Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальная терапия при заболеваниях деменции и болезни Альцгеймера

Работа №107969

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лечебное дело

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы терапевтического воздействия музыки на людей с заболеваниями деменцией и болезнью Альцгеймера 11
1.1 Понятие «музыкальная терапия» в научных исследованиях 11
1.2 Физиологическое воздействие музыки на организм человека 17
1.3 Музыкальная терапия при заболеваниях деменцией и болезни Альцгеймера 29
Глава 2 Организация исследования музыкальной терапии больных деменцией и болезнью Альцгеймера 40
2.1 Организация исследования и общая характеристика обследованных пациентов 40
2.2 Разработка программы «Особенности метода музыкотерапии при заболеваниях деменцией и болезнью Альцгеймера 44
2.3 Проведение исследования и оценка эффективности реализации программы. Результаты сравнения данных контрольной и экспериментальной групп 53
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложение А Краткая шкала оценки психического статуса 80

Болезнь Альцгеймера (сенильная деменция альцгеймеровского типа) - часто встречающаяся форма деменции, которая была описана в 1907 году немецким психиатром Алоисом Альцгеймером. Данное заболевание встречается в основном у людей старше 65 лет и характеризуется быстрым прогрессированием когнитивных расстройств, возникают нарушения речи, теряется способность в пространственной ориентации и выполнении повседневных бытовых дел, с развитием тотального распада интеллекта и психических функций. Существуют ранняя и поздняя формы болезни Альцгеймера.
Музыка является неотъемлемой частью жизни всех людей. Без музыки мир казался бы нам серым и скучным. Музыкальное произведение вызывает у нас определенные эмоции, чувства и настроение. В психологии, как один из методов арт-терапии широко распространено «лечение» музыкой. Прослушивание определенных мелодий или пение любимых произведений вызывает в человеческом организме ряд положительных изменений. Существуют музыкальные произведения, которые негативно воздействуют на организм. В данной работе мы акцентируем внимание на те произведения, которые будут положительно влиять на физиологические и психологические функции внутренней среды организма.
Большинство научных работ по исследованию влияния музыки на человеческий организм касается вопроса психофизиологического воздействия.
Актуальность исследования.
В наши дни заболеваемость деменции и болезни Альцгеймера катастрофически увеличивается. Если сейчас эта цифра составляет 35%, то к 2050 году по прогнозам она вырастет до 55%. Фармацевтические компании ежегодно работают над препаратами, которые помогают бороться с данными заболеваниями, но таких лекарств очень мало, либо они дороги, либо неэффективны. Ученые постоянно разрабатывают новые методы в борьбе с деменцией. И одним из таких методов является музыкотерапия.
В России данное направление практически не развито. Широкое применение лечение музыкой при деменции проводится в США, Германии, Великобритании. По данному направлению написано много научных работ и проведено множество зарубежных исследований.
Для успешной профилактики и поддержании когнитивных функций головного мозга музыка, как один из видов терапии заболеваний деменции и болезни Альцгеймера зарекомендовала себя отличным средством, которое может дополнить лечение и повысить качество жизни человека.
Для успешного освоения и понимания методики музыкотерапии нужно подробно остановиться на музыке в целом. Понять и изучить ее истоки, ее историю, оценить развитие музыкотерапии в человеческом обществе. Познакомиться с источниками эмпирических и теоретических направлений музыкотерапии. Провести ряд исследований и сравнить данные с данными зарубежных и отечественных направлений в данной области.
Представленная работа, опираясь на теоретическое и эмпирическое исследование несет научный вклад в психологическом, медицинском, социологическом направлении.
На основании всего изложенного были обозначены следующие противоречия между:
• необходимостью терапевтического воздействия музыки на людей пожилого возраста при нейродегенеративных заболеваниях и недостаточностью внедрения этого процесса;
• необходимостью развития данного терапевтического направления в России и недостаточной разработанности данного направления в медицинских и психологических центрах;
• наличием музыкальной базы для проведения сеансов лечения и отсутствие данного направления в лечебных и профилактических учреждениях.
В соответствии с противоречиями формируется проблема исследования: каким образом музыкальная терапия способствует в лечении пожилых людей с нейродегенеративными заболеваниями головного мозга?
Следуя актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Терапевтическое воздействие музыки на людей пожилого возраста при болезнях деменции и Альцгеймера».
Объект исследования: музыка в терапевтическом воздействии на пожилых людей с нейродегенеративными заболеваниями головного мозга.
Предмет исследования: особенности музыкальной терапии пожилых лиц с деменцией и болезнью Альцгеймера.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить экспериментально эффективность воздействия музыки на лиц пожилого возраста с деменцией и болезнью Альцгеймера, имеющий существенное значение для улучшения качества жизни.
В соответствии с представленной целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:
• на основе анализа научной литературы раскрыть содержание понятия музыкальная терапия;
• раскрыть особенности воздействия музыки на людей, страдающих заболеваниями деменцией и болезнью Альцгеймера;
• разработать и реализовать программу по музыкотерапии при в работе с людьми страдающими заболеваниями деменцией и болезнью Альцгеймера;
• провести исследование и проверить эффективность реализации программы по музыкотерапии с людьми страдающими заболеваниями деменцией и болезнью Альцгеймера.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, успешность терапевтического воздействия музыки на пожилых людей с заболеваниями головного мозга будет эффективна при следующих условиях:
• организована поэтапная психологическая работа с пожилыми людьми, на выявление степени поражения головного мозга. Здесь включены эмоциональный, когнитивный и поведенческий этапы;
• разработана и реализована программа музыкотерапии для людей с заболеваниями деменцией и болезнью Альцгеймера, а также план последовательного терапевтического воздействия с правильно подобранными музыкальными композициями и время лечебного воздействия;
• организована индивидуальная и групповая работа с пожилыми людьми, направленная на лечение нейродегенеративных заболеваний головного мозга.
Научная новизна исследования заключается в существенном дополнении известных фактов, что дает новую интерпретацию на существующую проблему. Разработана и внедрена программа музыкальной терапии, направленная на профилактику и лечение больных деменцией и болезнью Альцгеймера.
Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты способны внести вклад в развитие данного направления в медицине и психологии, которое существенно поможет посмотреть на проблему лечения и профилактики головного мозга. Исследования в данном направлении показали взаимосвязь когнитивных расстройств и эффективности данного метода при нейродегенеративных процессах головного мозга. Терапия музыкой позволяет наиболее благоприятно купировать отклонения в поведении и психической неустойчивости пожилых людей с симптомами деменции и болезни Альцгеймера, как самостоятельно, так и на фоне приема препаратов и, кроме этого, способно улучшать когнитивное функционирование.
Практическая значимость исследования заключается в решении проблемы профилактики и терапии расстройств поведения и психики при деменции и болезни Альцгеймера, что способствует адекватной психофизиологической помощи. Кроме этого, данный метод терапии способствует повышению качества жизни пациентов с нейродегенеративными заболеваниями, уменьшает значительную нагрузку на ухаживающий персонал или родственников и приводит к значительному снижению социального и экономического вопроса деменции для общества в целом.
В данной работе обоснован метод использования музыкальных произведений, их влияние на структуры головного мозга человека, в частности людей с деменцией и болезнью Альцгеймера. Объединив две компоненты - музыку и болезнь, на примере исследования, мы видим значительное положительное влияние музыки на головной мозг человека.
Положения, выносимые на защиту:
• музыкальная терапия это - метод воздействия на людей с нейродегенеративными заболеваниями головного мозга, который направлен на восстановление утраченных нейронных связей, способствующий улучшению когнитивного отклика и как основной метод успешной реабилитации пациентов с нейродегенеративными заболеваниями структур головного мозга, помогающий уменьшить медикаментозную нагрузку или вовсе от нее отказаться;
• показатели улучшения нейрональной связи головного мозга людей с заболеваниями деменции и болезни Альцгеймера на фоне применения музыкальной терапии, которая способна улучшать состояние вегетативной нервной системы, стабилизировать эмоциональный фон , укреплять когнитивные функции и улучшать качество жизни больных;
• под влиянием музыкотерапии снизилась выраженность соматических жалоб: повысилась активность, улучшился сон, увеличилась общительность, общее состояние организма, улучшились когнитивные функции головного мозга.
Методология концепции, подходы авторов и методы исследования.
И.Р. Тарханов в конце XIX века впустил статью о результатах своих исследований «О влиянии музыки на человеческий организм». Он говорил, что музыка способна передавать не только чувства, а также мысли, как бы указывая на то, что музыка расширяет свое воздействие на эти сферы.
Дополнил и подтвердил наблюдения Тарханова И.М. Догель, доктор медицины, профессор. Эксперименты были описаны в его работе «Влияние музыки на организм человека и животных». Он пытается открыть физиологические основы глубоко личного понимания музыки, проводил исследования по высоте, силе, тембре звука.
В докладе В.М. Бехтерева, который опубликован в 1916 году «Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки», обобщаются данные отечественных и зарубежных исследований, где особое значение уделяется ритму, показывая это на примере метронома, который отбивает определенный ритм, тем самым вызывая замедление пульсовой волны сердца или наоборот повышает ее. Говоря о мышечной системе, Бехтерев утверждал, что музыка влияет на стимуляцию мышц, происходит сужение артерий под ее воздействием. Ритм музыки способствует достижению концентрации и служит хорошим средством отвлечения от различных триггеров.
Ряд авторов, изучая воздействие музыки, пришли к выводу, что последняя способна стойко воздействовать на центральную нервную систему. Функциональные изменения ЦНС при музыкальном восприятии исследовали Н.Н. Захарова и В.М. Авдеев. Они производили запись электроэнцефалограммы и кожно-гальваническую реакцию. Возбуждение было отмечено в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах.
Значимое исследование К.А Назаровой и Л.Д. Чайновой было сделано в отношении психофизиологии музыки. Их работа заключалась в оптимизации музыкальных средств, которые воздействуют на различные функциональные состояния человеческого организма. Им удалось разработать музыкальные программы с различными типологиями личности, которые характеризуют музыкальный психотип.
Организация и этапы исследования. Исследование проводится в три этапа за период с 2020 по 2022 годы.
На первом этапе (2020-2021 гг.) произведен анализ основных психологических положений по проблематике исследования, четко выявлена цель исследования, рабочая гипотеза, определены задачи исследования. Была разработана программа исследования и проведен эксперимент с сравнительным анализом его результатов.
Второй этап (2021-2022 гг.) был обозначен проведением эксперимента и контрольного этапа исследования; разработан и апробирован метод терапевтического влияния музыки на людей пожилого возраста при нейродегенеративных заболеваниях головного мозга.
На третьем этапе (2022 г.) был осуществлен анализ и обобщение результатов в ходе экспериментальной работы.
База исследования: Настоящее исследование выполнялось в период с 2020 по 2022 гг. на базе пансионата для пожилых людей «Родной дом» г. Нижний Новгород на основании рабочего договора.
Методологические основы исследования: в качестве основных методов исследования выбраны наблюдение, эксперимент, тестирование:
• нейропсихиатрический опросник NPI;
• методика Mini-Mental State Examination (MMSE).
Выборка. В исследовании принимало участие 25 больных по общей выборке, страдающих деменцией и болезнью Альцгеймера. У данной группы людей наблюдались значительные психические отклонения в той или иной степени, проявляющиеся в забывчивости, потери памяти, дезориентации в пространстве, неспособности к самообслуживанию, агрессивном поведении, стереотипии, галлюцинаций, нарушений режима сна и бодрствования, необычное пищевое поведение.
Пациенты были разделены на три группы в зависимости от течения деменции и болезни Альцгеймера, что позволило выявить динамику от раннего течения заболевания, до стадии тяжелой деменции, на которой происходит практически полный распад психических функций.
Достоверность и обоснованность научных положений подтверждается проведенным исследованием ссылаясь на теоретическую основу данной проблемы, а так же использование и применение методов, которые адекватны установленным задачам, цели, объекту, предмету исследования, экспериментальной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретически - значимая часть и результаты исследования были представлены на научно-практической конференции (nauchforum.ru 03 марта 2022 года).
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (60 источников), 29 таблиц, имеет заключение и выводы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы нейродегенеративных расстройств головного мозга у пожилых людей, в настоящий момент высока. Общемировая практика показывает, что население по числу лиц старших возрастных групп резко увеличивается. В зрелом возрасте когнитивные расстройства встречаются все чаще, особенно такие заболевания, как деменция и болезнь Альцгеймера, которые приводят к снижению автономности личности, функционированию, к нагрузке на социальное окружение. Проблема деменций - это актуальные социальные, психологические проблемы современности, которые имеют отношение к целым семьям, сопровождаются огромными денежными потерями.
На сегодняшний день проведено множество фундаментальных исследований по данной проблематике, это отображено в обозреваемой литературе. Были выявлены сложные биологические механизмы (старение, нейромедиаторные нарушения, экспрессия генов), которые оказывают влияние на развитие деменции. Когнитивные расстройства наиболее обширно изучены, они возникают патогенным влиянием нозологического фактора на центральную нервную систему. Создаются фармакологические препараты для поддержания функционирования головного мозга, но препараты имеют много побочных эффектов.
С профилактической и лечебной целью таких расстройств головного мозга музыкальная терапия показала хороший результат, что является несомненно методом, который можно успешно применять в работе с пожилыми людьми, страдающими различными видами расстройств головного мозга.
В процессе исследования цель была достигнута - апробирован и обоснован метод музыкальной терапии в лечении деменции и болезни Альцгеймера.
Были решены выделенные задачи: изучены психологические особенности пациентов, произведен анализ реакции на музыкальные произведения во время сеансов.
Корреляционный анализ свидетельствует о положительных результатах музыкальной терапии. Данные по шкале NPI также показали хорошие результаты в улучшении таких симптомов, как: ажитация, агрессия, нарушение аппетита, плохой сон, апатия, отклоняющееся от нормы поведение, раздражительность, тревога, депрессия. Тестирование по шкале NPI производилось до и после эксперимента. Все данные были зафиксированы в специальных таблицах.
Оценка результатов исследования говорит о психологических изменениях в настроении, социализации, эмоциональной сфере. В экспериментальной группе музыкальная терапия интегрировала эмоциональную сферу в различных формах индивидуальности. Реагирование пациентов на музыкальные произведения зависела от формы и тяжести заболевания и личностных особенностей.
Музыкальная терапия проходила комплексно, в сочетании разных видов музыкальной деятельности - прослушивание музыки, танцы под музыку, дыхательная гимнастика с использованием музыки, пение, игра на музыкальных инструментах.
Таким образом, удалось достичь стойкую лечебную нагрузку на эмоциональную, психическую, волевую сферы пациентов. Метод музыкотерапии можно рекомендовать к использованию в специализированных клиниках, психологических центрах, частных организациях.
Музыка, только в опыте становится реальностью, раскрывается как особый мир смыслов, воздействует не только на слуховой анализатор, но и на все тело человека, вызывая отклик в тех или иных органах благодаря рецепторной связи, и отражается в изменениях мышечной системы. Музыка, это особого рода символ, воссоединяющий внутренний мир человека с его изначальной почвой, как средство внутреннего расширения из болезненного переживания в бесконечное Я, помогающая спускаться и подниматься по «регистрам сознания», как маркер внутренних измерений, которые происходят в организме посредством обряда, перестраивающим целостный мир человека.
Музыкальная терапия, как одна из древнейших форм искусства, приобретает в наше время важное значение. Технологическое развитие помогает музыкальной терапии выбрать особое направление в реабилитационных мероприятиях, опираясь на рамки восстановительной медицины. Музыкальная терапия обладает рядом преимуществ, по сравнению с другими лечебными методами, она экономически выгодна, не вызывает привыкания и побочных эффектов.
В России данный метод находится лишь на пути зарождения и не приобрел массового использования. Дальнейшее изучение в этом направлении поможет внедрить музыкальную терапию, как основной метод в лечении нейродегенеративных заболеваний, а фармакология будет являться лишь вторичным звеном. Признание музыкальной терапии в отечественной практике откроет новые перспективы в современной медицине и психологии.


1. Античная музыкальная эстетика. М.,1960.
2. Бехтерев В. М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1916. № 1-3. С. 105-124.
3. Блинова О. А. Процесс музыкальной терапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. 1998. №3.
4. Бротонс М., Когер С. М. Влияние музыкальной терапии на функционирование языка при слабоумии // Журнал музыкальной терапии. 37 (3). С. 183-195.
5. Васильева Л. Петер Сёке: «Существовала ли музыка до возникновения жизни на Земле?» // Иностранная литература. 1983. №9. С. 204-207.
6. Вейдле В. В. Умирание искусства. М., 2001.
7. Гастон Э. Тайер (1968). «Человек и музыка» // Музыка в терапии. New York : The Macmillan Company. pp. 7-29.
8. Герднер Линда А. и Элизабет А. Свансон Влияние индивидуализированной музыки на возбужденных пожилых пациентов // Архивы психиатрического ухода, 7,5 (октябрь 1993 г.). С. 284-291.
9. Готдсинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1993.
10. Декер - Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию. СПб., 2003.
11. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. Публичная лекция 2-е издание. Казань, 1898. С. 121.
12. Доусон Пэм, Донна Л. и Карен Клайн. Усиление способности людей с болезнью Альцгеймера и сопутствующими деменциями: перспектива ухода. Нью-Йорк : Springer Publishing Co., 1993.
13. Захарова Н. Н. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журн. высш. нерв. деят. 1982. Т.32. вып. 5. С. 915-929.
14. Земцовский И. И. Текст - Культура - Человек: опыт синтетической парадигмы // Музыкальная академия. 1992. №4. С.6.
15. Клэр Алисия Энн. Терапевтическое использование музыки с пожилыми взрослыми. Балтимор, MD: Health Professions Press, 1996.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ