Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 13-15 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ЛЁГКОЙ СТЕПЕНИ) 7
1.1. Понятие «умственная отсталость» 7
1.2. Развитие координационных способностей у подростков с умственной отсталостью (легкой степени) 16
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Организация исследования 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
3.1. Изучение координационных способностей у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (лёгкой степени) до проведения педагогического эксперимента 38
3.2. Влияние средств баскетбола на развитие координационных способностей у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (лёгкой степени) после проведения педагогического эксперимента 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность. Одним из распространенных нарушений в состоянии здоровья является умственная отсталость. По данным ВОЗ насчитывается более 300 млн. человек, имеющих интеллектуальную недостаточность.
Большое внимание к категории лиц с умственной отсталостью не случайно, так как по последним данным их количество увеличивается. По статистическим сведениям 60 % детей из всех детей с отклонениями в состоянии здоровья - это дети с умственной отсталостью. По данным А.Ю. Асанова [2003] «большинство умственно отсталых детей (75-80%) страдают олигофренией».
В современном обществе государство берёт на себя основную роль при организации помощи детям, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Следствием этого является появление законов, которые защищают детей с отклонениями в состоянии здоровья. Организуются для них специализированные образовательные учреждения, где они получают необходимые для них знания, умения и навыки, необходимые в будущей трудовой жизни. Для этого разрабатываются государственные программы для обучения и воспитания данной категории детей и т.п.
Организация адаптивного физического воспитания в педагогическом процессе общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья играет немаловажное значение для социализации личности умственно отсталых детей. В ряде литературных источниках, авторами которых являются Е.С. Черник, 1997; Т.В. Синельникова, 2000; И.Ю. Жуковин, 2000; В.М. Мозговой, 2001; А.А. Дмитриев, 2002; С.А. Загу- зова, 2007; А.А. Рязанов, 2007 и др., отмечается о значение коррекции нарушений двигательной сферы, улучшения двигательных качеств, состояния здоровья, а также функциональных возможностей у детей с отклонениями в состоянии здоровья, в частности умственной отсталости.
По данным литературным источникам можно судить о том, что у данной категории детей ослаблено развитие координационных способностей.
При этом известно, что именно ЦНС (центральная нервная система), являясь высшим уровнем по управлению движений, большое влияние оказывает на координацию движений.
По данным специальной литературы, различные подвижные и спортивные игры способствуют развитию координационных способностей. Спортивная игра баскетбол, также в большой степени влияет на развитие двигательных способностей, в том числе, координационных. Кроме того, она влияет на все сферы жизнедеятельности детей и подростков, имеющих умственную отсталость. Использование в адаптивном физическом воспитании средств баскетбола, способствует укреплению состояния здоровья детей, повышению функциональных возможностей организма, коррекции двигательной сферы данной категории детей. При этом игровая деятельность повышает интерес у детей и подростков к занятиям, тем самым способствует удовлетворению их естественной потребности в движении.
В связи свыше сказанным, развитие координационных способностей необходимо у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени). При этом в настоящее время не достаточно изучено использование в педагогическом процессе адаптивного физического воспитания средств баскетбола и влияние его на развитие координационных способностей у подростков с умственной отсталостью. Данный факт позволил определить проблему и тему исследовательской работы.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства баскетбола позволят улучшить развитие координационных способностей у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени).
Объект исследования - педагогический процесс по адаптивному физическому воспитанию в общеобразовательном учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - средства баскетбола для развития координационных способностей у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени).
Цель исследования - повышение показателей координационных способностей средствами баскетбола у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени).
Чтобы повысить показатели координационных способностей средствами баскетбола у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени) и, соответственно, достичь поставленной цели в работе, были поставлены следующие задачи исследования:
1. До проведения педагогического эксперимента определить уровень развития координационных способностей у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени).
2. Выявить влияние средств баскетбола на развитие координационных способностей у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени).
Практическая значимость исследования заключается:
• в повышение показателей координационных способностей у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени) в ходе педагогического процесса по адаптивному физическому воспитанию в общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• в составлении практических рекомендаций для педагогов по использованию средств баскетбола в адаптивном физическом воспитание у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени).
Структура и объем бакалаврской работы. Бакалаврская работа включает в себя такие части, как введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Она излагается на 63 страницах компьютерного текста, содержит 6 таблиц и 13 рисунков. В списке используемой литературы входит 48 источника.
После проведения исследовательской работы в заключение пришли к следующим выводам:
1. Перед проведением педагогического эксперимента не выявили достоверного различия (Р>0,05) по средним показателям координационных способностей и координационных способностей с использованием средств баскетбола между подростками 13-15 лет с умственной отсталостью (лёгкой степени) экспериментальной группы и контрольной группы.
2. Были подобраны средства баскетбола для развития координационных способностей у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (лёгкой степени) экспериментальной группы.
3. Установлено положительное влияние подобранных средств баскетбола на развитие координационных способностей у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (лёгкой степени). После педагогического эксперимента у подростков ЭГ достоверно улучшились (Р<0,05) средние показатели по тестам: «Челночный бег 3х10м»; «Три кувырка вперед»; «Метание теннисного мяча»; «Прыжки вниз на разметку»; «Отпускание палки»; «Стойка на одной ноге»; «Упор присев - упор лежа за 10 с»; «10 перешагиваний через гимнастическую палку».
4. Выявлены положительные достоверные изменения (Р<0,05) по показателям координационных способностей с использованием средств баскетбола у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью (лёгкой степени) экспериментальной группы по тестам: «Броски с дистанций»; «Штрафные броски»; «Ведение мяча вокруг стоек по сигналам»; «Ведение мяча по прямой»; «Попадание баскетбольным мячом в круг».
1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, Е. Б. Ладыгина [и др.] ; под ред. С. П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М. : Советский спорт, 2014. - 304 с.
2. Адейеми, Д. П. Баскетбол: основы обучения техническим приемам игры в нападении [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Д. П. Адейеми, О. Н. Сулейманова. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 40 с.
3. Асанов А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей : учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2003. - 224с.
4. Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск: СибГАФК, 1997. - 40с.
5. Бабенкова, Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы /Р.Д. Бабенкова // Дефектология. - 1980. - № 2. - С.89-91.
6. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - С. 373-392
7. Блюмина М.Г. Клиника и этиология умственной отсталости // В кн.: Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416с.
8. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей /Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1997. - 128с.
9. Веневцев, С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Методическое пособие.- 2-е издание, дополненное и исправленное. - М.: Советский спорт, 2004. - С 31-33
10. Волейбол. Баскетбол. Гандбол. Организация и проведение соревнований по спортивным играм [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Ф. Мишенькина, Ю. Н. Эртман, В. Ф. Кириченко, Е. Ю. Ковыршина. - Электрон. текстовые данные. - Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 136 с.
11. Горская, И.Ю. Воспитание координационных способностей у школьников 7-14 лет с различным типом телосложения: автореф. дис. канд. пед. наук /И.Ю. Горская - Омск, 1993. - 20с.
12. Готовцев, Е. В. Баскетбол [Электронный ресурс] : вариативная часть физической культуры. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / Е. В. Готовцев, Д. И. Войтович, В. А. Петько. - Электрон. текстовые данные. - Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 99 с.
13. Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 224с.
14. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 176с.
15. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс] : учебник / С. П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М. : Издательство «Спорт», 2016. - 616 с.
...