Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования читательской
компетентности младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1 Читательская компетентность и особенности ее формирования в
младшем школьном возрасте 8
1.2 Педагогические условия формирования читательской
компетентности младших школьников на уроках литературного чтения 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения 27
2.1 Исследование уровня сформированности читательской компетентности 27
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской
компетентности младших школьников на базе МБУ СОШ №47 42
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложения
Глава 1 Теоретические основы формирования читательской
компетентности младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1 Читательская компетентность и особенности ее формирования в
младшем школьном возрасте 8
1.2 Педагогические условия формирования читательской
компетентности младших школьников на уроках литературного чтения 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения 27
2.1 Исследование уровня сформированности читательской компетентности 27
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской
компетентности младших школьников на базе МБУ СОШ №47 42
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложения
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования отражает мнение общества на образ идеального выпускника начальной школы. Обществу необходимы выпускники начальной школы, которые владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знают книги, умеют их выбирать и имеют потребности в их чтении [41]. Между тем исследования показывают увеличение интереса не к чтению, а к компьютерным играм, социальным сетям. Игры и социальные сети ставятся в противовес чтению познавательной и художественной литературы. Это проявляется в отдаче младшими школьниками предпочтения более легкому способу получения знаний и более красочному, яркому и развлекательному времяпрепровождению. В связи с этим, особое значение имеет формирование у младших школьников основ читательской компетентности. Учитель должен не только сформировать положительную мотивацию к чтению, научить читать, но и воспитать активного, самостоятельного читателя, который будет соответствовать портрету выпускника, прописанному во ФГОС НОО.
Читательская компетентность определяется как интегративная характеристика личности, которая складывается из способности к чтению, наличию личностного отношения к произведению и основывается на читательской самостоятельности младших школьников.
Понятие читательской компетентности изучается в трудах И.В. Зимней, А.А. Вербицкого, А.В. Хуторского и Н.М. Ложкиной. Исследователи рассматривают читательскую компетентность с позиции компетентностного подхода (И.В. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), через принципы когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина). В содержание читательской компетентности исследователи включают ее структуру (Е.Л. Гончарова, С.В. Самыкина), модель формирования основ читательской компетентности (Н.Е. Колганова). Педагогическая модель включает технологию продуктивного чтения (Н.Н. Светловская) и дискретное чтение (Г.М. Первова).
Исследователи доказали, что низкий интерес к чтению приводит к обеднению словаря, снижению интеллектуальных и познавательных возможностей, неправильному употреблению терминов и понятий, отсутствию умений в правильном написании слов, то есть допускаются орфографические и пунктуационные ошибки, а также неустойчивый интерес к чтению приводит к трудностям в межличностном общении.
В современной науке методика обучения чтению устанавливает, что накопленный педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью изменения процесса обучения младших школьников чтению и недостаточной разработанности педагогических условий формирования читательской компетентности младших школьников.
Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Исходя из проблемы, выделяется цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования:
формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- создать положительную мотивацию младших школьников к читательской деятельности путем использования активных форм и методов обучения;
- в структуре урока использовать речевые разминки, направленные на формирование у младших школьников навыка чтения, включающего правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения;
-включать в содержание урока творческие задания.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения понятия «читательская компетентность».
2. Изучить педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Разработать содержание опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование читательской компетентности младших школьников.
4. Выявить динамику уровня читательской компетентности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых, педагогов по проблеме формирования читательской компетентности:
Читательская компетентность рассматривается с позиции компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), а также с позиции когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина). Педагоги-исследователи выделяют структуру читательской компетентности (Е.Л. Гончарова, С.В. Самыкина) и модель формирования основ читательской компетентности (Н.Е. Колганова).
Решение поставленных задач осуществляется с использованием следующих методов исследования: общетеоретических (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, конкретизация), эмпирических (тестирование, педагогический эксперимент), метод обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Новизна исследования:
- раскрыта сущность читательской компетентности и ее структурных компонентов;
- изучены и экспериментально проверены педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников;
- разработан комплекс уроков по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения;
- выявлена динамика уровня развития читательской компетентности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные формы и методы формирования читательской компетентности могут быть использованы учителями, работающими с детьми младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.
Экспериментальная база исследования: МБУ СОШ №47 г. Тольятти. В исследовании принимали участие 42 учащихся младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения, 10 рисунков, 2 таблицы.
Читательская компетентность определяется как интегративная характеристика личности, которая складывается из способности к чтению, наличию личностного отношения к произведению и основывается на читательской самостоятельности младших школьников.
Понятие читательской компетентности изучается в трудах И.В. Зимней, А.А. Вербицкого, А.В. Хуторского и Н.М. Ложкиной. Исследователи рассматривают читательскую компетентность с позиции компетентностного подхода (И.В. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), через принципы когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина). В содержание читательской компетентности исследователи включают ее структуру (Е.Л. Гончарова, С.В. Самыкина), модель формирования основ читательской компетентности (Н.Е. Колганова). Педагогическая модель включает технологию продуктивного чтения (Н.Н. Светловская) и дискретное чтение (Г.М. Первова).
Исследователи доказали, что низкий интерес к чтению приводит к обеднению словаря, снижению интеллектуальных и познавательных возможностей, неправильному употреблению терминов и понятий, отсутствию умений в правильном написании слов, то есть допускаются орфографические и пунктуационные ошибки, а также неустойчивый интерес к чтению приводит к трудностям в межличностном общении.
В современной науке методика обучения чтению устанавливает, что накопленный педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью изменения процесса обучения младших школьников чтению и недостаточной разработанности педагогических условий формирования читательской компетентности младших школьников.
Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Исходя из проблемы, выделяется цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования:
формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- создать положительную мотивацию младших школьников к читательской деятельности путем использования активных форм и методов обучения;
- в структуре урока использовать речевые разминки, направленные на формирование у младших школьников навыка чтения, включающего правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения;
-включать в содержание урока творческие задания.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения понятия «читательская компетентность».
2. Изучить педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Разработать содержание опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование читательской компетентности младших школьников.
4. Выявить динамику уровня читательской компетентности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых, педагогов по проблеме формирования читательской компетентности:
Читательская компетентность рассматривается с позиции компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), а также с позиции когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина). Педагоги-исследователи выделяют структуру читательской компетентности (Е.Л. Гончарова, С.В. Самыкина) и модель формирования основ читательской компетентности (Н.Е. Колганова).
Решение поставленных задач осуществляется с использованием следующих методов исследования: общетеоретических (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, конкретизация), эмпирических (тестирование, педагогический эксперимент), метод обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Новизна исследования:
- раскрыта сущность читательской компетентности и ее структурных компонентов;
- изучены и экспериментально проверены педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников;
- разработан комплекс уроков по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения;
- выявлена динамика уровня развития читательской компетентности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные формы и методы формирования читательской компетентности могут быть использованы учителями, работающими с детьми младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.
Экспериментальная база исследования: МБУ СОШ №47 г. Тольятти. В исследовании принимали участие 42 учащихся младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения, 10 рисунков, 2 таблицы.
В ходе проведения исследования было установлено, что проблема по формированию читательской компетентности младших школьников на уроке литературного чтения является актуальной. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие читательская компетентность как интегративной характеристики личности, складывающейся из способности к чтению и наличию отношения к произведениям. Изучение педагогической литературы предоставило возможность для исследования позиций ряда авторов на понятие читательской компетентности, ее содержания, модели формирования, а также на рассмотрение читательской компетентности с позиций различных подходов (компетентностного, когнитивного и деятельностного). Теоретическая часть включает в себя анализ литературы по изучению понятия читательской компетентности, особенностей ее формирования в младшем школьном возрасте, а также в теории отражены педагогические условия формирования читательской компетентности, выделенные исследователями.
2. В рамках изучения темы исследования были разработаны условия, которые реализованы в проведенном эксперименте. Данные условия были направлены на формирование выделенных критериев: личностно-ценностного, операционально-технологического и деятельностного. В критериях были сформулированы следующие показатели - читательский интерес и кругозор, умения работать с текстом и навык чтения. Для изучения выделенных показателей в практической части исследования были подобраны диагностические методики и задания.
3. Практическая часть исследования включала в себя анализ результатов исследования и опытно-экспериментальную работу по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения. В свою очередь, работа содержала в себе реализацию выделенных педагогических условий через разработку и внедрение содержания уроков по предмету «Литературное чтение». На уроках применялись активные формы и методы для создания положительной мотивации, а также в структуру уроков включались речевые разминки и творческие задания.
4. Динамика уровня развития читательской компетентности была выявлена в процессе контрольного эксперимента. В ходе эксперимента было доказано, что формирование читательской компетентности будет эффективно, если внедрить комплекс условий, содержащих активные формы и методы, применяемые на уроке, а также речевые разминки и творческие задания. Комплекс условий будет эффективен, если его внедрение не будет противоречить рабочей программе учителя.
Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. По результатам эксперимента можно утверждать, что успешное формирование читательской компетентности у детей младшего школьного возраста возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие читательская компетентность как интегративной характеристики личности, складывающейся из способности к чтению и наличию отношения к произведениям. Изучение педагогической литературы предоставило возможность для исследования позиций ряда авторов на понятие читательской компетентности, ее содержания, модели формирования, а также на рассмотрение читательской компетентности с позиций различных подходов (компетентностного, когнитивного и деятельностного). Теоретическая часть включает в себя анализ литературы по изучению понятия читательской компетентности, особенностей ее формирования в младшем школьном возрасте, а также в теории отражены педагогические условия формирования читательской компетентности, выделенные исследователями.
2. В рамках изучения темы исследования были разработаны условия, которые реализованы в проведенном эксперименте. Данные условия были направлены на формирование выделенных критериев: личностно-ценностного, операционально-технологического и деятельностного. В критериях были сформулированы следующие показатели - читательский интерес и кругозор, умения работать с текстом и навык чтения. Для изучения выделенных показателей в практической части исследования были подобраны диагностические методики и задания.
3. Практическая часть исследования включала в себя анализ результатов исследования и опытно-экспериментальную работу по формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения. В свою очередь, работа содержала в себе реализацию выделенных педагогических условий через разработку и внедрение содержания уроков по предмету «Литературное чтение». На уроках применялись активные формы и методы для создания положительной мотивации, а также в структуру уроков включались речевые разминки и творческие задания.
4. Динамика уровня развития читательской компетентности была выявлена в процессе контрольного эксперимента. В ходе эксперимента было доказано, что формирование читательской компетентности будет эффективно, если внедрить комплекс условий, содержащих активные формы и методы, применяемые на уроке, а также речевые разминки и творческие задания. Комплекс условий будет эффективен, если его внедрение не будет противоречить рабочей программе учителя.
Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. По результатам эксперимента можно утверждать, что успешное формирование читательской компетентности у детей младшего школьного возраста возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы.
Подобные работы
- Теоретические основы формирования читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения (Волгодонский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Развитие читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Формирование гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



