ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
1.1. Координационные способности: виды, значение, средства и методы
развития 6
1.2. Особенности спортивного туризма как вида спорта 13
1.3. Особенности организации учебно-тренировочного процесса для
слабослышащих детей 11-12 лет 26
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 41
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Описание методики проведения занятий спортивным туризмом в
экспериментальной группе 43
3.2. Анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемой литературы 56
Актуальность. Дети с нарушениями слуха, как и здоровые дети, хотят иметь хобби, заниматься спортом, находить друзей по интересам. Помимо проблем со слухом многие из них испытывают трудности с сохранением равновесия, с ориентированием в пространстве, именно поэтому очень важно развивать их координационные способности [5], [6], [7], [15], [19].
В Тольятти существует сильная школа спортивного туризма, и этот вид спорта может многое предложить слабослышащим детям. Он помогает гармонично развивать все физические качества, с пользой проводить время на природе, приобретать навыки, которые могут пригодиться в жизни, делает прежде малознакомых людей добрыми друзьями [16], [18].
Ознакомившись с содержанием литературных источников, мы не обнаружили адаптированной под нужды людей с нарушениями слуха методики занятий спортивным туризмом, которая смогла бы помочь развить так необходимые им координационные способности. Поэтому мы решили заняться её разработкой самостоятельно.
Цель нашего исследования - изучение влияния средств спортивного туризма на развитие координационных способностей у слабослышащих детей 11-12 лет.
Объект исследования: педагогический процесс развития координационных способностей у детей 11-12 лет с нарушениями слуха средствами спортивного туризма.
Предмет исследования: методика использования средств спортивного туризма, способствующая улучшению координации движений у слабослышащих детей.
Гипотеза: предполагается, что использование разработанной методики применения средств спортивного туризма позволит слабослышащим детям улучшить координацию их движений.
Для достижения этой цели нам следовало выполнить следующие задачи:
1. Изучить текущий уровень развития координационных способностей слабослышащих детей в возрасте 11-12 лет.
2. Подобрать средства спортивного туризма, способствующие улучшению координации движений у детей с нарушениями слуха. Разработать для них экспериментальную методику организации занятий спортивным туризмом.
3. Изучить влияние занятий спортивным туризмом по предложенной методике на уровень проявления координационных способностей у участников исследования.
Практическая значимость исследования. Разработанная и опробованная нами методика может применяться инструкторами и тренерами по спортивному туризму при организации занятий с детьми с нарушениями слуха.
Изучив текущий уровень развития координационных способностей слабослышащих школьников в возрасте 11-12 лет с лёгкой и средней степенью тугоухости, мы пришли к выводу о том, что он не в полной мере соответствовал оптимальному и нуждался в улучшении.
Поэтому мы подобрали средства спортивного туризма, способствующие развитию координационных способностей у детей с нарушениями слуха, разработали методику организации учебно-тренировочных занятий с их использованием и проверили её эффективность в ходе педагогического эксперимента, организованного на базе МБОУ ДО «Эдельвейс» г. о. Тольятти.
Изучив влияние занятий спортивным туризмом по предложенной методике на уровень проявления координационных способностей у участников экспериментальной группы, мы выявили, что проведение занятий спортивным туризмом со слабослышащими детьми 11 -12 лет действительно позволяет успешно развивать у них разнообразные виды координационных способностей.
Сравнение результатов контрольных тестов после проведённого эксперимента показало существование значительных различий в уровне проявления координационных способностей между мальчиками из экспериментальной группы и из контрольной группы. Достоверно выявлено более значительное увеличение показателей проявления координационных способностей у детей из экспериментальной группы.
Мы считаем, что результаты нашего исследования могут быть полезны педагогам секций спортивного туризма при организации занятий для юных слабослышащих спортсменов.
1. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 381 с.
2. Википедия: электронная энциклопедия. t-Критерий Стьюдента.
[Электронный ресурс] / URL: https:/rni.vikipeclia.oiAwikiU критерий
Стьюдента (дата обращения: 12.04.2019).
3. Гаптарь В. М. Двухгодичная модель занятий спортивно¬
оздоровительным туризмом со спортсменами-новичками [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dvuhgodichnaya-model-zanyatiy-sportivno- ozdorovitelnym-turizmom-sosportsmenami-novichkami (дата обращения: 25.05.2019).
4. Грицак Ю. П. Организация самодеятельного туризма: учебное пособие / Ю. П. Грицак. - Харьков: Экограф, 2008. - 164 с.
5. Губарева Н. В. Обоснование дифференцированного подхода при физическом воспитании школьников с различной степенью нарушения слуха // Вестник Томского государственного университета. 2009. №319. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-differentsirovannogo-podhoda-pri- fizicheskom-vospitanii-shkolnikov-s-razlichnoy-stepenyu-narusheniya-sluha (дата обращения: 25.05.2019).
6. Дерябина Г. И., Лернер В. Л., Филаткин А. С. Особенности нарушения различных видов координационных способностей младших школьников со слуховой депривацией // Вестник ТГУ. 2019. №178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-narusheniya-razlichnyh-vidov- koordinatsionnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-so-sluhovoy-deprivatsiey (дата обращения: 15.05.2019).
7. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, Е. Б. Ладыгина [и др.]
; под ред. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2014. - 304 c. - URL: http: //www. iprbookshop. ru/40766. html
8. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебник / С. П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 c. - URL: http: //www. iprbookshop. ru/55593. html
9. Евсеева О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре [Электронный ресурс] : учебник / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под ред. С. П. Евсеева. - М. : Спорт, 2016. - 384 c. - URL: http: //www. iprbookshop. ru/55569. html
10. Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры : курс лекций / И. В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: Уральский государственный технический университет, 2004. - 192 с.
11. Иванова Н. В. Спортивно-оздоровительный туризм [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавров / Н. В. Иванова. - М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2014. - 256 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/21421.html
12. Карась Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта
[Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. - Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет, 2012. - 131 c. - URL:
http: //www. iprbookshop. ru/22259. html
13. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин [и др.] - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
14. Любимцев А. К. Развитие координационных способностей
подростков 13-14 лет, занимающихся спортивным туризмом [Электронный ресурс] : методическая разработка / А. К. Любимцев. - Славянск-на-Кубани, 2017. - 25 с. - URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/02/08/ metodicheskaya-razrabotka-razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey (дата
обращения: 25.05.2019)
15. Подулыбина А. В. Физическое воспитание школьников с
нарушением слуха // Вестник ВУиТ. 2012. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-shkolnikov-s-narusheniem- sluha (дата обращения: 2019).
16. Рубис Л. Г. Спортивный туризм [Электронный ресурс] : учебник /
Л. Г. Рубис. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019 - 166 c. - URL:
http: //www. iprbookshop. ru/72816. html
17. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная [Электронный ресурс] : учебник / А. С Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Издательство «Спорт», 2018. - 624 c. - URL:
http: //www. iprbookshop. ru/74306. html
18. Таймазов В. А., Федотов Ю. Н. Теория и методика спортивного
туризма [Электронный ресурс] : учебник / В. А. Таймазов, В. И. Голиков, В. К. Шеманаев [и др.] - М. : Советский спорт, 2014. - 424 c. - URL:
http: //www. iprbookshop. ru/40816. html
19. Харченко Л. В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова, В. Г. Турманидзе. - Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. - 112 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/59660.html
20. Федерация спортивного туризма России. Правила вида спорта
«спортивный туризм» [Электронный ресурс] / URL:
http://www.tssr.ru/main/docs/rules/1435 (дата обращения: 25.05.2019)