Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты теоретического исследования психологических особенностей готовности личности к браку 9
1.1 Теоретические подходы к изучению психологической готовности личности к браку 9
1.2 Основные структурные компоненты готовности личности к браку 19
Глава 2 Организация условий для создания психологической готовности личности к браку 28
2.1 Психологические факторы готовности личности к браку 28
2.2 Практические рекомендации по формированию положительной мотивации личности к браку 35
Заключение 42
Список используемой литературы 46
Актуальность исследования. В современной действительности наблюдается тенденция увеличения числа разводов, не только в России, но и во всем мире. Молодые люди зачастую не стремятся к созданию брака в обычном его понимании - зарегистрированные отношения и создание здоровой нормальной семьи, которая имеет одного и более детей.
Большинство людей сегодня не стремятся к браку, а пытаются реализоваться в карьере, особенно это выражено среди девушек, что, безусловно, сказывается негативно на институте брака.
Во многом далеко не каждый сегодня после завершения учебы в вузе или среднем профессиональном учебном заведении готов к вступлению в брак, современные молодые люди достаточно поверхностно представляют себе особенности взаимоотношений людей в браке.
Следовательно, считаем необходимо особое внимание уделить семейным ценностям, укреплению семейных традиций, формированию здоровой молодой семьи, в которой каждый из супругов имеет высокую степень удовлетворенности браком и устойчивую психологическую готовность к браку.
При этом в последние годы наблюдается негативная тенденция таких явлений в социуме, как увеличение числа разводов, особенно среди молодых семей, что, достаточно часто происходит по причине не готовности личности к брачно-семейным отношениям.
В связи с этим, очень важно изучать вопросы, связанные с формированием психологической готовности личности к супружеству. Если у будущих супругов сформированы необходимые психологические особенности, тогда их брак будет более крепким и счастливым.
Готовность к браку подразумевает исполнение не только определенных обязанностей или удовлетворения потребностей, но и необходимость взять ответственность за семью, проявление эмоциональной близости, поддержка друг друга в разных жизненных обстоятельствах, уважение и многое другое.
Проблема формирования готовности личности к браку является достаточно значимой, поскольку при активном изучении данного вопроса, можно сформировать необходимые качества личности для функционирования нормальной здоровой семьи.
Вопросами исследования психологических особенностей готовности личности к браку занимались многие исследователи: Е.И. Зритнева, И.В. Гребенников, Е.С. Калмыкова, С.В. Ковалев, В.П. Кравец, П.А. Решетов, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Обозова, В.А. Сысенко, Б.Ю. Шапиро, С.И. Голод, Л.Б. Шнейдер и другие.
Многие исследователи, такие как М.В. Бучайцкая, А.В. Воронина, А.Е. Созонов, Э. Динер, М. Селигман и другие говорят, что степень благополучности брака во многом определяется такими психологическими особенностями личности как жизненные ориентации личности, стратегии поведения личности.
Вопросами исследования готовности личности к браку до создания официальных брачных отношений занимались О.Ф. Ковалева, Е.И. Зритнева и другие.
Вопросами влияния семейных отношений на процесс создания брака занимались А.Н. Обозова, Е.С. Калмыкова, В.А. Сысенко, Б.Ю. Шапиро, и другие.
Изучением мотивационно-смысловой готовности вступления личности в брак занимались Е.В. Волченкова, Н.Ю. Ярыгина, Н.А. Камнева и другие.
В результате в психологической литературе представлены работы, направленные на исследование психологических качеств личности, их субъективных характеристик, влияющих на благополучие брака в целом, однако недостаточно исследованы современные условия, факторы, влияющие на психологические особенности готовности личности к браку, поэтому считаем, что в данном вопросе есть ряд направлений, которые необходимо исследовать.
Кроме того, в психологических исследованиях раскрыты особенности удовлетворенности личности браком, достаточно широко представлена проблема формирования высокого уровня удовлетворенности браком среди супругов, представлено достаточно работ по направлению психологического консультирования семейных пар, семейных конфликтов, однако вопрос исследования психологической готовности личности к браку еще не достаточно изучен. Особенно это касается современных молодых семей, которые сталкиваются с рядом социальных, нравственно-этических противоречий.
В данной работе предпринята попытка качественного анализа психологических особенностей готовности личности к браку.
В результате исследование вопросов психологических особенностей готовности личности к браку будет способствовать:
• развитию и формированию осознания морально-нравственных ценностей семьи;
• понимание ценностей семьи - материнства, отцовства, понимания, что такое домашний очаг, как сформировать семейный уклад и так далее.
Таким образом, изучение психологической готовности личности к браку является очень значимым и актуальным исследованием. Рассматривая проблемы развития брака в современном обществе, наблюдается тенденция снижения в социуме престижа семьи, искажения в ценностных ориентациях молодых людей к браку в целом.
Нередко для личности процесс неблагоприятного эмоционально-психологического климата в семье создает прочный фундамент для того, чтобы не иметь желания создать свою семью и вступить в брак. Важно, чтобы личность вступала в брак осознанно, взвешенно, понимая и принимая уровень ответственности за себя и за свою будущую семью. При этом важно, чтобы будущая супружеская пара была хотя бы частично знакома с трудностями и проблемами, которые могут возникнуть в семейных отношениях.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации психологических особенностей готовности личности к браку, что будет способствовать дополнению теоретических знаний в области семейной психологии.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в работе представлены направления психолого-педагогической работы по формированию у молодых людей психологической готовности к браку.
В наше время очень важно сохранить традиционные устои семьи, сформировать у молодого поколения стойкое желание создать семью, рожать детей и развивать другие важные ценности семьи и семейного воспитания.
Сегодня этого очень не хватает в молодой среде, поскольку средства массовой информации, используя любые формы коммуникации с современной молодежью всеми силами пропагандируют отвращение к семейных ценностям, низкую культуру взаимоотношений мужчины и женщины. Все эти аспекты не могут не затронуть молодое поколение и, безусловно, существенно подтачивают морально-нравственные устои современного молодого поколения.
Считаем необходимым обратиться именно к психологическим особенностям готовности личности к браку, подразумевая, что в брак необходимо вступать осознанно, уверенно, имея на сегодня не только материальные ценности для того, чтобы обеспечить семью, но имея и определенный сформированный мотивационно-смысловой комплекс готовности к браку.
В результате считаем выбранную тему достаточно актуальной и необходимой для исследования.
Представленные практические рекомендации позволят при работе с молодыми людьми по формированию психологической готовности к браку, разобрать важные вопросы, касающиеся будущей семейной жизни, что позволит сформировать правильные мотивы и установки к заключению брака.
Объект исследования: готовность личности к браку.
Предмет исследования: психологические особенности готовности личности к браку.
Цель работы: изучить психологические особенности готовности личности к браку, представленные в научной литературе.
Задачи:
• раскрыть теоретические подходы к изучению психологической готовности личности к браку;
• охарактеризовать основные психологические причины неготовности личности к браку;
• описать психологические условия готовности личности к браку;
• разработать практические рекомендации по формированию положительной мотивации личности к созданию брака.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• качественный анализ психологических особенностей готовности личности к браку, представленных в научной литературе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименований). Объем работы 50 страниц.
Процесс готовности личности к браку является важной составляющей в системе воспитания молодежи. В современных складывающихся условиях особое значение имеет исследование психологической готовности личности к браку, к предстоящей супружеской жизни.
Сегодня, как мы наблюдаем из исследований, к большому сожалению, увеличивается число разводов, усугубляются семейные проблемы в обществе в связи с непредвиденными жизненными ситуациями, например, серьезный урон, в том числе и институту брака нанесла нынешняя короновирусная инфекция.
Поскольку находясь в изоляции, теряя финансовое положение в обществе, проблематика в связи с очным обучение детей в школе, невозможность свободно передвигаться по миру. Все это влечет за собой негативные условия для формирования нежелания молодых людей к вступлению в брачный союз.
Развитие ценностных ориентаций и их формирование как раз завершается в периоде юности и ранней молодости, поэтому очень важно сформировать психологические особенности готовности личности к супружеским отношениям задолго до брака.
В результате для формирования психологической готовности личности к браку необходимо организовывать в школах, техникумах, вузах комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование и развитии положительных установок по созданию семьи, о правильном воспитании детей, важно оказывать помощь в проблематике брачно-семейных отношений, организовывать психологическое сопровождение, консультирование по данному вопросу.
В результате теоретического анализа психологических аспектов по выявлению психологических особенности готовности к браку, к супружеской жизни, было определено, что к основным направлениям готовности к брачному союзу относятся:
• физическое направление;
• социальное направление;
• этическое направление;
• экономическое направление;
• сексуальное направление;
• психологическое направление.
В результате теоретического анализа выявлено определение готовности личности к браку, под которым понимается социально-психологическое образование, которые соединяет ценности института семьи.
Было выявлено, что процесс готовности личности к браку необходимо исследовать задолго до вступления в супружеские отношения (Н.М. Галимова, О.Ф. Ковалева, Е.И. Зритнева).
В результате качественного анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были определены психологические особенности готовности личности к браку. К ним относятся:
• адекватные представления молодых людей о создании брака (И.В. Гребенников и С.В. Ковалев);
• психологические установки (П.А. Решетов, Д.Н. Узнадзе);
• личностное развитие (Г. Крайг, Э. Эриксон, Г.С. Абрамова);
• семейные отношения и семейная атмосфера, в которой воспитывается личность (А.Н. Обозова, Е.С. Калмыкова, В.А. Сысенко, Б.Ю. Шапиро, Р. Уинч).
Выявлено, что процесс готовности личности к браку определяется системой социальных и психологических установок личности (Н.В. Малярова); ролевыми ожиданиями и установками личности (А.Н. Волкова); удовлетворением потребностей личности (Р.Ф. Уинч, Р. Сетнер).
Кроме того, выявлены мотивы вступления личности в брак, к ним относятся: чувство долга, внешние данные, интимное удовлетворение, жалость, благодарность (Б.Ю. Шапиро).
В результате качественного анализа психолого-педагогических исследований в области изучения психологических особенностей готовности личности к браку, было определено, что готовность к браку представляет собой интегральную категорию. Она включает формирование определенного нравственно-этического комплекса личности к готовности вступить в брачный союз. Очень важным аспектом в данном направлении является формирование у личности системы обязанностей и готовности к супружеской жизни.
Кроме того, важно подготовить личность к межличностному взаимодействию, личность необходимо заранее подготовить процесс взаимодействия в семье со своим супругом или супругой.
Если не прорабатывать проблемы на берегу, то есть до вступления отношений в браке, то, особенно в молодых семьях возникают серьезные психологические проблемы, связанные с неумением и неготовностью разрешить конфликтную ситуацию в семье, что может привести даже к потере семьи и разводу.
Важно также прорабатывать комплекс качеств, касающихся эмпатии и взаимного принятия партнеров в браке. Формирование высокого уровня эстетической культуры личности, развитие ее морально-нравственных качеств - все это будет способствовать конструктивному поведению личности в браке.
В работе представлены основные направления работы по формированию психологической готовности личности к браку.
Для реализации психолого-педагогической работы, направленной на формирование психологической готовности личности к браку, предлагается использование следующих форм работы: беседы, собрания, лекции, классные часы, лектории, тематические занятия, организация выставок, организация праздников.
При разработке практических рекомендаций в работе были исследованы особенности мотивов вступления в брак. Так в результате теоретического анализа было выявлено, что к основополагающим мотивам вступления личности в брак являются:
• мотив брака для удовлетворения основных потребностей личности (куда мы включаем и социальные ожидания и бытовые и интимно-личностные потребности и материальные и т.д.);
• психологические проблемы личности, мотивирующие ее на брак (желание отмстить, чувство одиночества, проблемы в детско- родительских отношениях, чувство неполноценности и т.д.);
• одним из главных мотивов вступления в брак предполагаем брак по взаимной любви, уважению и согласию, именно формирование данного типа мотивации для благополучного брака считаем необходимым развивать у молодых людей.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов. М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. 624 с.
2. Андреева Т. В. Психология семьи: учебное пособие / Т. B. Андреева. 3-е изд., перераб. и доп. Москва ; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. 346 с.
3. Антонов A. В. Кризис института брака в современной России: реальность или вымысел? / А. В. Антонов, А .Г. Лактюхина // Вопросы статистики. 2015. № 7. С. 21-31.
4. Бурмистрова Е. А. Современная семья: психология отношений / Екатерина Бурмистрова, Михаил Бурмистров. - 2-е изд. Москва : ДАРЪ, 2017. 543 с.
5. Векилова С. А. Психология семьи: учеб. и практикум для вузов / C. А. Векилова. М. : Юрайт, 2020. 308 с.
6. Верб Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л. Я. Верб. М. : Питер, 2017. 256 с.
7. Волченкова Е. В. Классификация и характеристика мотивов вступления в брак. Киров : Вятский государственный гуманитарный университет. 2014. №2 (34). С. 31-36.
8. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. СПб. : ТОО ТК Петрополис, 1998. 272 с.
9. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. институтов / И.В. Гребенников. М. : Просвещение, 1991. 158 с.
10. Дубровина И. В. Проблемы психологической готовности студенческой молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. 2015. №4. С. 146-161.
11. Дьяченко М. И. Психологический словарь, справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск. : АСТ, 2001. 573 с.
12. Евграфова Ю. А. Готовность к браку современной молодежи / Ю. А. Евграфова, Т. Н. Черникова // XVIII Международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, Пензенский гос. ун-т. Пенза, 2014. С. 425 - 427.
13. Ерина И. А. Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям // Гуманитарные науки. 2018. №4 (44). С. 135-139.
14. Жедунова Л. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования, 2-е изд., пер. и доп. : учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Жедунова. М. : Юрайт, 2017. 348 с.
15. Заиграева Н. В. Актуальные проблемы подготовки современной молодежи к семейной жизни // Современные проблемы высшего образования: материалы VII Международной научно-методической конференции. Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2015. С. 223-228.
...