Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика мер пресечения в системе уголовно-процессуального принуждения 8
1.1 Понятие и система уголовно-процессуального принуждения 8
1.2 Система мер пресечения и основания их применения 19
Глава 2 Отдельные меры пресечения в уголовном процессе России 25
2.1 Содержание под стражей, как исключительная мера пресечения 25
2.2 Применение мер пресечения, альтернативных заключению под стражу 34
2.3 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым 47
Глава 3 Актуальные проблемы применения мер пресечения в современном уголовном процессе в Российской Федерации 51
3.1 Законодательные вопросы регламентации мер уголовно-процессуального принуждения в УПК РФ 51
3.2 Проблемы практики применения отдельных мер пресечения в уголовном процессе 63
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 73
Актуальность темы исследования. В настоящее время в Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства определяется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 No 174-ФЗ, который основан на Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 года.
Как известно, вышеуказанными нормативно-правовыми актами уголовно-процессуального законодательства, среди прочего, органы предварительного расследования наделены правом применять в установленном порядке меры принуждения к участникам уголовного судопроизводства в целях наиболее эффективного и действенного достижения целей такого судопроизводства. Среди таких мер, особо выделяются меры пресечения, которые применяются исключительно к подозреваемому, обвиняемому или подсудимому.
Одновременно с тем, что меры пресечения призваны максимально эффективно и действенно обеспечить исполнения перечисленными участниками их обязанностей, предупредить или пресечь возможные действия последних, направленные на незаконное противодействие расследованию преступления, судебному рассмотрению дела, исполнению приговора и т.п., последние являются легальным (законным) способом полного или частичного ограничения гражданских прав и свобод перечисленных участников уголовного процесса. Причём речь идёт о конституционных, то есть о наиболее значимых и ценных правах и свободах таких лиц: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции), право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции), право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в соответствии с законом (ст. 27 Конституции) и прочие права и свободы.
То обстоятельство, что применение меры пресечения к подозреваемому, обвиняемом или подсудимому неизбежно приводит к ограничению его основополагающих конституционных прав и свобод, обуславливает необходимость построение максимально действенной и эффективной правовой конструкции и правового механизма применения каждой из существующих на данный момент мер пресечения, для чего необходимо постоянное изучение и исследование данного вопроса.
При этом, отдельное внимание среди существующих мер пресечения следует уделить таким мерам пресечения, как заключение под стражу, домашний арест и залог. Так, извечной проблемой уголовного процесса, с позиции правозащитников, является чрезмерное доминирование среди мер пресечения именно заключения под стражу. В свою очередь, домашний арест и залог, являются возможными альтернативами заключения под стражу и, в то же время, несравненно более гуманными. В связи с этим, комплексное исследование правового регулирования данных мер и других альтернативных им мер пресечения, в том числе в отношении несовершеннолетних, является одним из способов построения эффективного и действенного баланса между соблюдением интересов органов предварительного расследования и прокурора (стороны обвинения) и стороны защиты.
Учитывая вышеизложенное, актуальность избранной темы исследования обусловлена постоянной необходимостью поиска путей и способов совершенствования правового регулирования применения судами мер пресечения как разновидностей мер процессуального принуждения.
Степень исследования темы. Стоит отметить, что различные вопросы, связанные с применением мер уголовного-процессуального принуждения, мер пресечения постоянно привлекают внимание учёных, предметно исследуются как на монографическом, диссертационном уровне, так и на уровне отдельных научных публикаций. Среди российских учёных, которые в последние годы уделяли предметное внимание рассматриваемой теме, можно выделить следующих: А.С. Александров, Н.А. Андронник, Г.В. Абшилава, В.М. Быкова, С.А. Баранова, В.М. Баранова, К.Т. Бабаева, И.П. Гладышева, М.О. Боева, В.И. Щукина, Р.А. Боташева, В.П. Божьева, Е.Г. Васильева, Д.А. Воронова, А.Е. Григорьева, А.С. Дежнева, Д.А. Долгушина, Ю.В. Ендольцеву, А.А. Козлова, Ю.А. Ковтун,Р.М. Шевцова, Д.Н. Рудова, А.С. Картеникова, К.А. Арзамасцева, С.В. Колосоква, С.М Фетищева, Н.А. Колоколова, Л.И. Даньшину, О.А. Максимова, Р.В. Ярцева и других.
Перечисленными учёными затрагивались различные проблемные вопросы, от общетеоретических концепций применения мер пресечения, поиска путей и способов упрощения применения различных мер принуждения (мер пресечения), решения проблем опеки и попечения несовершеннолетних или малолетних детей, которые остаются без попечения при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, решения проблем поиска оптимальных оснований для избрания различных мер пресечения, особенностях применения мер пресечения по делам о преступлениях экономической направленности, проблемам и недостаткам применения уголовно-процессуального законодательства о мерах пресечения в практической деятельности следственно-судебных органов и т.п.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между участниками уголовного судопроизводства в процессе избрания и применения мер пресечения в уголовном процессе РФ.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих основания применения, порядок избрания и виды мер пресечения в уголовном процессе РФ, а также правоприменительная практика.
Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является поиск путей и способов совершенствования уголовно-процессуального законодательства в части правового регулирования применения мер пресечения как разновидностей мер уголовно-процессуального принуждения.
В соответствии с поставленной целью исследования, определены её следующие задачи:
- определить понятие и систему мер уголовно-процессуального принуждения;
- охарактеризовать систему мер пресечения и основания их применения;
- определить содержание под стражей, как исключительная мера пресечения;
- охарактеризовать применение мер пресечения, альтернативных заключению под стражу;
- проанализировать присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
- исследовать законодательные вопросы регламентации мер уголовно-процессуального принуждения в УПК РФ;
- рассмотреть проблемы практики применения отдельных мер пресечения в уголовном процессе.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами данного исследования в нём используются совокупность методов научного познания. Главным в этой системе выступает общенаучный диалектический метод, в рамках которого были применены такие приёмы познания, как анализ и синтез, абстракция и восхождение от абстрактного к конкретному. Так же, широко применяется логический метод, суть которого заключается в выявлении внешних признаков правовых явлений, их отличия друг от друга, установлении классификаций, создании логических конструкций на базе законодательных (легальных) понятий и определений. Историко-правовой метод применяется для изучения становления и дальнейшего развития современной законодательной концепции участия адвоката в уголовном процессе.
Структура дипломной работы. Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В результате написания данной дипломной работы, была достигнута её цель, а именно, в результате произведённого исследования разработаны дальнейшие предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в части применения мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста, что позволило сделать следующие выводы и предложения:
а) Мера пресечения - это уголовно-процессуальная мера принудительного воздействия, применяемая на основаниях и в порядке, установленном УПК, дознавателем, следователем и судом в отношении обвиняемого (подозреваемого) и которая заключается в установлении для последнего временных ограничений или лишения прав и свобод, в целях недопущения возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, препятствовать производству по уголовному делу, а также, в целях обеспечения исполнения возможного приговора. Сущностной характеристикой меры пресечения является то, что она носит обеспечительный характер и направлена на создание надлежащих условий для выполнения обязанностей возложенных на подозреваемого или обвиняемого при условии, что возникли риски невыполнения указанными участниками таких обязательств. Данные риски, в случае их воплощения, существенно затруднят установление истины по уголовному делу, могут привести к невозможности отправления правосудия, привлечения лица к уголовной ответственности, к уничтожению доказательств, оказанию незаконного влияния на свидетелей и других участников и прочим негативным последствиям, которые или существенно затрудняют, или делают невозможными достижения целей уголовного судопроизводства в целом.
б) В настоящее время существуют определённые проблемы, прежде всего с практикой применения мер пресечения, в том числе, в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, разрешение которых возможно только путём деятельности Верховного суда по систематизации обобщению наработанного опыта правового регулирования и выработке, на этой основе, соответствующих рекомендаций по применению мер пресечения. Кроме уже наработанного собственного правового опыта по применению рассматриваемых мер пресечения, целесообразно рассматривать и перенимать уже сформированные стандарты и правоприменительный опыт зарубежных государств.
в) В качестве характеризующих признаков заключения под стражу как меры пресечения можно назвать её действенность и, одновременно с этим, максимально возможную строгость применительно к лицу, заключаемому под стражу. Специфическая способ реализации данной меры пресечения – временно лишить лица свободы, изолировав от общества, осуществлять круглосуточный контроль за ним и за его местонахождением посредством функционирования системы следственных изоляторов.
г) Существуют два основных подхода к определению эффективности меры пресечения (в том числе, заключения под стражу). Первый из них предполагает обратить внимание исключительно на то, насколько он действенно, с какой гарантией удастся достичь целей применения меры пресечения, если её применить. В этом плане первенство, бесспорно, принадлежит только заключению под стражу.
д) Заключение под стражу – это наиболее действенная мера пресечения в уголовном процессе, предоставляющая максимально возможную гарантию достижения своих целей способом временной изоляции лица от общества и постоянного контроля над его поведением, применение которой, так же связано с существенными ограничениями важных конституционных прав личности, что обуславливает необходимость экономии данной меры уголовно-репрессивного характера и существенными экономическими затратами государства.
е) Залог в качестве меры пресечения в уголовном процессе можно определить, как меру пресечения воспитательно-экономического характера, которая заключается в оказания воздействия на сознание подозреваемого путём заключения с последним договорённостей о соблюдении возложенных на подозреваемого (обвиняемого) обязательств под угрозой обращения имущества, внесённого в залог в доход государства. Отличительной чертой залога от других мер пресечения, прежде всего от заключения под стражу и домашнего ареста, является то, что она обеспечивается не физической невозможностью подозреваемого или обвиняемого нарушить взятые на себя обязательства (в силу постоянно нахождения под стражей или по месту жительства), а силой воли и сознанием самого лица, «стимулом» для которого является сохранение имущества внесённого в качестве предмета залога.
ж) Институту залога свойственно комплексное правовое регулирование, прежде всего нормами УПК РФ, а в ряде ситуаций и нормами ГК РФ и другими законодательными актами, регулирующими вопросы относительно правовых режимов и обороноспособности конкретных видов имущества. В случае конкуренции норм, приоритет имеют положения УПК. Кроме того, чтобы залог как мера пресечения соответствовал своему назначению и был результативен, сумма залога не может быть меньше суммы причиненного ущерба в результате преступления. В-третьих, суд должен самостоятельно решать, какая сумма для залогодателя будет адекватной, чтобы она были доступна для него и одновременно была существенной, чтобы обеспеченность беспрепятственное производства по уголовному делу.
з) Целесообразно отказаться от доминирующего в правовой доктрине канона, согласно которого в отношении одного лица в рамках одного уголовного дела может быть избрана только одна мера пресечения. Для этого, считаем необходимым внести корректировки в ч. 1 ст. 97 УПК РФ, дополнив соответствующим указанием на возможность избрания в отношении обвиняемого, подозреваемого одной или нескольких мер пресечения. Исключение должно составлять заключение под стражу как наиболее строгая мера пресечения сочетание которой с иными нецелесообразно и на практике не применимо. Вопрос же о необходимости сочетания других мер пресечения, соответственно, должен быть отнесён к компетенции дознавателя, следователя или суда. Для примера, это будет означать что в отношении лица может быть избрана соответственно мера пресечения в виде домашнего ареста и залога.
и) Применение меры пресечения в виде домашнего ареста по своей сути и содержанию имеет много общего с процедурой применения заключения под стражу. Обе они рассматриваются в судебном порядке по ходатайству стороны обвинения. К обеим мерам пресечения установлены ограничения для применения данной меры пресечения к преступлениям, за которые не предусмотрено назначение наказания в виде лишения свободы и т.п. Кроме того, обозначенные меры пресечения связаны с ограничением права на свободу передвижения. Различия заключаются только в степени ограниченности указанного права и в более «облегчённом» режиме пребывания лица под домашним арестом.
к) Главной отличительной чертой домашнего ареста от заключения под стражу является «вариативность» первого и, соответственно, неизменность содержания второго. Если в случае с домашним арестом, суд может самостоятельно регулировать «жёсткость» условий содержания лица под домашним арестом (время нахождения по месту жительства, возможность использования средств связи, возможность осуществления трудовой деятельности и т.п.), то в случае с заключением под стражу, это невозможно.
л) В целях совершенствования правового регулирования применения домашнего ареста, считаю необходимым внести следующие изменения в УПК РФ:
1) дополнить ч. 8 ст. 105.1 УПК РФ положением о том, что для обеспечения исполнения обвиняемым запретов и ограничений суд может изъять паспорт у обвиняемого. Данное нововведение необходимо в виду явных проблем с обеспечением технического контроля за исполнением домашнего ареста, поскольку, до настоящего момента, отсутствует полноценная система предупреждения выезда подследственных и подсудимых, за пределы государства. В связи с этим, есть потребность в реализации простого, но эффективного средства «фиксации» обвиняемого хотя бы в пределах уголовно-процессуального законодательства;
2) дополнить ч. 8 ст. 105.1 УПК РФ указанием на то, что в случае избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, которая подразумевает ограничение в свободе передвижения в части запрета покидать территорию РФ, соответствующая информация должна передаваться в Службу пограничной охраны ФСБ РФ. В таком случае, возможность пересечь границу у подозреваемого (обвиняемого) в направлении «выезд» будет только в случае наличия соответствующего письменного разрешения дознавателя, следователя или суда. Возможно также организация обмена информацией между следственными подразделениями и пограничной службой в электронной форме посредством защищённых каналов передачи информации, что существенно ускорит и упростит данный процесс;
3) орган предварительного расследования должен быть наделён полномочием скорректировать во внесудебном порядке в сторону послабления режима домашнего ареста (но не его отмены). Судебный контроль в данном случае нецелесообразен.
Предлагается следующая редакция ч. 2 ст. 105 УПК РФ:
«2. Основанием для избрания данной меры пресечения, кроме несовершеннолетнего возраста лица, в отношении которого она избирается, являются согласие лиц, перечисленных в части первой настоящей статьи, принять не себя соответствующие обязанности, а также объективная возможность контроля за поведением несовершеннолетнего со стороны указанных лиц, его способность к воспитательному воздействию, наличие у таких лиц авторитета, позволяющего влиять на поведение несовершеннолетнего лица.
Перед избранием данной меры пресечения, при получении от лиц, указанных в части первой настоящей статьи согласия на присмотр за несовершеннолетним, лицо в производстве, которого на момент избрания меры пресечения находиться уголовно дело (дознаватель, следователь, прокурор или суд), разъясняет лицам, указанным в части первой настоящей статьи, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру».
1. Александров А.С. Проблемы применения ареста в отношении
предпринимателей // Уголовный процесс. - 2011. - No 1. - С. 62-69.
2. Александров А.С. Домашний арест: критика предложений МЮ РФ
по изменению статьи 107 УПК РФ // Актуальные проблемы уголовного
судопроизводства. Избрание меры пресечения судом: науч.-практ. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под
ред. Н.А. Колоколова. М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - С. 224-237.
3. Александров А.С. Домашний арест как мера в уголовном процессе //
Уголовное право. – 2012. – No 2. – С. 52 – 54.
4. Александров А.С. Домашний арест как мера пресечения в уголовном
процессе: обновленный вид, проблемы — старые // Уголовное право. 2012.
N 2. С. 82-89.
5. Абшилава Г.В. Согласительные процедуры в уголовном
судопроизводстве Российской Федерации: монография. М. : Юрлитинформ,
2012. - 456 с.
6. Апелляционное постановление Верховного суда Удмуртской
Республики от 27.05.2014 по делу N 22-1346/14 // URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOPV&n=185471&d
st=100033 (дата обращения: 15.11.2018).
7. Апелляционное постановление Нижегородского городского суда от
10.05.2018 No 10-8583/2018// URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOCN&n=997151&
dst=100044 (дата обращения: 17.05.2021).
8. Бойков А.Д. Новый УПК Российской Федерации, его правовая и
криминологическая характеристика // Научно-практическая конференция
«Правовая и криминологическая оценка нового УПК РФ» // Государство и
право. 2002. No 9.
9. Балтабаев К.Т. Домашний арест в уголовном судопроизводстве
Республики Казахстан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Караганда, 2001. –
28 с.
10. Баев М.О., Щукин В.И. Проблемные вопросы установления
оснований для избрания меры пресечения // ППД. 2017. No 3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-ustanovleniya-osnovaniy-
dlya-izbraniya-mery-presecheniya (дата обращения: 24.11.2018).
11. Баранов С.А. Цели применения меры пресечения в виде залога в
современном уголовном процессе // Бизнес в законе. 2009. No 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-primeneniya-mery-presecheniya-v-vide-
zaloga-v-sovremennom-ugolovnom-protsesse (дата обращения: 15.11.2018).
12. Баранов С.А. О понятии мер пресечения в российском уголовном
процессе // Вестник ПАГС. 2008. No4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-
ponyatii-mer-presecheniya-v-rossiyskom-ugolovnom-protsesse-1 (дата
обращения: 24.11.2018).
13. Воронов Д.А. Домашний арест как мера безопасности: состояние и
перспективы развития / Д.А. Воронов // Известия Алтайского
государственного университета. – 2013. – No 2 (78). – С. 86–89.
14. Воронов Д.А. Меры уголовно-процессуального принуждения как
средства обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства:
монография / Д.А. Воронов; под ред. Б.Б. Булатова. – Барнаул, 2010.
15. Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения.
Уфа : РИО БашГУ, 2003. С. 92.
...