Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Работа №107892

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе в психологической литературе 7
1.1 Проблема самореализации личности 7
1.2 Психологические особенности развития личности в юношеском
возрасте 13
1.3 Самореализация личности в юношеском возрасте 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы самореализации личности
в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Выявление особенностей самореализации и проведение сравнительного
анализа полученных результатов 34
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список используемой литературы 49

Решением проблемы самореализации личности в плане научного подхода занимались психологи второй половины XX - начала XXI вв. - К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Э.В. Галажинский, И. Д. Егорычева, С. И. Кудинов. На современном этапе развития психологии интерес к данной проблеме возрастает и тема самореализации личности остается актуальной по сей день. Согласно трудам, Э.В. Галажинского: «В стремлении к самореализации отражается диалектика человечества, способности открывать и реализовывать личностный потенциал, обогащать ценностно-смысловое пространство собственной жизни и мира других людей» [5]. Так как изучение проблемы самореализации личности основано на анализе личностных качеств человека, целесообразно исследовать психологическую сторону данной проблемы.
Несмотря на глубокую изученность аспектов явления самореализации личности, существует ряд вопросов, теоретическая сторона которых, требует более детального изучения и подтверждения ее эмпирическим путем. Так, если рассматривать самореализацию личности человека на протяжении всей жизни, необходимо более глубокое изучение содержания механизмов, предпосылок, условий и факторов самореализации личности на каждом этапе развития человека. Особое внимание стоит уделить самореализации личности на этапе взросления, самоопределения, перехода к самостоятельности, построения жизненных планов на будущее - в период юношеского возраста. Данный этап является достаточно сложным на жизненном пути человека и имеет ряд противоречий. Решается задача становления устойчивого самосознания и образа Я, формирования личностной идентичности. Появляется потребность в адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, утверждении себя в социуме. Одновременно с этим, при желании внутренней свободы, представителям юношеского возраста присуща неспособность решения внутриличностных конфликтов, страх ответственности. Данные противоречия во многом определяют процесс и итог самореализации личности в юношеском возрасте, представляя период юности, как наиболее интересный для исследования феномена самореализации. В современном мире число возможностей для молодых людей, в плане саморазвития и применения профессиональных навыков и умений, увеличивается, в связи с чем, проблема самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе остается актуальной.
Цель исследования: изучить особенности самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе.
Объект исследования: самореализация личности.
Предмет исследования: самореализация личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс
самореализации личности студентов 1 и 3 курсов обусловлен проявлением таких психологических особенностей как: активность, инертность, оптимистичность, пессимистичность.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме исследования самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе.
2. Подобрать диагностический инструментарий, удовлетворяющий цели исследования и сформировать экспериментальную выборку.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по изучению самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические методы исследования:
- Тест суждений самореализации личности (С. И. Кудинов);
- Методика «Самооценка реализации»;
- Количественная и качественная обработка результатов.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета среди студентов - социологов очного отделения. Выборка составила 27 человек.
Методологическая основа исследования. Исследование было реализовано с опорой на теоретические и методологические принципы отечественной психологии: положения личностного, деятельностного, системного подходов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, а также в соответствии с теоретическими положениями гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась посредством применения надежных психодиагностических методик, комплектования репрезентативной выборки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и сделанные выводы могут быть применены в ходе создания программ профилактического или коррекционного характера, направленных на повышение уровня выраженности самореализации личности.
Бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопросы самореализации и самоактуализации человека, возникавшие с древних времен, до сих пор не теряют своей актуальности. Проблемой сущности и потенциала человека занимались представители гуманистической и экзистенциальной психологии. Они отмечали, что стремление к самоактуализации является врожденным и проявляется во времени как раскрытие заложенного в индивиде потенциала. Подобных воззрений на реализацию личностных потенций придерживались и сторонники других направлений в психологии.
Отечественная психология первоначально рассматривала вопросы самореализации в контексте решения других вопросов, затем - как отдельные и самостоятельные. Разные авторы рассматривают самореализацию и самоактуализацию, как процесс (И.Д. Егорычева, К.А. Абульханова- Славская, Д.А. Леонтьев), как саморазвитие (Д.И. Фельдштейн), как свойство (Б.Г. Ананьев).
Наиболее полно, как системное образование самореализацию рассматривают: С.И. Кудинов, Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева и др. В данной системной модели одним из обуславливающих успешность самореализации личности параметров являются психологические условия, которые представлены психическими познавательными процессами, свойствами личности и особенностями нервной системы.
Наше исследование было направлено на проверку гипотезы о том, что процесс самореализации личности студентов 1 и 3 курсов обусловлен проявлением таких психологических особенностей как: активность, инертность, оптимистичность, пессимистичность.
Полученные психодиагностические данные были количественно и качественно интерпретированны. Анализируя полученные результаты, мы отметили, что проявление активности и омтимистичности положительно влияет на процесс самореализации личности студентов, а проявляющаяся инертность и пессимистичность имеет негативное влияние на процесс самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе.
Таким образом, можно сказать, что выдвинутая в исследовании гипотеза об обусловленности процесса самореализации личности студентов 1 и 3 курсов проявлением таких психологических особенностей как: активность, инертность, оптимистичность, пессимистичность, подтвердилась.



1. Адлер, А. Индивидуальная психология [Текст] / А. Адлер // История зарубежной психологии / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 131-140.
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б.Г. Ананьев / Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - 280 с.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
4. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст] / Л.С. Выготский / Собр. соч.: в6т. - М., 1984. - Т.4. - С. 244-268.
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: / С. Л. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Инст-т практ. психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1996. - 512с.
7. Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности [Текст] /Э.В. Галажинский // Дисс. ... доктора психол. наук. - Томск, 2012. - 320с.
8. Иванов, С.А. Личность в непрерывном образовании [Текст]: Педагогические условия самореализации личности учащихся в системе непрерывного образования / С.А. Иванов - М.: АМОК, 2000. - 279 с.
9. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология [Текст]: Электронный учебник / Л.Ц. Кагермазова. - ДПО КБГУ, 2009. - 276 с.
10. Кон, И.С. В поисках себя [Текст]: Личность и ее самосознание / И.С. Кон - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
11. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст]: Проблемы формирования личности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175с.
12. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л.А. Коростылева. - СПб.: Речь, 2005. - 220 с.
13. Костакова, И.В. Развитие общительности как фактор самореализации студентов - будущих психологов [Текст] / И.В. Костакова // Дисс. ... кандидата психол. наук. - Самара, 2008. - 27с.
14. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум; — 9¬е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
15. Кудинов, С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности [Текст] / С.И. Кудинов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 11. - С. 337-346.
16. Кудинов, С.И. Психодиагностика личности [Текст] / С.И. Кудинов // Издательство Тольяттинского государственного университета, 2012. - 269 с.
17. Кулик, Н.Л. Философский аспект самореализации личности человека [Текст] / Н.Л. Кулик // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. - М., 2002. - № 1.
18. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу. - М., 1997.
19. Олпорт, Г. Становление личности: Избр. труды [Текст]/ Г. Олпорт; Под общ. ред. Д.А. Леонтьева; Пер. с англ. Л.В. Трубицыной, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 461 с.
20. Рахматшаева, В.А. Психология взаимоотношений [Текст]: / В.А. Рахматшаева // М.: Просвещение, 1996. - 268 с.
21. Роджерс, К. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 478 с.
22. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: «Прогресс», 1994. - 479 с.
23. Рубинштейн, М.М. Юность: по дневникам и автобиографическим записям [Текст]: / М.М. Рубинштейн. - М.: Высш. пед. курсы при Моск. высш. техн. училище, 1928. - 275 с.
24. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании [Текст]: Концепция и технологии / В.В. Сериков - Волгоград, 1994. - 164 с.
25. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Самореализация студенческой молодежи как ценность вузовского обучения // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 2. - С.143-152.
26. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев; под общ. ред. В.Г. Щур. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. - 540 с.
27. Современная психология. Справочное руководство [Текст] / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999. - 678 с.
28. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во «Институт практ. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 512 с.
29. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 2000. - 366 с.
30. Фромм, Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм; пер. с англ. Л.А. Чернышевой. - Минск: Коллегиум, 1992 . - 253 с.
31. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]/ Э. Фромм. - М.: «Республика», 1994. - 447 с.
32. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость : учебное пособие / О.В. Хухлаева. - 3-е издание, стереотипное. - Москва : Академия, 2006. - 208 с.
33. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста [Текст]: Педология юности / Э. Шпрангер. - М.-Л.: Литература, 1931.
34. Шутенко, Е.Н. Методика исследования самореализации в вузовском обучении [Текст] / Е.Н. Шутенко, А.И. Шутенко - М.: МосГУ, 2008. - 54 с.
35. Эриксон, Э. Идентичность [Текст] / Э. Эриксон. - М., 1996. - 344 с.
36. Юнг, К. Конфликты детской души [Текст] / К. Юнг. - М.: Канон, 2004. - 456 с.
37. Brunstein, J.C. Personal goals and subjective well-being / J.C. Brunstein // Journal of Personality and social psychology. - 1993. - № 65. - P. 1061-1070.
38. Diener, E. Subjective well-being // Psychological bulletin. 1984. Vol. 95. P. 542-575.
39. Maddi, S.R., Khoshaba, D.M. Hardiness and Mental Health / Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63. P. 265-274.
40. Ryff, C.D. Psychological well-being in adult life. Current Directions in Psychological Science. 1995. P. 99-104.
41. Ryff, C.D., Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited / Journal of Personality and Social Psychology, 2000. Vol. 4. P. 12-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ