Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальная терапия как инновационная технология социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью

Работа №90900

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретике - методологические основы исследования арт - терапевтических технологий социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью 11
1.1. Содержание и виды арт - терапевтических технологий социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью: теоретические подходы . 11
1.2. Нормативно - правовое обеспечение социокультурной реабилитации
детей с ментальной инвалидностью в РФ 25
Глава 2. Возможности музыкальной терапии в контексте социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью 39
2.1. Опыт применения музыкальной терапии как технологии
социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью в России и за рубежом 39
2.2. Результаты исследования «Возможности музыкальной терапии как инновационной технологии социокультурной реабилитации детей с
ментальной инвалидностью» 52
Заключение 62
Список литературы: 64
Приложение 72

Актуальность. Социальная работа является академической дисциплиной и практической деятельностью, в которой существует множество научных течений, технологий работы и способов организации деятельности с людьми, выступающими объектами социальной работы. В современном динамичном, развивающемся обществе важным становится привнесение в науку и практику инноваций в социальной сфере. Область социальной работы активно принимает технологии из смежных дисциплин и привносит свои собственные. Одной из наиболее эффективных методик является арт-терапия, которая включает в себя разнообразные технологии. Наше исследование посвящено изучению музыкальной терапии.
Направление работы, когда на человека воздействуют с помощью музыки, известно давно, и имеет внушительный опыт реализации. Однако научный подход к музыкальной терапии не так известен в кругу специалистов сферы социального обслуживания, а практикующих музыкальную терапию в своей профессиональной деятельности специалистов в нашем регионе очень мало. Актуальность данной работы заключается в том, что музыкальная терапия очень эффективна в работе с детьми, особенно с детьми, имеющими ментальную инвалидность, и данное направление в социальной работе требует большего теоретического изучения и гораздо большего эмпирического опыта непосредственной реализации. А так как дети с ментальной инвалидностью зачастую являются клиентами учреждений социального обслуживания, метод музыкальной терапии необходимо реализовывать в стенах учреждений социальной сферы (комплексных центрах, кризисных центрах, реабилитационных центрах). Проблема заключается в очень малой осведомленности специалистов по социальной работе о данной технологии, а следовательно и крайне малой распространенности данной технологии в качестве услуги, предоставляемой учреждениями социального обслуживания населения, несмотря на ее большой реабилитационный и развивающий потенциал, что очень важно при работе с детьми с ментальной инвалидностью.
Степень научной разработанности. Научная разработанность данной темы включает в себя исследования в области применения музыкальной терапии в работе с детьми, имеющими как психически е нарушения, так и педагогические, психологические, социальные проблемы. Так например, музыкальное воспитание детей с нарушениями психического развития считали крайне важным известные педагоги ХХ века: З. Кодай, Б. Барток, К. Орф. Советский и российский музыкальный терапевт С. В. Шушарджан является родоначальником направления вокалотерапии в России, также он говорит, что современная музыкотерапия использует различные методы, технологии и подходы для коррекции психического и физического здоровья, профилактики заболеваний, социальной реабилитации, творческого и духовного развития личности. В. И. Петрушин, российский педагог и музыкальный терапевт, занимается исследованиями психологии музыки, также говорит о том, что музыка является мощнейшим средством эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Также исследованиями воздействия музыки на человека занимаются такие российские исследователи, как Г. Ю. Маляренко, Т. Г. Халявина, Н. Т. Попова и др.
Объект: арт-терапевтические технологии социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью.
Предмет: возможности музыкотерапии как инновационной технологии социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью.
Цель работы: выявить возможности музыкотерапии как инновационной технологии социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью.
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретико -методологические основы
исследования арт-терапевтических технологий социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью;
2. Рассмотреть нормативно -правовое обеспечение социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью;
3. Проанализировать опыт применения музыкальной терапии в социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью в России и за рубежом;
4. Выявить особенности организации и проведения музыкально - терапевтических занятий;
5. Провести исследование «Выявление возможностей музыкальной терапии как инновационной технологии социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью», проанализировать его результаты.
Гипотезы исследования:
1 - вероятно, гуманистический и психодинамический подходы являются наиболее адекватными при изучении теоретико -методологических основ арт- терапевтических технологий социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью.
2 - вероятно, музыкальная терапия применяется во многих странах мира, в том числе в России, как реабилитационная технология в работе с детьми с ментальной инвалидностью.
3 - вероятно, применение технологии музыкотерапии будет иметь положительный эмоциональный эффект у детей с ментальной инвалидностью.
Теоретико-методологические основы исследования. Основными теоретико-методологическими подходами в исследовании являются культурологический, психодинамический и гуманистический подходы. Психодинамический подход (К. Г. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон) традиционно рассматривает человека как уникальное явление, выводя его индивидуальность из интрапсихических процессов. Индивидуальные потребности определены как неосознанные процессы, приводящие в действие защитные механизмы. Большое значение в процессе формирования личности придается периоду детства как источнику формирования различных травм и неврозов. В данном подходе социальной работы анализируется социальное функционирование человека, исходя из анализа его эмоциональности, неосознанных мотивов и конфликтов, умения контролировать свое поведение. Большое з начение придается влиянию на человека факторов окружающей действительности. В основе психодинамической модели лежит понятие детерминизма психических процессов, согласно чему поведение является следствием данных психических процессов, а не набором случайных действий.
Гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл) предполагает партнерский стиль отношений с клиентом. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким-либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами. Используется недирективный подход к работе с клиентом, уважение его личности. Для установления отношений с человеком применяются техники активного слушания, реагирование на эмоциональное состояние клиента. Важным является раскрытие творческого потенциала человека как объекта социальной работы.
Культурологический подход (Н. Т. Попова и др.) исследует влияние арт - терапевтических практик на развитие человека, гд е большое воздействие оказывает именно культура как сфера. Музыка как проявление культуры, народная культура, разнообразие этнических культурных традиций - все это используется для проведения занятий, связанных с творчеством в его многообразных формах. Уникальность такой творческой деятельности состоит в том, что при правильной ее организации может происходить развитие рефлексивного типа поведения участников. Творчество способствует развитию процессов рефлексии у членов интегрированной группы, создавая основания для их взаимодействия. В ходе групповой творческой деятельности решение частных проблем развития, коррекция психических, двигательных функций, развитие речи может происходить в процессе решения более значимой задачи выработки рефлексивного типа поведения у ребенка. Данная деятельность начинает соответствовать законам развития человека, культуры, общества, и в ее процессе могут быть созданы достойные образцы культуры и искусства. В основе развития рефлексивных форм поведения - освоение телесно­аффективной и эмоциональной саморегуляции, развитие различных видов восприятия, языка коммуникации.
Говоря непосредственно о выбранной нами сфере исследования, можно заявить, что музыка оказывает благоприятное влияние на человека в самых разных сферах его здоровья и жизнедеятельности. Музыкальное воздействие относительно неинвазивно, т.е. оно не представляет собой угрозы и воспринимается, как правило, положительно и с интересом. Люди разных возрастов, с разными диагнозами и возможностями охотно слушают музыку, участвуют в музицировании или двигаются под музыку. Более того, в музыкальном пространстве человек раскрывается, приобретает новые умения, переживает уникальные эмоции, что очень важно для детей, т.к. в этом возрасте происходит личностное формирование.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно - правовых документов, структурированное экспертное интервью, включенное наблюдение.
Эмпирической базой исследовательской работы является экспертное интервью, проведенное в мае 2019 г. со специалистами сферы социального обслуживания населения г. Барнаула (N=3).
Положения, выносимые на защиту:
• Наиболее оптимальными теоретико - методологическими подходами в исследовании арт - терапии в целом и конкретно технологии музыкальной терапии являются: психодинамический, гуманистический, культурологический подходы, т.к. они говорят о возможности влияния искусства на человека, указывают на важность раскрытия творческого потенциала каждого индивида, ориентированы на доверительное взаимодействие между субъектом и объектом социальной работы.
• Занятия музыкальной терапией имеют яркий эффект в нормализации эмоционального состояния ребенка с ментальной инвалидностью, в развитии его социальных и коммуникативных навыков. Дети после музыкально - терапевтических занятий становятся менее агрессивными, эмоционально более спокойными, расслабленными, учатся взаимодействовать друг с другом.
- Проведение музыкально - терапевтических занятий с детьми с ментальной инвалидностью должно быть системным процессом. Музыкально - терапевтическое занятие характеризуется следующими основными моментами:
• дружеская, располагающая атмосфера на занятии;
• немногочисленные группы детей (3-5 человек), примерно одного уровня умственного и психического развития;
• музыкальный терапевт должен быть гибким, уметь подстраиваться под ситуацию, понимать настроение и чувства детей на конкретном занятии, и, исходя из этого, изменять ход занятия при объективных причинах.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико - методологических основ исследования музыкальной терапии как инновационной технологии социальной работы с детьми, имеющими ментальную инвалидность.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что в ней приводится описание практического опыта применения технологии музыкальной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности с психическими нарушениями, а также приведены рекомендации по организации и проведению музыкально - терапевтического занятия, что может быть использовано в деятельности специалистов по социальной работе или других смежных сфер, где происходит тесная работа с детьми с ментальными нарушениями.
Апробация результатов, представленная в публикациях научно - практических конференций:
1. Макеева А. О. Социальная интеграция детей с ментальной инвалидностью: возможности музыкальной терапии / А. О. Макеева, Т. В. Сиротина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019 (сборник в печати).
2. Макеева А. О. Музыкальная терапия как технология социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. О. Макеева // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - 2019 (сборник в печати).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Арт-терапия является мощным средством для социокультурной реабилитации лица. Она воздействует и способствует развитию зрительного, слухового, тактильного анализаторов, что в свою очередь позитивно влияет на физическое и психическое здоровье человека. В технологиях арт-терапии используется комплекс корректирующих упражнений, влияющих на общее физическое состояние, эмоциональное и речевое (вербальное) развитие, что в целом плодотворно влияет на социальное развитие личности. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творческий потенциал и воображение, создает эмоционально положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы дарят массу хороших и приятных эмоций, что помогает преодолеть застенчивость, страх, стеснительность, замкнутость.
Как технология работы музыкальная терапия находит применение в деятельности с детьми с ментальными нарушениями. Понятие ментальной инвалидности в Российской Федерации законодательно не закреплено, однако оно широко используется в социальном пространстве, академической сфере, в медиа - ресурсах. При использовании термина «ментальная инвалидность» имеются в виду психические или интеллектуальные расстройства. Данный термин является менее стигматизирующим, чем понятие «психическое заболевание». В серьезных случаях наличие психического расстройства может являться основанием для установления инвалидности, а также признания гражданина судом недееспособным. Состояние ментальной инвалидности является особым состоянием лица, при котором, помимо обеспечения основных прав и свобод человека, появляются дополнительные законодательные меры помощи и поддержки: медицинская, социальная, образовательная и т.п.
Музыкальная терапия как технология арт - терапевтического направления применяется специалистами довольно широкого круга специальностей: медиками, социальными работниками, психологами, психотерапевтами, педагогами. Можно выделить несколько основных лечебных действия музыкотерапии:
• эмоциональное активирование;
• развитие навыков межличностного общения, то есть коммуникативных функций и способностей;
• регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
• повышение эстетических потребностей человека;
• снятие напряженности, избавление от стресса.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии различают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания причин собственных переживаний, снижение конфронтации с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств выражения эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых социальных отношений и установок.
В ходе исследовательской работы все поставленные задачи были решены.
Гипотеза о том, что гуманистический и психодинамический подходы являются наиболее адекватными при изучении теоретико -методологических основ арт-терапевтических технологий социокультурной реабилитации детей с ментальной инвалидностью была подтверждена. Также, к данных подходам был добавлен культурологический, который разрабатывается Н. Т. Поповой.
Гипотеза о том, что музыкальная терапия применяется во многих странах мира, в России в частности, как реабилитационная технология в работе с детьми с ментальной инвалидностью была доказана.
Гипотеза о том, что применение технологии музыкотерапии будет иметь положительный эмоциональный эффект у детей с ментальной инвалидностью была доказана.
Таким образом, музыкальную терапию по праву можно назвать инновационной технологией социокультурной реабилитации детей, имеющих ментальную инвалидность.


1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября
1950 г.), вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1000003045. - Загл. с. экрана (дата обращения: 11.05.2019).
2. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006. - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085/. - Загл. с. экрана (дата
обращения: 11.05.2019).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.constitution.ru/. - Загл. с. экрана (дата обращения: 29.05.2019).
4. Федеральный закон от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/10136860/. - Загл. с. экрана (дата обращения: 21.05.2019).
5. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164504/. - Загл. с. экрана (дата обращения: 16.05.2019).
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ -
Электронный ресурс. - [Режим доступа]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/. - Загл. с. экрана (дата обращения: 15.05.2019).
7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» - Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/. -
Загл. с. экрана (дата обращения: 21.05.2019).
8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
• Электронный ресурс. - [Режим доступа]: https://base.garant.ru/12116087/.
• Загл. с. экрана (дата обращения: 21.05.2019).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» - Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Загл. с.
экрана (дата обращения: 12.05.2019).
10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - Электронный ресурс.
• [Режим доступа]: https://base.garant.ru/70552648/. - Загл. с. экрана (дата обращения: 19.05.2019).
11. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 522 «О мерах по
обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами» . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/2305285/. - Загл. с. экрана (дата
обращения: 18.05.2019).
12. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 3019 «Об утверждении модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420393598. - Загл. с. экрана (дата обращения: 28.05.2019).
13. Агарагимова, В. К. Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии / В. К. Агарагимова, Б. М. Гасанова // Педагогические науки. Вестник ДГПУ. - 2013. - № 4. - С. 20 - 25.
14. Аль - Ашкар, Б. С. Современное восприяти музыки в свете культурологических теорий / Б. С. Аль - Ашкар // Вестник МГИК. - 2012.
• № 2. - С. 233 - 236.
15. Апрелева, А. Музыкант как волонтер: терапевтическое применение музыки в медицинских и социальных учреждениях. - М.: Лепта Книга, 2017. - 272 с.
16. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ