Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Работа №108068

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроке литературного чтения
1.1Общая характеристика личностных универсальных учебных
действий
1.2Условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроке литературного чтения
1.3Методические основы формирования личностных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
2.1Диагностика уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного
чтения
2.2Практическая работа по развитию личностных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
2.3Оценка динамики уровня развития личностных универсальных
учебных действий на уроках литературного чтения
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Диагностические методики
Приложение Б Картотека дидактических игр

А. Г. Асмолов считает, что целью современного образования выступает разработка системы универсальных учебных действий (УУД), которые, в свою очередь, обеспечивают формирование компетенции «умение учиться».
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет условия к современной образовательной системе, в основе которой необходимо преобладание системно-деятельностных подходов. В свою очередь, метапредметные УУД направлены на решение задач системно-деятельностного подхода, а именно - воспитание и развитие личности младшего школьника.
«В блок личностных универсальных учебных действий входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях» [2, с. 62].
В обширном значении универсальное учебное действие обозначает умение учиться, то есть способность младшего школьника к саморазвитию и самопознанию. В узком, психологическом значении, данный термин можно определить, как совокупность методов действий учащегося, который обеспечивает возможность учащимся самим формировать умения, овладеть новыми знаниями и способность организовывать процесс своего учения .
К настоящему времени накоплен определенный методический опыт по развитию метапредметных УУД средствами общеобразовательных предметов. Наличие опыта формирования личностных УУД у обучающихся младшего школьного возраста на уроках литературного чтения и необходимость теоретического осмысления данного опыта в системе начального общего образования определили актуальность исследования.
На сегодняшний день существует большое многообразие методов и приемов их формирования на уроках литературного чтения.
Проблема исследования состоит в том, чтобы определить, какие методы и приемы формирования личностных УУД являются наиболее эффективными в контексте уроков литературного чтения.
В соответствии со всем выше сказанным, можно сформулировать тему исследования «Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения».
Объект исследования: процесс формирования личностных УУД у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование личностных УУД у младших школьников средствами предмета «Литературное чтение».
Цель работы: разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование личностных универсальных действий у младших школьников на уроках литературного чтения станет наиболее эффективным, если:
-разработать и внедрить комплекс уроков литературного чтения, направленный на формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников;
-использовать на уроках литературного чтения дидактические игры, способствующие формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников;
-учитывать индивидуально-личностные особенности каждого учащегося.
В соответствии с гипотезой исследования, для решения были поставлены следующие задачи:
1)Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения;
2)Выявить уровень личностных УУД таких как: эмоциональная самооценка, нравственные представления обучающихся, мотивация обучающихся к учебной деятельности, самооценка и самовосприятие;
3)Подобрать методики и провести диагностическое исследование уровня сформированности личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения;
4)Разработать и внедрить комплекс занятий с целью развития личностных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения;
5). Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ общей и специальной психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта работы учителей;
-эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап); Проведение диагностики уровня сформированности личностных УУД: методика определения эмоциональной самооценки, «Что такое хорошо и что такое плохо», «Лесенка», «Анкета по оценке школьной мотивации».
Новизна исследования состоит в комплексе разработанных уроков литературного чтения, направленном на формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников, с применением в работе дидактических игр.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его выводы и материалы могут быть использованы опытными учителями начальных классов, молодыми специалистами, а также студентами- практикантами на уроках литературного чтения с целью развития личности, формирования ее нравственных качеств, активизации творческих способностей, формирования личностных качеств.
Практическая база исследования: МБОУ СОШ №9 г. Чирчик. Данное исследование проводилось с учащимися 3 класса. В эксперименте приняли участие учащиеся 20 обучающихся. Возраст испытуемых 8 лет. Пол - 11 девочек и 9 - мальчиков.
Структура и объем бакалаврской работы: работа состоит из введения, 2 глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведения исследования по выпускной квалификационной работы я убедились в том, что уроки литературного чтения способствуют формированию личностных УУД детей младшего школьного возраста.
Для успешного развития личностных УУД младших школьников необходимо обязательно планировать на уроках работу по целенаправленному использованию различных методических средств, обеспечивающих конкретные умения в учебной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия — это виды деятельности, которые предполагают широкую ориентацию обучающихся в предметных областях знания и умение учиться.
Проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, мы провели практическую работу, состоящую из 3 этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. На первом этапе исследования мы выявили следующие результаты:
—10 обучающихся (50%) имеют адекватную самооценку. У десяти испытуемых (50%) наблюдается неадекватная самооценка: 10% имеют завышенную самооценку уровень, около 25% имеют заниженную самооценку, 10% и 5% составляет низкая и резко заниженная самооценка;
—30% и 35% обучающихся имеют высокий и хороший уровень
школьной мотивации, положительное отношение к школе наблюдается у 20% школьников. У троих испытуемых (10%) — низкая школьная
мотивация. У одного школьника (5%) — очень низкий уровень школьной мотивации.
—анализ данных уровня нравственно—эстетической оценки показывает, что среди обучающихся 3—го класса преобладает средний уровень нравственных представлений.
—14 обучающихся (70%) имеют адекватную эмоциональную самооценку. У трех испытуемых (30%) наблюдается неадекватная эмоциональная самооценка: 15% имеют завышенную эмоциональную самооценку уровень, около 15% имеют заниженную эмоциональную самооценку.
Таким образом, на констатирующем этапе нами была организована диагностика сформированности личностных УУД учащихся и установлено, что необходима целенаправленная работа по их развитию.
Формирующий этап содержит фрагменты уроков литературного чтения по предмету исследования и анализ фрагментов урока, который позволяет отследить формирование личностных УУД в процессе изучения темы.
Далее мы выявили эффективность проведенной нами работы по формированию личностных УУД у обучающихся 3—го класса.
Так, мы установили, что низкий уровень личностных УУД снизился. Обучающиеся улучшили свои результаты с низкого уровня до среднего уровня, а обучающиеся, имеющие на констатирующем этапе средний уровень развития познавательных процессов, вышли на высокий уровень.
Завершая исследование, мы выявили динамику результативности проведенной работы. На основе полученных данных, видно, что уровень адекватной самооценки на 20 %, низкий уровень уменьшился на 5%; уровень положительного отношения к школе составило 95% обучающихся; высокий уровень нравственных представлений составил 45%, т.е. увеличился на 15%.
Таким образом, контрольный этап позволил нам установить положительную динамику в формировании личностных УУД учащихся, это является подтверждением эффективности проведённой нами работы по теме исследования.


1.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Юрист, 2012.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. — Просвещение, 2010.
2.Абакумова, И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого—дидактический подход) / И. В. Абакумова. — Ростов — н Д.: Изд—во Рост.ун—та, 2003. —С 26.
3.Актаева, Т.В. Формирование универсальных учебных действий. — М.: Просвещение, 2009. — С.54
4.Л. Л. Алексеева. Планируемые результаты начального общего образования. — 3—е изд. — М., 2011. — С.20
5.Арановская, Д. Н. Формирование у учащихся младших классов понимания главной мысли рассказа / Д. Н. Арановская // Начальная школа, 2005. — С.22—32.
6.Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. /
Бурменская Г. В., Володарская И. А. — М.: Просвещение, 2008. —
С.24,26,27,29,30
7.Ванькова В.С., Шумакова В.А. Условия организации проектной деятельности школьников // Современная педагогика. 2016. № 7.
8.Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. — Москва : Грамотей, 2013. — 32 с.
9.Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий. — М.: Просвещение, 2012. — С. 31.
10.Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 281 с.
11.Г альперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая — М.: Эксмо, 2016. — 257 с.
12.Измайлова, Р. Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р. Г. Измайлова // Начальная школа. — 2014. — №1—С.68
13.Кубасова, О. В. Методические рекомендации к учебнику литературного чтения общеобразовательных учреждений. — Ассоциация XXI век, 2012—С.4
14.Ковалёва, С. Г. Планируемые результаты начального общего образования. — М.: Просвещение, 2009. — С.120
15.Колесникова З.М. Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах / З.М. Колесникова // Завуч начальной школы. — М.: Просвещение, 2013. — С.8—21...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ