Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №112273

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы96
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы педагогического сопровождения развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности 8
1.1 Понятие и особенности творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности 8
1.2 Сущность и содержание педагогического сопровождения развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности 15
Глава 2 Экспериментальная работа по педагогическому сопровождению развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности 24
2.1 Выявление уровня развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности 24
2.2 Содержание и организация педагогического сопровождения развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности 48
2.3 Оценка динамики уровня развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности 65
Заключение 76
Список используемой литературы 78
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 81
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 82
Приложение В Тематический план 83
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 89
Приложение Д Интерактивные консультации для родителей 90

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставится акцент на необходимости выявлять индивидуальные способности каждого ребёнка и в ходе образовательного процесса развивать творческий потенциал воспитанников. Автор теории (обогащения) развития детей А.В. Запорожец относит конструирование к специфическому виду деятельности, которая позволяет развивать творческий потенциал дошкольников. Значение детского конструирования как средства развития творческих проявлений дошкольников подчёркивается как учеными-теоретиками, так и представителями образовательной практики. В любой из дошкольных образовательных программ конструирование относится к основному виду детской деятельности. Конструирование направлено не только на когнитивное, но и эстетическое развитие дошкольника. В исследованиях Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин, А.Г. Арушановой, Т.И. Алиевой доказано влияние конструирования на развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста. Дошкольники учатся творчески решать сложные задачи, что стимулирует у них развитие изобретательности, самостоятельности в поиске решения. В ходе преобразования создаваемого объекта дети получают новый и оригинальный продукт.
Вместе с тем в работах Е.О. Смирновой, О.А. Степановой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой отмечается негативная тенденция снижения у дошкольников интереса к творческой деятельности. С раннего возраста детям доступны современные гаджеты. Что формирует у них зависимость от демонстрируемого игрового контента и уменьшает проявления творческой активности. В исследованиях Е.О. Смирновой доказано, что дошкольники стали меньше фантазировать, их творческая активность минимальна, они не хотят придумывать новые игры, им неинтересно создавать собственный воображаемый мир , потому что их игровые действия подчинены определённым анимационным сюжетам или сюжетам компьютерных игр.
По мнению В.П. Зинченко, развитие творческих проявлений дошкольников напрямую зависит от педагогов, которые помогают детям понять смысл человеческой духовной жизнедеятельности. При этом возникает необходимость в педагогическом сопровождении творческих проявлений дошкольников.
Изучению проблемы педагогического сопровождения посвятили свои работы многие учёные, среди которых можно выделить К.А. Абульханову- Славскую, Е.И. Русину, Н.Н. Михайлову, С.М. Юсфина, Л.Н. Проколиенко, В.К. Котырло, А.В. Мудрик. Однако, несмотря на наличие исследований по проблеме педагогического сопровождения развития дошкольников, остается недостаточно изученной специфика сопровождающей педагогической работы применительно к развитию творческих проявлений в конструктивной деятельности.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности, и недостаточно разработанным педагогическим сопровождением данного процесса.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: какова роль педагогического сопровождения в развитии творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию педагогического сопровождения развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих проявлений детей 6-7 лет.
Предмет исследования: конструктивная деятельность как средство развития творческих проявлений детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует развитию творческих проявлений детей 6-7 лет и включает в себя:
• организацию развивающих занятий на основе конструктивной деятельности, разработанной в соответствии с показателями творческих проявлений детей
• организацию интерактивных консультаций для родителей по развитию творческих проявлений детей в процессе конструктивной деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности.
2. Выявить уровень развития творческих проявлений детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по организации педагогического сопровождения развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности.
4. Оценить динамику уровня развития творческих проявлений детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• концептуальные положения М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, О.С. Газмана, И.В. Серебряковой об организации социально-педагогического и методического сопровождения в системе образования;
• положение о приоритете творчества в художественном образовании и развитии детей дошкольного возраста Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, К.В. Тарасовой;
• концептуальные положения о возможности использования конструктивной деятельности в развитии творческих проявлений детей В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой;
• теоретические положения, посвященные обоснованию развития творческих проявлений детей З.В. Лиштван, А.Р. Лурии, Н.Н. Поддьякова.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы обработки эмпирических данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание педагогического сопровождения развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в характеристике уровней творческих проявлений детей 6-7 лет; в обосновании направлений реализации педагогического сопровождения развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогического сопровождения развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности могут использовать в своей работе педагоги дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 80 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие творческих проявлений в конструктивной деятельности детей 6-7 лет строится как процесс целенаправленного развития от сенсомоторных способностей к обеспечению базиса личных способностей в области технического творчества: наблюдательности в области технических средств, распознания простейшей системы знаков, пространственного и творческого мышления.
На основе исследований З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова были определены показатели для выявления уровня развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности. Для изучения выделенных показателей, был осуществлён подбор диагностических заданий и проведён констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности. По результатам диагностики было установлено, что в экспериментальной группе низкий уровень развития творческих проявлений в конструктивной деятельности продемонстрировали 4 детей (40%), средний уровень развития творческих проявлений в конструктивной деятельности показали 5 детей (50%), высокий уровень развития творческих проявлений в конструктивной деятельности выявлен у 1 ребенка (10%). В контрольной группе низкий уровень выявлен у 4 детей (40%), средний уровень у 5 детей (50%), высокий уровень у 1 ребенка (10%).
Реализация разработанного содержания педагогического сопровождения творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности осуществлялась на формирующем этапе эксперимента. Формирующая часть исследования включала несколько этапов:
На первом этапе был осуществлен подбор комплекса игровых заданий и упражнений по конструктивной деятельности из различных видов строительного материала, «Лего-конструктора», бумаги с целью развития показателей творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности, направленных на формирование у детей умений: содержательно устранять несоответствия в процессе преобразования. Включить персонаж в новую ситуацию и строить новые композиции; преобразовать имеющийся исходный материал; самостоятельно создать развернутый замысел конструкции и описать ожидаемый продукт; разрабатывать замысел в процессе конструирования сюжетных композиций.
На втором этапе формирующего эксперимента были разработаны и реализованы развивающие занятия, которые проводились с детьми экспериментальной группы три раза в неделю на протяжении четырех недель. На каждом занятии проводился анализ построек, дети составляли описание самой постройки и персонажей, которыми они планировали ее дополнить, составляли самостоятельные схемы будущей конструкции, обсуждали этапы конструирования и доступные им способы, исходя из предлагаемого строительного материала.
На третьем этапе формирующего эксперимента были разработаны и реализованы три интерактивных консультации для родителей по ознакомлению с возможностями конструктивной деятельности в развитии творческих проявлений детей 6-7 лет.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 30%,
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30%.
Таким образом, разработанное нами содержание работы, направленной на развитие творческих проявлений детей 6-7 лет в конструктивной деятельности, является эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.


1. Белова Д. Н. Использование Лего-конструирования в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 2. С. 271-273. URL: http://e-koncept.ru/2017/570056.htm (дата обращения 30.04.2021)
2. Венгер Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). М. : Академия, 2009. 230 с.
3. Груздева О. В., Арамачева Л. В., Дубовик Е. Ю. Развитие творческих и технических способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Красноярск, 2016. 134 c.
4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М. : Гардарики, 2008. 118 с.
5. Емельянова И. Е, Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. Челябинск : ООО «РЕКПОЛ», 2011. 131 с.
6. Зверева О. Л., Кроткова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2018. 80 с.
7. Забоева М. А. К вопросу о соотношении понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2020. № 3 (19). С. 43-48.
8. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. №5. С.3-16.
9. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. М. : Маска, 2013. 100с.
10. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медикосоциальное сопровождение развития ребенка. СПб. : Питер, 2018. 56 с.
11. Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет: метод. пособие. М. : Сфера, 2019. 128 с.
12. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2021. 88 с.
13. Кузнецова К. С. Анализ сущности педагогического сопровождения в ряду сопряжённых понятий гуманистической педагогики // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2019. № 2 (31). С. 154-158.
14. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. М. : Сфера, 2009. 63 с.
15. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М. : Эксмо, 2010. 114 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ