Психологические особенности готовности личности к браку в зависимости от опыта брачных отношений
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы психологической готовности личности к браку 8
1.1 Понятие брака и брачных отношений в социально-психологических исследованиях 8
1.2 Факторы готовности к браку 17
1.3 Особенности личности, демонстрирующие готовность к
осознанному браку 22
Глава 2 Эмпирическое исследование психологической готовности личности к браку в зависимости от опыта брачных отношений35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Обработка результатов и интерпретации психологической
готовности к браку респондентов 39
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию
готовности к браку 48
Заключение 56
Список используемых источников 59
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы психологической готовности личности к браку 8
1.1 Понятие брака и брачных отношений в социально-психологических исследованиях 8
1.2 Факторы готовности к браку 17
1.3 Особенности личности, демонстрирующие готовность к
осознанному браку 22
Глава 2 Эмпирическое исследование психологической готовности личности к браку в зависимости от опыта брачных отношений35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Обработка результатов и интерпретации психологической
готовности к браку респондентов 39
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию
готовности к браку 48
Заключение 56
Список используемых источников 59
Актуальность исследования. По данным Росстата, в 2021 году в нашей стране было заключено 923 553 браков, а расторгнуто - 644 207 [22]. Таким образом, разводы в прошлом году составили 70 % от числа зарегистрированных браков.
Изучение психологической готовности к браку в зависимости от опыта брачных отношений, является, актуальным, в связи с изменениями, происходящими в современном мире. Данные изменения касаются отношения роли семьи, а также брака в жизни человека.
Это довольно существенное число, говорящее нам о множестве проблем, встречающихся в браке. И прежде всего, о неготовности людей, вступивших в брак, к самому браку. Поскольку известно заранее, что брачный союз заключается с человеком, отличным от партнёра, он, этот союз, подразумевает терпимость к личности партнёра, способность уживаться, идти на компромиссы, воспринимать конфликты как этапы развития, а не разрушения, отношений.
Однако на такие действия способны люди, которые осознают ценность брачных отношений, которым известна, что брак - это тернистая дорога, у которых есть некий опыт добрачного знакомства с своим партнёром и решение заключить с ним брак основано на брачном целеполагании, мотивационной и ценностной составляющих.
Проблемой исследования является тот факт, что уже давно есть различные методы исследований готовности личности к браку, есть ряд работ, посвящённым изучению этого состояния, но в то же время не уделяется должного объёма внимания и времени со стороны образовательных организаций любого рода на просвещение желающих вступить в брак, на предмет многообразия жизненных перипетий, с которыми они столкнуться в браке. Другой проблемой является то, что методологический материал для тестирования, обследования, рекомендаций, тренингов и прочий материал с течением времени совершенствуется и требуется его обновление.
Новизна исследования: На основании использованного материала, мы пришли к выводу, что основными факторами, влияющими на психологическую готовность к браку, являются возраст человека, его половая принадлежность, наличие постоянного партнера и опыт совместной жизни с партнером.
А также выявление мотивов и ценностей брака для вступающих в брачные отношения могут прояснить их «сильные» и «слабые» стороны и выстроить обучающий материал так, что позволит раскрыть важные слабые связи партнёров сделать более динамичными, а поведение - более адаптивным к ситуации.
Цель исследования: выявление психологических особенностей готовности личности к браку в зависимости от опыта брачных отношений.
Объект исследования: готовность личности к брачным отношениям.
Предмет исследования: психологические особенности готовности личности к браку в зависимости от опыта брачных отношений.
Гипотеза: мы предполагаем, что готовность личности к браку определяется мотивационным и ценностным компонентами, то есть схожими потребностями, мотивами, ценностями партнеров; при этом, личность, имеющая опыт брачных отношений, более психологически готова к браку.
Задачи исследования:
- изучить понятие брака и брачных отношений в социально- психологических исследованиях;
- выявить факторы готовности к браку;
- определить организацию и методы исследования;
- выявить эмпирическим способом особенности личности, демонстрирующие готовность к осознанному браку;
-- обработать полученные данные и сделать выводы относительно особенностей готовности к браку респондентов;
- сформулировать психологические рекомендации по формированию готовности к браку.
Теоретической основой исследования являются труды исследователей в области психологии и социологии брака: Бранденбургский Я. Н., Бутовская М. Л., Смирнов О.В., Вороненко А. И., Юркова М. А., Холявкина Д. Д., Герасименко В. В., Гидденс Э., Гозман Л. Я., Голованова Е. В., Голод С. И., Горшкова В. В., Данилов Д., Дегтярь К. А., Макарова С. П., Демидова О., Джумалиева Ж. М., Исраилова А. К. и другие.
Эмпирической базой исследования выступили: респонденты от 18 до 35 лет, разного пола, образования, степени занятости г. Тольятти. Общее количество респондентов - 30 человек. Они были разделены на 2 группы по степени опыта в браке: на тех, у кого нет такого опыта (не имеющие брачного опыта) и имевшие уже брачный опыт (ранее разведённые, и теперь ищущие новых отношений в браке) - по 15 человек в группе. В каждой группе 7 представителей мужского и 8 представителей женского пола. Данное разделение позволит наболее подробно рассмотреть все возможные аспекты при вступлении в брак.
Использовались следующие методики: Тест «Добрачные отношения и стабильность брака». Методика взята из сборника А. Н. Сизанова «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет» [67];
Методика «Экспресс-диагностика психологических особенностей брачно-семейных отношений» А. Ю. Маленовой;
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), составленный А. Н. Волковой.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы по указанной проблеме исследования;
- эмпирические: изучить психологическую готовность к браку как систему; выделить уровни психологической готовности к браку;
изучить различия в степени выраженности и структурной организации компонентов психологической готовности к браку, определяющие ее уровень; выявить особенности психологической готовности к браку в разные периоды взрослости; выявить факторы, влияющие на уровень психологической готовности к браку.
- математико-статистические методы: математическая обработка данных опроса, отображение их графически в MS Excel.
Практическая значимость исследования.
Данное исследование с комплексом практических занятий могут быть использованы в практике как психологами и сотрудниками образовательных учреждений, так и работниками органов записи актов гражданского состояния.
Теоретическую часть можно использовать в виде краткого справочного пособия по вопросам готовности личности к браку.
Теоретическая значимость - представленный теоретический обзор по изучаемой проблеме можно использовать в виде краткого справочного пособия по вопросам готовности личности к браку.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы (87 источника).
В первой главе описываются общетеоретические вопросы психологической готовности личности к браку. Во второй главе на примере ряда методик описан опыт проведения эмпирического исследования людей с разным опытом брачных отношений и даны рекомендации по сравнению тех составляющих личности партнёров, которые будут создавать проблемы в браке.
Текст бакалаврской работы изложен на 56 странице. Общий объем работы с приложениями, списком использованной литературы - 66 страницы. Также в тексте работы имеются иллюстрируют 4 рисунка и 4 таблицы.
Изучение психологической готовности к браку в зависимости от опыта брачных отношений, является, актуальным, в связи с изменениями, происходящими в современном мире. Данные изменения касаются отношения роли семьи, а также брака в жизни человека.
Это довольно существенное число, говорящее нам о множестве проблем, встречающихся в браке. И прежде всего, о неготовности людей, вступивших в брак, к самому браку. Поскольку известно заранее, что брачный союз заключается с человеком, отличным от партнёра, он, этот союз, подразумевает терпимость к личности партнёра, способность уживаться, идти на компромиссы, воспринимать конфликты как этапы развития, а не разрушения, отношений.
Однако на такие действия способны люди, которые осознают ценность брачных отношений, которым известна, что брак - это тернистая дорога, у которых есть некий опыт добрачного знакомства с своим партнёром и решение заключить с ним брак основано на брачном целеполагании, мотивационной и ценностной составляющих.
Проблемой исследования является тот факт, что уже давно есть различные методы исследований готовности личности к браку, есть ряд работ, посвящённым изучению этого состояния, но в то же время не уделяется должного объёма внимания и времени со стороны образовательных организаций любого рода на просвещение желающих вступить в брак, на предмет многообразия жизненных перипетий, с которыми они столкнуться в браке. Другой проблемой является то, что методологический материал для тестирования, обследования, рекомендаций, тренингов и прочий материал с течением времени совершенствуется и требуется его обновление.
Новизна исследования: На основании использованного материала, мы пришли к выводу, что основными факторами, влияющими на психологическую готовность к браку, являются возраст человека, его половая принадлежность, наличие постоянного партнера и опыт совместной жизни с партнером.
А также выявление мотивов и ценностей брака для вступающих в брачные отношения могут прояснить их «сильные» и «слабые» стороны и выстроить обучающий материал так, что позволит раскрыть важные слабые связи партнёров сделать более динамичными, а поведение - более адаптивным к ситуации.
Цель исследования: выявление психологических особенностей готовности личности к браку в зависимости от опыта брачных отношений.
Объект исследования: готовность личности к брачным отношениям.
Предмет исследования: психологические особенности готовности личности к браку в зависимости от опыта брачных отношений.
Гипотеза: мы предполагаем, что готовность личности к браку определяется мотивационным и ценностным компонентами, то есть схожими потребностями, мотивами, ценностями партнеров; при этом, личность, имеющая опыт брачных отношений, более психологически готова к браку.
Задачи исследования:
- изучить понятие брака и брачных отношений в социально- психологических исследованиях;
- выявить факторы готовности к браку;
- определить организацию и методы исследования;
- выявить эмпирическим способом особенности личности, демонстрирующие готовность к осознанному браку;
-- обработать полученные данные и сделать выводы относительно особенностей готовности к браку респондентов;
- сформулировать психологические рекомендации по формированию готовности к браку.
Теоретической основой исследования являются труды исследователей в области психологии и социологии брака: Бранденбургский Я. Н., Бутовская М. Л., Смирнов О.В., Вороненко А. И., Юркова М. А., Холявкина Д. Д., Герасименко В. В., Гидденс Э., Гозман Л. Я., Голованова Е. В., Голод С. И., Горшкова В. В., Данилов Д., Дегтярь К. А., Макарова С. П., Демидова О., Джумалиева Ж. М., Исраилова А. К. и другие.
Эмпирической базой исследования выступили: респонденты от 18 до 35 лет, разного пола, образования, степени занятости г. Тольятти. Общее количество респондентов - 30 человек. Они были разделены на 2 группы по степени опыта в браке: на тех, у кого нет такого опыта (не имеющие брачного опыта) и имевшие уже брачный опыт (ранее разведённые, и теперь ищущие новых отношений в браке) - по 15 человек в группе. В каждой группе 7 представителей мужского и 8 представителей женского пола. Данное разделение позволит наболее подробно рассмотреть все возможные аспекты при вступлении в брак.
Использовались следующие методики: Тест «Добрачные отношения и стабильность брака». Методика взята из сборника А. Н. Сизанова «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет» [67];
Методика «Экспресс-диагностика психологических особенностей брачно-семейных отношений» А. Ю. Маленовой;
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), составленный А. Н. Волковой.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы по указанной проблеме исследования;
- эмпирические: изучить психологическую готовность к браку как систему; выделить уровни психологической готовности к браку;
изучить различия в степени выраженности и структурной организации компонентов психологической готовности к браку, определяющие ее уровень; выявить особенности психологической готовности к браку в разные периоды взрослости; выявить факторы, влияющие на уровень психологической готовности к браку.
- математико-статистические методы: математическая обработка данных опроса, отображение их графически в MS Excel.
Практическая значимость исследования.
Данное исследование с комплексом практических занятий могут быть использованы в практике как психологами и сотрудниками образовательных учреждений, так и работниками органов записи актов гражданского состояния.
Теоретическую часть можно использовать в виде краткого справочного пособия по вопросам готовности личности к браку.
Теоретическая значимость - представленный теоретический обзор по изучаемой проблеме можно использовать в виде краткого справочного пособия по вопросам готовности личности к браку.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы (87 источника).
В первой главе описываются общетеоретические вопросы психологической готовности личности к браку. Во второй главе на примере ряда методик описан опыт проведения эмпирического исследования людей с разным опытом брачных отношений и даны рекомендации по сравнению тех составляющих личности партнёров, которые будут создавать проблемы в браке.
Текст бакалаврской работы изложен на 56 странице. Общий объем работы с приложениями, списком использованной литературы - 66 страницы. Также в тексте работы имеются иллюстрируют 4 рисунка и 4 таблицы.
В результате исследования по выявлению основных психологических особенностей готовности личности к браку, мы пришли к следующим заключениям.
«Брак» - категория, которая развивалась с течением времени и продолжает своё развитие в настоящее время.
При исследовании брачных отношений через призму теории права, оказывается, что брак на первом этапе существовал как престижно - имущественные договорные отношения, на втором - как аспект таинства, а на третьем - как правовое событие, регистрируемое органами гражданского состояния.
Другие социальные науки интерпретируют брак сквозь свой предмет изучения. Что же касается психологии, то здесь брак представляется как некий комплекс одобряемых обществом духовных и сексуальных отношений между мужчиной и женщиной (в традиционной интерпретации).
Важно отделять брак от семьи, в которой члены помимо интимно-личностных отношений, связаны кровнородственными узами, хозяйством, бытом и т.д.
Готовность - это установка или направленность на определённую деятельность. Психологическая готовность к браку - многоуровневая система, основными элементами которой выступают: брачная мотивация, супружеские ценности, представления о супружеской иерархии, установки и ожидания в браке, представления об отношениях в браке .
Развитие представлений о готовности к браку развивалось от идей психоанализа к концепциям социальной психологии, и охватило такие конструкты как: осознание влечения ребёнка к своему родителю противоположного пола; важность для брака наличия схожих или, наоборот, противоположных качеств партнёра; прохождения ряда ситуативных проверок друг друга перед браком; важность равенства вкладов партнёров в отношения; физическую, интеллектуальную, экономическую, социальную и этическую зрелость как важные составляющие брака, и проч.
Готовность к осознанному браку мы определили как системообразующий конструкт в сознании личности, готовой к браку, исходя из предыдущих материалов исследований, и выделили те особенности личности, которые её демонстрируют.
Такими особенностями представляются: соответствующий физиологии возраст; любовь; духовная близость; здоровье; направленность на физическое благополучие; самостоятельность; ответственность; успешность при взаимодействии с другими; адекватное целеполагание; адекватная брачная мотивация; адекватные брачные ценности; сложившийся образ супружеской иерархии, разделяемый партнёром; сложившийся установки и ожидания от брака, разделяемые партнёром; сложившийся образ супружеских отношений, разделяемый партнёром.
Чтобы проверить цель нашего исследования на практике мы подобрали и реализовали.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, а именно: изучено понятие брака и брачных отношений в социально- психологических исследованиях, выявлены факторы готовности к браку, определена организацию и методы исследования, выявлена эмпирическим способом особенности личности, демонстрирующие готовность к осознанному браку , обработаны полученные данные и сделать выводы относительно особенностей готовности к браку респондентов, сформулированы психологические рекомендации по формированию готовности к браку.
«Брак» - категория, которая развивалась с течением времени и продолжает своё развитие в настоящее время.
При исследовании брачных отношений через призму теории права, оказывается, что брак на первом этапе существовал как престижно - имущественные договорные отношения, на втором - как аспект таинства, а на третьем - как правовое событие, регистрируемое органами гражданского состояния.
Другие социальные науки интерпретируют брак сквозь свой предмет изучения. Что же касается психологии, то здесь брак представляется как некий комплекс одобряемых обществом духовных и сексуальных отношений между мужчиной и женщиной (в традиционной интерпретации).
Важно отделять брак от семьи, в которой члены помимо интимно-личностных отношений, связаны кровнородственными узами, хозяйством, бытом и т.д.
Готовность - это установка или направленность на определённую деятельность. Психологическая готовность к браку - многоуровневая система, основными элементами которой выступают: брачная мотивация, супружеские ценности, представления о супружеской иерархии, установки и ожидания в браке, представления об отношениях в браке .
Развитие представлений о готовности к браку развивалось от идей психоанализа к концепциям социальной психологии, и охватило такие конструкты как: осознание влечения ребёнка к своему родителю противоположного пола; важность для брака наличия схожих или, наоборот, противоположных качеств партнёра; прохождения ряда ситуативных проверок друг друга перед браком; важность равенства вкладов партнёров в отношения; физическую, интеллектуальную, экономическую, социальную и этическую зрелость как важные составляющие брака, и проч.
Готовность к осознанному браку мы определили как системообразующий конструкт в сознании личности, готовой к браку, исходя из предыдущих материалов исследований, и выделили те особенности личности, которые её демонстрируют.
Такими особенностями представляются: соответствующий физиологии возраст; любовь; духовная близость; здоровье; направленность на физическое благополучие; самостоятельность; ответственность; успешность при взаимодействии с другими; адекватное целеполагание; адекватная брачная мотивация; адекватные брачные ценности; сложившийся образ супружеской иерархии, разделяемый партнёром; сложившийся установки и ожидания от брака, разделяемые партнёром; сложившийся образ супружеских отношений, разделяемый партнёром.
Чтобы проверить цель нашего исследования на практике мы подобрали и реализовали.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, а именно: изучено понятие брака и брачных отношений в социально- психологических исследованиях, выявлены факторы готовности к браку, определена организацию и методы исследования, выявлена эмпирическим способом особенности личности, демонстрирующие готовность к осознанному браку , обработаны полученные данные и сделать выводы относительно особенностей готовности к браку респондентов, сформулированы психологические рекомендации по формированию готовности к браку.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СУПРУГОВ
С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАЧНЫМИ
ОТНОШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Исследование психологической готовности молодежи к семейной жизни
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Психология самореализации личности (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ
У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - ФЕНОМЕН СОЖИТЕЛЬСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЦЕННОСТЬ ИСТИТУТА СЕМЬИ И БРАКА
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование готовности к семейной жизни у подрастающего поколения
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ МАТЕРИ В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ:
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
И СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2025



