Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятие и принципы авторского права

Работа №107171

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы43
Год сдачи2020
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 История становления и современное определение авторского права . 8
1.1 История становления авторского права 8
1.2 Понятие авторского права в современной научной доктрине 14
Глава 2 Классификация принципов авторского права 18
2.1 Понятие и подходы к классификации принципов авторского права .... 18
2.2 Характеристика отдельных принципов авторского права 21
Глава 3 Актуальные проблемы терминологии и принципов авторского права
и пути их решения с учетом зарубежного опыта 27
3.1 Понятия и принципы авторского права по законодательству
зарубежных стран 27
3.2 Проблемы терминологии авторского права и пути их решения 30
3.3 Проблемы действия отдельных принципов авторского права 33
Заключение 37
Список используемой литературы и используемых источников 40


Актуальность темы. В процессе исторического развития происходило постоянное усиление внимания общества и государства к вопросу регулирования авторских отношений. Еще несколько веков назад, даже защита личных неимущественных прав автора на любой нематериальный объект смотрелась странной, а сегодня соответствующие положения законодательства составляют основу каждой правовой системы.
Динамично развиваясь в условиях рыночного хозяйствования, многочисленных творческих и научных достижений, современное авторское право обеспечивает реализацию и защиту прав авторов произведений науки, литературы и искусства на основе гармоничного сочетания интересов личности и общества. Правовая система Российской Федерации обеспечивает в целом возможность реализации, охраны и защиты авторского права. Впрочем, стремительное развитие авторского права порождает большое количество вопросов, которые требуют, как теоретического обоснования, так и практического воплощения. Отдельные недостатки и пробелы действующего законодательства, правовые коллизии нормативно-правовых актов в сфере авторского права негативно влияют на развитие авторско- правовых отношений. Поэтому, научные исследования в данной сфере как никогда актуальны.
Постоянный рост спроса на объекты авторского права обусловливает необходимость внедрения эффективных механизмов взаимодействия субъектов авторского права с пользователями указанных объектов, совершенствования авторского права.
Основой такого совершенствования должно быть четкое понимание понятия и принципов авторского права, как основных направляющих его развития.
Вышеуказанное обуславливает актуальность исследования понятия и принципов авторского права.
Целью данной работы является исследование понятия и принципов авторского права.
В соответствии с поставленной целью, нами очерчен следующий круг задач:
1. Рассмотреть историю становления авторского права.
2. Определить понятие авторского права в современной научной доктрине.
3. Исследовать понятие и подходы к классификации принципов авторского права.
4. Охарактеризовать отдельные принципы авторского права.
5. Определить понятие и принципы авторского права по законодательству зарубежных стран.
6. Проанализировать проблемы терминологии авторского права и пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства.
Предметом исследования являются понятие и принципы авторского права.
В российской науке гражданского права уделялось и уделяется значительное внимание вопросам авторского права. Теоретической базой исследования являются работы А.С. Гайдука, М.Н. Бронниковой, Л.В. Волосатовой, А.А. Ткаченко, О.А. Потаповой, Т. П. Подшивалова, Г. С. Демидовой и др.
Нормативной базой исследования является, прежде всего положения Гражданского кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 № 77-ФЗ, других федеральных законов, а также положения международных актов, таких как Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.), Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.), Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.), Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971 года), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм вещательных организаций (Римская конвенция) 26 октября 1961 г., Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, Договор ВОИС по авторскому праву.
Методы исследования. Основой методологии данного исследования являются общенаучные и специальные методы познания:
1) общенаучный диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязанность исследуемых явлений, позволил рассмотреть исследуемые явления в их взаимосвязи;
2) системный метод позволил исследовать систему принципов авторского права;
3) с помощью диалектического и исторического методов выявлены общие закономерности функционирования и развития авторского права;
4) формально-логический метод научного познания помог установить сущность и содержание отдельных принципов авторского права;
5) метод юридического анализа позволил дать характеристику отдельным нормам российского законодательства.
Научная новизна настоящей работы определяется тем, что предпринята попытка выявить ряд актуальных проблем на основе комплексного подхода к изучению и анализу понятия и принципов авторского права в Российской Федерации с учетом имеющихся научных разработок, норм части четвертой ГК РФ; также сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства в сфере авторского права. Сформулированы общие и особые принципы авторского права по критерию объема содержания правоотношений, которым они присущи. Установлено, что принципы авторского права не являются статической категорией, а трансформируются (в т.ч. и теряют силу) в следствии общего развития авторского права в современном мире.
Структуру работы составляют семь параграфов, объединенных в три главы, а также введение, заключение и список используемой литературы и используемых источников. Общий объем работы составляет 45 страниц. Список литературы составляет 36 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования следует сформулировать следующие выводы:
1. Авторское право в своем развитии прошло ряд этапов, от первых упоминаний о нем в источниках права Древнего Рима и Греции, последующего развития в национальных законодательствах в XVIII в., принятия Бернской конвенции 1886 г, до его окончательного формирования в системе современного международного законодательства в сфере защиты авторских прав.
2. Современная научная доктрина рассматривает авторское право в субъективном и объективном смыслах. В объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Под субъективным гражданским правом следует понимать систему определенных и ограниченных объективным гражданским правом поведенческих возможностей управомоченного лица, которые реализуется им по своему усмотрению.
3. Принципы авторского права - это такие основополагающие идеи авторского права, которые определяют содержание и направленность его норм и характеризуются системностью, взаимной согласованностью, общеобязательностью, универсальностью, стабильностью, предметной определенностью, общественной значимостью и регулятивностью. Принципы формируются под влиянием правовой природы и задач той или иной подотрасли или института права. При этом принципы авторского права существуют реально и объективно, выступая как явления идеологического характера, существуют в самом праве и обусловленные экономическим и социально-политическим устройством общества, особенностями функционирования политической системы.
4. Принципы авторского права Российской Федерации классифицируются на общие и особые по критерию объема содержания правоотношений, которым они присущи: общим гражданско-правовым или авторско- правовым. Выделены следующие общие принципы авторского права РФ: сочетание личных интересов автора с интересами общества, свобода авторского договора. При этом выделение договорной свободы в отдельный принцип авторского права является целесообразным, однако с некоторыми ограничениями: прямое указание о письменной форме договора о передаче прав на использование произведения; некоторые ограничения по условиям авторского договора, в частности, о недействительности условия договора, что ограничивает право автора на создание будущих произведений на указанную в договоре тему или отрасли.
5. Выделены такие особые принципы авторского права России: свобода творчества автора, художественный или эстетический нейтралитет произведения, исключительность имущественных авторских прав, неотчуждаемости личных неимущественных прав автора, принцип охраны прав и законных интересов авторов. Принцип охраны прав и законных интересов авторов находит свое отражение в государственном регулировании отношений по поводу авторского права, установлении гарантий реализации субъективных авторских прав, а также в запрете использование произведения без согласия автора или его правопреемников и ответственности, как гражданской, так и уголовной, и административной, следующей за такое использование.
6. Проведённое исследование показало, что отсутствие четкого, законодательно определенного и понимаемого для юридической практики единообразно понятия «научного произведения» препятствует развитию науки, ветеринарии в рассмотренном конкретном случае. Считаем, что передавать на усмотрение суда трактовку основных понятий авторского права неприемлемо. Необходимо четкое законодательное определение понятий «научного произведения», «творческая деятельность» и пр., не позволяющее свободных трактовок.
7. Принципы авторского права не являются статической категорией, а трансформируются (в т.ч. и теряют силу) в следствии общего развития авторского права в современном мире. Так, в ряде случаев нормы национального авторского права действуют экстерриториально: субъективные авторские права, возникшие по праву и на территории одного государства, обретают юридическую силу на территории иностранного государства в силу применения коллизионных норм международных соглашений или коллизионных норм национального авторского права принимающего государства. Таким образом, в результате создания системы международной охраны авторских прав, развития коллизионного регулирования, то есть увеличения числа случаев экстерриториального действия авторских прав вследствие сотрудничества государств в данной области , принцип территориальности значительно утрачивает свое действие.



1. Авторское право и смежные права / Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. Липцик Д. М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. - 788 с.
2. Алексеев С. С. и др. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. С. С. Алексеева. - М.: Норма, 1998. - 512 с.
3. Асланян Н. П. Основные начала российского частного права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / Н. П. Асланян. — М., 2002. — 50 с.
4. Беребёня Н. В. Теоретические основы системы принципов гражданского права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 25 с.
5. Бернская конвенция по охране литературных и художественных
произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) // URL.:
http://base.garant.ru/2540350/#ixzz6LeeZv0Dk (дата обращения:
05.06.2020).
6. Брилев В. В. Конкуренция приоритетов в авторском праве России // Адвокатская практика. - 2009. - № 5. - С. 10.
7. Вавилин Е.В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав. Саратов, 2012. - 364 с.
8. Виниченко Ю. В. Разумность и справедливость как принципы гражданского права и начала функционирования системы гражданского оборота / Ю. В. Виниченко // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. — 2014. — Вып. 3 (25). — C. 98-115.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 05.06.2020).
10. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2000. - 411 с.
11. Дедов Д.И. Методология регулирования предпринимательских
отношений с позиции принципа соразмерности // Теоретико-методологические проблем! права. Выпуск 2.// Под общей ред. М.Н. Марченко. - М.: ИКД «Зерцало -М», 2007. - 392 c.
12. Дерюгина Т.В. Принципы осуществления гражданских прав. М.: Книгодел, 2010. - 188 с.
13. Захаров А. Л. Межотраслевые принципы права. - Самара: Самар. отдие Литфонда, 2004. - 238 с.
14. Иванова С. А. Принцип справедливости в гражданском праве России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Владимир, 2006. - 26 с.
15. Иоффе О.С. Советское гражданское право (Курс лекций). М.: Юрид. лит., 1967. - 494 c.
16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации
(учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / Под ред. С.А. Степанова. 2-е изд. М., Екатеринбург, 2009.
17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.,2010.
18. Комиссарова Е. Г. Принципы в праве и основные начала гражданского законодательства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / Е. Г. Комиссарова. — Екатеринбург, 2002. — 46 с.
19. Кузнецова О. А. Специализированные нормы российского
гражданского права: теоретические проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / О. А. Кузнецова. — Екатеринбург, 2007. — 43 с.
20. Луткова О.В. Трансграничные авторские отношения: материально¬
правовое и коллизионно-правовое регулирование: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. 12.00.03 -
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. — Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». — Москва, 2018. — 417 с.
21. Матвеев А.Г. Система авторских прав: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. - 368 с.
22. Мейер Д. И. Русское гражданское право : в 2 ч. / Д. И. Мейер ; науч. ред. В. С. Ем. — М.: Статут, 2003. — 829 с.
23. Мельник Т. Е. Право на доступ к материальным культурным ценностям // Журнал российского права. - 2006. - № 4. - С. 35-36.
24. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского
округа от 24.07.2013 г. по делу А28-6313/2012 // URL.:
https://ras.arbitr.ru (дата обращения: 05.06.2020).
25. Принципы гражданского права и их реализация: монография / под ред. Т. П. Подшивалова, Г. С. Демидовой. - Москва: Проспект, 2017. - 352 с.
26. Свечникова И. В. Авторское право. Издательство: Дашков и Ко, 2009 г. - 208 с.
27. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. - 752 с.
28. Сидоркин А. С. Принципы права: понятие и реализация в российском законодательстве и судебной практике: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. - М., 2010. - 16 с.
29. Теория государства и права [Текст]: учебник [для вузов] / [Козлов В. А., Ливанцев К. Е., Денисов Ю. А. и др.]; отв. ред. А. И. Королев, Л. С. Явич. - Ленинград: Из-во Ленинград. у-та, 1982. - 462 с.
30. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. / Даль В. И. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1955. - 556 с.
31. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула: Автограф. 2001. С.87-97.
32. Явич Л. С. О принципе научности в работе советского
государственного аппарата / Л. С. Явич // Правоведение. - 1967. - № 2. - С. 64.
33. Copyright, Designs and Patents Act 1988 [Электронный ресурс] // URL.:
http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/48 (дата обращения:
05.06.2020).
34. Copyright law of the Netherlands [Электронный ресурс] // URL.:
https://wetten.overheid.nl/BWBR0001886/2018-10-11 (дата обращения:
05.06.2020).
35. The New Webster Dictionary of English Language, International Edition (Lexicon ... Dictionary of the English Language, International Edition (Lexicon Publications 1993).
36. Walker R., Depoorter B. UNAVOIDABLE AESTHETIC JUDGMENTS IN
COPYRIGHT LAW: A COMMUNITY OF PRACTICE STANDARD [Электронный ресурс] //
URL.:http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent.cgi?ar ticle=1199&context=nulr (дата обращения: 05.06.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ