Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная политика Советского государства в 30-е годы ХХ века (на материалах Куйбышевской области)

Работа №114040

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 11
§1.1 Политика здравоохранения 11
§1.2 Осуществление образовательной политики 21
ГЛАВА II. ОХРАНА ДЕТСТВА И МАТЕРИНСТВА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ 33
§2.1 Социальное обеспечение матерей и детей 33
§2.2 Социальное обеспечение нетрудоспособного населения 51
Заключение 63
Список используемой литературы и источников 67
Приложения 75

Актуальность исследования. Социальная политика является приоритет­ным направлением деятельности органов, как государственной власти, так и местного самоуправления. Именно, спокойное течение жизни, не нарушаемое неудачами, несчастиями, гарантирует политическую устойчивость обществен­ной системы. Поэтому, значимым действием, для реализации эффективной со­циальной политики, является обращение к историческому опыту, как страны в целом, так и на местах. Осуществляя реформы, необходимо главным образом учитывать опыт советского государства, включая и 1930-е гг., когда вопросы социальной политики, являлись ключевыми, как и сейчас. Однако, обращая внимание на опыт прошлого, следует учитывать способы организации эконо­мических отношений. В СССР это административно -командная система, для которой характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе госу­дарственной собственности; использование социалистических методов управ­ления; господство партийно -государственной бюрократии при отсутствии эко­номической свободы. Экономическая система современной России отличается от советской и построена на рыночных принципах: свободного предпринима­тельства, многообразия форм собственности на средства производства, рыноч­ного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъ­ектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятель­ность субъектов. В соответствии с различием экономических систем следует отметить, что для Российской Федерации, как и для страны советов, вопрос со­циальной политики остаётся приоритетным.
30-е гг. ХХ в. являются важным этапом для Советского Союза, так как именно в это время социальное обеспечение получает свое становление и ак­тивное развитие. Именно в это время в социалистическом государстве появля­ются и развиваются подобные виды социальной помощи: медпункты на пред­приятиях, трудоустройство инвалидов, скорая помощь, детские сады и т. д.
Построение коммунизма в СССР предполагало создание развитой сист е- мы государственного соцобеспечения. В советский период понятия социальной политики не существовало. Оно заменялось понятием социальное обеспечение, которое толкуют в узком и широком смысле (В. С. Андреев). Социальное обес­печение в узком смысле - это материальное обеспечение нетрудоспособных и престарелых граждан, осуществляемое государством при помощи денежных средств выделяемых из государственного бюджета.1 В широком смысле соци­альное обеспечение включает: материальное обеспечение военных, медицин­ское обслуживание, заботу о детстве и материнстве, выплату пенсий, социаль­ное страхование и т. д.2 Однако исследователь В. Д. Попков полагает, что Ан­дреев слишком широко трактует термин социальное обеспечение, внося в него заботу детства и материнства, и медицинское обслуживание.
Из вышесказанного становится ясно, что понятие социальная политика, или социальное обеспечение имеет различные трактовки. К сожалению и по сей день нет устоявшегося и единого мнения насчет того, что необходимо понимать под термином социальная политика. Она может включать разные направления: систему образования, систему здравоохранения, защиту материнства и детства, развитие общественного питания и т. д.
В рамках бакалаврской работы нам не удастся рассмотреть все направле­ния социальной политики, поэтому коснемся только некоторых из них. Особый интерес представляют следующие направления соцобеспечения: система здра­воохранения, обеспечение нетрудоспособного населения, институты материн­ства, воспитания и образования. Рассматривая вопросы системы здравоохране­ния и обеспечения нетрудоспособного населения, интересно было узнать, как именно, в условиях индустриализации, осуществлялась охрана здоровья насе­ления страны, как государство заботилось о нетрудоспособных гражданах. Ин­ституты материнства, воспитания и образования представляют огромный инте­рес, потому, что в 1930-е гг. в регионе, происходят процессы, которые изменя­ют традиционные устои общества и формируют новый тип человека - совет­ского.
Степень изученности темы. В изучении проблем социального обеспече­ния выделяют три этапа: 1) 1930-е - середина 1950-х гг.; 2) середина 1950-х - 1980-е гг.; 3) 1990-е гг. - настоящее время.
Впервые исследованиями социальных проблем начали заниматься в кон­це 20-х - 30-е гг. ХХ в. Это время когда историческая наука развивается в условиях официальной идеологии, и, порой работы писались под заказ, отоб­ражая только положительные изменения в социальной сфере. Но термина соци­альной политики тогда не существовало, в следствие чего не существовало и целостных работ по данной проблеме. И дело ограничивалось лишь отдельны­ми сторонами материального состояния трудового народа.
Вторая половина 1920-х - начало 1930-х гг. знаменуются публикациями статистических источников, которые отражали материально -бытовое положе­ние рабочего класса в СССР.3 Первым исследовательским трудом по данной тематике стала монография Е. А. Кабо. В ней автор раскрывает такие особенности социальной политики как питание, одежда, жилище и др.4
Этот период характеризуется поднятием вопроса жилищной политики. Следует отметить труд А. С. Введенского, который уделял внимание состоянию занимаемого семьями помещения, не нарушены ли его санитарно-гигиенические нормы.5 На областном уровне в свет выходит труд В. А. Град­ского о городе Самаре.6 В нём автор, помимо положительных черт, пытается показать недостатки жилищного вопроса.
Проблемам социального страхования рабочих посвящены различные тру­ды, в которых уделяется внимание вопросам общественного питания , социаль­ного страхования, а также продемонстрирован рост оплаты труда рабочим.7
Труды конца 1920-х - начала 1930-х гг., вне всякого сомнения, внесли огромный вклад в развитие исторической науки и способствовали воссоздать объективную картину государственной социальной политики. Однако интерес к данной проблеме постепенно угасает и возобновляется он только в 1950 -е гг.
В 1950 - 1980 гг. в исследовании темы происходят положительные изме­нения, но обобщающих трудов по прежнему не наблюдается, как на региональ­ном уровне, так и по стране в целом. Социальная политика освещается исклю­чительно по отдельным направлениям.
Появляются работы, посвященные развитию образования и здравоохра­нения в СССР.8 В трудах отмечается главенствующая роль КПСС в решении практически всех задач, стоявшими перед обществом. При написании данных работ, авторами, было привлечено достаточно огромное количество докумен­тального материала. В сфере образования, помимо результатов образователь­ной политики, вопросы посвящались и финансированию этой сферы.9
Много работ выходит в 70-е гг. ХХ в., посвященные отдельным пробле­мам социального обеспечения.10 Авторы обращают в первую очередь внимание на правовой аспект развития социальной политики в СССР. Работа Е. А. Астра­хана посвящена истории пенсионного обслуживания граждан различных кате­горий и имеет обзорный характер. М. С. Ланцев в своем исследовании социаль­ного обеспечения, исходит из сопоставительных и сравнительных характери­стик. Он сравнивает социальное обеспечение СССР и социальное страхование в капиталистических государствах.
В этот период исследователи проявляют интерес к изучению проблем детства и материнства. В работах затрагиваются законодательные и практиче­ские стороны данной проблемы.11
Весомым вложением в изучение государственной социальной политики 30-х гг. ХХ в. стал аналитический труд Л. А. Гордона и Э. В. Клопова, вышед­ший в конце 80-х гг. ХХ в. Изучая направления социальной политики, авторы пришли к выводу, что индустриальный скачок в народном хозяйстве сам по се­бе требовал улучшения условий жизни граждан советского союза и повышение культурного уровня населения. Отмечается, что для формирования работника индустриального типа требовали развитие медицинское обслуживание, первич­ное школьное образование и переход к городскому, новому, образу жизни.12
После распада Советского Союза возникает потребность пересмотреть многие идейные установки, сложившиеся за десятилетия существования совет­ской власти, и переосмыслить предшествующий исторический опыт в социаль­ной политике.
Объемных специализированных трудов, которые рассматривают соци­альную действительность 30-х гг. ХХ в., не слишком много. Из них можно вы­делить монографии некоторых исследователей.13 К примеру, труд В. Б. Жиром- ской посвящён комплексному анализу демографической ситуации в 30-х гг. ХХ в. в России. Ссылаясь на результаты переписи населения, автор, стремится уследить изменение движения численности сельских и городских жителей. Ис­торией повседневности, с её всеми плюсами и минусами, занималась Н. Б. Ле­бина.
Наравне с специализированными трудами можно выделить работы, кото­рые не имеют прямого отношения к социальным механизмам, но занимающие ключевое место в их изучении. К подобным работам можно отнести исследова­ние В. А. Заводчикова, который уделяет внимание истории профессиональных союзов Среднего Поволжья, их организации, деятельности, развитию, а также роли в принятии решений социальных проблем, таких как социальное страхо­вание, народное образование, жилищные проблемы.14
Несмотря на большое количество научной литературы по социальной тематике, историографический анализ выявил неполную степень изученности те­мы, так как социальную политику 30-х гг. ХХ в. не исследовали комплексно, а старались обращать внимание лишь на отдельные аспекты социального обеспе­чения.
Цель данного исследования: провести анализ осуществления социаль­ной политики государства на региональном уровне. В согласии с данной целью выдвигаются следующие задачи:
1. осветить организацию медицинского обслуживания населения;
2. охарактеризовать социальную политику по отношению к инвалидам и другим категориям нетрудоспособного населения;
3. проанализировать выполнение государственных мер, направленных на поддержку материнства и детства;
4. раскрыть содержание и особенности реализации образовательной политики;
5. охарактеризовать проводимые государством мероприятия по социаль­ному обеспечению населения в регионе.
Объект исследования: социальная политика советского государства в 1930-е гг.
Предмет исследования: основные тенденции социальной политики со­ветского государства и воплощение её на практике.
Хронологическими рамками исследования выбраны 1930-е гг. Интерес к этому периоду вызван его важным значением для становления и развития с и- стемы соцобеспечения в СССР. Начало 1930-х гг. ХХ в. характеризуется нача­лом процесса модернизации в стране народного хозяйства, а конец 1930-х гг. - милитаризацией экономики, подготовкой государства к войне.
Территориальные рамки исследования: территория современной Са­марской области.
Источниковая база исследования состоит в основном из архивных и опубликованных материалов, которые делятся на нормативно -правовые, дело­производственные источники, статистику и периодическую печать. Ключевое значение для рассмотрения вопроса социальной политики в границах Самар­ской области играют источники, взятые из местных архивах данной области (ЦГАСО, СОГАСПИ, МКУ «Тольяттинский архив»). Сведения почерпнутые из определенных архивов повествуют об особенностях местной жизни и поэтому позволяют как можно точно отразить своеобразие социальной политики на ре­гиональном уровне.
К первой группе относятся источники, которые носят нормативно-правовой характер и представлены различными постановлениями, приказами и др. нормативно -правовыми актами местных и государственных органов.15 Они содержат богатый материал о развития здравоохранения, пенсионного обеспе­чения, образования и т. д. Эти документы помогают определить государствен­ные приоритеты и ориентиры социальной политики советской власти.
Вторая группа источников включает в себя такие делопроизводственные документы, как отчеты, докладные, объяснительные записки и т. д., правитель­ственных и партийных местных органов, по вопросам реализации социальной политики. Например, отчеты детских комиссий, протоколы заседаний Президи­ума горсовета, стенограммы заседаний горсоветов и т. д.16
Особенно следует отметить важность статистических источников. Они представляют данные экономического и социального развития Самарского (Куйбышевского) региона, помогают лучше увидеть и понять его социально - экономические процессы и сопоставить их с данными других регионов и по стране.17
Четвертая группа источников - периодическая печать. Это источники представлены газетными публикациями 1930-х гг., что позволяет проникнуться духом этого времени, и журналами. Информация взята из таких источников как «Волжская коммуна», «Комсомольская правда», «За всеобщее обучение» и дру­гих. Они дают важные сведения о хозяйственной жизни города, области, края, страны. Также на их страницах представлены отчёты руководителей советских и партийных органов.18
Поставленными задачами определяется структура бакалаврского ис­следования, которая состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, за­ключения, списка используемой литературы и источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Куйбышевская область, входившая в рассматриваемый период в Средне­волжский край, являлась одним из важных регионов СССР. Как и в других ча­стях страны, его развитие в 1930-е гг. определялось начавшимся процессом ин­дустриализации. Именно масштабные процессы в экономической жизни стра­ны, вызвали, не менее масштабные, социальные перемены в обществе. Одной из главных целей социалистического общества являлось создание в нем всеоб­щего равенства. Впрочем, сложившаяся в 1930-х гг. ситуация, не позволяла раз­виваться социальной политики должным образом. Для осуществления социаль­ной политики не хватало материальных и людских ресурсов. В сочетании с классовым подходом и идеологическими принципами этот недостаток породил систему соцобеспечения, построенную на неравенстве: рабочему классу предо­ставлялись пенсии, единовременные выплаты и другие льготы; малое количе­ство врачей вынуждало обслуживать в первую очередь рабочее население; из-за недостатка ясельных и детских садов, школьных помещений в них принима­лись сначала дети рабочих и служащих, а после дети других граждан.
Социальное обеспечение населения в советском государстве осуществля­лось в нескольких направлениях: политика здравоохранения, образования, охрана детства и материнства, обеспечение нетрудоспособного населения и др. В условиях индустриализации государство не могло полностью финансировать все упомянутые программы. На всем протяжении 1930-х гг. наблюдается недо­статок средств для развития данных направлений соцобеспечения. Зачастую правительству даже приходилось обращаться к общественности за помощью.
Оценивая эффективность соцобеспечения в 1930-е гг., можно признать ее достаточно высокой для нормальных темпов экономического развития, но не­достаточной для форсированных темпов индустриализации. Таким образом для всех исследуемых направлений можно выделить ряд общих черт, направлений и проблем. Такими из них являлись: антисанитарные условия помещений, низ­кая заработная плата, нехватка мест (помещений), персонала, недостаточное финансирование, классовый подход, который нарушал главные принципы со­ветской системы соцобеспечение - доступность и бесплатность.
Тем не менее, социальная политика в регионе приносила свои плоды. 1930-е гг. характеризуются активным процессом развития системы медицин­ского обслуживания в регионе. Были приняты меры по улучшению предостав­ления услуг населению и повышению эффективности медпомощи. На предпри­ятиях создавались медпункты, что значительно позволило снизить число небла­гоприятных последствий из -за травм. В это же время получили свое становле­ние и развитие системы скорой медпомощи и помощи на дому.
Прогресс системы здравоохранения можно видеть в появлении новых ви­дов медицинской помощи. Так, в Куйбышеве, был создан и открыт областной диспансер и стационар, где оказывались все виды медпомощи, базой которого послужил областной онкологический пункт. В жизнь воплощались новые мето­ды лечения. Стали проводиться: сывороточная профилактика крови, поверх­ностная и глубокая рентгенотерапия, обезболивание родов. Несомненно, что появление новых методов медицинского лечения, повышало качество, как са­мой системы здравоохранения, так и медицинского обслуживания населения.
Потребность в дополнительных рабочих руках привела к сокращению числа домохозяек, что в свою очередь дало толчок развитию охраны материн­ства и детства. Вследствие этого возросла и потребность в детских дошкольных учреждениях, санаториев и оздоровительных лагерях. Их финансированием за­нималась в основном общественность.
Чтобы увеличить рождаемость населения запрещались аборты, однако борьба с ними носила сложный характер, что привело к появлению «подполь­ных абортов». Запрещение абортов также имело целью снизить процент смерт­ности среди женщин. Чтобы стимулировать женщин к рождению детей, приме­нялись меры экономического воздействия на них. Таким образом, стали выпла­чиваться детские пособия.
В 1930-х гг. продолжала остро стоять проблема беспризорности. Значи­тельного сокращения беспризорных удалось добиться к концу 30 -х гг. ХХ в. благодаря государственному вмешательству и естественному снижению дет­ского населения, родители которых погибли в периоды первой мировой и граж­данской войн.
Анализ социальной политики в регионе позволил определить, что наибо­лее успешным из исследуемых направлений является развитие социального обеспечения нетрудоспособного населения. Лица с ограниченными возможно­стями находились в куда более лучшем положении, чем другие категории насе­ления. Им выплачивались пенсии, именно они, как более знакомые с производ­ством, стали набираться на предприятия для работы. Трудоустройство нетрудо­способных позволило им улучшить свое материальное положение. Для инвали­дов организовывались многочисленные бесплатные учебные курсы для повы­шения квалификации и переквалификации. Подобная поддержка прилично подняла материальное состояние инвалида. Росла численность инвалидных до­мов. В целом за 1930-е гг. система соцобеспечения в области усилилась и при­обрела ту законченную форму, в которой просуществовала еще много лет. Трехгрупповая классификация инвалидности, появившаяся в 1932 г., продол­жает существовать и в настоящее время.
Самым отсталым направлением социального обеспечения в регионе сле­дует признать образовательную политику. Ее активное развитие начинается только с 1935 г. Однако на всем протяжении десятилетия регион испытывал острый кризис в системе образования. Это было связано с недостатком школь­ных зданий, учебников, школьных принадлежностей, антисанитарными усло­виями, перегруженностью действующих школ (учиться приходилось в две -три смены и без выходных). Отсутствовало слаженное снабжение школ топливом. Подобная ситуация вынуждала принимать в школы детей по классовому при­знаку. Во второй половине 30-х гг. ХХ в. ситуация улучшилась, однако кризис окончательно удалось ликвидировать лишь к концу третьего десятилетия.
Для Средневолжского края, а затем для Куйбышевской области социаль­ная проблема являлась одной из самых острых, по сравнению с другими регио­нами страны. В 1932-33 гг. по Поволжью ударил сильный голод, в связи с чем, проблема беспризорности для Средневолжского края оказывается одной из главных. Голод вызвал большой приток детей из деревень в города, из-за чего наблюдается рост беспризорных. Чтобы покончить с безнадзорностью и бес­призорностью правительству пришлось усиливать борьбу в этом направлении. Во второй половине 30-х гг. отмечается наплыв беспризорников из Средней Азии и Сибири.
В целом массовая миграция охватывает не только детей. Значительно увеличивается численность городского населения, что, в свою очередь, приво­дит к увеличению числа рабочих рук на производстве. В городах увеличивается спрос на продукты питания, бытовые услуги, жилье и т. д. Это все требовало выработки эффективной и взвешенной социальной политики. Важнейшими компонентами этой политики становились: развитие здравоохранения, охрана детства и материнства, совершенствование образования и т. д.


Неопубликованные источники
Самарский областной государственный архив социально-политической исто­рии (СОГАСПИ)
1. Ф. 656 - Самарский обком КП РСФСР. Оп. 3. Д. 120; Оп 28. Д. 325; Оп. 29. Д. 2, 116;
2. Ф. 714 - Самарский горком КП РСФСР. Оп. 1. Д. 190, 659;
3. Ф. 1141 - Куйбышевский крайком ВКП(б). Оп. 4. Д. 56; Оп. 20. Д. 730;
4. Ф. 2461 - Куйбышевский горком ВЛКСМ. Оп. 1. Д. 266;
5. Ф. 9356 - Куйбышевский областной совет профсоюзов. Оп. 6. Д. 84, 119; Оп. 7. Д. 320.
Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО)
1. Ф. Р-56 - Самарский городской Совет народных депутатов. Оп. 1. Д. 476, 476б, 487, 720, 897, 898, 904, 1194, 1197;
2. Ф. Р-400 - Отдел народного образования исполнительного комитета Куй­бышевского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 40;
3. Ф. Р-779 - Исполнительный комитет Куйбышевского краевого Совета ра­бочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 2. Д. 114, 138, 247; Оп. 5. Д. 18;
4. Ф. Р-1141 - Куйбышевский краевой отдел коммунального хозяйства. Оп. 8. Д. 65;
5. Ф. Р-1160 - Отдел здравоохранения исполкома Куйбышевского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 1. Д. 21, 22;
6. Ф. Р-1198 - Куйбышевская областная комиссия по улучшению жизни детей при Куйбышевском облисполкоме. Оп. 2. Д. 1; Оп. 4. Д. 2, 8; Оп. 6. Д. 4, 9; Оп. 26. Д. 21; Оп. 31. Д. 12, 17;
7. Ф. Р-1245 - Средневолжское краевое управление народно -хозяйственного учета при Госплане СССР. Оп. 1. Д. 21; Оп. 17. Д. 11;
8. Ф. Р-2056 - Куйбышевский краевой отдел соцобеспечения. Оп. 1. Д. 3; Оп. 2. Д. 329; Оп. 5. Д. 18;
9. Ф. Р-2521 - Куйбышевское областное управление статистики. Оп. 3. Д. 550; Оп. 10. Д. 3;
10. Ф. Р-2558 - Самарский областной совет народных депутатов. Оп. 2. Д. 40, 61, 65,67; Оп. 7. Д. 84;
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ