ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
1.1. Координационные способности: виды, значение, средства и методы
развития 6
1.2. Особенности спортивного туризма как вида спорта 13
1.3. Особенности организации учебно-тренировочного процесса для
слабослышащих детей 11-12 лет 26
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 41
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Описание методики проведения занятий спортивным туризмом в
экспериментальной группе 43
3.2. Анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемой литературы 56
Актуальность. Дети с нарушениями слуха, как и здоровые дети, хотят иметь хобби, заниматься спортом, находить друзей по интересам. Помимо проблем со слухом многие из них испытывают трудности с сохранением равновесия, с ориентированием в пространстве, именно поэтому очень важно развивать их координационные способности [5], [6], [7], [15], [19].
В Тольятти существует сильная школа спортивного туризма, и этот вид спорта может многое предложить слабослышащим детям. Он помогает гармонично развивать все физические качества, с пользой проводить время на природе, приобретать навыки, которые могут пригодиться в жизни, делает прежде малознакомых людей добрыми друзьями [16], [18].
Ознакомившись с содержанием литературных источников, мы не обнаружили адаптированной под нужды людей с нарушениями слуха методики занятий спортивным туризмом, которая смогла бы помочь развить так необходимые им координационные способности. Поэтому мы решили заняться её разработкой самостоятельно.
Цель нашего исследования - изучение влияния средств спортивного туризма на развитие координационных способностей у слабослышащих детей 11-12 лет.
Объект исследования: педагогический процесс развития координационных способностей у детей 11-12 лет с нарушениями слуха средствами спортивного туризма.
Предмет исследования: методика использования средств спортивного туризма, способствующая улучшению координации движений у слабослышащих детей.
Гипотеза: предполагается, что использование разработанной методики применения средств спортивного туризма позволит слабослышащим детям улучшить координацию их движений.
Для достижения этой цели нам следовало выполнить следующие задачи:
1. Изучить текущий уровень развития координационных способностей слабослышащих детей в возрасте 11-12 лет.
2. Подобрать средства спортивного туризма, способствующие улучшению координации движений у детей с нарушениями слуха. Разработать для них экспериментальную методику организации занятий спортивным туризмом.
3. Изучить влияние занятий спортивным туризмом по предложенной методике на уровень проявления координационных способностей у участников исследования.
Практическая значимость исследования. Разработанная и опробованная нами методика может применяться инструкторами и тренерами по спортивному туризму при организации занятий с детьми с нарушениями слуха.
Изучив текущий уровень развития координационных способностей слабослышащих школьников в возрасте 11-12 лет с лёгкой и средней степенью тугоухости, мы пришли к выводу о том, что он не в полной мере соответствовал оптимальному и нуждался в улучшении.
Поэтому мы подобрали средства спортивного туризма, способствующие развитию координационных способностей у детей с нарушениями слуха, разработали методику организации учебно-тренировочных занятий с их использованием и проверили её эффективность в ходе педагогического эксперимента, организованного на базе МБОУ ДО «Эдельвейс» г. о. Тольятти.
Изучив влияние занятий спортивным туризмом по предложенной методике на уровень проявления координационных способностей у участников экспериментальной группы, мы выявили, что проведение занятий спортивным туризмом со слабослышащими детьми 11 -12 лет действительно позволяет успешно развивать у них разнообразные виды координационных способностей.
Сравнение результатов контрольных тестов после проведённого эксперимента показало существование значительных различий в уровне проявления координационных способностей между мальчиками из экспериментальной группы и из контрольной группы. Достоверно выявлено более значительное увеличение показателей проявления координационных способностей у детей из экспериментальной группы.
Мы считаем, что результаты нашего исследования могут быть полезны педагогам секций спортивного туризма при организации занятий для юных слабослышащих спортсменов.