Введение
Глава 1 История становления и современное определение авторского права
1.1История становления авторского права 8
1.2Понятие авторского права в современной научной доктрине
Глава 2 Классификация принципов авторского права
2.1Понятие и подходы к классификации принципов авторского права
2.2Характеристика отдельных принципов авторского права
Глава 3 Актуальные проблемы терминологии и принципов авторского права
и пути их решения с учетом зарубежного опыта
3.1Понятия и принципы авторского права по законодательству
зарубежных стран
3.2Проблемы терминологии авторского права и пути их решения
3.3Проблемы действия отдельных принципов авторского права
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Актуальность темы. В процессе исторического развития происходило постоянное усиление внимания общества и государства к вопросу регулирования авторских отношений. Еще несколько веков назад, даже защита личных неимущественных прав автора на любой нематериальный объект смотрелась странной, а сегодня соответствующие положения законодательства составляют основу каждой правовой системы.
Динамично развиваясь в условиях рыночного хозяйствования, многочисленных творческих и научных достижений, современное авторское право обеспечивает реализацию и защиту прав авторов произведений науки, литературы и искусства на основе гармоничного сочетания интересов личности и общества. Правовая система Российской Федерации обеспечивает в целом возможность реализации, охраны и защиты авторского права. Впрочем, стремительное развитие авторского права порождает большое количество вопросов, которые требуют, как теоретического обоснования, так и практического воплощения. Отдельные недостатки и пробелы действующего законодательства, правовые коллизии нормативно-правовых актов в сфере авторского права негативно влияют на развитие авторско- правовых отношений. Поэтому, научные исследования в данной сфере как никогда актуальны.
Постоянный рост спроса на объекты авторского права обусловливает необходимость внедрения эффективных механизмов взаимодействия субъектов авторского права с пользователями указанных объектов, совершенствования авторского права.
Основой такого совершенствования должно быть четкое понимание понятия и принципов авторского права, как основных направляющих его развития.
Вышеуказанное обуславливает актуальность исследования понятия и принципов авторского права.
Целью данной работы является исследование понятия и принципов авторского права.
В соответствии с поставленной целью, нами очерчен следующий круг задач:
1.Рассмотреть историю становления авторского права.
2.Определить понятие авторского права в современной научной доктрине.
3.Исследовать понятие и подходы к классификации принципов авторского права.
4.Охарактеризовать отдельные принципы авторского права.
5.Определить понятие и принципы авторского права по законодательству зарубежных стран.
6.Проанализировать проблемы терминологии авторского права и пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства.
Предметом исследования являются понятие и принципы авторского права.
В российской науке гражданского права уделялось и уделяется значительное внимание вопросам авторского права. Теоретической базой исследования являются работы А.С. Гайдука, М.Н. Бронниковой, Л.В. Волосатовой, А.А. Ткаченко, О.А. Потаповой, Т. П. Подшивалова, Г. С. Демидовой и др.
Нормативной базой исследования является, прежде всего положения Гражданского кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, Федерального закона «Об
обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 № 77-ФЗ, других
федеральных законов, а также положения международных актов, таких как Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.), Всемирная конвенция об
авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.), Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.), Конвенция об охране интересов производителей
фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971 года), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм вещательных организаций (Римская конвенция) 26 октября 1961 г., Брюссельская конвенция о распространении несущих
программы сигналов, передаваемых через спутники, Договор ВОИС по авторскому праву.
Методы исследования. Основой методологии данного исследования являются общенаучные и специальные методы познания:
1)общенаучный диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязанность исследуемых явлений, позволил рассмотреть исследуемые явления в их взаимосвязи;
2)системный метод позволил исследовать систему принципов авторского права;
3)с помощью диалектического и исторического методов выявлены общие закономерности функционирования и развития авторского права;
4)формально-логический метод научного познания помог установить сущность и содержание отдельных принципов авторского права;
5)метод юридического анализа позволил дать характеристику отдельным нормам российского законодательства.
Научная новизна настоящей работы определяется тем, что предпринята попытка выявить ряд актуальных проблем на основе комплексного подхода к 6
изучению и анализу понятия и принципов авторского права в Российской Федерации с учетом имеющихся научных разработок, норм части четвертой ГК РФ; также сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства в сфере авторского права. Сформулированы общие и особые принципы авторского права по критерию объема содержания правоотношений, которым они присущи. Установлено, что принципы авторского права не являются статической категорией, а трансформируются (в т.ч. и теряют силу) в следствии общего развития авторского права в современном мире.
Структуру работы составляют семь параграфов, объединенных в три главы, а также введение, заключение и список используемой литературы и используемых источников. Общий объем работы составляет 45 страниц. Список литературы составляет 36 наименований.
Таким образом, в результате проведенного исследования следует сформулировать следующие выводы:
1.Авторское право в своем развитии прошло ряд этапов, от первых упоминаний о нем в источниках права Древнего Рима и Греции, последующего развития в национальных законодательствах в XVIII в., принятия Бернской конвенции 1886 г, до его окончательного формирования в системе современного международного законодательства в сфере защиты авторских прав.
2.Современная научная доктрина рассматривает авторское право в субъективном и объективном смыслах. В объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Под субъективным гражданским правом следует понимать систему определенных и ограниченных объективным гражданским правом поведенческих возможностей управомоченного лица, которые реализуется им по своему усмотрению.
3.Принципы авторского права - это такие основополагающие идеи
авторского права, которые определяют содержание и направленность его норм и характеризуются системностью, взаимной согласованностью, общеобязательностью, универсальностью,
стабильностью, предметной определенностью, общественной значимостью и регулятивностью. Принципы формируются под влиянием правовой природы и задач той или иной подотрасли или института права. При этом принципы авторского права существуют реально и объективно, выступая как явления идеологического характера, существуют в самом праве и обусловленные экономическим и социально-политическим устройством общества, особенностями функционирования политической системы.
4.Принципы авторского права Российской Федерации классифицируются на общие и особые по критерию объема содержания правоотношений, которым они присущи: общим гражданско-правовым или авторско- правовым. Выделены следующие общие принципы авторского права РФ: сочетание личных интересов автора с интересами общества, свобода авторского договора. При этом выделение договорной свободы в отдельный принцип авторского права является целесообразным, однако с некоторыми ограничениями: прямое указание о письменной форме договора о передаче прав на использование произведения; некоторые ограничения по условиям авторского договора, в частности, о недействительности условия договора, что ограничивает право автора на создание будущих произведений на указанную в договоре тему или отрасли.
5.Выделены такие особые принципы авторского права России: свобода творчества автора, художественный или эстетический нейтралитет произведения, исключительность имущественных авторских прав, неотчуждаемости личных неимущественных прав автора, принцип охраны прав и законных интересов авторов. Принцип охраны прав и законных интересов авторов находит свое отражение в государственном регулировании отношений по поводу авторского права, установлении гарантий реализации субъективных авторских прав, а также в запрете использование произведения без согласия автора или его правопреемников и ответственности, как гражданской, так и уголовной, и административной, следующей за такое использование.
6.Проведённое исследование показало, что отсутствие четкого, законодательно определенного и понимаемого для юридической практики единообразно понятия «научного произведения» препятствует развитию науки, ветеринарии в рассмотренном конкретном случае. Считаем, что передавать на усмотрение суда трактовку основных понятий авторского права неприемлемо. Необходимо четкое законодательное определение понятий «научного произведения», «творческая деятельность» и пр., не позволяющее свободных трактовок.
7.Принципы авторского права не являются статической категорией, а трансформируются (в т.ч. и теряют силу) в следствии общего развития авторского права в современном мире. Так, в ряде случаев нормы национального авторского права действуют экстерриториально: субъективные авторские права, возникшие по праву и на территории одного государства, обретают юридическую силу на территории иностранного государства в силу применения коллизионных норм международных соглашений или коллизионных норм национального авторского права принимающего государства. Таким образом, в результате создания системы международной охраны авторских прав, развития коллизионного регулирования, то есть увеличения числа случаев экстерриториального действия авторских прав вследствие сотрудничества государств в данной области , принцип территориальности значительно утрачивает свое действие.
1.Авторское право и смежные права / Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. Липцик Д. М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. - 788 с.
2.Алексеев С. С. и др. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. С. С. Алексеева. - М.: Норма, 1998. - 512 с.
3.Асланян Н. П. Основные начала российского частного права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / Н. П. Асланян. — М., 2002. — 50 с.
4.Беребёня Н. В. Теоретические основы системы принципов гражданского права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 25 с.
5.Бернская конвенция по охране литературных и художественных
произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) // URL.:
http://base.garant.ru/2540350/#ixzz6LeeZv0Dk (дата обращения:
05.06.2020).
6.Брилев В. В. Конкуренция приоритетов в авторском праве России // Адвокатская практика. - 2009. - № 5. - С. 10.
7.Вавилин Е.В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав. Саратов, 2012. - 364 с.
8.Виниченко Ю. В. Разумность и справедливость как принципы гражданского права и начала функционирования системы гражданского оборота / Ю. В. Виниченко // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. — 2014. — Вып. 3 (25). — C. 98-115.
9.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 05.06.2020).
10.Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2000. - 411 с.
11.Дедов Д.И. Методология регулирования предпринимательских
отношений с позиции принципа соразмерности // Теоретикометодологические проблем! права. Выпуск 2.// Под общей ред. М.Н. Марченко. - М.: ИКД «Зерцало -М», 2007. - 392 c.
12.Дерюгина Т.В. Принципы осуществления гражданских прав. М.: Книгодел, 2010. - 188 с.
13.Захаров А. Л. Межотраслевые принципы права. - Самара: Самар. отдие Литфонда, 2004. - 238 с.
14.Иванова С. А. Принцип справедливости в гражданском праве России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Владимир, 2006. - 26 с.
15.Иоффе О.С. Советское гражданское право (Курс лекций). М.: Юрид. лит., 1967. - 494 c...