Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЛЕНОВ НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ПАРКУРА

Работа №60194

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования смысло-жизненных ориентаций в рамках неформальных молодежных сообществ 7
1.1. Основные направления исследования социальных групп в психологии и
социологии 7
1.2. Понятие неформальных молодежных сообществ в социальной
психологии 14
1.3. Паркур как современное молодежное сообществою 17
Глава 2. Проблема формирования образа мира и смысложизненных ориентаций в отдельных психологических традициях 20
2.1. Идеи социального конструирования образа мира в социальном конструкционизме 20
2.2. Основные отечественные и зарубежные психологические исследования
смысложизненных ориентаций и жизненные ценности личности 21
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей смысложизненных ориентаций юношей, длительное время занимающихся паркуром 25
3.1. Организация и проведение эмпирического исследования 25
3.2. Описание методик эмпирического исследования 26
3.3. Анализ результатов эмпирического исследования 34
3.3.1. Анализ результатов исследования с применением количественных
методик 34
3.3.2. Анализ результатов исследования с использованием качественных методик 41
Выводы 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложения

Актуальность исследования. Паркур - это крупное неформальное молодежное сообщество, возникшее относительно недавно, а значит малоизученное, но при этом пользующееся огромным интересом, как среди молодежи (непосредственные члены сообщества), так и среди взрослой части населения (с посылом больше узнать, чем занимаются их дети). Важность данной работы заключается в том, что паркур, как и любая другая социальная группа, а тем более неформальная группа, в которой личный контакт и взаимоотношения людей между собой превалирует, в отличие от других видов социальных групп, имеет огромное влияние, на расстановку жизненных приоритетов, определение жизненных ценностей и соответственно на смысложизненные ориентации, являющиеся вектором направления развития и выбора жизненного пути человека. Проблема исследования определяется тем, что паркур является активно развивающимся сообществом во всем мире, вместе с тем, недостаточное количество исследований проводится в области влияния паркура на смысло-жизненные ценности молодежи, занимающейся паркуром (трейсеров).
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности смысложизненных ориентаций юношей занимающихся паркуром на протяжении длительного времени.
Цель исследования состоит в изучении влияния занятий паркуром на становление смысложизненных ориентаций и определения жизненных ценностей личности трейсеров.
Задачи исследования:
1. теоретически определить содержание понятий «социальная группа», «неформальное молодежное сообщество»,
«смысложизненные ориентации», «жизненные ценности» согласно современным психологическим исследованиям;
2. теоретически раскрыть особенности паркура как неформального молодежного сообщества;
3. эмпирически исследовать особенности смысложизненных ориентаций юношей, длительное время занимающихся паркуром (трейсеров) с использованием количественных и качественных (в конструктивистской парадигме) методы исследования.
Гипотеза исследования: имеются типичные особенности
смысложизненных ориентаций у юношей, длительное время занимающихся паркуром, основанные на аналогии с особенностями организации собственного движения при занятии паркуром.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и западных психологов (Г.М.Андреева, Е.П. Ильин, С.С.Фролов), посвященные исследованию социальных групп и неформальных сообществ. Так же была изучена литература, определяющая категорию смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь). Проведено изучение теоретических работ по конструктивизму и социальному конструкционизму (А.М.Улановский). Изучение
смысложизненных ориентаций опирается на общеметодологические и частные психологические и социологические теории, а так же теории социального конструкционизма.
Методы и методики исследования. Методы: анализ научных публикаций, сравнение, обобщение, тестирование, качественные методы исследования, качественно-количественный анализ полученных данных, долгосрочное включенное наблюдение за представителями субкультуры. Методики: методика «Смысложизненных ориентаций» по Д.А.Леонтьеву; методика «Уровень субъективного контроля» в модификации Е.Г.Ксенофонтовой; полуструктурированное интервью, модифицированное согласно задачам исследования на основе принципов социального конструкционизма.
Выборка исследования: Для проведения стандартизированного
исследования выборку составили 50 человек, наиболее соответствующих критериям на данный период изучения темы: возраст 18-27 лет, пол мужской, занимающихся паркуром не менее 3 лет. Для проведения качественного исследования выборку составили 8 человек, наиболее соответствующие критериям на данный период изучения темы: возраст 21 - 27 лет, пол мужской, занимающихся паркуром не менее 6 лет. Субкультура паркур изучалась через непосредственное общение с трейсерами, в первую очередь ставка делалась на ведущих трейсеров России, среди которых есть представители, известные сообществу паркура по всему миру.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования вносят вклад в исследования неформального молодежного сообщества «Паркур» с испоьзованием методологии социального конструкционизма, позволяет раскрыть влияние паркура не только как вида физического упражнения, но и как особую практику, оказывающую влияние на формирование смысложизненных ориентаций молодежи.
Практическая значимость: результаты исследования могут
использоваться практическими психологами для организации эффективного взаимодействия с подростками и молодыми людьми, занимающимися паркуром.
Структура работы: Введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и приложения. Объем работы - 69страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель работы состояла в изучении влияния занятий паркуром на становление смысл-жизненных ориентаций и определения жизненных ценностей личности трейсеров.
Были проанализированы работы, современных отечественных и западных психологов (Г.М.Андреева, Е.П. Ильин, С.С.Фролов), посвященные исследованию социальных групп и неформальных сообществ. Так же была изучена литература, определяющая категорию смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь). Проведено изучение теоретических работ по конструктивизму и социальному конструкционизму (А.М.Улановский).
Так же были раскрыты особенности паркура, как неформального молодежного движения.
На сегодняшний день представлено очень мало какой-либо литературы по паркуру, известно только, что так же проводятся исследования, тем или иным образом связанные с этой дисциплиной, в разных странах. Для изучения трейсеров и в принципе всей субкультуры паркура, поначалу использовался метод долгосрочного включенного наблюдения, в дальнейшем, для получения наиболее точных данных был проведен опрос, диагностика проводилась напрямую и посредством интернета через электронную почту и социальные сети. Помимо этого было проведено интервьюирование, как качественное исследование, наиболее полно раскрывающее суть дисциплины в целом, посредством скайпа.
Было выявлено, что влияние неформального молодежного движения на его последователей очень широко и должно дополнительно исследоваться в дальнейшем, так как количественные исследования уже не дают того объема информации, который мог бы раскрыть всю суть паркура.


1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы / В.С. Агеев. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
2. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 2008.
4. Баева, И. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы роста / Ирина Баева // Народное образование. — 2010. — № 2. — С. 248-250.
5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - Л.: ЛГУ, 2002.
6. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2005.
7. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М. : Мысль, 1988 - С. 47-51
8. Ветров Р.Ю. Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2012. - 42 с.
9. Герген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. - М. : ИНИОН РАН, 1995.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курслекций: Учебное пособие для вузов [текст]. — М.: ЧеРо,1997.
11. Грауманн К. Историческое введение в социальную психологию // Введение в социальную психологию. Европейский подход / под ред. М. Хьюстон, В. Штребе. - М. : ЮНИТИ, 2004.
12. Джерджен К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: БГУ, 2003.
13. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь.- 3-е изд., 2002 г.
14. Ижогина, Е. Ю. Молодежные движения в современной России: [лекция] / Е. Ю. Ижогина // Классный руководитель. — 2010. — № 2. — С. 58-62.
15. Исаев Б.А. Социология. - С-П.: Питер Пресс, 2007. -224с.
16. Калашникова С.А. Смысложизненные ориентации, базовые убеждения и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях люей, с различными показателями жизнестойкости// Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Сер.: Педагогика и психология. - 2011. - №5 (50). - С. 161¬167
17. Косарецкая, СВ. О неформальных объединениях молодежи. М.,2007.
18. Ксенофонтова.Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля». // Психологический журнал, 1999. Том 20. № 2
19. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект-пресс, 2001
20. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Социальная психология. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1979.
21. Левикова, С. И. Молодежная субкультура : - М. : Гранд -Фаир пресс, 2007. - 218 с.
22. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М. :Смысл, 2005. -512с.
23. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций(СЖО). - М. :Смысл, 2006. - 18с.
24. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2007.
25. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. [текст], — Спб.: Питер,2006.
26. Мачурова, Н.Н Жизненные ценности в понимании студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / НН Мачурова. - СПб., 2000. 18 с.
27. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Социальная психология. - М. : Изд-во МГУ, 1984.
28. Панферов В. Н. Психология человека [текст],- СПб.: Смысл, 2000.
29. Пшеничникова, Е. Паркур объединяет, или Прыжок из Мюнхена в Курган / Елена Пшеничникова // Новый мир. — 2011. — 7сент. — С. 4.
30. Радзиховский Л. А. Изучение психологических особенностей неформальных молодежных объединений // Вопросы психологии, 1988. - № 4. - с.182
31. Рубинштейн С. Л Проблемы общей психологии [текст].- М.: Педагогика, 1973.
32. Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. 2008, №2. С.129-139. 2008.
33. Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный
конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии, 2009, №2. С.35-45. 2009.
34. Файн А.П., Лустберг А.Э. Подростковые и молодежные сообщества (культура, контркультура, субкультура). СПб., 2007.
35. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 372с.
36. Фролов С.С.Социология высших учебных заведений..-М.: Наука, 1994г.
37. Холл, К.С., Линдсей Г. Теории личности / К.С. Холл, Г.М. Линдсей. - М.: Изд-во «КСП+», 2007.
38. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. - М. : МОДЭК, 2005. - С. 132-135.
39. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Пер. с англ. - Ростов-на-Дону, 1998.
40. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. - М.: Академический Проект, 1999.
41. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
42. 3.Artjushina, M.N. Diagnostika cennostnyh otnoshenij / M.N.
Artjushina // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - 2010. - № 3. S. 65-69.
43. Fetiskin, N.P. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija
lichnosti i malyh grupp / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manujlov. - М., 2002.
44. Gergen K. Realities and Relationships // Soundings in Social Construction - N.Y., 1994.
45. Leont'ev, D.A. Zhiznennyj mir cheloveka i problema cennostej // Psihologicheskij zhumal, 1992. №2. - S. 13.
46. Leont'ev, D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij / D.A. Leont'ev. - 2- e izd. - М.: Smysl, 2000. - 18.
47. Leont'ev, D.A. Cennost' kak mezhdisciplinarnoe ponjatie: opyt mnogomernoj rekonstrukcii // Voprosy filosofii. 1996. № 4. S. 4 - 36.
48. Lindzey G, Aronson E. (Eds.) The Handbook of Social Psychology. Reading. - N.Y., 1968.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ