данные задачи нами были использованы следующие методы исследования: теоретические- анализ педагогической литературы; эмпирические- психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились положения: концепция непрерывного экологического образования детей (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.), концептуальный подход к определению содержания экологического образования (Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, Л.И. Понамарева, Н.А. Рыжова); положение Л.А. Венгера о наглядном моделировании, как общей интеллектуальной способности.
Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей метода моделирования в формировании у детей 5 -6 лет представлений о растениях родного края; определении показателей и уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
Теоретическую значимость в исследовании составляет описание содержательных характеристик уровней сформированности у детей 5 - 6 лет представлений о растениях родного края.
Практическую значимость в исследовании составляет возможность использования результатов педагогического исследования воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
1. В настоящее время в Самарской области реализуется Концепция экологического развития, направленная на оценку экологического состояния региона и на обеспечение процессов устойчивого экологического развития Самарской области в целом. В рамках данной концепции реализуется региональный компонент - формирование экологического мировоззрения, начиная уже с дошкольного возраста (К.Д. Ушинский, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Т.В. Христовская, И.А Комарова и др.). Ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Именно моделирование, как наглядно-практический метод обучения дошкольников представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей в процессе построения модели.
2. Выделены показатели уровня сформированности у детей 5 -6 лет представлений о растениях родного края, на основе которых определены результаты констатирующего эксперимента. Констатирующий этап исследования выявил у детей экспериментальной и контрольной групп три уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края высокий (8 % испытуемых ЭГ и 15 % испытуемых КГ), низкий (47 % испытуемых КГ, 62 % испытуемых ЭГ); средний (38 % испытуемых КГ, 30 % испытуемых ЭГ).
3. Нами установлено, что формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края возможно при следующих педагогических условиях:
- обогащение предметно - развивающей среды, обеспечивающей формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- использование метода моделирования для формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- включение моделирования в содержание совместной деятельности педагога с детьми.
4. В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края по всем выделенным показателям: в
экспериментальной группе (низкий уровень - 0 %, средний уровень - 70 % испытуемых, высокий уровень - 30 % группы); в контрольной группе результаты изменились, но не так значительно (низкий уровень - 23 %, средний - 62 %, высокий - 15 %).
1. В настоящее время в Самарской области реализуется Концепция экологического развития, направленная на оценку экологического состояния региона и на обеспечение процессов устойчивого экологического развития Самарской области в целом. В рамках данной концепции реализуется региональный компонент - формирование экологического мировоззрения, начиная уже с дошкольного возраста (К.Д. Ушинский, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Т.В. Христовская, И.А Комарова и др.). Ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Именно моделирование, как наглядно-практический метод обучения дошкольников представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей в процессе построения модели.
2. Выделены показатели уровня сформированности у детей 5 -6 лет представлений о растениях родного края, на основе которых определены результаты констатирующего эксперимента. Констатирующий этап исследования выявил у детей экспериментальной и контрольной групп три уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края высокий (8 % испытуемых ЭГ и 15 % испытуемых КГ), низкий (47 % испытуемых КГ, 62 % испытуемых ЭГ); средний (38 % испытуемых КГ, 30 % испытуемых ЭГ).
3. Нами установлено, что формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края возможно при следующих педагогических условиях:
- обогащение предметно - развивающей среды, обеспечивающей формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- использование метода моделирования для формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- включение моделирования в содержание совместной деятельности педагога с детьми.
4. В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края по всем выделенным показателям: в
экспериментальной группе (низкий уровень - 0 %, средний уровень - 70 % испытуемых, высокий уровень - 30 % группы); в контрольной группе результаты изменились, но не так значительно (низкий уровень - 23 %, средний - 62 %, высокий - 15 %).
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ РОДНОГО КРАЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В АСПЕКТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ
РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ РАСПОЗНАЮЩИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



