Аннотация 2
Введение 5
1 Понятие, значение и сущность национальной безопасности 8
1.1 Национальная безопасность: понятие и содержание 8
1.2 Система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации 16
1.3 Формы и методы осуществления обеспечения национальной безопасности 21
2 Деятельность правоохранительных органов и специальных служб по обеспечению национальной безопасности в современных условиях 27
2.1 Компетенция правоохранительных органов в сфере обеспечения национальной безопасности 27
2.2 Деятельность Совета Безопасности Российской Федерации по обеспечению государственной безопасности 34
2.3 Деятельность Федеральной службы безопасности Российской Федерации по обеспечению государственной безопасности 40
2.4 Деятельность Службы внешней разведки Российской Федерации по обеспечению государственной безопасности 42
3 Организация охраны обеспечения национальной безопасности в особых условиях 48
3.1 Обеспечение порядка органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий 48
3.2 Обеспечение порядка органами внутренних дел в условиях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и техногенных катастроф 55
3.3 Соотношение деятельности ФСБ и иных правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности РФ 60
Заключение 64
Список используемых источников 71
Национальная безопасность представляет собой самостоятельный правовой институт, закрепленный в нормативно-правовых актах Российской Федерации, направленный на поддержание государственности, суверенитета и общественного порядка в стране. Национальная безопасность является неотъемлемой частью любого государства, она неотделима от структуры государственного устройства, именно она обеспечивает бесперебойную работу всего государственного механизма. В настоящее время в научной литературе можно встретить точку зрения о необходимости включения в Конституцию РФ норм, регулирующих ее содержание и определение.
Основными субъектами, обеспечивающими национальную безопасность в Российской Федерации, являются правоохранительные органы и специальные службы. В составе правоохранительных органов огромное значение имеют полиция и органы внутренних дел. В их ведении находится не только поддержание общественного порядка (как составной части национальной безопасности), но и обеспечение контроля за проведением общественных массовых мероприятий, поддержание правопорядка, что в свою очередь выступает именно как внутренняя деятельность государства. Более того, органы полиции обязаны поддерживать порядок в «горячих» точках, локализовать внутренние конфликты, что относится к защите государственного устройства и государственного суверенитета.
Специальные службы (служба безопасности, служба разведки и прочее) являются специализированными, узконаправленными органами, которые призваны осуществлять в том числе внешние функции государства, функции по защите от внешних угроз, предотвращение и профилактика террористических операций и т.д.
До настоящего времени сохраняются угрозы в сфере обеспечения национальной безопасности государства, в некоторых регионах осуществляется усиленный контроль со стороны полиции и специальных служб (южные районы России), однако, необходимо отметить снижение регистрируемых преступлений. Так, с января по декабрь 2018 года зарегистрировано 2058,5 тысяч преступлений, что на 4,7% меньше, чем за аналогичный период в 2017 году. При этом на 12,6 % (с 254 007 до 222 021) уменьшилось число преступлений, которые совершены на улицах, площадях, в парках, скверах. Их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений составляет 21,6 %. А это уже свидетельствует о стабилизации в сфере охраны национальной безопасности и общественного порядка.
Указанные факторы делают исследование деятельности правоохранительных органов, органов полиции, а также специализированных служб по обеспечению национальной безопасности актуальными.
Объектом исследования является национальная безопасность, правоохранительные органы и специальные службы, а также их деятельность в области обеспечения национальной безопасности.
Предметом исследования выступают общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации, а также законодательство, их регулирующее.
Целью исследования является анализ действующего законодательства, регулирующего особенности обеспечения полицией и специальными службами национальной безопасности РФ.
Для реализации указанной цели были сформулированы следующие задачи:
• исследование сущности и содержания национальной безопасности;
• изучение структуры государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность в Российской Федерации;
• анализ основных направлений деятельности полиции России по обеспечению национальной безопасности;
• анализ правового регулирования деятельности полиции России по обеспечению национальной безопасности РФ;
• анализ деятельности специальных служб и ее правовое регулирование в области обеспечения национальной безопасности;
• анализ содержания и перспектив обеспечения национальной безопасности;
• анализ взаимодействия правоохранительных органов, органов полиции и специальных служб по обеспечению национальной безопасности.
Исходные положения работы основаны на изучении норм федерального законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также иных нормативно-правовых источников по рассматриваемому вопросу.
Теоретическую основу исследования составили работы А.В. Серегина, В.В. Лазарева, А.В. Готовцева, С.В. Зуева, Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумова, Г.Ю. Малумова и других авторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в данной работе выводы и предложения могут быть применены в практической деятельности работников правоохранительных органов.
Методологическую основу исследования составили диалектико-материалистические воззрения и такой их элемент, как системный анализ, а также положения современной теории государства и права. Наряду с всеобщим диалектическим методом применялись общенаучные и специальные методы познания. В ходе исследования были использованы такие общенаучные методы как анализ, синтез, индукция, дедукция.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Национальная безопасность является традиционным объектом правовой защиты. Обеспечение национальной безопасности - это основной вид деятельности различных правоохранительных органов, центральное место в данной сфере принадлежит сотрудникам органов внутренних дел, особенно полиции и специальным службам.
Действия субъектов безопасности находят свое воплощение и выражение в определенных формах, под которыми понимается объективная, внешняя сторона их сущности. Воздействие же на объект производится с помощью различных способов, приемов, средств, которые именуются методами. Правоохранительными органами в процессе осуществления деятельности, направленной на обеспечение национальной безопасности, используются методы убеждения и принуждения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность правоохранительных органов и специальных служб, направленная на охрану национальной безопасности, детально урегулирована в действующем законодательстве, однако, имеются некоторые вопросы, нуждающиеся в нормативном закреплении или совершенствовании. В связи с образованием территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в функции которых также входит обеспечение национальной безопасности, необходимо четко отработать механизм оперативного управления силами частных охранных организаций посредством уже имеющегося потенциала органов внутренних дел, включив в него возможности подразделений Росгвардии;
Общие выводы по работе
1. Сегодня национальная безопасность относится к числу наиболее актуальных и вместе с тем дискуссионных тем современной юридической науки. В целом, проблема безопасности является не новой, но для этой проблемы нужны новые подходы, соответствующие условиям и угрозам современного мира. Понятие «безопасность» будучи сложнейшим, многогранным социально-политическим и правовым явлением объективно обладает конкретно-историческим характером и тесной связью со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе природа - человек - общество.
2. В настоящее время в самом общем виде в качестве безопасности государства как одного из главных условий нормального развития человека и общества понимают защищенность качественного состояния общественных отношений, которыми обеспечивается прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источник которых - это внутренние и внешние противоречия.
3. Обеспечение национальной безопасности по своей сути является одним из видов правоохранительной деятельности. В связи с этим, предлагается закрепить право на безопасность как объекта правоохранительной деятельности в Конституции Российской Федерации, дополнив ее статьей 20.1 следующего содержания: «Каждый имеет право на безопасность. Безопасность гарантируется государством».
Обеспечение государственной безопасности осуществляется всеми государственными органами власти, государством в целом. Однако в отношении некоторых из них такая деятельность основная. Органы государственной безопасности являются видом правоохранительных органов по обеспечению защиты государственного строя от внешних и внутренних угроз, которые осуществляют на основе закона в качестве основных функций разведывательную, контрразведывательную деятельность, выявляют и расследуют преступления, посягающие на безопасность государства, борются с терроризмом и экстремизмом, охраняют государственную границу, высших органов государственной власти и должностных лиц, обеспечивающих безопасность специальных видов связи.
4. Основные направления деятельности по обеспечению национальной безопасности состоят из:
• разведывательной деятельности;
• контрразведки;
• предупреждения, выявления, расследования и пресечения преступлений, которые посягают на безопасность государства (преступлений против государственного (конституционного строя), коррупции в органах власти и правоохранительных органах, организованной преступности, незаконного оборота оружия и так далее);
• борьбы с терроризмом и экстремизмом;
• охраны государственной границы;
• охраны высших органов государственной власти и должностных лиц;
• обеспечения безопасности специальных видов связи.
5. В силу особенностей организации обеспечения государственной безопасности на территории различных государств, могут быть выделены четыре основные модели такой организации: децентрализованная; концентрическая; централизованная; смежная.
Модель - это, прежде всего, система. В свою очередь органы государственной безопасности должны иметь системное построение для правильного и эффективного функционирования. При этом выбор той или иной модели построения органов должен зависеть не только от функциональной нагрузки, но и от особенностей развития государства.
6. Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов. Государство, беря на себя ответственность по обеспечению национальных интересов, принимает меры по осуществлению комплексного развития правоохранительных органов и специальных служб, совершенствует структуру и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивает систему выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам и так далее. В связи с этим в современных исследованиях государственной политики в области обеспечения безопасности существенное значение имеет изучение отдельных органов власти и их специфики.
Так в числе правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению государственной безопасности России, следует назвать Совет Безопасности Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации.
7. В российской государственной политике в области обеспечения безопасности одним из ключевых органов управления является Совет безопасности России. Этот институт имеет аналоги в государственном управлении зарубежных стран. Однако, в течение определенного периода его развития сформировались его особые черты. Опыт функционирования Совета безопасности России представляет интерес для понимания и оценки эффективности политики обеспечения безопасности в современной России.
8. Федеральная служба безопасности России осуществляет деятельность по обеспечению безопасности, которая является элементом правоприменительной деятельности. При этом последняя, вместе с нормотворческой деятельностью, являются видами деятельности Федеральной службы безопасности России по обеспечению государственной безопасности.
В связи со сказанным, предлагается статью 1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» дополнить словами следующего содержания: «Целью деятельности федеральной службы безопасности является обеспечение государственной (национальной) безопасности Российской Федерации, поддержание и защита прав и свобод человека и гражданина».
В свою очередь статью 2 названного Федерального закона «О федеральной службе безопасности» целесообразно также дополнить таким пунктом: «Органы федеральной службы безопасности являются правоохранительными органами и основной частью сил обеспечения государственной (национальной) безопасности Российской Федерации».
Одной из главных проблем, проявляющейся на сегодня в той или иной мере при осуществлении фактически всех видов деятельности по обеспечению государственной безопасности, является несоответствие элементов правового режима охраны гуманистическим началам и соответствующему им ценностно-правовому ряду правовой системы России.
Данное обстоятельство приводит к нарушению принципов законности, гарантированности прав и свобод личности, а также обоснованности обеспечения государственной безопасности.
Наиболее очевидно проблема несоответствия элементов правового режима обеспечения национальной безопасности гуманистическим началам и соответствующему им ценностно-правовому ряду правовой системы России заявляет о себе в деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации и в структуре соответствующих этой деятельности законодательства о государственной безопасности. Режим осуществляемой Федеральной службой охраны Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности проявляется, прежде всего, в нестандартном правовом регулировании, особом правовом статусе данной службы, беспрецедентном объеме ее полномочий.
К сожалению, как в частном случае с национальной безопасностью, так и вообще в вопросах аксиологических сопоставительных оценок представителями государственного аппарата общественных (общечеловеческих, нравственных, гуманитарных) и государственных (политических) ценностей, в настоящее время в России наблюдается явный перекос в сторону последних. А это ведет к системным изъянам в законодательстве, к отсутствию надежных законодательных гарантий реализации правового статуса личности.
Из сказанного следует, что при создании законов, фиксирующих правовой механизм обеспечения государственной безопасности, одной из основных задач законодателя является поиск компромисса между двумя сторонами отношений охраны: с одной стороны - надежностью и эффективностью обеспечения государственной безопасности, обеспечиваемой совокупностью принудительных правовых средств, а с другой - отсутствием нарушения прав и свобод, соблюдением правового статуса правопослушных граждан.
9. Служба внешней разведки Российской Федерации - спецслужба, исполняющая функции основного органа внешней разведки Российской Федерации. Служба внешней разведки Российской Федерации - один из органов исполнительной власти России. Деятельностью Службы внешней разведки руководит Президент Российской Федерации.
Основные функции Службы внешней разведки России связаны защитой безопасности государства и общества от угроз с внешней стороны.
Методы и средства, при помощи которых Служба внешней разведки осуществляет свою деятельность, определены федеральным законодательством. При этом Служба внешней разведки России является составной частью сил, обеспечивающих безопасность государства, как это определяет федеральное законодательство.
В целом на сегодня, внешняя разведка России стала одной из наиболее эффективно действующих мировых секретных организаций. В послужном списке российских спецслужб много успешно проведенных операций, часть из которых рассекречена, а часть оперативных разработок до сих пор остается государственной тайной. С одной стороны, такой режим секретности оправдан, а с другой - он не позволяет в полной мере оценить эффективность деятельности Службы внешней разведки России по обеспечению государственной безопасности страны.
Делая общий вывод, следует сказать о том, что обеспечение национальной безопасности - одно из главных направлений в любом государстве. При этом правоохранительные органы, осуществляющие деятельность по обеспечению национальной безопасности, должны действовать совместно. Именно организованная деятельность будет способствовать достижению целей и задач, поставленных перед обеспечением государственной безопасности в целом.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // «Собрании законодательства РФ» 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. № 245. 23.12.1997.
3. О военном положении Федеральный Конституционный Закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 04.02.2002. № 5. ст. 375.
4. О прокуратуре Российской Федерации Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
5. О федеральной службе безопасности Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995. №15. ст. 1269.
6. Об оружии Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. № 150-ФЗ
7. О полиции Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Российская газета. № 295. 29.12.2010.
8. Об оперативно-розыскной деятельности Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. ст. 3349.
9. О государственной охране Федеральный закон от 27.05.1996 № 57- ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Российская газета. № 106. 06.06.1996.
10. О безопасности Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. ст. 2.
11. О Государственной границе Российской Федерации Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Российская газета. № 84. 04.05.1993.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996 № 25 ст. 2954.
13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. № 20. ст. 2444.
14. О Федеральной службе безопасности Российской Федерации: Положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960 (ред. от 20.01.2015 г.) // Российская Газета. 2003. - № 161.
15. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации Указ Президента РФ от 18.07.1996 № 1039 (ред. от 17.04.2003) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. ст. 2.
...