Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования института уполномоченного по правам ребёнка 9
1.1. Институт уполномоченного по правам ребенка: понятие и
формирование 9
1.2. Деятельность уполномоченного по правам ребенка: зарубежный опыт 20
1.3. Принципы функционирования института уполномоченного по
правам ребенка 31
Глава 2. Правовые аспекты института уполномоченного по правам ребенка в РФ 42
2.1. Правовое регулирование института Уполномоченного по правам
ребенка в РФ: общие положения 42
2.2. Анализ правовых норм, регламентирующих деятельность
Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка 56
2.3. Анализ правовых норм, регламентирующих деятельность
Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ 74
Заключение 90
Список используемых источников 96
Актуальность выбранной темы диссертационного исследования обусловлена многими факторами. Следует отметить, что процесс формирования правового государства в России предполагает активное развитие институтов гражданского общества, взаимодействие которых с институтами государственной власти строится на конструктивном диалоге, а не подчинении. Значительное место в данной системе занимают различные правозащитные структуры, среди которых особое место занимает институт уполномоченного по правам человека. Основное предназначение данного института - обеспечение и защита прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Успешность и необходимость деятельности уполномоченных по правам человека в РФ подкрепляется тем, что в последнее время данный институт активно развивается, функции его детализируются и углубляются, с выделением определённых направлений (например, защита прав военных, защита прав предпринимателей, национальных меньшинств и проч.). Особое место в системе уполномоченных по правам человека занимает институт уполномоченных по правам ребенка.
«Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России, согласно Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Более того, в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства 2018 - 2027 годы в РФ Указом Президента РФ от 29.05.2017 № 240 объявлены Десятилетием детства. Ряд мер в рамках Десятилетия детства уже реализуется с 1 января 2018 года. В частности, приняты федеральные законы о выплатах семьям при рождении первого и второго ребенка, продлен срок действия материнского капитала до 31 декабря 2021 года и расширены возможности его использования, установлены правила субсидирования ипотечных кредитов для семей с детьми.
Институт уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации начал формироваться еще с конца 90-х годов. Уже в 1998 году начали действовать в субъектах РФ первые уполномоченные по правам ребенка. Подобная структура при Президенте РФ была сформирована лишь спустя десятилетие - в 2009 году. Однако, до сих пор большинство граждан Российской Федерации слабо себе представляют, что такое «Уполномоченный по правам ребенка» и «с чем его едят». Кроме этого, некая автономность в организации деятельности подобных уполномоченных по разным субъектам в РФ привела к тому, что их правовой статус может весьма различаться в зависимости от региона страны. Сложности в формировании единых норм, регламентирующих институт уполномоченного по правам ребенка в РФ, усугубляется еще и различием в подходах к ювенальной политике на Западе, и у нас, что затрудняет возможности по использованию схожих форм в нашей стране. Бездумное копирование может привести к ухудшению ситуации в области защиты прав детей в стране. Поэтому необходимо в работе исследовать опыт правозащитной деятельности как на международном уровне, так и в отдельных странах; проанализировать деятельность и правовое регулирование института уполномоченных по правам ребенка в РФ; выявить недостатки правового регулирования и предложить пути их устранения. В целях выявления научной проблематики следует обратиться к исследованиям ученых как российских, так и зарубежных, так как опыт правозащитной деятельности в некоторых странах исчисляется не двумя десятками лет (как у нас), а даже столетиями.
На основании вышеизложенного отметим, что выбор темы обусловлен, во-первых, несомненной актуальностью проблематики, и, во- вторых, необходимостью научного осмысления нормативных и правоприменительных процессов в области реализации законодательства о об институте уполномоченного по правам ребенка, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Степень научной разработанности темы исследования. Многие отечественные ученые в своих работах исследовали проблемы защиты прав и свобод человека, среди них можно выделить, например: А.А. Безуглова, А. Сунгурова, М.А. Пиманову, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и многих других. Более узкую тему, связанную с обеспечением реализации прав ребенка в РФ, углубленно изучали Г.И. Гайсина, Т.В. Ивлева, А.А. Ходусов и др. Непосредственно институт уполномоченных по правам ребенка, его деятельность достаточно подробно анализировали такие ученые, как: А.С. Автономов, П.Л. Лихтер, А.В. Колосов, М.Ю. Шамрин, З.М. Шабанова, О.В. Федорова и многие другие.
Однако, несмотря на многочисленные публикации в данной области до сих пор нельзя говорить о том, что законодательство об уполномоченных по правам ребенка в РФ сформировано и отвечает реалиям правоприменительной практики.
Объект исследования составили общественные отношения, возникающие в процессе функционирования института уполномоченных по правам ребенка в РФ; правозащитной деятельности за рубежом.
Предметом исследования является нормативные положения, регулирующие институт уполномоченного по правам ребенка, в том числе регулирующие деятельность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, в субъектах РФ; а также практика правозащитной деятельности уполномоченных.
Цель диссертационного исследования. С учетом опыта некоторых стран провести комплексное исследование института уполномоченного по правам ребенка в РФ, выявить недостатки в правовом регулировании института и обоснованно предложить рекомендации по унификации полномочий уполномоченных по правам ребенка в РФ на разных уровнях и повышению эффективности их деятельности. Для достижения цели диссертационного исследования в ходе написания ставились (и были решены) следующие задачи:
- исследовать генезис института уполномоченного по правам ребенка;
- проанализировать практику правозащитной деятельности в отношении детей за рубежом;
- проанализировать принципы, лежащие в основе института
уполномоченного по правам ребенка;
- рассмотреть особенности правового регулирования института
уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ;
- определить направления совершенствования нормативного регулирования института уполномоченного по правам ребенка в РФ. Методологическая основа научного исследования. В ходе написания диссертации использовались общенаучные методы (метод диалектики) диалектики, а также частонаучные (например, сравнительный метод, исторический, технико-юридический, статистический и т.п.).
В основу диссертационного исследования легли основополагающие нормативные правовые акты, как российские, так и международные. В частности, российские нормативные правовые акты: Конституция РФ, федеральные законы, а также нормативные правовые акты подзаконного уровня - указы Президента, постановления Правительства; законодательные и подзаконные акты субъектов РФ. В основу исследования вошли такие международные акты, как: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и др.
Эмпирическую основу исследования составили правоприменительная практика, решения уполномоченных органов и т.п., в том числе отчеты и доклады уполномоченных по правам ребенка, статистические данные.
Научная новизна исследования. Заключается прежде всего в том, что впервые комплексно был исследован институт уполномоченного по правам ребенка, включая российский и зарубежный опыт. Автор внес ряд предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, а также в субъектах РФ. В частности, предлагается внести дополнение в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека»: в структуру аппарата Уполномоченного по правам человека включить еще одного заместителя - уполномоченного по правам ребенка. Следует дополнить нормы об уполномоченном по правам ребенка в субъекте РФ, содержащиеся в ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», включив в ст. 16.2 ряд положения: закрепляющие принципы их деятельности, компетенцию, профессиональные требования к кандидатуре на должность, а также ответственность данных должностных лиц. Обосновывается необходимость унификации подхода к правовой регламентации деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертанта были изложены автором в докладе 21 мая 2018 года на XLV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования».
Секция: Юриспруденция, и расширены в статье, опубликованной в сборнике конференции.
Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка используемых источников.
Завершая исследование, определим промежуточные выводы, к которым мы пришли.
Уполномоченный по правам ребенка выступает специализированным по отношению к уполномоченному по правам человека органом (должностным лицом). Его деятельность должна носить независимый от государственных структур характер. Данное лицо не наделено властными полномочиями, однако «детский омбудсмен» осуществляет контроль за соблюдением прав и интересов ребенка различными государственными и муниципальными органами, их должностными лицами. Свою деятельность уполномоченный по правам ребенка обязан осуществлять, исходя из принципов законности, справедливости и гуманизма. И перечень полномочий «детского омбудсмена» обязательно должен включать в себя: рассмотрение жалоб несовершеннолетних и иных лиц в интересах детей; участие в продвижении и защите интересов детей в деятельности уполномоченных государственных органов; пропаганда закона, в том числе просвещение по правам детей, а также участие в международной правозащитной деятельности.
Несмотря на некоторые отличия между отдельными странами, можно выделить четыре общие модели учреждения должности уполномоченного по правам ребенка. Первая модель предполагает формирование данного института путем издания отдельного нормативного правового акта законодательного уровня. Эту модель еще иногда именуют «парламентской», так как на должность обычно назначает парламент и предусмотрена обязанность детского омбудсмена отчитываться перед законодательным органом. Вторая модель учреждения должности означает, что в государстве сначала принимает пакет нормативных актов в области обеспечения и защиты прав детей, и уже для исполнения данных законов создают государственный орган с соответствующими. Третью модель можно назвать «административной», так как должность детского омбудсмена включается в систему исполнительных органов власти, подотчетна вышестоящим органам и выполняет определенные властные полномочиями в пределах установленной для них компетенции. Нормативно данная модель закрепляется, как правило, на уровне подзаконных актов (указов, постановлений). Наименее эффективной в настоящее время признана четвертая модель учреждения - создание подобных структур неправительственными организациями. Причину подобной неэффективности видят, прежде всего, в отсутствии властных полномочий для осуществления правозащитной деятельности, поэтому государственные органы, иные организации могут спокойно игнорировать требования омбудсмена. Соответственно, деятельность уполномоченного по правам ребенка в подобной модели сводится к рекомендациям, консультационной и информационной деятельности. Подобная модель великолепно может реализовываться в качестве дополнительного инструмента в механизме защиты прав детей в государстве. Наиболее эффективной следует признать первую модель учреждения, так как именно здесь наиболее ярко проявляет свое действие один из основных принципов деятельности института уполномоченного по правам ребенка - принцип независимости, что весьма позитивно отражается на результатах деятельности омбудсмена.
Система правовых принципов в деятельности института уполномоченного по правам ребенка формируется как на международном уровне - так называемые «общеправовые принципы», так и на уровне национального законодательства. Анализ нормативных актов, регламентирующих правовой статус уполномоченного по правам ребенка позволил выявить наиболее значимые и общие начала в его деятельности: принцип законности; принцип приоритет прав и свобод ребёнка; принцип профессионализма и компетентности; а также принцип независимости. В- третьих, принцип независимости является наиболее важным в осуществлении деятельности детских омбудсменов, что подтверждается тем, что он закреплён практически во всех нормативных актах, регламентирующих институт уполномоченного по правам ребенка (как международных, так и внутренних). Однако, не везде он реально действует, что связано с тем, что иногда данная должность «встраивается» в систему исполнительных органов власти.
Следует закрепить правовой статус Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, а также уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, путем издания специальных федеральных законов, где бы четко были прописаны все организационные элементы деятельности (порядок выдвижения и назначения на должность, порядок осуществления деятельности и т.п.). Отсутствие подобных унифицированных нормативных правовых актов приводит к тому, что правовой статус уполномоченных по правам ребенка фактически не раскрыт нормативно. Единый закон, где свели бы воедино все разрозненные нормы позволил бы понять, какой функционал должны выполнять уполномоченные по правам ребенка на всех уровнях, освободил бы правоприменителя от необходимости каждый раз выискивать необходимые нормы по разным актам. Кроме того, необходимо усилить независимость Уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне путем изменения норм о назначении на должность - на федеральном уровне кандидатура уполномоченного должна утверждаться парламентом, а не Президентом РФ.
Обязательно следует закрепить обязанность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в РФ по предоставлению ежегодных докладов по результатам работы (СМИ, сайт и т.п.). В-третьих, в Кодексе административного судопроизводства предусмотреть норму, позволяющую Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка в РФ обращаться в суд с административным иском в защиту прав ребенка по неограниченному кругу лиц.
Предусмотреть нормы по организации взаимодействия Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в РФ с Конституционным судом РФ. Например, включить норму о возможности инициирования судебного разбирательства в Конституционном суде РФ по запросу Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в РФ, если нарушены нормы Конституции, определяющие права ребенка. Либо закрепить право Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в РФ обращаться к Президенту РФ или Государственной Думе РФ с предложением направить запрос в Конституционный суд РФ. Также дополнить статью 77 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» следующим образом: «...Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного Суда Российской Федерации; <...>, Уполномоченному по правам человека; Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка.».
В основных законах субъектов Российской Федерации иногда даже отсутствуют нормы об этом правозащитном институте (например, в Уставах Москвы и Санкт-Петербурга). Механизм формирования данного института до конца не проработан - до сих пор в отдельных регионах страны уполномоченный по правам ребенка назначается главами администраций или главами республик, тем самым, включая его в систему исполнительной власти региона и снижая возможности уполномоченного по правовой защите интересов несовершеннолетних. В субъектах Российской Федерации, где предусмотрена процедура назначения законодательными органами, уполномоченный по правам ребенка имеет большую независимость от государственных органов власти, и действует более эффективно.
На сегодняшний день в ряде регионов страны институт уполномоченного по правам ребенка урегулирован законами, носящими специальный характер, то есть определяющие статус именно уполномоченного по правам ребенка; в некоторых субъектах подобный специальный закон не принимали и нормы об уполномоченном по правам ребенка содержатся в виде разделов в более общих законах, регулирующих деятельность уполномоченного по правам человека, определяющих механизм защиты прав ребенка и т.п.; остались регионы, где на законодательном уровне данный институт не урегулирован вообще. Можно говорить о том, что полномочия уполномоченных по правам ребенка раскрываются в разном объеме - отдельные регионы вообще ограничиваются общими, ни к чему не обязывающими формулировками. Среди полномочий уполномоченного по правам ребенка в регионе можно выделить традиционные (работа по жалобам граждан; мониторинг фактов нарушений прав ребенка в регионе и т.п.), а также особые, свойственные одному-двум субъектам в РФ, в силу их специфики. Следует также отметить, что полномочия уполномоченных по правам ребенка, которые включены в структуру исполнительной власти, как правило, значительно отличаются. В них могут входить: консультирование на бесплатной основе по вопросам соблюдения и защиты прав ребенка; подготовка информационно-аналитических материалов для докладов главы региона; участие в совещаниях и иных мероприятиях по требованию губернатора и т.п. Подобные полномочия противоречат самой природе данного правозащитного института, так как здесь налицо нарушение принципа деятельности уполномоченного по правам ребенка - независимость от органов государственной власти. Можно говорить о том, что правовой статус более четко урегулирован и соответствует своей правовой природе в тех субъектах Российской Федерации, где подобная должность утверждается отдельными законами, и отделена от исполнительной власти.
Необходимо дополнить нормы об уполномоченном по правам ребенка в субъекте РФ, содержащиеся в ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», включив в ст. 16.2 ряд положения: закрепляющие принципы их деятельности, компетенцию, профессиональные требования к кандидатуре на должность, а также ответственность данных должностных лиц.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант-». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 21.09.2017 г.)
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от
28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант-». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ (Дата обращения 21.09.2017 г.)
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13440/ (Дата обращения 21.09.2017 г.)
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от
29.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (Дата обращения 24.09.2017 г.)
5. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996
№ 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)
[Электронный ресурс]// СПС «Консультант-». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения 31.05.2018 г.)
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997
№ 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (Дата обращения 31.01.2018 г.)
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Дата обращения 31.05.2018 г.)
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант-». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (Дата обращения
31.09.2017 г.)
9. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (Дата обращения 31.04.2018 г.)
10. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (Дата
обращения 31.09.2017 г.)
11. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ»
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (Дата обращения 31.09.2017 г.)
12. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (Дата обращения 31.09.2017 г.)
13. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в
Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ (Дата
обращения 31.09.2017 г.)
14. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 28.12.2016) «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4645/ (Дата обращения 31.09.2017 г.)
15. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7270/ (Дата обращения 31.09.2017 г.)
16. Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 № 76- ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_77567/ (Дата обращения 31.09.2017 г.)
17. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 №
143-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (Дата обращения 31.09.2017 г.)
18. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 № 44-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/ (Дата обращения 01.10.2017 г.)
19. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от
13.07.2015 № 218-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (Дата
обращения 01.10.2017 г.)
20. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ
[Электронный ресурс]// СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15287/ (Дата обращения 01.10.2017 г.)
21. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» от 03.12.2011 № 378-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122659/ (Дата
обращения 01.10.2017 г.)
22. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52651/ (Дата обращения 01.10.2017 г.)
23. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (Дата обращения 01.10.2017 г.)
24. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (Дата обращения 01.02.2018 г.)
25. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (Дата
обращения 31.11.2017 г.)
26. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/71684480/ (Дата обращения 21.03.2018 г.)
27. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (Дата
обращения 21.03.2018 г.)
28. Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при
Президенте Российской Федерации по правам ребенка» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_91194/ (Дата обращения 21.03.2018 г.)
29. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (Дата
обращения 31.05.2018 г.)
30. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 248 (ред. от 12.11.2016)
«О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127751/ (Дата
обращения 31.05.2018 г.)
31. Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 № 540 «Об утверждении
устава федерального казенного учреждения «Аппарат
Общественной палаты Российской Федерации»
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=532716 &dst=100008#04237745477711763 (Дата обращения 31.11.2017 г.)
32. Приказ СК России от 30.09.2011 № 137 «О Регламенте
Следственного комитета Российской Федерации»
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160350/ (Дата
обращения 31.09.2017 г.)
33. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утв. Постановлением ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/ (Дата обращения
31.11.2017 г.)
34. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утв. Постановлением СФ ФС РФ от 30 января 2002 г. № 33- СФ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL: http: //www. consultant. ru/law/review/lawmaking/reglsovet/ (Дата обращения 31.11.2017 г.)
35. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24.06.1999 № 119-ФЗ (утратил силу)
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_23497/ (Дата обращения
31.11.2017 г.)
36. Проект Федерального закона N 205828-3 "Об Уполномоченном
по правам ребенка в Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.05.2002) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=12217#0 09528821260827747 (Дата обращения 31.11.2017 г.)
Нормативные правовые акты субъектов РФ:
37. Закон РТ от 1 августа 2011 г. № 59-ЗРТ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/22507899/ (Дата обращения
31.11.2017 г.)
38. Закон Самарской области от 06.05.2002 № 18-ГД «Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» [Электронный ресурс] // СПС «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/945006617 (Дата обращения
31.11.2017 г.)
39. Закон Новгородской области от 01 июня 2010 года № 755-ОЗ «Об
уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области» [Электронный ресурс] // СПС «Кодекс». URL:
http://docs.cntd.ru/document/895276214 (Дата обращения 31.11.2017 г.)
40. Закон Ульяновской области №165-ЗО от 06.10.2011 (с изменениями на 20 апреля 2018 года) «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ульяновской области» [Электронный ресурс] // СПС «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/918021495 (Дата обращения 31.11.2017 г.)
41. Закон г. Москвы от 15 апреля 2009 г. № 6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/22507899/ (Дата обращения 31.11.2017 г.)
42. Постановление Губернатора Амурской области от 30.01.2010 №26 «Об
учреждении должности уполномоченного по правам ребенка в Амурской области» [Электронный ресурс] // Электронный журнал Европейский Омбудсман. URL: http://euro-
ombudsman.org/reference/laws_and_other_documents/polozhenie-ob- upolnomochennom-po-pravam-rebenka-v-amurskoy-oblasti (Дата обращения 11.04.2018 г.)
43. Закон Республики Крым от 25.08.2014 № 57-ЗРК «Об
Уполномоченном по правам ребенка в Республике Крым» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultantru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW509&n =1703#08712583200096522 (Дата обращения 11.04.2018 г.)
44. Закон Санкт-Петербурга от 13.11.2009 № 528-98 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге, о внесении изменений в Закон Санкт- Петербурга «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт- Петербурга» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/onlme.cgi?req=doc&base=SPB&n=93911# 09568015350192296 (Дата обращения 11.04.2018 г.)
45. Закон Красноярского края от 25.10.2007 № 3-626 «Об Уполномоченном по
правам человека в Красноярском крае» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW123;n=2 9442#034842551606016836 (Дата обращения 11.04.2018 г.)
46. Закон Челябинской области от 26.08.2010 № 620-ЗО «Об
Уполномоченном по правам человека в Челябинской области»
[Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW169;n=6 0249#014574459831489994 (Дата обращения 11.04.2018 г.)
47. Закон Ярославской области от 28.12.2010 № 55-з «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ярославской области» [Электронный ресурс] // СПС «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/934028671 (Дата обращения
31.11.2017 г.)
48. Устав Красноярского края т 5 июня 2008 г. № 5-1777 [Электронный
ресурс] // СПС «Гарант». URL:
http://constitution.garant.ru/region/ustav_krasnoyar/ (Дата обращения
31.11.2017 г.)
49. Закон Приморского края от 07.06.2012 № 51-КЗ «О государственной
гражданской службе Приморского края» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW020&n =52929#07885265436743125 (Дата обращения 11.04.2018 г.)
50. Закон Воронежской области от 03 июня 2013 года № 87-ОЗ «Об
отдельных мерах по защите прав ребенка на территории Воронежской области» [Электронный ресурс] // СПС «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/453128050 (Дата обращения 31.11.2017 г.)
51. Закон Иркутской области от 12 июля 2010 г. № 71-ОЗ «Об
Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/irkutsk/270456/ (Дата обращения 31.11.2017 г.)
52. Закон Томской области от 01.06.2010г. № 92-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Томской области» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/7704225/ (Дата обращения 31.11.2017 г.)
53. Закон Кемеровской области от 31 января 2011 года № 6-ОЗ «Об
уполномоченном по правам ребенка в Кемеровской области» [Электронный ресурс] // СПС «Кодекс». URL:
http://docs.cntd.ru/document/990310905 (Дата обращения 31.11.2017 г.)
54. Постановление Губернатора Костромской области от 10 марта 2011 года
№ 31 «Об утверждении Положения об уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Костромской области» [Электронный ресурс] // СПС «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/469105952 (Дата
обращения 31.11.2017 г.)
55. Постановление Губернатора Амурской области от 30 января 2010 г. № 26
«Об утверждении Положения об уполномоченном по правам ребенка в Амурской области» [Электронный ресурс] // Электронный журнал Европейский Омбудсман. URL: http://euro-
ombudsman.org/reference/laws_and_other_documents/polozhenie-ob- upolnomochennom-po-pravam-rebenka-v-amurskoy-oblasti (Дата обращения 11.04.2018 г.)
56. Постановление Губернатора Приморского края от 21 декабря 2010 № 109- пг «Об утверждении Положения об уполномоченном при Губернаторе Приморского края по правам ребенка» [Электронный ресурс] // СПС «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/494215050 (Дата обращения
31.11.2017 г.)
57. Положение об экспертном совете при Уполномоченном по правам ребенка в Новосибирской области, утв. распоряжением Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области. URL: http://nskdeti.nso.ru/page/104 (Дата обращения 11.04.2018 г.)
Международные правовые акты:
58. Женевская Декларация прав ребенка, одобрена и утверждена
Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве
26.11.1924 г. [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https: //ru. wikipedia. org/wiki/Женевская_декларация_прав_ребёнка (Дата
обращения 21.03.2018 г.)
59. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г.
Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант+». URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_29160/ (Дата обращения 21.03.2018 г.)
60. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (Дата обращения 21.03.2018 г.)
61. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на
841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. URL: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec (Дата
обращения 21.03.2018 г.)
62. Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений,
занимающихся поощрением и защитой прав человека [Парижские принципы]. Приложение к резолюции 48/134 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. URL: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/paris. shtml
(Дата обращения 21.03.2018 г.)
63. Руководящие принципы политики Совета Европы по вопросу
комплексных национальных стратегий защиты детей от насилия [Электронный ресурс] // Мониторинг реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. URL: http://мониторингнсид.рф/news/13 (Дата обращения 21.03.2018 г.)
64. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей». Приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. URL:
http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild. shtml (Дата обращения 21.03.2018 г.)
65. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о
сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Москва, 6 ноября 2008 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL:
http://base.garant.ru/2568883/ (Дата обращения 31.11.2017 г.)
Правовые акты других государств:
66. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 года [Электронный ресурс] //
Правовая библиотека legalns.com. URL:
https://legalns.com/download/books/cons/belgium.pdf (Дата обращения 25.04.2018 г.)
67. Закон Литовской Республики от 25 мая 2000 г. №VIII-1708 «О Контролере
по охране прав ребенка [Электронный ресурс] // Электронный журнал Европейский Омбудсман. URL: http://euro-
ombudsman.org/reference/laws_and_other_documents/litva-zakon-o- kontrolere-po-ohrane-prav-rebenka (Дата обращения 11.04.2018 г.)
Судебная практика
68. Определении от 4 октября 2010 г. по делу № 33-28515 Московского
городского суда [Электронный ресурс] // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции. URL:
http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/651874471 ?text=&type=669300000 &accepted_by_id=901812182&accepted_by=Московский+городской+суд&a ccepted_date_start=&accepted_date_end=&number=№+33-28515 (Дата
обращения 11.04.2018 г.)
Научные труды, учебная литература, словари:
69. Автономов А.С., Алексеева Т., Головань А. и др. Защита детства: институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации / информационно-методическое издание. - Ижевск: Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2003. - 99 с.
70. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1, М., 2001. - 800 с.
71. Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. - М.: Проспект,
2009. - 703 с.
72. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университетата, 2006. 640 с.
73. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 22-е издание, 1990. - 944 с.
74. Сунгуров А. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). Монография. Санкт-Петербург: НормА. 2005. - 384 с.
Научные статьи:
75. Акульшина С.Е. Институт уполномоченных по правам человека как один из способов внесудебной защиты прав человека / С.Е. Акульшина // Вестник Рязанского Государственного университета им. С.А. Есенина. -
2010. - № 28. - С. 97-105.
76. Гайсина Г.И. Уполномоченный по правам ребенка как институт независимого контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей / Г.И. Гайсина // Педагогический журнал Башкортостана. - № 1 (14). - 2008. - С. 98-102.
77. Додонова А.Д. Становление института уполномоченных по правам ребенка в зарубежных странах / А.Д. Додонова // Ученые записки Орловского Государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 4. - С. 24-26.
78. Ивлева Т.В. История становления института детского омбудсмена в России и за рубежом / Т.В. Ивлева // Вестник Башкирского университета.
- 2013. - Том 18. - № 2. - С. 589 - 591
79. Колосов А.В. Взаимодействие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: особенности правового регулирования и практика осуществления // Семейное и жилищное право. 2013. № 5. С. 26 - 31
80. Лихтер П.Л. Проблемы совершенствования законодательства о компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 2. С. 59 - 70.
81. Личковаха А.В. Правовой статус уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ /А.В. Личковаха // LEX RUSSICA: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина. 2014. № 8. С. 899-905.
82. Лукьянова Н.Н. Проблемы правового регулирования и организации деятельности института уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации / Н.Н. Лукьянова // Марийский юридический вестник. 2016. № 16. С. 97-99.
83. Пиманова М.А. Государственно-общественные объединения и права
человека / М.А. Пиманова // Обеспечение прав и свобод человека и гражданина: Сборник статей по итогам международной научно¬
практической конференции. Тюмень, 17-19 ноября 2005 г.: В 5 ч. Ч. 2 / Под ред. Г.Н. Чеботарева. Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2006. С. 129-134.
84. Сергеев С.Г. Учреждающая и ограничивающая роль Конституции: опыт внеконституционных политических институтов в современной России / С.Г. Сергеев // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 5-7.
85. Синцов Г.В. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти // Lex russica. 2016. № 7. С. 160 - 166.
86. Сунгуров А.Ю. Законодательство об уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах Российской Федерации: сравнительный анализ / А.Ю. Сунгуров // Правоведение.- 2002.- № 4.- С. 115-130.
87. Федорова О.В. Особенности правового статуса Уполномоченных по правам ребенка в РФ (на примере некоторых субъектов Сибирского федерального округа) // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 5. С. 16 - 20.
88. Ходусов А.А. О механизме защиты прав детей // Современное право, 2018, № 3. С. 20-25
89.Чиркин В.Е. Конституционные личные права человека и гражданина: Россия и зарубежные страны / В.Е. Чиркин // Гражданин и право. - 2010. - № 1. - С. 3-20.
90. Шамрин М.Ю. Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка с исполнительными и муниципальными органами власти: теоретико-правовой аспект // Административное право и процесс. 2016. № 10. С. 52 - 60.
91. Шамрин М.Ю. Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка с
органами прокуратуры России:
93. Эбзеев Б.С. Конкретизация и актуализация норм Конституции Российской Федерации как условие и гарантия осуществления прав и обязанностей человека и гражданина / Б.С. Эбзеев // Российское правосудие. 2008. № 3. С. 4-17.
Диссертации и авторефераты:
94. Колосов А.В. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Александр Викторович Колосов - Иркутск, 2014. - 199 с.
95. Корнеева Н.В. Конституционно-правовые основы деятельности
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук.: 12.00.02 / Надежда Владимировна Корнеева - Санкт- Петербург, 2002. - 170 с.
96. Майоров А.Г. Формирование правового института омбудсмана
(Уполномоченного по правам человека) в России и за рубежом: автореф дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02 / Андрей Геннадьевич Майоров - Москва, 2002. - 29 с.
97. Никонов К. Современные теоретические аспекты международно-правовой защиты прав ребёнка: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 186 с.
98. Шабанова З.М. Специализированные уполномоченные по правам
человека в России и зарубежных странах: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. / Зурида Муссовна Шабанова - Москва, 2004. - 28 с.
Литература на иностранных языках:
99. Caiden G.E., MacDermot N., Sandier A. The Institution of Ombudsman in International Handbook of Ombudsman - Evolution and Present Function - Caiden / Gerald E. (ed). Westport: GreenwoodPress, 1983.
100. Stanley V. Ombudsman readings./ Stanley V. Anderson Edmonton, 1980.-296 p.
101. Ombudsman in Europe The Institution. / Ed by F.Matscher. - Kehl: N.P.Engel, 1994
102. Abraham H.J. The Danish Ombudsman /H.J.Abraham // The Ombudsman or citizen's defender; a modern institution / Ed. by Roy V. Peel.- Philadelphia, 1968,- P. 55-61.
103. Gottehrer Dean. The Classical Ombudsman Model / Dean M. Gottehrer, M.Hostina // Righting Wrongs. The Ombudsman in Six Continents / Ed. by Roy
Gregory and Philip Giddings.- Amsterdam, 2000.- P. 403-414
Интернет ресурсы:
104. Национальные законы Австрии по правам ребенка // Официальный сайт Европейской сети детских омбудсменов. [Электронный ресурс] // URL: http://crin.org/ (Дата обращения 11.04.2018 г.)
105. Официальный сайт Европейской сети детских омбудсменов (ENOC): European Network of Ombudspersons for children. [Электронный ресурс] //URL: http://enoc.eu/ (Дата обращения 11.04.2018 г.)
106. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http: //www. rfdeti. ru/
107. Отчет о деятельности уполномоченного по правам ребенка в
Самарской области за 2017 год. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Самарской области. URL:
http: //www. samregion. ru/authorities/others/child_rights/17.05.2018/skip/1/9569 2/ (Дата обращения 11.04.2018 г.)