Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития стратегической компетенции 11
1.1 Ретроспективный анализ понятия «компетенция» 11
1.2 Структура, содержание и функция стратегической компетенции ..20
1.3 Методы развития стратегической компетенции 37
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию стратегической компетенции у студентов колледжа 44
2.1 Диагностика уровня развития стратегической
компетенции у студентов колледжа 44
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы 54
2.3 Анализ эффективности психолого-педагогической программы 59
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложения А Учебно-тематическое планирование психолого-педагогической программы 81
Приложения Б Содержание психолого-педагогической программы 82
Приложение В Расчет весового коэффициента
Современная система образования средней профессиональной школы на сегодняшний день находится в состоянии реформирования, что обусловлено тенденциями развития экономики России. Система среднего профессионального образования является значительной движущейся силой для повышения образовательного и культурно-технического уровня, в полном объеме повышающая качество жизни россиян.
Профессиональное образование находится на пороге изменений. В результате модернизации происходит обеспечение кадрового потенциала и подготовка квалифицированных рабочих кадров, которые влияют как на уровень профессионализма, так и на формирование личности в целом. Сегодня в социальном пространстве возникла потребность в квалифицированных специалистах различных профессий.
Повышение качества образования и его преобразование с внедрением новых технологий и способов организации образовательной деятельности, направленность на стратегические цели и результаты является основой для решения проблемы профессиональной компетенции.
Изменение на рынке труда и развитие технологий, автоматизация и переход к цифровой экономике создали потребность в профессиональных кадрах нового типа. С одной стороны, существует потребность в выпускниках среднего профессионального образования, обладающих высоким уровнем квалификации являющейся результатом сформированной компетенции. С другой стороны, на рынке труда наличие диплома и грамот не всегда являются для работодателя показателем профессионализма сотрудника.
Анализ реформ российского образования позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день обществу нужны образованные, соблюдающие этические нормы, инициативные люди, умеющие в ситуации праймиреза принимать независимые, ответственные решения и прогнозировать последствия принятых решений. Развивающие в себе способности передавать информацию, осознанно выстраивать сотрудничество, выбирать формы взаимодействия и конструктивного общения, способности к обучению и стремлению к профессиональному росту, позволяющие сформировать активную профессиональную позицию, мотивацию повышающую конкурентоспособность специалиста в категории стратегической компетенции.
Таким образом, потребность переориентации оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция» обучающихся является одним из компонентов, которое повлияло на реформирование системы образования, где развитие коммуникативных компетенций является новообразованием личностных возможностей студентов как уже состоявшегося личностного качества и проявление личностной позиции.
Соблюдение условий и повышение уровня развития стратегической компетенции у студентов профессиональных образовательных учреждений продиктованы необходимостью формирования определенного стиля общения преподавателей с обучающимися. Формирование конструктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса и развитие стратегической компетенции реализуется посредством деятельностно - коммуникативного подхода центральным аспектом которого является диалог между участниками процесса передачи информации.
Проблемой развития стратегической компетенции занимались: Л.Ф. Бэчман [17], M. Canale [94], M. Swain [106], J. Ek [99], М. Н. Горанская [24] и другие.
Ученые M. Canale [94], M. Swain [106], стратегическую компетенцию определяют в качестве «вербальных и невербальных коммуникативных стратегий, которые можно определить как инициативные действия участников коммуникации с целью создания, свертывания, возобновления и переадресовки общения в различных ситуациях» [37, с. 30]. Авторами стратегия рассматривается с точки зрения их знания, умения выбирать и использовать в нужной ситуации для поддержания диалога.
Автор Н. Д. Гальскова рассматривает стратегическую компетенцию в качестве «компенсаторной функции коммуникативного взаимодействия» [23, с. 192].
М. В. Давер считает, что «стратегическая компетенция вступает в действие при необходимости поиска решений реально существующих или предполагаемых проблем в ходе коммуникации» [25, с. 12].
Актуальность проблемы заключается в том, что развитие и реализация творческого потенциала будущего специалиста зависит от его способности к саморазвитию, инновационной деятельности. Решение не всегда возможно только с помощью передачи знаний в аудиторной форме преподавания. Одним из важных условий решения проблемы является создание социокультурной среды, в которой студент приобретает практический опыт становления профессиональной стратегической компетенции.
Анализируя проблему, выявлены недостатки, существующие в системе образования при формировании стратегической компетенции:
-выбор преподавателями традиционной методики и форм обучения;
-отсутствие преемственности в формировании стратегической компетенции между общеобразовательной школой и профессиональным образованием;
-чрезмерное использование в образовательной деятельности интерактивных средств обучения.
Исходя из недостатков выявлены следующие противоречия:
-недостаточность объединенной упорядоченности в подготовке и переподготовке в области методов работы с информацией в учебном процессе педагогического коллектива механизмов профессионального образования и низкой динамикой внедрения преобладающей части педагогов новых методов обучения при сохранении традиционных форм преподавания, не связанным с информатизацией образования;
-чрезмерное использование интерактивных средств обучения, видами и типами коммуникаций;
-необходимость подготовки профессионально компетентных студентов на основе преемственности и недостаточным количеством разработанного методического материала учитывающего этапы, подходы, принципы, формы обучения.
Проблема исследования: как развить стратегическую компетенцию?
Актуальность проблемы исследования определила тему магистерской диссертации: «Развитие стратегической компетенции у студентов колледжа»
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов колледжа.
Предмет исследования: процесс развития стратегической компетенции у студентов колледжа.
Цель исследования: повысить уровень развития стратегической компетенции у студентов колледжа.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие стратегической компетенции будет эффективным если:
-изучить теоретические подходы, концепции и определить тенденции значения роли стратегической компетенции в развитии современного общества;
-рассмотреть содержание, функции, критерии стратегической компетенции, которые определяют требования к будущему специалисту как к профессионалу в своей деятельности;
-спроектировать психолого-педагогическую программу по развитию стратегической компетенции.
Для реализации цели исследования и проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи исследования:
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
-исследовать структуру и содержание стратегической компетенции;
-подобрать диагностический материал;
-выявить уровень стратегической компетенции;
-провести эксперимент по повышению уровня стратегической компетенции у студентов колледжа;
-подвести итоги экспериментального исследования;
-разработать психолого-педагогическую программу по развитию стратегической компетенции.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов:
-теоретический: анализ и обобщение научной литературы и понятий; моделирование игровых ситуаций;
-эмпирический: наблюдение, опросный метод, метод тестирования и эксперимента, метод изучения продукта деятельности.
Методологическая основа исследования.
В нашей работе опирались на следующие исследования: связанные с изучением понятий компетенция / компетентность (Е. Ф. Зеер [31], И. А. Зимняя [32], А. В. Хуторской [85]); связанные с содержанием и технологиями применения активных методов обучения в образовании (А. А. Вербицкий [19], М. А. Петухов [63])
Опытно-экспериментальной базой исследования явился ГАПОУ «Колледж технического и художественного образования г. Тольятти» В исследовании участвовало 114 студентов третьих и четвертых курсов.
Исследование проводилось в три этапа, в период с 2019-2021 г.г.
Первый этап - теоретический анализ научных подходов (сентябрь 2019 - декабрь 2019 г.г.)
Теоретическое изучение проблемы проводилось посредством анализа педагогической, психологической литературы с целью выявления уровня научного освещения выбранной темы. Разрабатывалась психолого-педагогическая программа, подбирался диагностический материал по выявлению уровня стратегической компетенции. Выявлялась проблема уровня развития оцениваемых компонентов стратегической компетенции у студентов колледжа (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (январь 2020 - декабрь 2020г.г.)
Осуществлялась практическая реализация психолого-педагогической программы по развитию стратегической компетенции у студентов колледжа. Обосновывались и описывались критерии и показатели уровня развития стратегической компетенции. Обрабатывались и систематизировались результаты (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента)
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь 2021- май 2021г.г.) Анализировались итоги экспериментальной работы. Обобщались и систематизировались данные результатов, формулировались выводы.
Научная новизна исследования:
-выявлены структурные компоненты стратегической компетенции: мотивационный, побуждающий обучающихся к развитию активности в познавательной сфере, деятельности, взаимодействию в сотрудничестве и партнерстве; когнитивный, развивающий научно-теоретические знания и умения построить аргументацию; интерактивно-деятельностный, способствующий достижению целей в общении посредством межличностного взаимодействия;
-теоретически обоснован и экспериментально проверен диагностический комплекс, подобранный в соответствии с компонентами стратегической компетенции;
- разработана психолого-педагогическая программа, направленная на развитие стратегической компетенции у студентов колледжа.
Теоретическая значимость исследования. Представленная работа является дополнением к существующим теориям и методикам профессионального образования в аспекте развития стратегической компетенции у студентов колледжа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке психолого-педагогической программы по развитию стратегической компетенции. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке к конкурсам профессионального мастерства, а также в качестве курсов повышения квалификации преподавателей колледжа.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена с помощью: наличия общего методологического подхода к теоретической линии исследования; использования системы проверенных методов, которые соответствуют предмету и задачам исследования, опытно-экспериментальной работы; выявления положительной динамики уровня развития стратегической компетенции у студентов колледжа.
Личное участие автора состоит в определении проблемы и ее изучении теоретического и практического состояния; выявлении показателей уровня стратегической компетенции; разработке психолого-педагогической программы; получением научных результатов и их апробации; проведение экспериментальной работы.
Апробировались и внедрялись результаты исследования через создание творческих групп студенческого коллектива, проведение диагностического исследования уровня развития стратегической компетенции. Анализ показателей промежуточных и итоговых результатов докладывались на заседаниях педагогических советов колледжа. Опубликовано 3 статьи в сборниках научных трудов, одна из них в ВАК МОиН РФ.
На защиту выносятся:
1) стратегическая компетенция включает в себя структуру, которая состоит из мотивационного, когнитивного и интерактивно-деятельностного компонента. Содержанием стратегической компетенции является комплекс вербальных и невербальных форм поведения направленных на решения коммуникативной задачи, повышение качества взаимодействия, нахождение эффективных способов общения и достоверной передачи информации, умение развивать диалог между собеседниками;
2) психолого-педагогическая программа развития стратегической
компетенции обеспечивает развитие профессиональных навыков общения, освоение вербальных и невербальных свойств коммуникации, структуру и план построения стратегии в диалоге;
3) для изучения уровня развития стратегической компетенции
формируется батарея тестов, с помощью которой изучаются такие стороны стратегической компетенции как: когнитивная, умение взаимодействовать в коллективе, уровень эмоционально-волевой саморегуляции в процессе общения, типы мышления, внутренняя мотивация и личностная тревожность. Перечисленные составляющие рассматриваются как необходимые стороны, влияющие на успешность процесса коммуникации.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 13 рисунков, 11 таблиц, список используемой литературы содержит 108 источник, 3 приложений. Основной текст работы изложен на 80 страницах.
Среднее профессиональное образование является одним из ключевых звеньев в становлении будущего специалиста. Учитывание запросов от работодателей при обучении студентов в той или иной специальности не ограничивается только профессиональными знаниями, умениями и навыками, ключевым компетенциям. Одним из требований работодателей является умение эффективно решать проблемы, возникающие в процессе взаимодействия, принимать решения, умение работать в команде. Важным аспектом является соблюдение корпоративной культуры и применения знаний эстетических норм, правил при разрешении конфликтных ситуаций, что требует от сотрудника коммуникативного самоконтроля уровень востребовательности к молодым специалистам. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить проблему развития стратегической компетенции, которая является одним из условий создания социокультурной среды на рабочем месте в любой организации или предприятии города.
Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента проведена диагностика по каждому компоненту стратегической компетенции.
Результатам исследования по мотивационному компоненту уровня развития стратегической компетенции выявлено 13% студентов с низким уровнем мотива аффилияции и 73% средним уровнем. При реализации задач общения 13% обучающихся с низкой потребностью в достижении положительного результата общения, 72% средний уровень развития умений к целеполаганию, 14% студентов с повышенной потребностью к построению планируемого результата.
По результатам исследования когнитивного компонента выявлен высокий уровень развития предметно-действенного мышления 31%, средний уровень абстрактно-символического мышления составил 55%, низкий уровень 24% словесно-логического мышления, высокий уровень нагляднообразного 38% и творческого 39% студентов. Студентов с низким уровнем коммуникативного контроля выявлено 39%, средний уровень 50%. Низкий уровень составляет 11% испытуемых.
Анализ результатов интерактивно-деятельностного компонента выявил 8% обучающихся склонных чувствовать замкнутость в процессе взаимодействия, 68% умеют придерживаться собственной точки зрения в процессе взаимодействия, 50% склонны к конфликтным ситуациям при создании нового контента общения и поиска форм и способов взаимодействия.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов, психологов, политологов, лингвистов в данной области, обуславливают необходимость организации практического опыта в развитии стратегической компетенции у студентов колледжа.
Разработана и внедрена психолого-педагогическая программа, направленная на развитие анализа ситуации взаимодействия, определение модели поведения, организацию взаимодействия, достижению цели при передаче информации. Психолого-педагогическая программа позволит преподавателю повысить уровень стратегической компетенции у студентов колледжа.
Проделанная работа по развитию стратегической компетенции получила положительный отклик в исследуемых группах студентов третьих и четвертых курсов. Анализ теоретических положений, концептуальных подходов, данных, полученных в ходе проведения констатирующей части исследования, позволил перейти к формирующему эксперименту.
Итогом формирующего эксперимента стало значительное повышение уровня развития стратегической компетенции у студентов колледжа и положительная динамика результатов. Об этом свидетельствует сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента. Результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности проведенного исследования.
Выявлено 62% (71ч) студентов, умеющих выстраивать взаимодействие, основанное на компромиссе, сотрудничестве, что выше показателя констатирующего эксперимента на 4%. Качество и эффективность взаимодействия у 59% (67ч) испытуемых. Внедрение новых тенденций, способность к анализу выявлено у 59% (67ч) испытуемых. Применение новых форм взаимодействия, отказ от не эффективных моделей поведения выявлен у 68% (78ч). Умение работать в коллективе выявлено у 55% (63ч) обучающихся.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Абдрахманова Д. Р. Эволюция представлений о системе стратегического планирована / Д. Р. Абдрахманова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2019. № 2. С. 136-140.
2. Аблязова Н. О. Управление социальным развитием организации: учеб. для студ. выс. учеб. заведений. М.: ИНФРА М, 2018. 147 с.
3. Аверченков И. Л. Стратегии конкурентной борьбы. Тренинги и кейсы. М. : Речь, 2016. 224 с.
4. Агафонов В. А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры. М. : ИНФРА М. 2019. 350 с.
5. Акмаева Р. И. Практикум по курсу «стратегический менеджмент» М. : Русайнс, 2016. 189 с.
6. Александрова Н. А., Брюхова О. Ю. Управление социальным развитием организации. Практикум. Екатеринбург, 2018. 263 с.
7. Александрин Ю. Н., Набиулина Т. Ю. Оптимизация инвестиционных стратегий в сетевом ритейле // Экономика: теория и практика. 2018. № 2. С. 26-35.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. : Ленингр. ун-т, 1968. 339 с.
9. Арманшина Г. Р. К вопросу о стратегическом планировании и экономическом росте // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2018. № 3. С. 310-312.
10. Ажаханова Д. С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2018. № 19. С. 16-18.
11. Барышникова Е. И. Оценка персонала методиками центра. Лучшие HR - стратегии. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. 255 с.
12. Барышников Н. В. Основы профес. межкультурной
коммуникации: М. : Вузовский учебник, 2017. 192 с.
14. Большой экономический словарь Составитель: А. Н. Азрилиян. М. : Институт новой экономики, 2002. 283 с.
15. Большой толковый психологический словарь / пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. М. : АСТ; Вече, 2018. 325 с.
16. Большунов А. Я., Киселева Н. И., Марченко Г. И., Новиков А. В., Тюриков А. Г., Чернышова Л. И. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров. М. : Финансовый университет, Департамент социологии, 2018. 338 с.
17. Бэчман Л. Ф. Фундаментальные соображения в лингвистическом тестировании. : Пресса Оксфордского университета, 1990. 34 с.
18. Вартанян А. А. Управление командой и организацией в бизнес- среде. М. : Доброе слово, 2017. 472 с.
19. Вербицкий А. А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М. : Высшая школа, 1991. 204 с.
20. Вербицкая Н. О. Компетенции педагогические проблемы
восприятия // Профессиональное образование. 2012. № 5. С. 19-22.
21. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М. : Экономист, 2003. 528с.
22. Гайнеев Э. Р. Дуальное взаимодействие социальных партнеров в подготовке к чемпионатам Worldskills // Вестник Университета Российской академии образования. 2017. № 3. С. 43-47.
23. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М. : АРКТИ, 2003. 89-192 с.
24. Горанская М. Н. Формирование компенсаторной компетенции в иноязычной письменной деловой речи студентов неязыковых вузов: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Горанская Мария Николаевна. Петрозаводск, 2011. 192 с.
25. Давер М. В. Формирование стратегической компетенции и развитие языковой личности билингва // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 1-13.
26. Деловые коммуникации / под. ред. Т. Ю. Анопченко. М. :
КноРус, 2018. 248 с.
27. Деловые коммуникации / под ред. В.П. Ратникова. М. : Юрайт, 2017. 528 с.
28. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. М. : ЮНЕСКО, 1996. 37 с.
29. Деркач А. А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Аксемиология. 2011. № 3. С. 5-12.
30. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. Пособие для студентов всех форм обучения по специальности «Управление персоналом». М. : Инфра-М, 2018. 97 с.
31. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход в образовании // Образование и наука. 2005. № 3. С. 31.
32. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно -
целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.
: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 155 с.
33. Зимняя И. А. Ключевые компетенции-новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
34. Ибрагимов Г. И. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43-52.
35. Исаев Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект. М. : Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2019. 220 с.
36. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 4-е, стер. М. : КомКнига, 2006. 318 с.
37. Канале М., Суэйн М. Теоретические основы коммуникативных подходов к преподаванию и тестированию второго языка // Прикладная лингвистика. : I, 1980. № 1. С. 30-31.
38. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: Учебник / Государственный Университет Управления. М. : ИНФРА-М, 2017. 512 с.
39. Кибанов А. Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда. М. : ИНФРА-М, 2017. 229 с.
40. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. М. : Луч, 2016, 640 с.
41. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р // Консультант плюс: справочно-правовая система.
42. Ковач А. М. Сценарное планирование в современном стратегическом менеджменте // Молодой ученый. 2018. № 29. С. 419-422.
43. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и
«компетентность» // Молодой ученый. 2018. № 12. С. 102-104.
44. Кочкуров В. О. Worldskills формирует навыки будущего у
молодежи // Профессиональное образование и общество. 2017. № 1. С.
283-288.
45. Куин Дж. Б. Стретегии перемен. Стратегический процесс. СПб. : Питер, 2017. 128 с.
46. Курьянов М. А. Активные методы обучения: метод. пособие Тамбов. : ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. 79 с.
47. Лайм М., Спенсер М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: 2018. 183-205 с.
48. Ларина Т. В. Основы межкультурной коммуникации: Учебник. М. : Академия, 2018. 160 с.
49. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М. : Высшая школа, 1991. 224 с.
50. Леньков С. Л. Динамическая деятельностно-компетентностная модель профессионализма инновационных педагогов // Научный диалог.
2016. № 4. С. 337-360.
51. Лещукова И. В. Эффективность коммуникаций в организации // Инновационная наука. 2016. № 12. С. 139-141.
52. Лисс Э. М. Деловые коммуникации. М.: Дашков и Ко, 2018. 342 с.
53. Малицкая А. И. Оценка компетенций в процессе интервью. Самара, 2019. 243с.
54. Мансурова Т. Г. Влияние внутренних коммуникаций на
эффективность деятельности предприятия // Экономика и
предпринимательство. 2017. № 6. С. 84-89.
55. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент:
понятия, концепции, инструменты принятия решений: справоч. М. : ИНФРА-М, 2019. 139 с.
56. Миллет С., Тьюн М. Предметно-ориентированное
проектирование: паттерны, принцыпы и методы. СПб. : Питер, 2017. 832с.
57. Миняева Н. М., Таспаева М. Г. Опыт работы по подготовке студентов колледжа к чемпионату профессионального мастерства по стандартам Worldskills Russia // Среднее профессиональное образование.
2017. № 8. С. 38-42.
58. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. : Институт
практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
59. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Русский язык, 1987. 750 с.
60. Парахина В. Н. Стратегический менеджмент. М. : КноРус, 2019. 496 с.
61. Пахаренко Н. В., Зольникова И. Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных профессиональных компетенций // Современные проблемы науки образования. 2012. № 6. С. 18.
62. Перевалова Т. В. Теория и методика обучения технологии: учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2016. 55 с.
63. Петухов М. А. Формирование компетентностей у обучающихся в общеобразовательной и профессиональной школе // Сборник научных трудов. Ульяновск. : УГПУ, 2004. С. 152.
64. Плакса Ю. В. Современные методы коммуникации в организациях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12. С. 119-203.
65. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. М. : Русский язык, 1907. 259 с.
66. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. М. : Академия, 2009. 192с.
67. Попов С. А. Стратегический менеджмент. Видение - важнее, чем знание. М. : Дело, 2016. 352 с.
68. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М. : «Когито-Центр», 2002. 396 с.
69. Расиел И. М. Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач. М. : ООО «Альпина Паблишер», 2017. 192 с.
70. Раскачкина Е. В. Ценностно-смысловые компетенции личности как интегративная категория современной педагогической теории и практики // Сибирский Педагогический журнал. 2017. № 1. С. 58-64.
71. Ружанская Л. С., Якимова Е. А., Зубакина Д. А. Стратегический
менеджмент: учебное пособие. Мин. наук и высш. образование
РФ. Екатеринбург. : Из-во Урал ун-та, 2019г. 15 с.
72. Сазерленд Дж. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия. М. : Баланс Бизнес Букс, 2016. 440 с.
73. Самусева Г. В., Кочегарова С. В. Возможности внедрения
профессиональных стандартов конкурсного движения Worldskills Russia в образовательный процесс // Перспективы науки и образования. 2016. № 6. С. 33-36.
74. Сборник кейсов и практических заданий по управленческим
дисциплинам: учебное пособие для направления
«Менеджмент» Миракян А. Г. М. : МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020.
132 с.
75. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование //
Педагогика. 1994. № 5. С. 11-15.
76. Скурихина Т. Г. Компетенция и компетентность в системе показателей качества человеческих ресурсов организации: сб. науч. тр. XIII МНПК «Управление организацией: Диагностика, стратегия, эффективность». СПб. : Политехн. ун-т, 2019. 732-736 с.
77. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. М. : Гиппо, 2017. 587 с.
78. Татаринцева С. Н. Структура и содержание методической
компетенции лингвиста-преподавателя // Вектор науки ТГУ.
Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4. С. 182-187.
79. Темина С. Ю. Реализация проблемно-поисковых методов в воспитании молодого поколения как перспективное направление развития педагогической теории и практики // Известия Российской академии образования. 2017. № 1. С. 59-64.
80. Тимофеева Т. И. Стратегическая компетенция в контексте
коммуникативной деятельности студентов // Известия Российского
государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб. : 2008. 249-482 с.
81. Токмаков Г. П. CASE - технологии проектирования информационных сис-тем: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2018. 224 с.
82. Трофимова Л. В., Тарасова Н. Е. Матричный подход к
стратегическому планированию компании // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 32. С. 111-116.
83. Уманский Л. И. Психология организаторских способностей: М. : Автореферат, 1968. 28 с.
84. Уоллес Р. Л. Стратегические альянсы в бизнесе. Технологии построения долгосрочных партнерских отношений и создания совместных предприятий. М. : Добрая книга, 2019. 442 с.
85. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
86. Чамкин А. С. Основы коммуникологии (теория коммуникации) : учебное пособие. М. : Инфра-М, 2018. 384 с.
87. Шапиро С. А., Шилаев А. В. Факторы повышения эффективности труда персонала. М. : АИСТО, 2018. 222 с.
88. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник для бакалавров. М. : Дашков и К, 2016. 488c.
89. Шунейко А. А. Основы успешной коммуникации: учебное пособие. М. : Флинта, 2016. 192 с.
90. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб. : Полиус, 1998. 428 с.
91. Atkinson J. Achievement motive and test anxiety as motives to approach success and avoid failure // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1960. V. 60. P. 51-65.
92. Avinash D., David R., Susan E. S. Strategic Games.M. : Mann, Ivanov & Ferber, 2017. 880 p.
93. Bachman N. Fundamental Considerations in Language Testing. Lyle Bachman. Oxford. : Oxford University Press, 1990. 408 p.
94. Canale M. Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 9. P. 27-31.
95. Chomsky N. Rules and Representatijns. New York. : Columbia Univ. Psychological, 2005. 48-92 p.
96. Dan K. Tough Management. Make people work for results. Moscow. : Alpina Publisher, 2018. 381 p.
97. Dixit A. Game T. The art of strategic thinking in business and life. M. : Mann, Ivanov & Ferber, 2017. 683 p.
98. Donella M. The ABCs of Systems Thinking. Washington, DC. : Island Press, 1991. 202 p.
99. Ek J. Threshold Level Cambridge. Great Britain. : CUP, 1992. 89 p.
100. Hutmaher W. Key competencies for Europe. Switzerland. : Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997. 98-72 p.
101. Hymes D. On Communicative Competence. New York: Harmondsworth. : Penguin, 1972. 269-293 p.
102. Kim C. Blue Ocean Strategy. How to find or create a market free of other players. Moscow. : Mashinostroenie, 2019. 304 p.
103. Livingston J. Effects of metacognitive instruction on strategy use of college students: unpublished manuscript. Buffalo. : State University of New York, 1996. 31 p.
104. Richard D. The Strategy of Success. How to get rid of imposed stereotypes and find your way. Moscow. : Alpina Publisher, 2017. 947 p.
105. Selinker L. Interlanguage, IRAL. International Review of Applied Linguistics in Language. Teaching, 1972. 209-232 p.
106. Swain M. The New Cambridge English Course. Cambridge. : Cambridge University Press, 1992. 214 p.
107. Tarone E. Some thoughts on the notion of communicative strategy // TESOL Quarterlym 1981. № 15. P. 285-295.
108. White R/ Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychol. 1998. № 10. P. 66.