Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования читательской
компетентности младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1 Читательская компетентность и особенности ее формирования в
младшем школьном возрасте 8
1.2 Педагогические условия формирования читательской
компетентности младших школьников на уроках литературного чтения 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения 27
2.1 Исследование уровня сформированности читательской компетентности 27
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской
компетентности младших школьников на базе МБУ СОШ №47 42
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложения
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования отражает мнение общества на образ идеального выпускника начальной школы. Обществу необходимы выпускники начальной школы, которые владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знают книги, умеют их выбирать и имеют потребности в их чтении [41]. Между тем исследования показывают увеличение интереса не к чтению, а к компьютерным играм, социальным сетям. Игры и социальные сети ставятся в противовес чтению познавательной и художественной литературы. Это проявляется в отдаче младшими школьниками предпочтения более легкому способу получения знаний и более красочному, яркому и развлекательному времяпрепровождению. В связи с этим, особое значение имеет формирование у младших школьников основ читательской компетентности. Учитель должен не только сформировать положительную мотивацию к чтению, научить читать, но и воспитать активного, самостоятельного читателя, который будет соответствовать портрету выпускника, прописанному во ФГОС НОО.
Читательская компетентность определяется как интегративная характеристика личности, которая складывается из способности к чтению, наличию личностного отношения к произведению и основывается на читательской самостоятельности младших школьников.
Понятие читательской компетентности изучается в трудах И.В. Зимней, А.А. Вербицкого, А.В. Хуторского и Н.М. Ложкиной. Исследователи рассматривают читательскую компетентность с позиции компетентностного подхода (И.В. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), через принципы когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина). В содержание читательской компетентности исследователи включают ее структуру (Е.Л. Гончарова, С.В. Самыкина), модель формирования основ читательской компетентности (Н.Е. Колганова). Педагогическая модель включает технологию продуктивного чтения (Н.Н. Светловская) и дискретное чтение (Г.М. Первова).
Исследователи доказали, что низкий интерес к чтению приводит к обеднению словаря, снижению интеллектуальных и познавательных возможностей, неправильному употреблению терминов и понятий, отсутствию умений в правильном написании слов, то есть допускаются орфографические и пунктуационные ошибки, а также неустойчивый интерес к чтению приводит к трудностям в межличностном общении.
В современной науке методика обучения чтению устанавливает, что накопленный педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью изменения процесса обучения младших школьников чтению и недостаточной разработанности педагогических условий формирования читательской компетентности младших школьников.
Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Исходя из проблемы, выделяется цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования:
формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- создать положительную мотивацию младших школьников к читательской деятельности путем использования активных форм и методов обучения;
- в структуре урока использовать речевые разминки, направленные на формирование у младших школьников навыка чтения, включающего правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения;
-включать в содержание урока творческие задания.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения понятия «читательская компетентность».
2. Изучить педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Разработать содержание опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование читательской компетентности младших школьников.
4. Выявить динамику уровня читательской компетентности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых, педагогов по проблеме формирования читательской компетентности:
Читательская компетентность рассматривается с позиции компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), а также с позиции когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина). Педагоги-исследователи выделяют структуру читательской компетентности (Е.Л. Гончарова, С.В. Самыкина) и модель формирования основ читательской компетентности (Н.Е. Колганова).
Решение поставленных задач осуществляется с использованием следующих методов исследования: общетеоретических (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, конкретизация), эмпирических (тестирование, педагогический эксперимент), метод обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Новизна исследования:
- раскрыта сущность читательской компетентности и ее структурных компонентов;
- изучены и экспериментально проверены педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников;
- разработан комплекс уроков по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения;
- выявлена динамика уровня развития читательской компетентности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные формы и методы формирования читательской компетентности могут быть использованы учителями, работающими с детьми младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.
Экспериментальная база исследования: МБУ СОШ №47 г. Тольятти. В исследовании принимали участие 42 учащихся младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения, 10 рисунков, 2 таблицы.
В ходе проведения исследования было установлено, что проблема по формированию читательской компетентности младших школьников на уроке литературного чтения является актуальной. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие читательская компетентность как интегративной характеристики личности, складывающейся из способности к чтению и наличию отношения к произведениям. Изучение педагогической литературы предоставило возможность для исследования позиций ряда авторов на понятие читательской компетентности, ее содержания, модели формирования, а также на рассмотрение читательской компетентности с позиций различных подходов (компетентностного, когнитивного и деятельностного). Теоретическая часть включает в себя анализ литературы по изучению понятия читательской компетентности, особенностей ее формирования в младшем школьном возрасте, а также в теории отражены педагогические условия формирования читательской компетентности, выделенные исследователями.
2. В рамках изучения темы исследования были разработаны условия, которые реализованы в проведенном эксперименте. Данные условия были направлены на формирование выделенных критериев: личностно-ценностного, операционально-технологического и деятельностного. В критериях были сформулированы следующие показатели - читательский интерес и кругозор, умения работать с текстом и навык чтения. Для изучения выделенных показателей в практической части исследования были подобраны диагностические методики и задания.
3. Практическая часть исследования включала в себя анализ результатов исследования и опытно-экспериментальную работу по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения. В свою очередь, работа содержала в себе реализацию выделенных педагогических условий через разработку и внедрение содержания уроков по предмету «Литературное чтение». На уроках применялись активные формы и методы для создания положительной мотивации, а также в структуру уроков включались речевые разминки и творческие задания.
4. Динамика уровня развития читательской компетентности была выявлена в процессе контрольного эксперимента. В ходе эксперимента было доказано, что формирование читательской компетентности будет эффективно, если внедрить комплекс условий, содержащих активные формы и методы, применяемые на уроке, а также речевые разминки и творческие задания. Комплекс условий будет эффективен, если его внедрение не будет противоречить рабочей программе учителя.
Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. По результатам эксперимента можно утверждать, что успешное формирование читательской компетентности у детей младшего школьного возраста возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы.
1. Авдеева А.В., Молькова М.В. Формирование читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. 2015. №22.1 (102.1). С. 44-46.
2. Белая Н.Н. Роль фонетической зарядки на уроках английского языка // Молодой ученый. 2017. №15. С. 550-552.
3. Булдыгина Л.В. Скороговорки на уроках художественного слова: методические заметки // Филологический класс. 2011. №26. С. 37-40.
4. Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе // Педагогическое мастерство: материалы 7 Междунар. научн. конф. 2015. №1. С. 6-8.
5. Гаврильева Н.Н., Неустроев Н.Д. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 64-71.
6. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. 2007. №1. С. 4-11.
7. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. №4-3 (34). С. 70-74.
8. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 1330.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2002. №5. С. 34-42.
10. Зорина О.В. Проект «Литературная пятиминутка» как средство повышения читательской компетенции младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. С. 431-435.
11. Климова Е.П., Попова Т.А. Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 19. С. 159-163.
12. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. №1. С. 27-37.
13. Колганова Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. 2013. Выпуск 3. №119. С. 106-111.
14. Колганова Н.Е. Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. 2013. Выпуск 2. №118. С. 67-71.
15. Кравцева Н.В. Использование приемов театральной педагогики на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2017. №15.2. С. 99-102.
16. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах // Начальная школа до и после. 2013. №8. С. 53-56.
17. Михайлова Е.В. Речевые упражнения на уроках литературного чтения // Начальная школа. Все для учителя. 2015. №12(48). С. 23-27.
18. Новиков М.А. Понятие о педагогических технологиях // Специалист. 2009. №10. С. 1-5.
19. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход / под ред. Н.Ф. Радионовой, М.Р. Катуновой. СПБ. : Издательство «СПБ ГОУ ГДЮТ», 2005. 64 с.
20. Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы: монография. Волгоград : Учитель, 2014. 414 с.
21. Первова Г.М. О современных учебниках по литературному
чтению в начальной школе // 17 Державинские чтения: материалы
общероссийской научной конференции. 2012. № С. 377-383.
22. Первова Г.М. Дискретное чтение как ведущий прием обучения творческому чтению на начальном этапе становления читателя // Начальная школа. 2011. №5. С. 35-39.
23. Поздеева С.И. Теория, методика и технологии начального литературного образования: учеб.-метод. пос. Томск : ,2012. 120с.
24. Поздеева С.И., Прудникова О.И. Ресурсы использования приема «синквейн» на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2013. №7. С. 21-25.
25. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М. : «Когито-центр», 2002. 396 с.
26. Салова З.В. Технология продуктивного чтения // Начальная школа. 2016. №11. С. 28-30.
27. Самыкина С.В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. №2. С. 831-836.
28. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. М. : Магистр,2002. с. 159
29. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. М. :
Магистр,1997. с.156
30. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория
формирования типа правильной читательской деятельности. М. : Магистр,2003. с.180
31. Симонов В.П. Проблема компетентности, компетенций и качества образования в теории и практики педагогики // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского: в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. Т.А. Яркова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. С. 3-14.
32. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Проблемы педагогики и психологии. 2009. №1. С. 148-157.
33. Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинги. Спб.: СПГАТИ, 2009. 106 с.
34. Сунаева Н.В. Нетрадиционные уроки литературного чтения в начальной школе // Начальная школа. Все для учителя. 2014. №11. С. 2-4.
35. Трегубова Н.Е. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2014. №18. С. 655-657.
36. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 176 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. 2010. 41 с.
38. Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Читательская компетенция как
составляющая общекультурной компетентности (Диагностика
метапредметных умений) // Наука и Школа. 2015. №6. С. 87-94.
39. Выскребенцева И.В. Нетрадиционные формы проведения урока
[Электронный ресурс] URL: https: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2014/04/01/statya-netraditsionnye-formy-provedeniya-uroka (дата обращения: 21.01.2018).
40. Галактионова Т.Г. Формирование и развитие читательской
компетенции [Электронный ресурс] URL:
www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=25842 (дата обращения: 02.12.2017).
41. Ложкина, Н.М. Понятие «читательская компетенция» в зарубежной и отечественной литературе [Электронный ресурс] URL: www.tsutmb.ru/master-klassyi-po-soczialno.-gumaniratnyim-znaniyam(дата обращения: 02.12.2017).
42. Слатимова, Г.А. Приемы развития критического мышления на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/blog/priiomy-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na- urokakh-litieraturnogho-chtieniia.html (дата обращения: 27.01.2018).
43. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные
стандарты: доклад на отделении философии образования и теории
педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс] URL:
www. eidos. ru/news/compet. htm (дата обращения: 27.01.2018).