Введение 5
Глава 1 Теоретические основы художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая
проблема 10
1.2 Характеристика педагогического сопровождения художественно-творческого развития у детей 6-7 лет 17
Глава 2 Экспериментальное исследование художественно-творческого развития детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации 24
2.1 Выявление уровня художественно-творческого развития
детей 6-7 лет 24
2.2 Содержание работы по организации педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации 34
2.3 Динамика уровня художественно-творческого развития
детей 6-7 лет 43
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение
В современной психолого-педагогической науке проблема
художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных. Перед дошкольной образовательной организацией стоит задача организации художественно-творческого развитие детей 6-7 лет на высоком уровне, так как творческая личность всегда будет востребована на рынке труда.
Знакомство детей с художественным творчеством начинается на начальном этапе их развития и, как правило, в условиях дошкольной образовательной организации. Организация педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет включает в себя расширение представлений детей о народном творчестве, развитие у них воображения и изобразительных умений. Достижения в художественно- творческом развитии детей 6-7 лет напрямую зависят от профессиональной компетентности и грамотности педагогов дошкольной образовательной организации.
Благодаря современному подходу к организации педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет, разрабатываются инновационные формы, технологии и методы организации образовательного процесса, обновляется содержание эстетического образования дошкольников, увеличивается акцент детского художественного творчества в развитии личности дошкольника.
В дошкольной образовательной организации художественно-творческое развитие осуществляется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) и разработанной в организации основной образовательной программы дошкольного образования, что ставит разработку педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет в определенные рамки.
сопровождение художественно-творческого развития детей 6-7 лет, как сложный процесс взаимодействия сопровождающего (педагога) и сопровождаемого (ребенка), включающий в себя обеспечение художественно-творческого развития детей в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки, результатом которого является развитие ребенка старшего дошкольного возраста, способного к восприятию художественного образца и созданию нового, оригинального образа (в изобразительной и конструктивной деятельности).
В психолого-педагогической литературе описываются исследования, связанные с организацией педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет (А.В. Бакушинский, Н.П. Сакулина, В.И. Киреенко, Н.В. Рождественская, Б.А. Сластенин и др.).
А.Г. Гогоберидзе и А.М. Вербенец выявили компоненты и этапы организации педагогического сопровождения художественно-творческого развития дошкольников. И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, Е.М. Торшилова, Т.Н. Доронова исследовали роль художественного творчества в образовательном процессе детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения организации педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет позволил выделить ряд противоречий:
- между социальным заказом общества на реализацию функций дошкольной образовательной организации, связанных с развитием творческой личности в период дошкольного детства, и существующими традиционными подходами к художественно¬творческому развитию детей 6-7 лет;
- между необходимостью художественно-творческого развития детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации и недостаточным использованием ресурса педагогического сопровождения этого процесса.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: какова роль педагогического сопровождения в
художественно-творческом развитии детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность организации педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс художественно-творческого развития детей 6-7 лет.
Предмет исследования: организация педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предположили, что педагогическое сопровождение, способствующее художественно-творческому развитию детей 6-7 лет включает в себя следующие компоненты:
- диагностический - осуществление диагностики уровня художественно-творческого развития детей 6-7 лет;
- конструктивный - обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада дидактическими материалами художественно-творческого содержания;
- развивающий - реализация непрерывной образовательной деятельности, способствующей художественно-творческому развитию детей, с использованием нетрадиционных техник изобразительной и конструктивной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме художественно-творческого развития детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации;
2) выявить уровень художественно-творческого развития детей 6-7 лет;
3) разработать содержание работы по организации педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации;
4) определить динамику уровня художественно-творческого развития детей 6-7 лет.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- практические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; наблюдение, беседа;
- качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.Е. Сапоговой о художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста;
- концептуальные положения Л.А. Венгера, Т.Г. Казаковой, А.Г. Ковалевой, об эстетическом и художественно-прикладном искусстве, направленном на художественно-творческое развитие детей 6-7 лет;
концепции социально-педагогического и методического
сопровождения в системе образования (A.A. Архипова,
Л.Н. Бережнова, М.Р. Битянова, О.С. Газман, Е.И. Казакова,
И.В. Серебрякова, М.С. Полянский, Л.Г. Тарита, Л.М. Щипицина);
- теоретические положения Е.А. Рыбаковой, Е.И. Казаковой, А.В. Кулемзиной об организации педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей педагогического сопровождения в художественно-творческом развитии детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации; в рамках исследования уточнены и апробированы компоненты педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни художественно-творческого развития детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание педагогического сопровождения может быть использовано педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с художественно-творческим развитием детей 6-7 лет.
Экспериментальная база исследования: Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 13 «Детский сад № 12 Рябинка», г. Сызрань. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Проведенное исследование, позволило сделать выводы, относительно теоретического обоснования и практического решения проблемы художественно-творческого развития детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
В современной психолого-педагогической науке проблема художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных и рассматривается в работах таких педагогов и психологов, как А.В. Бакушинский, Н.П. Сакулина, В.И. Киреенко, Н.В. Рождественская, И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, Е.М. Торшилова, Т.Н. Доронова, А.Г. Гогоберидзе, А.М. Вербенец.
В своем исследовании мы рассматриваем педагогическое сопровождение художественно-творческого развития детей 6-7 лет, как сложный процесс взаимодействия сопровождающего (педагога) и сопровождаемого (ребенка), включающий в себя обеспечение художественно-творческого развития детей в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки, результатом которого является развитие ребенка старшего дошкольного возраста, способного к восприятию художественного образца и созданию нового, оригинального образа (в изобразительной и конструктивной деятельности).
Благодаря современному подходу к организации педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет, разрабатываются инновационные формы, технологии и методы организации образовательного процесса, обновляется содержание эстетического образования дошкольников, увеличивается акцент детского художественного творчества в развитии личности дошкольника.
Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ СОШ № 13 «Детский сад № 12 Рябинка», г. Сызрань. В работе принимали участие 20 детей 6-7 лет. Список детей представлен в приложении А.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было выявить уровень художественно-творческого развития детей 6-7 лет.
Показатели уровня художественно-творческого развития детей 6-7 лет на констатирующем этапе эксперимента бы выделены с опорой на исследования В.И. Васильевой, А.Н. Берштейн, Т.С. Комароваой. В соответствии с показателями были подобраны диагностические методики.
По результатам диагностики мы распределили всех детей по уровням художественно-творческого развития детей 6-7 лет.
К низкому уровню художественно-творческого развития детей 6-7 лет мы условно отнесли 7 детей (35%), которые не справились с заданиями даже с помощью педагога.
К среднему уровню художественно-творческого развития детей 6-7 лет мы условно отнесли 8 детей (40%), которые справились с заданием с помощью педагога, но им нужно большее количество времени. Детям не всегда удавалось запомнить и передать эмоциональную выразительность, изображенную на рисунке. Дети работали медленно, не проявляя особого интереса к деятельности. Рисунки детей были выполнены недостаточно аккуратно.
К высокому уровню художественно-творческого развития детей 6-7 лет мы условно отнесли 5 детей (25%), которые выполнили задание без помощи педагога. Они показали свои умения использовать выразительные средства для творческого решения. Их рисунки были выполнены аккуратно. Дети проявляли интерес при выполнении заданий, стремились наиболее полно отобразить замысел.
Полученные результаты позволили нам приступить к формирующей части нашей экспериментальной работы, которая осуществлялась в соответствии с гипотезой исследования.
Мы предположили, что педагогическое сопровождение, способствующее художественно-творческому развитию детей 6-7 лет включает в себя следующие компоненты:
- диагностический - осуществление диагностики уровня художественно-творческого развития детей 6-7 лет;
- конструктивный - обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада дидактическими материалами художественно - творческого содержания;
- развивающий - реализация непрерывной образовательной деятельности, способствующей художественно-творческому развитию детей, с использованием нетрадиционных техник изобразительной и конструктивной деятельности.
В рамках конструктивного компонента педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет мы обогатили предметно-пространственную среду группы детского сада дидактическими материалами художественно-творческого содержания.
Развивающий компонент педагогического сопровождения
художественно-творческого развития детей 6-7 лет был представлен этапом разработки тематики и содержания непрерывной образовательной деятельности, способствующей художественно-творческому развитию детей, с использованием нетрадиционных техник изобразительной и конструктивной деятельности.
В ходе реализация непрерывной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник изобразительной и конструктивной деятельности, мы разработали задания, способствующей художественно¬творческому развитию детей:
НОД, способствующая художественно-творческому развитию детей 6-7 лет проводилась ежемесячно и была согласована с перспективно-тематическим планированием воспитателю.
Использование нетрадиционных материалов помогало детям создавать неповторимые образы, которые дети представляли в своих творческих работах. На протяжении выполнения НОД дети были достаточно активны, эмоциональны, проявляли свои творческие способности. В ходе НОД дети 52
получали положительные эмоции, и это определило получение положительного результата организованной формирующей работы в целом.
Эффективность выполненной работы по художественно-творческому развитию детей 6-7 лет в процессе формирующего эксперимента была подтверждена в ходе контрольного этапа эксперимента.
Результаты, полученные на этапе контрольного этапа экспериментального исследования, свидетельствуют о следующей динамике художественно-творческого развития детей 6-7 лет: количество детей, условно отнесенных к низкому уровню художественно-творческого развития, понизилось на 20%; количество детей, условно отнесенных, к среднему и высокому уровню художественно-творческого развития повысились на 10% каждый.
Это свидетельствует об эффективности организации педагогического сопровождения художественно-творческого развития детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Таким образом, мы можем констатировать, что задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. М. : Культура и просвещение, 2012. 66 с.
2. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие : монография / Т. А. Барышева ; Российский государственный университет имени А. И. Герцена. СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 205 с.
3. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М. : Издательство Юрайт, 2019. 256 с. URL: https://urait.ru/bcode/441579 (дата обращения: 18.01.2020). Текст : электронный
4. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами : Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. М. : Педагогическое общество России, 1998. 146 с.
5. Варкки Н. А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников : Учебное пособие. СПб. : Речь, 2012. 168 с.
6. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М. : Издательство Просвещение, 1989. - 284 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк : книга для учителя. М. : Издательство Просвещение, 1991. 93 с.
8. Гаврина С. Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать : пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2000. 185 с.
9. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. 5-е издание. М. : Университет : Московский психологический социальный институт. 2005. Киров : ОАО Дом печати - Вятка. 327 с.
10. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для бакалавров по направлению 050100 «Педагогика». СПб. : Питер, 2013. 464 с.
11. Горбачук З. И. Влияние информатизации образования на сущность педагогической диагностики успешности обучения : Учебник. Ростов-на-Дону : Наука, 2015. 169 с.
12. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : Учебное пособие. М. : Издательство Академия, 2014. 410 с.
13. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 2-е издание. М. : Просвещение, 2008. 187 с.
14. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Психология действия : избранные психологические труды. М. : Московский психолого-социальный институт. Воронеж : Издательство Модек, 2015. С. 67-88.
15. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб. : Петрополис, 2017. 204 с.
16. Казакова Р. Г Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Москва : ТЦ Сфера, 2006. 126 с.
17. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». М. : Издательство ВЛАДОС, 2016. 255 с.
18. Карпова И. А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Международная научная конференция (г. Санкт- Петербург, январь 2014 г.). СПб. : Заневская площадь, 2014. С. 40-42. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4796/ (дата обращения: 18.01.2020). Текст : электронный.
19. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков
у детей 5-7 лет : Учебное пособие. М. : Центр здоровье сберегающих педагогических технологий Нижегородского Государственного
архитектурно-строительного университета : ВЛАДОС, 2001. 159 с.
20. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : Учебное пособие. 2-е издание исправленное и дополненное. М. : Издательство Юрайт, 2017. 108 с.
21. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : Учебное пособие. 3-е издание, доработанное. М. : Просвещение, 1991. 255 с.
22. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М. : Педагогическое общество России, 2009. 187 с.
23. Лыкова И. А. Развитие ребёнка в изобразительной деятельности / И. А. Лыкова. М. : Творческий центр Сфера, 2011. 125 с. (Программы ДОУ : приложение к журналу «Управление ДОУ»).
24. Мелик-Пашаев А. А. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие : Методическое пособие. Дубна: Феникс, 2006. 108 с.
25. Молчанов, С. Г. Организация инновационной методической
работы в дошкольном образовательном учреждении. Южно-Уральский научно-образовательный центр Российской академии образования, институт дополнительного профессионального-педагогического образования,
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет». Челябинск : Челябинский государственный университет, 2005. 71 с.
26. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе : пособие для практики психологов, педагогов и родителей. М. : ВЛАДОС, 2001. 256 с.
27. Об образовании в Российской федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 05.05.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/ (дата обращения: 14.04.2020).
28. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.04.2020).
29. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М. : Сфера, 2010. 143 с.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2009. 720 с.
31. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду : пособие для воспитателей. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва : Просвещение, 1982. 208 с.
32. Слободчиков В. И Дошкольное образование как ступень общего образования. Научная концепция. Нежнов, И. Л. Кириллов; под редакцией В. И. Слободчикова. М. : Институт развития дошкольного образования Российской Академии Образования, 2005. 28 с.
33. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избранные психологические труды. 2 -е издание. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : «МОДЭК», 2009. 638 с.
34. Теплов, Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий : Учебное пособие. Издание 2-е. М. : ЧеРо, 2002.
35. Толстоносова, Р. В. Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности. Текст : электронный // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 837-839. URL: https://moluch.ru/archive/108/25888/ (дата обращения: 22.01.2020).
36. Флерина Е. А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Роль ИЗО в воспитании дошкольника. История дошкольной педагогики в России : Хрестоматия : учебное пособие для студентов педвузов. Специальность: Дошкольная педагогика и психология. Педагогика и методика дошкольного образования. Москва : Академия, 1999. С. 458-461.
37. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Составители: М., 2000. С. 470-484.
38. Шелехова О. О. Исследование воображения у старших
дошкольников. Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 101-105. URL: http://e-
koncept.ru/2015/95064.htm. (дата обращения: 30.01.2020).
39. Шинкарёва Н. А. Педагогические условия развития творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста. Текст : электронный // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1210-1213.
URL: https://moluch.ru/archive/113/29439/. (дата обращения: 22.01.2020).
40. Ясева Н. Ю. Теория и методика руководства изобразительной
деятельной деятельности детей дошкольного возраста : учебно-методический комплекс для студентов высшего учебного заведения «Дошкольное образование. Социальная педагогика». Могилев : УО «Московский
гуманитарный университет имени А. А. Кулешова», 2018. 88 с.